Обучение одаренных детей в Западной Европе*

1658

Аннотация

В статье представлены материалы доклада, где рассматриваются подходы к выявлению и обучению одаренных и способных школьников в государствах Западной и Восточной Европы (Германия, Австрия, Бельгия, Франция, Швейцария, Нидерланды, Италия, Португалия, Испания, Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия, Исландия, Венгрия) и их историческое развитие во второй половине ХХ века. Отмечается разница в понимании концепции одаренности в разных государствах и прослеживаются практические следствия из теоретических различий в них. Анализируются государственные законодательные основы обучения одаренных и способных, образовательная политика, системы конкурсов и олимпиад, деятельность частных организаций. Внимание уделяется как внутри-, так и внешкольным образовательным средствам. На основе анализа делаются выводы о многообразии форм помощи одаренным детям и совершенствовании условий их образования.

Общая информация

* Джоан Фримен. Внешкольные образовательные возможности для одаренных и способных во всем мире. Доклад для Департамента образования и навыков. Лондон, 2002. (Prof.) Joan Freeman Out-of-school educational provision for the gifted and talented around the world. A report for the department of education and skills. London, 2002. Перевод А. В. Волкова.

Ключевые слова: одаренность, способности, элитизм, эгалитаризм, образование, рекомендации, законодательство, реформы, инициативы

Рубрика издания: Психология одаренности

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Фримен Д. Обучение одаренных детей в Западной Европе // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 4. С. 63–73.

Полный текст

Веками Западная Европа - от древнегреческих философов до современных специалистов - признавала за некоторыми людьми способности к более высокой успешности деятельности. Тем не менее, единых инициатив по развитию одаренности и способностей на большой территории не предпринималось до 1994 года, когда Совет Европы (орган межправительственного взаимодействия 25 европейских государств) опубликовал рекомендации в отношении обучения одаренных детей. При этом подчеркивалось, что особые образовательные условия не должны никак выделять одну группу детей с ущербом для других.

Рекомендации Совета Европы заключаются в следующем.

•   Обеспечить законодательную поддержку особых образовательных потребностей одаренных детей;

•   развивать исследования по идентификации одаренных детей, изучению природы успеха и причин недостаточной школьной успеваемости одаренных детей;

•   обеспечивать всех учителей информацией об одаренных детях и тренингами по взаимодействию с ними;

•   создать особые условия для одаренных детей в обычной школьной системе (инклю­зивное образование);

•   принимать меры по устранению негативных последствий выделения отдельных детей в качестве одаренных или способных;

•   поощрять обсуждения и исследования среди психологов, социологов и учителей на тему смутного и относительно неопределенного понятия одаренности.

Со временем европейское обучение одаренных детей может стать уникальной системой, отвечающей потребностям и культуре их стран, хотя в данный момент высокоуровне­вые исследования в этой сфере довольно малочисленны по сравнению с работой, проводимой в Америке. Созданный в 1994 году Европейский совет по высоким способностям (European Council for High Ability - ECHA) организовал годичные очные курсы для учителей с присвоением им диплома (Неймеген, Голландия). Деятельность этих курсов распространяется на всю Европу, и сейчас они насчитывают уже 400 выпускников, часть из которых получили степень магистра по обучению одаренных детей в европейских университетах (включая Великобританию).

В целом все государственные школьные системы в Западной Европе работают в соответствии с рекомендациями Саламанкинско- го постановления[3], которые определяют право детей на такое образование, которое отвечает их способностям и интересам. Однако до сих пор ведется яростная политическая борьба между идеалами элитизма и эгалитаризма. Именно поэтому, хотя специализированное обучение одаренных детей в реальности предоставлено в большинстве стран Западной Европы, оно не всегда имеет законодательные основы.

Европейские исследователи Перссон, Йосвиг и Балог (2000) рассылали политикам и чиновникам системы образования анкету, касающуюся политического признания, законодательства, обучения и поощрения одаренных и способных детей в системе образования; его истории, сущности, а также дополнительной подготовки для учителей. Оказалось, что нет единой общепризнанной концепции обучения одаренных детей.

