Актуализация доверия к себе в условиях специально организованного психолого- образовательного сопровождения*

785

Аннотация

Описана программа диагностики и развития доверия к себе и другим у людей с разной степенью инновационной активности и представлены результаты ее апробации. Выдвинуто предположение о существовании различий во взаимосвязи аттитюдов доверия и доверительного поведения, а также их проявлений у людей с разной степенью инновационной активности. В исследовании приняли участие 129 человек, имеющих разный опыт инновационной деятельности (возрст: 18–30 лет, 80 мужчин и 49 женщин). В качестве средств использовались инвестиционная игра, беседа, наблюдение, опросниковые методы, тестирование. Обнаружено, что инновационно активные молодые люди стремятся к гармонизации системы доверительных отношений, у них существует неоднозначная взаимосвязь между установкой на доверие и доверительным поведением, в отличие от молодых людей, не являющихся участниками инновационных конкурсов. На основе полученных результатов разработан модуль психолого-образовательной технологии, направленный на развитие доверия к себе. Реализация программы в группе магистрантов 1-го курса Биологического института Томского государственного университета (22 человека в возрасте от 21 до 25 лет) позволила доказать, что актуализация доверия к себе наиболее эффективно осуществляется в условиях специально организованного психолого- образовательного сопровождения.

Общая информация

* Исследование выполнено при финансовой поддержке МГППУ в рамках конкурса стипендии имени А. В. Петровского.

Ключевые слова: доверие , доверие к себе, доверие к миру, доверие к другим, доверительное поведение, инновационная активность, психолого- образовательное сопровождение

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Ватолина А.И. Актуализация доверия к себе в условиях специально организованного психолого- образовательного сопровождения // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 3. С. 33–42.

Фрагмент статьи

Проблеме инновационного поведения в новом тысячелетии уделяется внимание ученых, представляющих разные науки, так как экономическая, образовательная, социальная сферы современной России в значительной степени ориентированы на такого рода развитие. Отвечая социальному запросу, В. Е. Клочко и Э. В. Галажинский [3] в своих работах предпринимают попытки выделения нового раздела психологической теории и практики, названного ими «психология инновационного поведения». Под инновационным поведением исследователи понимают «поведение, которое осуществляется путем выхода за пределы сложившихся установок и поведенческих стереотипов и инициируется не системой периодически актуализируемых (воспроизводимых) потребностей, но возникает инициативно в тех точках жизненного пространства человека, в которых сходятся между собой как минимум три фактора. Это: 1) возможности человека, представленные его личностным, духовным, творческим, интеллектуальным и т. д. потенциалом, 2) среда, отвечающая этим возможностям, т. е. размеченное ценностно-смысловыми “маркерами” пространство, в котором возможна самореализация, 3) готовность человека реализовать свои возможности “здесь и теперь”» [там же, с. 229–230].

Литература

  1. Балуцкий И. В. Особенности проявления доверия в статусных межличностных отношениях. Ростов н/Д., 2002. Электронная версия: http:// www.diss.rsl.ru
  2. Вершинин С. Е. Социальное недоверие: парадигмы анализа, источники, функции (к постановке проблемы) // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН. 2007. № 7.
  3. Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Психология инновационного поведения. Томск: Томский государственный университет, 2009. 240 с.
  4. Кондрашова Р. Ю. Формирование доверия в системе ценностных ориентаций студентов педагогического вуза. Волгоград, 2007. Электронная версия: http://www.diss.rsl.ru
  5. Краснорядцева О. М. Психолого-образовательное сопровождение подготовки специалиста // Вестник ТГУ. 2007. № 305.
  6. Краснорядцева О. М., Малкова И. Ю. Сетевой проект психолого-образовательного сопровождения вхождения молодежи в инновационную деятельность: условие становления инновационных сообществ в образовании // Психология обучения. 2010. № 12.
  7. Купрейченко А. Б. Психология доверия и недоверия. М., 2008.
  8. Сидоренков А. В., Сидоренкова И. И. Доверие в малых группах // Вопросы психологии. 2011. № 1.
  9. Скрипкина Т. П. Психология доверия (теоретико-эмпирический анализ). Ростов н/Д., 1997.
  10. Скрипкина Т. П. Доверие к себе как основание субъектности // Доверие в социально-психологическом взаимодействии: Коллективная монография / Под ред. Т. П. Скрипкиной. Ростов н/Д., 2006.
  11. Фатхи О. Г. Доверие как фактор повышения адаптационных возможностей в экстремальных ситуациях. Ростов н/Д., 2003. Электронная версия: http://www.diss.rsl.ru
  12. Glaeser E., Laibson D., Scheinkman J., Soutter C. Measuring trust // Quarterly Journal of Economics. 2000.

Информация об авторах

Ватолина А.И., студентка магистратуры кафедры общей и педагогической психологии факультета психологии Национального исследовательского, Томский государственный университет, Томск, Россия, e-mail: vatolinaanna@gmail.com