Динамика профессиональных представлений психологов о себе и о клиенте в контексте оказания психологической помощи студенческой молодежи*

754

Аннотация

Изложены результаты эмпирического исследования представлений психологов о себе как личности, как профессионале и о клиенте, направленного на выявление динамики профессиональных представлений у будущих психологов и у работающих в вузе специалистов. Описаны результаты, полученные с помощью методики «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) в адаптации Л.Н. Собчик у 279 студентов-психологов 1-, 3- и 5-х курсов и 69 психологов социально-психологических служб вузов в возрасте от 23 до 47 лет. Обнаружено, что содержание образа клиента противоположно профессиональному и актуальному «образам Я» психолога. Выявлена тенденция психологов компенсировать неадекватность «образа Я» через размещение отвергаемых характеристик в образе клиента с использованием проективных механизмов. Также выявлена компенсаторная стратегия психологов, направленная на формирование представления о своем «профессиональном Я» как образе, более гармоничном по сравнению с реальным. В качестве средства осознания неадекватности данных образов, а также используемых психологами защитных механизмов предложены рефлексивно-инновационные тренинги.

Общая информация

* Работа выполнена при финансовой поддержке МО РБ, НИР «Разработать научно-методическое обеспечение деятельности социально-психологических центров высших учебных заведений», № госрегистрации 20064304, научный руководитель – канд. психол. наук, доцент Н. И. Олифирович.

Ключевые слова: психологическая служба образования, психолог , клиент , профессиональный образ Я, образ клиента

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Олифирович Н.И., Солодуха Ю.М. Динамика профессиональных представлений психологов о себе и о клиенте в контексте оказания психологической помощи студенческой молодежи // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 3. С. 78–87.

Полный текст

В последние 20 лет на постсоветском пространстве происходит активное развитие психологической службы образования. Большинство исследований и публикаций посвящено школьной психологической службе, в то время как ряд проблем деятельности психолога в высшей школе остается практически нерешенным. Студенческая молодежь становится все более неоднородной: растет социальное и экономическое расслоение студентов; в вузе зачастую учатся люди старшего возраста, имеющие семьи; помимо адекватно функционирующих индивидов все чаще встречаются студенты с различными проблемами, требующими вмешательства профессионала в области психологического здоровья. В то же время квалификация психологов, работающих со студенческой молодежью, остается достаточно низкой [2]. Таким образом, по-прежнему актуальна проблема изучения различных аспектов «профессионального Я» как будущих психологов, так и работающих профессионалов.

Современный психолог-практик, работающий со студенческой молодежью, должен обладать не только набором «знаний, умений и навыков», но и определенными профессионально-личностными характеристиками: На сегодняшний день проведен ряд исследований профессиональной идентичности психологов (К. Мак-Говен, У. С. Родыгина, И. Ю. Хамитова, Л. Б. Шнейдер и др.), особенностей процесса ее формирования (О. А. Волкова, Е. П. Ермолаева, Ю. П. Поваренков и др.). Новизна данного исследования заключается в изучении динамики содержательных характеристик «профессионального образа Я» и образа клиента в процессе становления профессиональной идентичности психологов в контексте деятельности социально-психологических служб вузов.

«Профессиональный образ Я» является системой представлений психолога о себе как специалисте. Он базируется на представлениях психолога о себе как личности, преломленных через призму профессиональной психологической деятельности. В отечественной психологии «профессиональный образ Я» часто описывается через понятие «профессиональная идентичность».

Образ клиента включает в себя представления психолога о клиенте как субъекте профессиональной деятельности. Представления о клиенте как потенциальном или актуальном «потребителе услуг» приобретает особое значение для специалистов, занимающихся помогающей профессиональной деятельностью. Различные аспекты психологической помощи (профессиональная позиция психолога, предпочитаемая модель взаимодействия, степень ответственности, выбор интервенций и др.) базируются как на интериоризированных за время обучения теоретических конструктах, так и на представлениях психолога о себе как профессионале и клиенте как субъекте профессиональной деятельности [1].

Построение образа клиента может проходить по принципу компенсации, когда психолог приписывает клиенту отвергаемые в себе качества, неудовлетворенные потребности, в ходе чего естественная неадекватность «образа Я» психолога оказывается скомпенсированной путем формирования образа клиента по принципу дополнительности [4]. Формирование у психологов адекватных представлений о себе и клиенте снижает риск некорректного применения психологических знаний специалистами, а также оказывает положительное воздействие на эффективность психологической помощи.