Рассмотрим ситуацию в отдельных странах.

Германия

Германия - федеральная республика, в которой контроль над образованием принадлежит отдельным субъектам. Законодательство предусматривает право каждого ребенка на образование вне зависимости от его происхождения или экономического положения. Более того, образование должно соответствовать способностям, интересам и склонностям ребенка. Такое образование - обязанность школ.

Хотя начальное образование почти одинаково по всей стране, некоторые немецкие провинции выделяют три типа школ, в которых поддерживаются одаренные дети. Это деление построено на критериях, включающих: 1) гибкое зачисление в первый класс (без жесткого возрастного ценза); 2) «перепрыгивание» через классы (редко); 3) факультативные курсы и определенную свободу выбора учебных предметов.

В новых субъектах федерации школьное законодательство было заимствовано из бывшей ГДР, во многом наследуя старую систему поддержки способных учеников. Это законодательное наследие также позволяет некоторым школам поддерживать одаренных, следуя особому учебному плану и предлагая большой выбор внеклассных занятий.

В данный момент есть 26 особых школ, обучающих одаренных детей, в новых субъектах федерации в восточной части страны. После объединения Германии в 1990 году многие из этих школ были приобретены новыми собственниками (негосударственными). Девять из них специализируются на математике и естественных науках, одиннадцать в искусстве и музыке и шесть фокусируются на современных языках. Три школы из девяти поддерживают интеллектуально одаренных школьников, а именно Landesschule Pforta, The Free School at Rostock и Torgelow (частная гимназия).

Принимая во внимание спортивные достижения бывшей ГДР, неудивительно, что здесь и сейчас существует двадцать гимназий, специализирующихся в спорте - в то время как в другой части Германии таких гимназий всего девять.

Инновационное обучение одаренных детей обеспечивает непрерывность обучения в детском саду и младших классах (Хартманн, 1998). Особые потребности одаренных детей тщательно отслеживаются и удовлетворяются, включая услуги по консультированию родителей. Основной акцент делается на индивидуальном консультировании родителей, учителей и одаренных школьников, а также на создании школьных советов по выявлению и развитию одаренности.

Среди одаренных учеников поддерживается конкуренция: имеются региональные и общегосударственные конкурсы, существуют специализированные рабочие группы и социальные сети для специалистов, работающих с одаренными детьми. Есть летние школы и лагеря, которые предлагаются через Дойче Шуле Академия (Deutsche Schuler Akademie) и пр. Есть многоэтапные формы отбора на международные олимпиады по информатике, математике, физике, химии, биологии и, что является уникальным, на федеральный немецкий экологический конкурс.

Способные школьники могут также продемонстрировать свои способности в разных языковых и политологических конкурсах, конкурсах по истории Германии и современности, а также в общеевропейском конкурсе «Европа в школе» (Europe in School). В сфере культуры есть конкурсы декламации, сочинения, пения, драматического искусства, кино- и видеосъемки, сочинения музыки.

Главная организация, занимающаяся с 1988 года каникулярными программами для одаренных - Дойче Шуле Академия (Deutsche Schuler Akademie). Она была создана благотворительной организацией из Бонна совместно с Федеральным министерством образования и науки. Благодаря ей уже более 5400 школьников с высокими способностями участвовали в разного рода мероприятиях для одаренных детей. В 1993 году немецкий Парламент принял новый федеральный бюджет, ставший отправной точкой для поддержки одаренных и способных школьников.

В Германии ведется специализированное обучение учителей в области преподавания для одаренных детей. Значительная часть этих программ была разработана в 1999 году Куртом Хеллером. Его международная программа Excellence в университете Мюнхена, длящаяся четыре семестра, - лидер в инновационном обучении учителей, работающих с одаренными детьми.

