Психологическая наука и образование
2010. Том 15. № 5. С. 26–36
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Исследование школьных переживаний старшеклассников с точки зрения их внутреннего содержания и строения
Аннотация
В статье представлены материалы исследования школьных переживаний учащихся старших классов с точки зрения их внутреннего содержания и строения. Исходная предпосылка состояла в допущении сложной структуры школьных переживаний (выделение собственно эмоционального и когнитивного компонентов), а также возможности различий переживаний по уровню интенсивности и знаковой модальности (негативности / позитивности). Исследование проводилось на базе одной из московских школ и состояло из двух этапов, в первом из которых было задействовано 45 респондентов (32 девятиклассника и 13 одиннадцатиклассников), а во втором – 59 респондентов (39 девятиклассников и 20 одиннадцатиклассников). Для достижения целей работы применялись опросники «Школьные переживания» (ШП) и «Мир переживаний» (МП). В процессе теоретического анализа выделены и описаны компоненты переживаний старшеклассников относительно различных областей образовательной ситуации, а эмпирическое исследование позволило получить данные относительно интенсивности и модальности выделенных компонентов переживаний. Одним из установленных фактов является в целом невысокий уровень интенсивности обоих компонентов школьных переживаний.
Общая информация
Ключевые слова: культурно-историческая психология, переживание, структурные компоненты переживания, школьные переживания, образовательная среда, старшеклассники
Рубрика издания: Педагогическая психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Перминова С.Е., Мещерякова И.А. Исследование школьных переживаний старшеклассников с точки зрения их внутреннего содержания и строения // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 5. С. 26–36.
Литература
- Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. М.-СПб., 2009.
- Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.
- Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 2005.
- Головин С. Ю. Словарь психолога-практика. М., 2005.
- Зинченко В. П. Аффект и интеллект в образовании. М., 1995.
- Мещеряков Б. Г., Соболев Г. И. Операционализация социально-психологической адаптации студентов через понятие переживания // Культурно-историческая психология. 2010. № 1.
- Мещерякова И. А. Проблемное поле и мир переживаний старшеклассников // Психологическая наука и образование. 1998. № 3–4.
- Мещерякова И. А., Иванова А. В. Проблемное поле и переживания студентов // Психологическая наука и образование. 2004. № 2.
- Мещерякова И. А. Некоторые проблемы и результаты изучения проблемного поля старшеклассников // Культурно-историческая психология. 2006. № 4.
- Мещерякова И. А. Психологический анализ проблемного поля старшеклассников. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2006.
- Мещерякова И. А. Психологический анализ проблемного поля старшеклассников. Дисс. ... канд. психол. наук. М., 2006.
- Морозов А. В. Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. М., 2005.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2001.
- Фахрутдинова Л. Р. Психология переживания: современное состояние, актуальные исследования, перспективы развития // Международный форум в Сочи / Научные материалы международного форума и школы молодых ученых ИП РАН / Раздел 2. Психология российских регионов. URL: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_2_p/fahrutdino.html.
- Фахрутдинова Л. Р. Психология переживания человека. Казань, 2008.
- Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М., 2005.
- Ярошевский М. Г. Л. С. Выготский и проблема социокультурной детерминации психики // Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры / Под ред. М. Г. Ярошевского. М., 1996.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2332
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 1138
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0