Опыт диагностики анализа и рефлексии как универсальных учебных действий

1269

Аннотация

В центре внимания статьи – проблема диагностики универсальных учебных действий в свете введения новых образовательных стандартов. Рассмотрен опыт проведения диагностики анализа и рефлексии как компонентов теоретического мышления у младших школьников. Приводится пример теста, построенного на традиционном содержании обучения математике, который позволяет провести диагностику анализа и рефлексии. Предлагаются модели построения диагностических заданий, подробные комментарии к каждому из них. Приводятся результаты апробации теста на 74 испытуемых (учащиеся вторых и четвертых классов) и их обсуждение. Автор констатирует разброс в успешности выполнения тестовых заданий, видит резервы развития анализа и рефлексии у младших школьников, подчеркивает возможность развития данных компонентов теоретического мышления на программном учебном материале.

Общая информация

Ключевые слова: анализ, рефлексия, теоретическое мышление, предметная диагностика, обучение математике, универсальные учебные действия

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Соколов В.Л. Опыт диагностики анализа и рефлексии как универсальных учебных действий // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 3. С. 29–33.

Фрагмент статьи

Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Достижение данной цели предполагается осуществить с помощью развития универсальных учебных действий, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний учащимися, формирование умений [4, с. 27]. С неизбежностью встает вопрос об оценке достижений школы в решении задачи формирования универсальных учебных действий. Решением данной проблемы занят сейчас не один научный коллектив (см., напр.: [4; 5]).
Остановимся на двух познавательных универсальных учебных действиях:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности [6, с. 98–99].

Литература

  1. Гуружапов В. А. К вопросу о предметной диагностике теоретического мышления детей в развивающем обучении (система Эльконина-Давыдова) // Психологическая наука и образование. 1997. № 4.
  2. Гуружапов В. А. К вопросу о соотношении психологической диагностики и коррекции учебной деятельности на уроках математики // Психологическая наука и образование. 2000. № 2.
  3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. М., 2010.
  5. Мониторинг учебно-предметных компетенций в начальной школе / Под ред. П. Г. Нежнова, Б. И. Хасана, Б. Д. Эльконина. М., 2007.
  6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е. С. Савинов. М., 2010.

Информация об авторах

Соколов Владимир Леонидович, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6180-7567, e-mail: sokolovvl@mgppu.ru