Организация Hochbegabtenforderung, созданная родителями, разработала 63 программы для 470 детей с повышенными способностями в 13 немецких городах.

Deutsche Gesellschaft für das hochbegabte Kind e.V.[4], основанная в 1978 году, насчитывает 3000 членов в 15 региональных группах и организует высшие курсы для детей, а также особые учебные дни в университетах. Кроме того, она предоставляет консультации родителям, ведет большой объем общественной работы и устраивает мероприятия для семей с одареннымх детьми.

Arbeitskreis Begabungsforschung und Begabungsforderung e.V. (ABB) в Ростоке является ассоциацией исследователей, чиновников от образования и учителей, ее деятельность направлена на внедрение результатов исследований в обучение.

В целом обучение одаренных в Германии перемещается в центр внимания немецкой системы образования и, соответственно, становится актуальной темой научных исследований.

Австрия

Австрийская школьная политика в последние двадцать лет была нацелена на гибкость - вертикальную и горизонтальную. Она включает смену курсов, разные формы акселерации и дифференциации отдельных групп. Есть много форм внешкольных занятий для одаренных детей, например, частичное обучение в старших классах и дополнительные курсы для одаренных в Зальцбурге, Оберпуллендорфе и Тироле. Некоторые из основных школ и средних школ организовали специальные классы с расширенными программами по музыке, спорту или современным языкам. Способные школьники могут посещать отдельные университетские курсы.

Школьные органы и муниципальные органы заключают соглашения о сотрудничестве с Университетами Зальцбурга и Инсбрука, Моцартовской консерваторией и Техническим университетом Вены. Кроме того, в Австрии разрешено домашнее обучение одаренного ребенка при условии, что оно проходит под государственным контролем.

Ежегодно проходят конкурсы по современным языкам и общественным наукам. Есть также спортивные состязания, музыкальные, а также олимпиады по математике, физике, химии и информатике. Федеральное министерство образования и культуры в данный момент планирует исследование по изучению долговременного влияния таких конкурсов на личностное развитие участников. В некоторых регионах страны существуют ежегодные летние академии.

Бельгия

В Бельгии ситуация довольно сложна, поскольку включает три общества - фламандское, французское и немецкое, и два региона: Фландрию и Валлонию, которые являются автономными и имеют отдельные законодательные системы в области образования. Тем не менее, ни в одном регионе поддержка одаренности не выделяется как отдельная задача, хотя во Фландрии есть частные школы, пять средних школ искусства и три средние спортивные школы.

Большинство обычных школ признают высокие способности только проявлением акселерации, и для таких детей есть программы предметного «обогащения». На каникулах частные организации проводят курсы по языкам, спорту, сочинению и информатике для одаренных и мотивированных школьников с

12   лет. Проводятся ежегодные олимпиады по математике, физике, химии, биологии и языкам для школьников старших классов средней школы.

Специального обучения учителей нет, но с 1995 года проводятся двухдневные семинары по дифференциации учебных планов в младшей и средней школе.

Франция

В образовательной системе Франции есть три типа школ:

1)   бесплатные государственные;

2)   частные контрактные, где государство выплачивает зарплаты учителей, следит за их компетенцией и содержанием учебного плана;

3)   независимые, над которыми у государства нет власти, кроме обеспечения целостности территории.

Учителя во всех трех типах школ набираются посредством конкурсных экзаменов.

Реформы школьной системы после Второй мировой войны были направлены на преобразование элитарной системы, в соответствии с которой только 8 % детей переходили в лицеи. В последних обучались все возрастные группы, начиная от детского сада до

13   лет. В ходе реформ эти образовательные учреждения были расформированы. Любая форма преподавания, считавшаяся неподходящей для групп детей с разными способностями, была отменена.

События 1968 года разрушили эту систему. Департамент образования был глубоко травмирован и долго восстанавливался, и не из-за неприятия идеологии, но из-за бессилия что-то сделать в течение нескольких месяцев. Две важные реформы восстановили прежний порядок. Они были основаны на идее равенства и с энтузиазмом поддерживались учительскими союзами.

