Исследование школьных переживаний старшеклассников с точки зрения их внутреннего содержания и строения

1117

Аннотация

В статье представлены материалы исследования школьных переживаний учащихся старших классов с точки зрения их внутреннего содержания и строения. Исходная предпосылка состояла в допущении сложной структуры школьных переживаний (выделение собственно эмоционального и когнитивного компонентов), а также возможности различий переживаний по уровню интенсивности и знаковой модальности (негативности / позитивности). Исследование проводилось на базе одной из московских школ и состояло из двух этапов, в первом из которых было задействовано 45 респондентов (32 девятиклассника и 13 одиннадцатиклассников), а во втором – 59 респондентов (39 девятиклассников и 20 одиннадцатиклассников). Для достижения целей работы применялись опросники «Школьные переживания» (ШП) и «Мир переживаний» (МП). В процессе теоретического анализа выделены и описаны компоненты переживаний старшеклассников относительно различных областей образовательной ситуации, а эмпирическое исследование позволило получить данные относительно интенсивности и модальности выделенных компонентов переживаний. Одним из установленных фактов является в целом невысокий уровень интенсивности обоих компонентов школьных переживаний.

Общая информация

Ключевые слова: культурно-исторический подход, переживание, структурные компоненты переживания, школьные переживания, образовательная среда, старшеклассники

Рубрика издания: Педагогическая психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Перминова С.Е., Мещерякова И.А. Исследование школьных переживаний старшеклассников с точки зрения их внутреннего содержания и строения // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 5. С. 26–36.

Литература

  1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. М.-СПб., 2009.
  2. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.
  3. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 2005.
  4. Головин С. Ю. Словарь психолога-практика. М., 2005.
  5. Зинченко В. П. Аффект и интеллект в образовании. М., 1995.
  6. Мещеряков Б. Г., Соболев Г. И. Операционализация социально-психологической адаптации студентов через понятие переживания // Культурно-историческая психология. 2010. № 1.
  7. Мещерякова И. А. Проблемное поле и мир переживаний старшеклассников // Психологическая наука и образование. 1998. № 3–4.
  8. Мещерякова И. А., Иванова А. В. Проблемное поле и переживания студентов // Психологическая наука и образование. 2004. № 2.
  9. Мещерякова И. А. Некоторые проблемы и результаты изучения проблемного поля старшеклассников // Культурно-историческая психология. 2006. № 4.
  10. Мещерякова И. А. Психологический анализ проблемного поля старшеклассников. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2006.
  11. Мещерякова И. А. Психологический анализ проблемного поля старшеклассников. Дисс. ... канд. психол. наук. М., 2006.
  12. Морозов А. В. Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. М., 2005.
  13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2001.
  14. Фахрутдинова Л. Р. Психология переживания: современное состояние, актуальные исследования, перспективы развития // Международный форум в Сочи / Научные материалы международного форума и школы молодых ученых ИП РАН / Раздел 2. Психология российских регионов. URL: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_2_p/fahrutdino.html.
  15. Фахрутдинова Л. Р. Психология переживания человека. Казань, 2008.
  16. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М., 2005.
  17. Ярошевский М. Г. Л. С. Выготский и проблема социокультурной детерминации психики // Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры / Под ред. М. Г. Ярошевского. М., 1996.

Информация об авторах

Перминова Светлана Евгеньевна, аспирант кафедры педагогической психологии факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: sveltesv@mail.ru

Мещерякова Ирина Анюровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии МГППУ факультета психологии образования, Москва, Россия, e-mail: iam_for_stud@mail.ru