Исследование игры детей дошкольного возраста с проблемами в общении

1973

Аннотация

В контексте проблемы формирования психологических границ «Я» рассматриваются особенности игры дошкольников с проблемами в общении. Исследуется феноменология психологических границ «Я» и их нарушения у дошкольников в процессе игры. Представлены данные об особенностях игры детей, не принимаемых сверстниками, и их отличия от игры принимаемых детей (нарушения границ роли и сюжета, неадекватность размеров игрового пространства, выход из игровых отношений в реальные и др.), а также характеристики психологических границ «Я» этих детей. В исследовании участвовали 140 детей старшего дошкольного возраста, в основную группу вошли 70 детей, не принимаемых сверстниками. Участниками исследования были также матери детей (40 из контрольной группы, 40 – из исследуемой). Обработка результатов осуществлялась при помощи статистического пакета SPSS, для проверки значимости различий использовались критерии Х2, Манна-Уитни, был проведен также корреляционный, факторный и кластерный анализ. Все представленные различия между группами статистически значимы при р < 0,01. Полученные результаты показали, что существует связь между несформированностью психологических границ «Я», особенностями игры детей и их отношениями со сверстниками в дошкольном возрасте, установлена также связь между нарушением психологических границ «Я», нарушением взаимодействия с матерью и личностными особенностями детей.

Общая информация

Ключевые слова: психологические границы "Я", непринимаемые сверстниками дети, игра, сюжет, игровое пространство, содержание игры, роль

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Филиппова Е.В., Пивненко Т.В. Исследование игры детей дошкольного возраста с проблемами в общении // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 3. С. 80–88.

Фрагмент статьи

Значение игры для психического развития и формирования личности в наше время вряд ли требует специальных доказательств. К каким бы разным психологическим направлениям не принадлежали исследователи, все они единодушны в том, что игра необходима для полноценного психического развития детей, становления их личности, обретения места в мире. В книге «Психология игры» Д. Б. Эльконин, говоря о значении игры, выделяет стороны психического развития, в отношении которых влияние игры является определяющим и развитие которых «подготавливает переход на новую более высокую ступень психического развития, переход в новый период развития» [8, с. 288]. Это развитие мотивационно-потребностной сферы, преодоление познавательного эгоцентризма, развитие умственных действий, произвольного поведения.

Именно в игре дошкольников складываются основные предпосылки овладения учебной деятельностью и, следовательно, то, насколько полноценно играет ребенок, во многом определяет успешность его обучения в школе. Произвольность, способность следовать нормам, действовать по образцу, оперировать знаками и схемами, овладение социальными нормами – всё это важнейшие новообразования дошкольного возраста, формирующиеся преимущественно в игре.

Исследования, проведенные более 20 лет назад под руководством Д. Б. Эльконина в контексте изучения условий перехода к обучению в школе с шести лет, показали, что дети, «недоигравшие» в детском саду, отстают от своих семилетних одноклассников и в когнитивном, и в личностном развитии, у них выше тревожность, хуже развита способность к символизации [5]. В дальнейшем многие исследования подтвердили это.

Представленная здесь работа во многом была инициирована дискуссиями о состоянии игры современных детей. Наблюдения за их жизнью и специальные исследования показывают, что, к сожалению, современные дети играют все меньше, а социальная жизнь взрослых постепенно вымывается из содержания детских игр [6]. Однако возникает вопрос, всегда ли, даже если дети играют, для всех ли игра может полностью выполнить свою социализирующую функцию, все ли способны реализовать развивающий потенциал игры. Этот вопрос возник перед нами в связи с наблюдениями за игрой детей в старшей группе детского сада. Обратили на себя внимание особенности игры непопулярных детей, их игра и стала предметом первой части настоящего исследования.

<...>

Литература

  1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6.
  2. Выготский Л. С. Из записок конспекта Л.С. Выготского к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
  3. Винникотт Д. В. Игра и реальность. М., 2002.
  4. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические произведения. Т.1. М., 1983.
  5. Психологические особенности детей 6–7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера. М., 1988.
  6. Смирнова Л. И., Гударева О. В. Игра и произвольность у современных дошкольников // Вопросы психологии. 2004. № 1.
  7. Филиппова Е. В., Пивненко Т. В. Об игре детей, не принимаемых сверстниками / Под ред. Е.А. Репринцевой. Курск, 2008.
  8. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1999.
  9. Эльконин Д. Б. Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте // Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1989.
  10. Эльконинова Л. И. О единице сюжетно-ролевой игры // Вопросы психологии, 2004. № 1.

Информация об авторах

Филиппова Елена Валентиновна, кандидат психологических наук, профессор и заведующая кафедрой детской и семейной психотерапии факультета психологического консультирования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1328-3041, e-mail: e.v.filippova@mail.ru

Пивненко Татьяна Витальевна, кандидат психологических наук, психолог детского сада № 1134, Москва, Россия, e-mail: tvpschld@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5797
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 1973
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1