С 1977 года существует общий базовый учебный план с тремя часами вспомогательных занятий для отстающих учеников и тремя часами дополнительных занятий для отличников, но из-за недостатка финансирования эти дополнительные занятия никогда не проводились. Это лишало реформы эффективности. Возможно, дело в том, что Департамент образования считал, что эта часть реформы является необязательной, что одаренные ученики всегда реализуют свой потенциал.

На самом деле, единообразие обучения оказалось для этих детей особенно вредным. Более того, число неуспевающих учеников росло. Появилась новая категория детей: неуспевающие одаренные дети.

Закон Жоспена в 1989 году завершил процесс создания единообразия в старшей школе. 100 % детей набираются в 7-й класс с 11 или 12 лет. Все дети получают одно образование. Классы детей со смешанными способностями включают учеников, знания которых не проверены и которые переходят из класса в класс без необходимых навыков работать в системе жестко структурированных уроков. Все эти элементы особенно повредили неуспевающим детям, независимо от того, одаренные они или нет.

В данный момент антиэлитарный экстремизм начинает преодолеваться: французская школьная система организована вокруг отдельных лицеев, вслед за которыми следует двухлетний подготовительный период и возможный прием в элитные «Гран Эколь»: путь, который обычно признают отвечающим потребностям одаренных учащихся. Тем не менее, возможна акселерация, т. е. раннее поступление в школу или «перепрыгивание» через классы. Домашнее обучение также возможно, но под государственным контролем.

Некоторые дорогие частные школы выбирают детей на основании их учебных достижений, но только в одной - достаточно дорогом Лицее Мишале в Ницце со 150 учениками, работа направлена на интеллектуально одаренных учащихся. 13 бесплатных колледжей предлагают специальные курсы для интеллектуально одаренных учащихся с 11 до 15 лет. С 70-х гг. прошлого века отдельные школы в каждом регионе Франции специализируются на музыке или спорте. Самая известная из них - Школа оперы в Париже.

В настоящее время Департамент образования Франции находится в процессе реформирования и министры медленно переосмысливают систему образования. Дальнейшая оценка будет проведена на всех уровнях, чтобы определить потребности учеников и установить, где нужны перемены. Созданы комиссии, чьи исследования и рекомендации должны способствовать признанию отличий в развитии между детьми и необходимости в дифференцированном образовании.

С 1996 года все министерские послания рекомендуют учитывать разницу в развитии учеников. Школы должны иметь некую меру автономии по отношению к особым потребностям отдельных учеников. Хотя двери для идеи отдельного обучения одаренных еще закрыты, они уже не заперты, и учителя могут использовать эту возможность.

В средних классах рекомендуется, параллельно с государственным учебным планом, способствовать диверсификации будущей профессионализации учеников. В старших классах разные модули позволяют выбирать из большого количества дисциплин или глубже сосредоточиться на тех, что уже включены учеником в учебный план. Хотя образование обязательно до 16 лет, школы должны держать свободные места для тех, кто захочет учиться и дальше. Ученики на 12-м году обучения разделяются на потоки по предметам: литература, наука, экономика и общественные науки. Модульное обучение обеспечивает свободу и разнообразие.

Есть много бакалавриатов: общие, технические и профессиональные. При этом многие учащиеся направляются в эти образовательные потоки, даже не вполне подходящие для них только потому, что общая система образования заблокировала для них другие пути.

Университетское образование бесплатное, есть только плата за зачисление. Любой бакалавр может быть принят для дальнейшего образования. Французское образование открыто для всех в младшей и средней школе, но крайне избирательно на уровне «Гранд Эколь» (элитарные высшие учебные заведения). Многие исследования указывают, насколько сложно для детей из необеспечен­
ных слоев попасть в эти престижные образовательные учреждения из-за необходимости два или три года готовиться к вступительным экзаменам.

