Психологическая наука и образование
Содержание выпуска 2011. Том 16. № 3
Уважаемые читатели!
Этот выпуск журнала посвящен прошедшей в июне нынешнего года Международной научнопрактической конференции «Инклюзивное образование: методология, практика, технология», собравшей более 350 участников из России, Украины, Республики Беларусь, Азербайджана и стран дальнего зарубежья. В своих выступлениях исследователи и педагоги из Канады, Норвегии, Германии, Финляндии и Испании поделились опытом инклюзивного образования в своих странах. Участники конференции обсудили широкий круг теоретико-методологических, философских, организационно-управленческих вопросов, выступили с докладами и сообщениями по вопросам научно-методического обеспечения инклюзивного образования, психолого-педагогического сопровождения субъектов инклюзивного образовательного процесса, подготовки кадров для обеспечения инклюзивной практики и обсудили имеющийся в мире положительный опыт. В сборник, выпущенный по итогам этого форума, вошли материалы, позволяющие представить современное состояние обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья на всех ступенях получения образования, в которых обозначены проблемы и риски развития инклюзивной практики, представлены технологии организации инклюзивного образования в Москве и регионах России.
В настоящее время в России осуществляется масштабное введение практики инклюзивного образования – обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в учреждениях общего образования совместно со всеми детьми. Развитие практики инклюзивного образования происходит в условиях дефицита необходимых видов обеспечения (правового, методического, психолого-педагогического, материально-технического), а также на фоне десятилетиями складывавшихся в России стереотипов в отношении детей с инвалидностью как подлежащих изоляции и обучению лишь в специальных образовательных учреждениях. В этой ситуации проведение международной конференции с участием зарубежных специалистов, обладающих многолетним успешным практическим опытом инклюзивного образования, отечественных специалистов, имеющих научные и технологические заделы для организации инклюзивного образования, дало возможность не просто обменяться опытом, но и выработать важные ориентиры, методологические ограничения и технологические принципы, которым необходимо следовать в развитии практики инклюзивного образования в России.
Предлагаемый вниманию читателей выпуск журнала содержит статьи ученых и исследователей, занимающихся различными аспектами инклюзивного процесса в образовании:
-
анализом состояния и возможных перспектив разработки теоретико-методологических оснований инклюзивного обучения;
-
психолого-педагогическим сопровождением процесса взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья со своими сверстниками;
-
проблемами индивидуализации образовательного процесса при введении в школы инклюзивной практики;
-
вопросами профессиональной готовности учителя работать в инклюзии;
-
ролью психолого-медико-педагогической комиссии в создании условий для включающей практики образования.
Материалы статей данного номера журнала показывают, что в мире уже накоплен богатый опыт по созданию равных условий для получения всеми детьми качественного образования для их социальной инклюзии. Отмечается, что среди стран с наиболее совершенными законодательствами можно выделить Канаду, Кипр, Данию, Бельгию, ЮАР, Испанию, Швецию, США и Великобританию. В частности, обращается внимание на то, что в Италии законодательство поддерживает инклюзивное образование с 1971 года, во многих других странах инклюзивное образование существует уже не менее 30–40 лет. Также отмечается, что формирование инклюзивного образования является стратегическим направлением Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Именно эта тема станет центральной на конференции стран Центральной и Восточной Европы и государств – участников СНГ, которая пройдет в Москве 27–29 сентября 2011 года.
Желаю всем читателям оптимизма и веры в совместные усилия!
С. В. Алехина,
кандидат психологических
наук,
руководитель Института проблем интегративного
(инклюзивного) образования МГППУ