Генетико-моделирующий метод и диагностика новообразований учебной деятельности

1809

Аннотация

В статье дается краткая характеристика генетико-моделирующего метода, предложенного Л. С. Выготским в качестве альтернативы методу срезов. Соотносятся идеи Л. С. Выготского, связанные с построением нового метода исследования и диагностики становящихся новообразований психического развития – генетико-моделирующего метода, и практика исследования и диагностики развивающих эффектов учебной деятельности в теории Эльконина–Давыдова. Основания для соотнесения: теория учебной деятельности преемственно развивает идею преодоления натурального в культурном и при построении циклов учебных задач (единиц учебной деятельности) воспроизводит основные черты генетико-моделирующего метода; при этом диагностика, построенная в теории и практике учебной деятельности, по преимуществу воспроизводит метод срезов, а не генетико-моделирующую процедуру. Предполагаются возможности обращения к генетико-моделирующему методу и синтезу понятий «инструментальный акт» (Л. С. Выготский) и «учебная задача» (В. В. Давыдов). В качестве прообраза исследовательской практики, синтезирующей содержание этих понятий, рассматривается эксперимент Л. В. Берцфаи. Описан вариант методики, иллюстрирующий авторское понимание возможности такого синтеза.

Общая информация

Ключевые слова: генетико-моделирующий метод, инструментальный акт, знаковое опосредствование, единица анализа, учебная деятельность, учебная задача, обобщенный способ действия

Рубрика издания: Тематические сообщения

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Медведев А.М. Генетико-моделирующий метод и диагностика новообразований учебной деятельности // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 4. С. 91–99.

Фрагмент статьи

<...>

Иногда Л. С. Выготский характеризовал предлагаемый им метод как объективиру­ющий: «Если методика “стимул – реакция” была объективной психологической ме­тодикой, ограничивавшей изучение лишь теми процессами, которые в поведении че­ловека уже являлись внешними, то наша методика с полным правом может быть на­звана объективирующей … Вынося наружу те вспомогательные операции, с помощью которых субъект овладевает той или иной задачей, наша методика делает их доступ­ными для объективного изучения, иначе го­воря, объективирует их» [7, с. 78–79].

Наряду с этим в текстах Л. С. Выготского предлагаемый им метод определяется как инструментальный, поскольку предметом исследования выступает инструменталь­ный акт. «… В инструментальном акте, – пишет Л. С. Выготский, – используются пси­хологические свойства внешнего явления, стимул становится психологическим ору­дием в силу использования его как сред­ства воздействия на психику и поведение. Поэтому всякое орудие является непремен­но стимулом; если бы оно не было непре­менно стимулом, т. е. не обладало способ­ностью воздействия на поведение, оно не могло бы быть и орудием. Но не всякий сти­мул является орудием» [5, с. 106–107].

<...>

Литература

  1. Агеев В. В., Давыдов В. В., Рубцов В.В. Опробование как механизм построения со­вместных действий // Психологический жур­нал. 1985. № 4.
  2. Аршавина Л. И. Развитие аналитических компонентов мышления у младших школьни­ков при различных типах обучения: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Киев, 1982.
  3. Берцфаи Л. В. Формирование двигательно­го навыка в условиях практической и учебной задачи // Вопросы психологии. 1963. № 4.
  4. Берцфаи Л. В. Опыт построения методи­ки диагностики учебной деятельности млад­ших школьников // Диагностика учебной дея­тельности и интеллектуального развития де­тей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М., 1981.
  5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1. М., 1982.
  6. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. М., 1982.
  7. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 6. М., 1984.
  8. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976.
  9. Гузман Р. Я. Роль моделирования совмест­ной деятельности в решении учебных задач // Вопросы психологии. 1980. № 3.
  10. Давыдов В.В. Теория развивающего обу­чения. М., 1996.
  11. Зак А. З. Диагностика теоретического мышления у младших школьников // Психоло­гическая наука и образование. 1997. № 2.
  12. Зак А. З. Диагностика интеллектуального развития выпускников начальной школы как оценка рисков обучения в основной школе // Пси­хологическая наука и образование. 2009. № 2.
  13. Марокова М. В. Формы, уровни и динами­ка планирующей функции мышления у млад­ших подростков: Автореф. дисс. … канд. пси­хол. наук. М., 2010.
  14. Рякина С. В. О возможностях активного формирования у младших школьников со­держательного анализа (в связи с проблемой использования методики «Кубики Кооса») // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности / Под ред. В. В. Давы­дова (отв. ред.), Т. А. Матис. М., 1983.
  15. Федекин И. Н. Новый метод диагностики сформированности действия планирования // Вестник Международной Ассоциации «Разви­вающее обучение». 2000. № 7.

Информация об авторах

Медведев Александр Михайлович, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Волгоградского государственного педагогического университета, Волгоград, Россия, e-mail: al.medvedeff2009@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3195
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 16

Скачиваний

Всего: 1809
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 5