В целом французское отношение к одаренности непоследовательно. Хотя она признается правительством как определенная проблема в начальной и средней школе, все же отдельной политики или специальных мер до сих пор нет. Правда, существуют индивидуальные инициативы, некоторые школы организуют специальные курсы для одаренных, а волонтерские организации устраивают в выходные дни курсы для одаренных детей и издают журналы.

Швейцария

Кантоны определяют свою образовательную политику самостоятельно, и задача обучения одаренных детей постепенно появляется у них на повестке дня. В университетах работа с данной категорией учащихся включена в курс по обучению детей с особыми образовательными потребностями, но при этом такие учреждения не имеют прямого влияния на планирование или реализацию выделенного направления работы.

С конца 80-х гг. прошлого века одаренность становится все более популярным объектом общественных дискуссий в немецких и французских кантонах, но до сих пор практически игнорируется в итальянских. Соответствующие министерства в этом вопросе пока неактивны.

Существуют частные средние школы для одаренных детей в Базеле и Солотурне. Способные спортсмены могут посещать частную гимназию в Граубюндене, а дети с интеллектуальными способностями - Центр молодежных исследований. Кроме того, частные фонды предлагают более способным ученикам разнообразные международные программы.

Государственная политика, направленная на обучение одаренных детей в общем потоке с несущественной акселерацией или обогащением, меняется. В Цюрихе можно «перепрыгивать» через классы, иногда даже сразу через несколько. Иногда доступен и особый учитель для одаренных. Рекомендована индивидуализация в классах, запланированы новые учебные и вспомогательные материалы для учителей.

Все мероприятия для одаренных - частные. В Цюрихе есть экспериментальная школа для артистически и атлетически одаренных и две начальные школы, которые вскоре расширятся до уровня средней.

Нидерланды

Голландское правительство признает проблему одаренности в начальной и средней школе. Министерство образования стимулирует и поддерживает с 1980 года исследования в университете Неймегена, фокусирующиеся на начальных школах, и в университете Утрехта, фокусирующиеся на средней школе. Центр изучения одаренности основан в 1988 г. в университете Неймегена.

Политика «включенного обучения» набирает популярность. Правительственная публикация «Снова вместе в школе» (Together in School Again) говорит, что меньше детей должно учиться в спецшколах, и что обычные школы должны усиливать дифференцированное обучение. Новые голландские школы могут лучше удовлетворять потребности одаренных детей через индивидуальную работу. Есть также спецшколы для музыкально одаренных, танцевальные и спортивные, дети могут посещать их с 10 лет. Существуют и конкурсы, организуемые специалистами, министерством образования и университетами.

Одаренные школьники 14-17 лет в 1976, 1997 и 1998 годах могли поступить на курсы при университетах; в качестве теоретической базы для этой инициативы была взята концепции «зоны ближайшего развития» Л. С. Выготского. Одаренных детей продвигали в их обучении предъявлением чрезвычайно высоких стандартов и сложными и интересными заданиями. В этой программе участвовали также немцы и австрийцы. В течение двух недель участники посещали курсы с проживанием, ездили на концерты и в музеи. В Нидерландах проводились некоторые исследования в данной области (не вполне проанализированные и опубликованные). Особенно интересны результаты проведения тестов Равена. Многие школьники, выбранные учителями, имели средние результаты, особенно наиболее креативные немецкие школьники. Видимо, логическое мышление теста Равена не соответствовало типу их способностей.

При университете Роттердама были созданы курсы поддержки способностей. Позже присоединились другие университеты. Но среди школьников они оказались непопулярны, и финансирование было сокращено.

Фонд поддержки способностей продолжает финансирование, а организация HINT помогает информацией школам и образовательным органам, организует лекции, курсы и занятия для одаренных. Фонд FACTA организует летние курсы по информатике.

Некоторые голландские педагогические колледжи предлагают один-два модуля (каждый по 40 часов) для учителей начальной школы на 3-м или 4-м курсе. Планируется обучение учителей средней школы. Существуют школьные советники, предоставляющие учителям информацию по обучению одаренных детей.