Для изучения представлений психологов о себе и клиенте нами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 348 человек: 69 респондентов – специалисты социально-психологических центров и служб вузов, 279 – будущие психологи, студенты 1-, 3- и 5-х курсов БГПУ им. М. Танка и БрГУ им. А. С. Пушкина. Была использована методика «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) в адаптации Л.Н. Собчик (Собчик, 2005). В процессе работы с методикой респондентам предъявлялась модифицированная инструкция, согласно которой предлагалось отметить в регистрационном листе определения, которые описывают их «актуальное Я» (Я как человек) на момент обследования, их представления о себе как психологе (Я как профессиональный психолог) и представления о клиенте (типичный клиент психолога). Затем полученные баллы соотносились с имеющимися «нормами».

Для выявления особенностей «профессионального образа Я» и образа клиента, сравнения их с «актуальным образом Я», обнаружения особенностей динамики этих образов нами использовался метод поперечных срезов. Для этого проводился подсчет средних показателей для студентов каждого курса и работающих специалистов, а также определение ранговых мест, которые занимает каждый из показателей в исследуемых образах. C целью исследования значимости различия между средними мы использовали трехфакторный дисперсионный анализ (программа STATISTICA). Полученные результаты представлены в табл. 1–3.

Вначале нами были проанализированы представления респондентов о себе как личности («актуальное Я»). Содержательные характеристики образа Я психологов представлены в табл. 1.

В «образе Я» студентов 1-го курса преобладают VIII, VII, I и V октанты, студентов 3-го курса – I, VIII, VII и V октанты. Таким образом, «образ Я» студентов 1-го и 3-го курсов характеризуется дружелюбием, выраженной по требностью в сотрудничестве с референтной группой, желанием и готовностью помогать другим, уступчивостью, добросовестным выполнением своих обязанностей, скромностью.

Студенты 5-го курса представляют себя как людей с преобладанием характеристик I, VII, II и V октантов. «Актуальное Я» студентов 5-го курса характеризуется уверенностью в себе, упорством, настойчивостью, дружелюбием, развитым чувством ответственности, независимостью, скромностью, застенчивостью. Отметим, что в «актуальном Я» пятикурсников альтруистические черты (выраженная готовность помогать окружающим, развитое чувство ответственности) теряют свое значение по сравнению с остальными респондентами: VIII октант занимает 5-е ранговое место.

Очевидно, что «актуальный образ Я» студентов 5-го курса является достаточно противоречивым. С одной стороны, в нем присутствуют черты лидера (уверенность, независимость, настойчивость), а с другой, застенчивость и уступчивость. Данный факт можно объяснить социальной ситуацией, в которой находятся студенты 5-го курса. Это этап завершения обучения; уверенность и настой чивость пятикурсников обусловлены достаточным количеством теоретических знаний, карьерными устремлениями, готовностью к профессиональной самореализации. В то же время предстоящая смена социального статуса со студента на специалиста, а также отсутствие достаточного количества практических умений, проблемы с трудоустройством снижают уровень уверенности в себе.

В «образе Я» специалистов социальнопсихологической службы вуза преобладают VIII, VII, I и II октанты. По сравнению со студентами, V октант теряет свое значение. Таким образом, «актуальное Я» психологов социально-психологической службы вуза характеризуется выраженной потребностью в сотрудничестве с референтной группой, дружелюбием, желанием и готовностью помогать другим, развитым чувством ответственности, уверенностью в себе и независимостью.

Отметим, что по всем октантам в «актуальном образе Я» показатели не превышают 8 баллов, что соответствует гармоничному поведению.

Далее приведен анализ содержательных характеристик «профессионального образа Я» респондентов.

Анализ данных, представленных в табл. 2, свидетельствует о преобладании в «профессиональном образе Я» студентов 1-го курса VIII, VII, I и II октантов. Это говорит о наличии у большинства студентов-психологов таких личностных особенностей, как выраженная готовность помогать окружающим, ответственность, склонность к компромиссам, дружелюбие, стремление к сотрудничеству, уверенность в себе, настойчивость, независимость.

