Психологическая наука и образование
Содержание выпуска 2011. Том 16. № 4
Уважаемые читатели!
Этот номер посвящен проблемам работы с одаренными детьми и тому, как они решаются за рубежом. Не будет преувеличением сказать, что это направление профессиональной деятельности педагогов и психологов сегодня расширилось до мировых масштабов, захватив не только так называемые развитые страны, но и страны, сравнительно недавно включившиеся в решение проблем развития национального образования. Нет сомнения, что в этой области уже несколько десятилетий существует и динамично развивается своего рода «незримый колледж», куда по праву входят и российские психологи.
При подготовке номера мы опирались на следующие соображения.
Во-первых, необходимостью дать информацию отдельно по основным регионам, в частности, Европе, Азии, США. Материалы по каждому региону предваряются общим обзором, представляющим читателю отдельные статьи соответствующего раздела;
во-вторых, предложить читателю тексты, отражающие разные направления работы с одаренными людьми. В номере даны материалы, главным образом, по работе с одаренными детьми, но есть и статья, относящаяся к работе с одаренной молодежью, студентами американских вузов. Определенный интерес представляет текст о научнометодических «пересечениях» в работе с одаренными учащимися американского колледжа и одного из китайских университетов. На наш взгляд, эта статья выпукло характеризует национальные и даже этнические особенности образования одаренных детей в разных странах;
в-третьих, мы считали полезным для наших читателей дать тексты, существенно различающиеся по жанру. В номере помещены и официальные документы, скажем, Департамента образования США, характеризующие сегодняшнюю ситуацию с программами развития и поддержки одаренных и талантливых детей, и аналитические материалы, подготовленные ведущими учеными в этой области (например, даны значительные выдержки из доклада Джоан Фримен).
Мы надеемся, что определенная разнокалиберность материалов номера не только не помешает читателю, а напротив, даст более объемное представление о направлениях, формах и методах работы с одаренными детьми, подростками и молодежью.
В. С. Юркевич, кандидат психологических наук,
профессор,
заведующая Ресурсным центром одаренности
Московского городского психолого-педагогического университета