Италия

Поддержка одаренных детей как проблема не признана в итальянской образовательной политике. Хотя к ней постепенно появляется интерес, до сих пор существуют обвинения в элитизме и страх перед возрождением нелиберального и недемократического образования. Даже дорогие частные школы добились только ограниченных успехов, включая школы, ранее поддерживаемые римской католической церковью и некоторыми университетами, которые до этого отбирали учащихся по финансовым и интеллектуальным показателям, создавая социальную элиту (сходно с британскими школами).

Итальянские государственные органы сейчас запрещают элитарный отбор в образовании. В связи с этим, например, исследования в университетах Генуи, Павии и Рима сейчас посвящены развитию социального и морального обучения и мотивации, жизни и поведению одаренных и идентификации их посредством адекватного тестирования - без организации отдельной учебной среды для одаренных. Но есть конкурсы, по большей части устраиваемые частными спонсорами, по математике, наукам и искусствам.

Португалия

С 90-х годов прошлого века в Португалии признаются разные формы обучения (Закон о новой реформе). Законодательно предусмотрена возможность для одаренных детей начать обучение в пять лет, а не в шесть. В 1996 году Департамент запустил проект особой поддержки интеллектуально одаренных, PADP (Projecto de Apoio ao Desenvolvimento Precoce), обеспечив на уровне учебных планов обогащенное обучение в начальной и средней школе. Он также предусматривает введение специальных курсов и регулярных конференций для учителей. Первая официальная летняя программа была реализована в июле 1998 года силами 150 участников, учителей, работающих с детьми с 3-го по 9-й классы.

В Португалии развитию способностей посвящают свою деятельность четыре некоммерческих организации. Они организуют конференции, публикации, обучение учителей и летние курсы для детей.

Испания

После принятия соответствующего закона в 1990 году интеллектуальная одаренность в этой стране стала привилегированной категорией особых образовательных потребностей. Декрет 1995 года указывает, что одаренные ученики должны обучаться в обычных классах, но могут посещать специализированные образовательные центры, которые должны стать более гибкими. Одаренные могут начать учиться раньше, пропускать классы, имеют право на психологическую оценку и использование специальных расписаний и на консультации. Им доступны не только акселерация, но и изменения в расписании и местах занятий. Этот порядок относительно нов, и испанские органы еще приспосабливаются и ведут поиск наиболее эффективных мер. В частности, для отбора учеников двумя испанскими университетами использовались шкалы Рензулли. Из 4856 участников были выбраны 733. Между результатами теста Рен- зулли и IQ было большое несоответствие, и исследователи посчитали, что тест Рензулли не подходит для идентификации одаренных. Оптимальным решением, по их мнению, является комбинация специальных тестов способностей и креативности. Дальнейшая работа показала, что одаренные используют в памяти инсайт-процессы высокого уровня посредством более эффективного кодирования, комбинации и сравнения. Эксперты решили, что любое обогащение внешкольных занятий должно включать когнитивное обогащение, особенно обучение детей и учителей.

В Наваррском университете для отдельных учеников и групп в 1998 году были разработаны некоторые вспомогательные программы и летние школы для одаренных. В Мадридском же университете были разработаны программы обучения учителей, нацеленные на развитие особых средств диагностики и инструментов идентификации, планирования и развития подходящих действий. Также в Испании разработаны программы международного обмена. В 1998 году сотрудниками университетов, учителями и исследователями была создана организация, которая издает специальный журнал.

Скандинавия

Ни одна европейская страна не демонстрирует такие эгалитаристские убеждения и действия, как Дания, Норвегия, Швеция и, в меньшей степени, Финляндия и Исландия. Скандинавский идеал равенства и социального коллективизма на всех уровнях общества является неотъемлемой культурной характеристикой. Скромность поощряется настолько, что личная гордость и стремление получить то, что может быть расценено как особые привилегии, считаются неприличными.