По VIII октанту «ответственный-великодушный» показатели большинства студентов (58 %) не превышают 8 баллов, т. е. они как психологи готовы помогать людям, отличаются ответственностью за свои действия, отзывчивостью. Показатели, превышающие 9 баллов, выявлены у 42 % респондентов и свидетельствуют о наличии в «профессиональном образе Я» тенденции к гиперответственности и гиперсоциальности установок, подчеркнутому альтруизму, навязчивости в предложении своей помощи. Отметим, что средний балл по этому октанту у первокурсников находится на верхней границе нормы.

VII октанту «сотрудничающий-конвенциональный» у 23 % респондентов выявлены показатели свыше 9 баллов, т. е. излишнее проявление своего дружелюбия, склонность к компромиссному поведению. В I октанте «властный-лидирующий» у 22 % испытуемых были выявлены тенденции к доминантности, нетерпимости к критике, переоценке собственных возможностей, переходящие во властность, диктаторство, стремление наставлять и поучать.

Таким образом, «профессиональный образ Я» студентов 1-го курса характеризуется дружелюбием, выраженной потребностью в сотрудничестве с референтной группой, желанием и готовностью помогать другим, развитым чувством ответственности, уверенностью в себе и независимостью. Потребность в сотрудничестве, с одной стороны, независимость и соперничество, с другой, можно объяснить новым социальным статусом первокурсников, особенностями их личностного и профессионального развития. Так, 1-й курс является периодом приобретения статуса взрослого человека, что предполагает становление независимости; однако недостаток опыта способствует развитию потребности в сотрудничестве.

В «профессиональном образе Я» студентов 3-го курса преобладают I, VII, VIII и II октанты (см. табл. 2). «Профессиональное Я» студентов 3-го курса характеризуется уверенностью в себе, упорством, настойчивостью, дружелюбием, развитым чувством ответственности, готовностью помогать окружающим, независимостью. Преобладающие октанты в данной группе студентов совпадают с таковыми у студентов 1-го курса, однако их значимость изменяется. Так, студенты 3-го курса считают уверенность в себе, умение быть хорошим руководителем и организатором, энергичность (I октант «властныйлидирующий») наиболее важными для профессионального психолога, в то время как для первокурсников главными качествами психолога являются альтруистические черты (VIII октант «ответственный-великодушный»).

Основным отличием «профессионального образа Я» от актуального является преобладание V октанта («покорный-застенчивый») вместо II («независимый-доминирующий»). V октант выражается в скромности, уступчивости, послушании при высоких значениях подчиняемости, застенчивости. Наличие противоположных тенденций в актуальном и профессиональном образе Я (V и II октанты) можно объяснить компенсаторной функцией последнего. Желание студентов обладать независимостью, уверенностью косвенно удовлетворяется путем приписывания себе данных характеристик в профессиональной области.

«Профессиональный образ Я» студентов 5-го курса характеризуется преобладанием I, VII, VIII и II октантов (см. табл. 2). Большинство этих показателей не превышает 8 баллов, что означает адаптивную выраженность данных свойств и адаптивное поведение соответственно. Таким образом, профессиональный образ Я включает в себя тенденцию к лидерству, уверенность в себе, упорство, настойчивость, дружелюбие по отношению к окружающим, развитое чувство ответственности, готовность помогать окружающим, независимость, отзывчивость. По значимости стилей межличностного взаимодействия профессиональный образ Я студентов 5-го курса в целом совпадает с таковым у студентов 3-го курса.

В представлениях психологов социально-психологических служб вузов о себе как профессионалах преобладают VIII, VII, I и II октанты (см. табл. 2). Их значения не превышают 8 баллов, что означает адаптивную выраженность данных свойств. Показатели III, VI, V и IV октантов также находятся в пределах нормы, занимают 5-, 6-, 7- и 8-ю ранговые позиции. Профессиональный образ совпадает с реальным образом Я и характеризуется желанием и готовностью помогать другим, эмоциональной отзывчивостью, выраженной потребностью в сотрудничестве с референтной группой, дружелюбием, развитым чувством ответственности, уверенностью в себе, настойчивостью и независимостью. В целом образ после ранжирования совпадает с таковым у студентов 1-го курса. Можно отметить снижение средних значений у специалистов в сравнении с первокурсниками по всем октантам, кроме V. Однако мы предполагаем, что выбор вышеназванных черт в качестве профессиональных будет детерминироваться другими факторами. Например, потребность в сотрудничестве можно объяснить опорой на профессиональные ценности, где клиент выступает как равноправный субъект взаимодействия, а сотрудничество является основой эффективности оказываемой помощи.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что в процессе обучения и дальнейшей работы «профессиональный образ Я» постепенно трансформируется. Происходят изменения в предпочтении тех или иных способов профессионального взаимодействия, а также в степени выраженности характеристик. Однако в целом «профессиональное Я» остается схожим у всех представителей профессии и характеризуется преобладанием I, VII и VIII октантов в различных их сочетаниях, что отражает типичные представления об идеальном психотерапевте, враче, психологе [5].

