Свобода учиться: К. Роджерс идет навстречу В. В. Давыдову (контуры новой философии образования)

3370

Аннотация

Раскрывается общность взглядов В. В. Давыдова и К. Роджерса на проблему умения учиться как ключевую в современном образовании. Отмечается, что учение в массовой школе не является формой личностного роста учащихся: ребенок не испытывает интереса к учебным предметам, поскольку не испытывает интереса к себе как к личности, будучи в своих каждодневных учебных свершениях зауряден, обыденен. Обсуждаются источники личностного роста в развивающем образовании. Анализируется позиция педагога в развивающем образовании. Рассматривается понятие «теоретическое отношение к действительности». Показывается, что в системе Эльконина–Давыдова и теоретическом обосновании заложены предпосылки новой философии образования. Подчеркивается, что образование выступает в качестве формы ценностного отношения общества и государства к человеку как к личности, а не только как к «общественно полезному индивиду», и тем самым – в качестве формы личностного общения. Воссоздается логика развития исследовательских приоритетов в концепции В. В. Давыдова.

Общая информация

Ключевые слова: развивающее образование, умение учиться, личностный рост, Давыдов В.В., Роджерс К.

Рубрика издания: История психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Кудрявцев В.Т. Свобода учиться: К. Роджерс идет навстречу В. В. Давыдову (контуры новой философии образования) // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 4. С. 51–60.

Фрагмент статьи

Как ни парадоксально, поиски В. В. Давыдова и его школы по своей направленности созвучны тому, что стремился сделать (и сделал) в данной области Карл Роджерс. Об этом свидетельствует тот уникальный опыт исполнения миссии психолога в образовании, который описан в известной книге К. Роджерса «Свобода учиться». Впервые вышедшая в США в 1969 г. книга К. Роджерса выдержала три издания, последнее из которых, переработанное его соавтором Дж. Фрейбергом (1994), недавно увидело свет в России [6].

Если мы хотим сохранить эту хруп­кую планету и построить жизнь, достой­ную человека, нам нужна помощь все­го молодого поколения, всей огром­ной массы нашей молодежи, включая и серьезных, думающих молодых лю­дей, и обеспеченных, но не имеющих цели подростков, и отчаявшихся, от­чужденных обитателей городских гетто. Единственный способ, которым мы мо­жем гарантировать себе эту помощь, – содействие молодежи в том, чтобы она глубоко и всестороннее училась и пре­жде всего училась учиться [6, с. 27]. Проблема развития умения и желания (что вместе и составляет предпосылку «сво­боды») учиться остро стоит во всем мире. Не случайно идея life long learning («обуче­ние на протяжении всей жизни»), в вопло­щении которой некоторые государствен­ные и общественные деятели видят залог успешного возведения общеевропейского дома, оказалась востребованной в разви­тых западных странах на рубеже ушедше­го и наступившего столетий. Обратим вни­мание – в западных странах, где ценности саморазвития, самостоятельности, само­деятельности, самообучения уже давно во­шли в плоть и кровь культуры и цивилизации.

Свобода учиться – значительно более редка и трудно достижима, нежели любая социальная и экономическая свобода. Этой свободой система образования (как отече­ственная, так и мировая в целом) во многом обязана подвижническому труду В.  В. Да­выдова и его коллектива. Он, как и К. Род­жерс, исполнял свою миссию в образова­нии, а не просто научно «обеспечивал», «сопровождал», «поддерживал» его.

Мы отдаем себе отчет в том, что сам Ва­силий Васильевич, если бы и согласился с нашей попыткой провести подобную парал­лель, то с очень большими оговорками (из­вестно его прохладное отношение к «гума­нистической психологии», хотя этот термин уже давно используется лишь как маркер для обозначения самых разных психологи­ческих представлений и течений). Но факт остается фактом: и В. В. Давыдов и К. Род­жерс в своих взглядах на проблему умения учиться руководствовались в первую оче­редь гуманитарно-мировоззренческими, в том числе ценностно-смысловыми, а не «технологическими» критериями.

<...>

Литература

  1. Давыдов В. В. Последние выступления. Рига, 1998.
  2. Давыдов В. В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопросы психологии. 1997. № 1.
  3. Кудрявцев В. Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода. Рига, 1999.
  4. Кудрявцев В. Т., Хаккарайнен П., Уразалиева Г. К. Коперниканская революция в психолого-педагогическом мышлении и ее методологический контекст // Известия РАО. 2000. № 2.
  5. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. М., 2002.
  6. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М., 2002.
  7. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики) // Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М., 1997.
  8. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

Информация об авторах

Кудрявцев Владимир Товиевич, доктор психологических наук, профессор, профессор Международной кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), эксперт лаборатории культурно-исторических моделей образования, Институт среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского; профессор дирекции образовательных программ, Московский городской педагогический университет (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9283-6272, e-mail: vtkud@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3494
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 3370
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3