Вряд ли скандинавские государства когда-либо примут концепцию одаренности, как это сделали США или другие активные в этом отношении европейские страны. Учебные планы в Скандинавии, тем не менее, косвенно приближаются к реализации представлений о множественном интеллекте (Гарднер, 1983). Исследователи все чаще рассматривают эту теорию как способ обучения одаренных в обычных классах, так как урок, основанный на понятии многоуровневых способностей, во многом выходит за рамки эгали­таристских ограничений. С учетом ценностей и традиций, принятых за основу, есть надежда, что скандинавские страны разовьют свой специфический подход к обучению одаренных и способных.

Швеция и Дания демонстрируют высочайшие результаты в третьем международном исследовании математики и наук, несмотря на полное отсутствие специальных мер по обучению одаренных.

Кратко остановимся на описании особенностей такого рода работы в отдельных странах этого региона.

Швеция

В каком-то смысле парадоксально, что Швеция вручает нобелевские премии, в то время как правительство не признает способности чем-то заслуживающим особого внимания в системе образования. С 1920 года в каждой школе соблюдаются права каждого отдельного учащегося, но особые потребности признаются только за детьми с ограничениями или болезнями. Высокие способности никогда не выделялись как отдельная проблема, и среди учителей часто считается неэтичным утверждать, что одаренные дети нуждаются в особых условиях.

При этом специальные музыкальные школы для всех возрастов есть практически во всех шведских городах, как и специальные средние школы, посвященные спорту и музыке. Хотя такое обучение иногда дает прекрасных атлетов и музыкантов, отбор основан больше на интересе, чем на особых способностях, хотя при приеме бывает необходимо пройти экзамены. Тем не менее, несколько образовательных экспериментов (которые могут быть отнесены к обучению одаренных) были начаты в последнее время, прежде всего в естественных науках и математике. Одаренным учащимся предлагается возможность посещения продвинутых курсов. Эти попытки локальны и предприняты всего несколькими школами.

Есть и еще свидетельства смены отношения к этой проблематике. В Стокгольме местные образовательные органы разрешили создание шести особых классов для одаренных в начальной и средней школе, что стало возможным из-за определенной автономии местных образовательных органов.

Тем не менее, особое обучение учителей не рассматривается, стратегии оценки результатов обучения одаренных детей тоже. Некоторое обучение учителей работе с одаренными существует в университете Джон- копинга, где все студенты получают базовые знания о высоких способностях. Этот спецкурс и сейчас существует, но он не пользуется популярностью.

Хотя высокие способности и индивидуальные успехи не признаются у отдельных детей, они признаются за группами. В качестве примера можно привести Гносджо - маленькую общину на юге Швеции, где всячески поощряются и признаются таланты предпринимательства и способности в области экономики. Между образованием и практическим применением способностей сейчас имеется несоответствие.

Дания

Государственные идеалы коллективистского процветания в этой стране лишили одаренность особого внимания. Разные потребности детей должны удовлетворяться дифференциацией внутри одного класса, но есть проблема нехватки учителей, имеющих соответствующие знания об обучении одаренных. Тем не менее, датское Министерство образования проявило некоторый интерес к работе, начатой в 1995 году в Датском государственном институте образовательных исследований в Копенгагене, чьи цели - изучение проблем потенциальных возможностей и их важности для понимания одаренности.

Норвегия

В 1997 году норвежское Министерство религии, образования и наук усилило эгалита­ристскую этику. Оно снова подтвердило, что дети с любыми способностями должны учиться в интегративных и инклюзивных классах. Не существует спецшкол или летних школ для одаренных, хотя школы могут проявлять инициативу по приглашению экспертов для работы не только с учениками, но и с их учителями. Как и везде в Европе, здесь есть конкурсы по математике, информатике и физике, которые привлекают одаренных.