В процессе обучения и практической деятельности «актуальный образ Я» также постепенно изменяется и становится конгруэнтным профессиональному. Профессия и личность находятся во взаимовлиянии, вследствие чего психологи, участвуя в различных обучающих семинарах и тренингах, направленных на развитие самосознания, а также взаимодействуя с реальными клиентами, меняют представления о себе, Другом и профессиональном взаимодействии. Происходящее «схождение» профессионального и реального Я обусловлено спецификой профессиональной помогающей деятельности, главным инструментом которой является личность самого психолога.

Нами также были проанализированы представления о клиенте как «объекте» профессиональной помогающей деятельности (несомненно, являющимся полноправным субъектом профессионального взаимодействия). Особенности представлений психологов о клиенте представлены в табл. 3.

Образ клиента студентов 1-го курса характеризуется преобладанием IV («недоверчивый-скептический»), VI («зависимый-послушный»), V («покорный-застенчивый») и III («прямолинейный-агрессивный») октантов. Представления студентов о клиенте противоположны профессиональному и актуальному образам Я. Общей чертой образа клиента и образа себя является наличие покорно-застенчивых черт (V октант). В целом средние показатели по октантам не превышают 8 баллов. Однако по IV октанту («недоверчивый-скептический») у 30 % студентов баллы достигают максимальных значений (от 9 до 12), что свидетельствует о представлении будущих психологов о клиентах как о людях с выраженной акцентуацией данных характеристик, переходящей в трудности социальной адаптации.

Таким образом, образ клиента у студентов 1-го курса включает в себя реалистичность суждений, скептицизм с тенденцией к обидчивости, замкнутости, недоверчивости, недовольству другими и подозрительности; потребность в признании и помощи со стороны окружающих, скромность, уступчивость, прямолинейность, агрессивность, непосредственность.

В образе клиента у студентов 3-го курса преобладают IV, VI, V и III октанты, что полностью совпадает с представлениями студентов 1-го курса.

Студенты 5-го курса представляют типичного клиента как человека с преобладанием V, IV, VI и III октантов. По сравнению с предыдущими курсами, происходит смена ранговых позиций по октантам. Так, V октант перемещается с третьей ранговой позиции (1-й и 3-й курсы) и занимает первую ранговую позицию на 5-м курсе. Таким образом, образ клиента у студентов 5-го курса характеризуется уступчивостью, отсутствием собственного мнения, послушанием, недоверчивостью, скептицизмом, потребностью в помощи со стороны окружающих, непосредственностью.

Специалисты выделяют в образе клиента в качестве доминирующих V («покорный-застенчивый»), IV («недоверчивый-скептический»), VI («зависимый-послушный») и VII («сотрудничающий-конвенциональный») октанты. Основным отличием образа клиента у специалиста от такового у студентов является выделение в нем дружелюбных черт (VII октант), отсутствие прямолинейно-агрессивных качеств (III октант). Образ клиента у профессиональных психологов характеризуется робостью, уступчивостью, послушанием, критичностью, скептицизмом, потребностью в помощи и признании, стремлением к тесному сотрудничеству, дружелюбием.

Так как в исследовании участвовали психологи социально-психологических служб вузов, эти данные отражают реальный опыт взаимодействия с обращающимися за помощью студентами, а описанный ими образ – это типаж студента, готового к сотрудничеству с психологом, что подтверждают данные наших других исследований [3]. Отметим, что все балльные показатели у работающих психологов являются более низкими, что свидетельствует о снижении стереотипизации образа клиента и понимании, что разные клиенты могут обладать различными, зачастую противоположными характеристиками.

Таким образом, в процессе обучения и практической деятельности образ клиента у психолога постепенно трансформируется. Происходят изменения в представлениях о преобладании тех или иных способов поведения клиентов, а также в степени выраженности их характеристик.

Для статистического изучения динамики исследуемых образов применялся трехфакторный дисперсионный анализ с использованием апостериорного критерия Дункана для подтверждения статистической значимости различий. Выявлено значимое взаимодействие между исследуемыми переменными («образ» и «стаж») (F(42,4816=7,84, p=0,00001). Следовательно, на разных этапах профессионального становления преобладающими будут являться различные представления о себе как профессионале, человеке, и о клиенте, значимо отличные друг от друга (рисунок).

Полученные данные свидетельствуют о противоположности содержания образа клиента профессиональному и актуальному образам Я (см. рис.). Если клиент представляется психологам зависимым, покорным, но при этом достаточно искренним, прямолинейным, то образ себя как профессионала и человека характеризуется ответственностью, дружелюбностью, готовностью помогать окружающим, уверенностью в себе. Помимо этого величина средних показателей в целом снижается при переходе от 1-го курса к специалистам. Наблюдается небольшое увеличение средних значений характеристик на 5-м курсе. Снижение показателей связано, с одной стороны, с накоплением знаний и опыта, что приводит к более реалистичному восприятию себя и клиента. С другой стороны, работающие психологи с осторожностью относятся к различным опросам и более закрыты в личностном плане.

Таким образом, на ранних этапах профессионализации естественная неадекватность «образа Я» психологов компенсируется размещением отвергаемых характеристик в образе клиента, а также формированием более гармоничного, по сравнению с реальным, образа «профессионального Я». Этот своеобразный защитный механизм позволяет будущим психологам проецировать непринимаемые аспекты собственного «Я» на клиентов, хотя многие пришли в профессию вследствие собственной травмированности и, очевидно, гораздо ближе к позиции клиентов, чем психологов. Однако данная информация, оставаясь вне зоны осознания, зачастую ведет к разделению всех людей на дихотомию «клиент-психолог»

Полученные в ходе исследования результаты показали, что при подготовке психологов необходимо уделять особое внимание личностному становлению специалистов, изучать их представления о себе, потенциальных клиентах и будущей профессиональной деятельности с целью коррекции неадекватных представлений, обучения навыкам саморефлексии и развития профессионального самосознания.

Студенты высших учебных заведений – специфические клиенты психологической службы, характеризующиеся непостоянством при посещении психолога, а также многогранностью проблем, которые включают в себя типичные конфликты позднего подросткового – раннего взрослого возраста, университетские нагрузки, различные жизненные проблемы, психопатологию и др. Психолог должен помогать студентам решать актуальные проблемы и осознавать неадекватные паттерны поведения, несмотря на сжатые сроки их совместной работы. Стереотипизированные и неадекватные представления о клиенте могут быть разрушительными и опасными и для самих психологов, и для потребителей их услуг. Так как представления о себе у психологов детерминируют их представления о клиенте, наиболее адекватным средством для осознания и изменения своего «Я» представляются рефлексивно-инновационные тренинги, позволяющие не только развить рефлексию у будущих специалистов в области помогающей профессиональной деятельности, но и научить их сочувствию, пониманию, человечности в самом широком смысле этого слова.

 

Работа выполнена при финансовой поддержке МО РБ, НИР «Разработать научно-методическое обеспечение деятельности социально-психологических центров высших учебных заведений», № госрегистрации 20064304, научный руководитель – канд. психол. наук, доцент Н. И. Олифирович.

Литература

  1. Колпачников В. В. Индивидуальные модели консультативного процесса и психологического здоровья в консультировании // Журнал практического психолога. 1997. № 5.
  2. Олифирович Н. И. Консультативная работа психолога в высшей школе // Высшая школа: опыт, проблемы и перспективы: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Часть 1. Москва, РУДН, 25–26 мая 2010 г. / Науч. ред. В. И. Каза- ренков. М., 2010.
  3. Олифирович Н. И., Каганова Д. А. Готовность к обращению за психологической помощью у современной молодежи // Личность в пространстве и времени: Мат-лы 2-й Междунар. науч. конф. Смоленск, 2009.
  4. Олифирович Н. И., Солодуха Ю. М. Образ клиента в структуре профессиональной идентичности психолога // Весці БДПУ. 2009. № 1.
  5. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб., 2005.

Информация об авторах

Олифирович Н.И., кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии, Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка, e-mail: olivka.psy@rambler.ru

Солодуха Ю.М., магистр психологических наук, аспирантка сектора психологии развивающего образования, Национальный институт образования Республики Беларусь, e-mail: leila_30@tut.by

Метрики

Просмотров

Всего: 2163
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 754
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2