Финляндия

В Финляндии существует гибкость в сфере образования, во многом благодаря децентрализации принятия решений в школьной системе и отсутствию государственного учебного плана. Здесь поддерживаются индивидуальность и свобода выбора. В результате школы поощряются в инициировании гибких расписаний, акселерации и конкурсов. Родители могут решить, что их ребенок готов пойти в школу в шесть, а не в семь лет. Кроме того, существует движение за разрешение родителям самим выбирать школу для детей. Школьники в средней школе могут приспосабливать обучение к своим потребностям, поскольку большинство школ ведет в старших классах обучение без жесткого деления на классы.

Внеклассное обогащение доступно на добровольной основе. Некоторые начальные школы организуют группы, где ученики могут развивать способности и интересы. Такие группы фокусируются на навыках мышления, математике, информатике и искусствах внутри ориентированной на проектную деятельность системы. Математически одаренные ученики средней школы регулярно встречаются в университете Тампере, принимают участие в курсах Открытого университета и летних курсах, где учат линейную алгебру и физику для дальнейшего обучения в университете. Растет база финских исследований высоких способностей, одаренности и обучения. Тем не менее, со стороны учителей пока еще встречается нежелание выделять одаренным школьникам время и деньги.

Исландия

Из-за минимального влияния социально­экономических факторов эффекты дифференцированного обучения выделяются более четко. Например, программы Поиска талантов (Фримен и Джозепсон, 2002).

В течение 12 лет, с 1985 по 1997 год, в Рейкьявике существовала Служба обогащения учебных планов. С тех пор не было отдельных мероприятий по поддержке обучения одаренных, поскольку политическая атмосфера запрещает любые проявления эли- тизма. В этой программе участвовали каждый год около 14 000 детей от 6 до 16 лет. Учителя выделяли детей с выдающимися способностями к обучению. 200 учеников, родившихся с 1970 по 1986 год, согласились участвовать в «обогащенном обучении». В 2000 году сравнили результаты участников программы с теми, кто не участвовал, с позиций достижений, интересов и амбиций.

Содержание программы

•   субботнее обучение: 2 часа общения с приглашенными специалистами: художниками, писателями, учеными, бизнесменами и другими специалистами. Посещения различных лабораторий, институтов, телестанций, парламента, учреждений;

•   старшеклассникам разрешается выбрать 1-2 курса в университетах. Обычно это математика, химия, физика, философия или литература;

•   у одаренных учеников есть супервизор и обогащенный учебный план.

Результаты опросов показали, что дети, выбравшие обогащение, происходили из более образованных и стабильных семей. Участники не только имели более позитивное отношение к обучению и жизни в целом, но и более сильную «Я-концепцию», были физически здоровее. Их мотивация к успеху была значительно выше. В школе эти дети были успешнее других.

Лучшие результаты достигались координацией между внутришкольными и внешкольными мероприятиями.

Обучение в Восточной Европе

Политические перемены повлияли на обучение одаренных детей. Хотя большинство стран уже имели традиции развития способностей и одаренности, советская система накладывала ограничения: такие дети должны были становиться международными «послами» социалистических идеалов. Были попытки уничтожения идеи врожденных задатков и запрет психологических тестов как инструмента дискриминации. Одаренные и способные дети определялись экспертами.

В Болгарии сегодня 30 школ используют метод Эдварда де Боно, но результаты этой системы пока не изучены.

В Польше на локальном, государственном и международном уровнях распространены конкурсы, всего их 24 вида.

В Украине несколько советников обеспечивают моральную поддержку одаренных и способных. Увеличивается объем исследований одаренности, специальных обсуждений на конференциях.

Наряду с государственными организациями в Восточной Европе существуют культурные и общественные центры, занимающиеся проблемой одаренных детей.

Информация об авторах

Фримен Джоан, профессор, президент-основатель Европейского Совета по высоким способностям, ECHA – European Council for High Ability, Лондон, Великобритания, e-mail: joan@joanfreeman.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2651
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 18

Скачиваний

Всего: 1658
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 7