Особенности отношения матерей к своему ребенку-дошкольнику, страдающему церебральным параличом

1863

Аннотация

Представлены результаты исследования особенностей восприятия матерями своего ребенка-дошкольника с церебральным параличом (103 женщины 22–46 лет и 103 ребенка 3–6 лет), отношения к его заболеванию, представлений о будущем с учетом фактора пола и тяжести состояния. В работе использовались: универсальный трехфакторный семантический дифференциал Ч. Осгуда (в адаптации Д. Д. Исаева) и методика «Диагностика от- ношения к болезни ребенка» (В. Е. Кагана и И. П. Журавлевой). Эмпирически подтверждено, что родительское отношение к больному ребенку, представление о его будущем отличается от восприятия здорового и зависит от половой принадлежности ребенка (p<0,05). Выявлено, что матери детей дошкольного возраста с ДЦП проявляют гипо- и анозогнозическое отношение к болезни (недооценивают или отрицают степень тяжести заболева- ния), что может быть следствием действия психологических защит. Полученные данные говорят о необходимости коррекции родительско-детских отношений в процессе комплексной реабилитации ребенка дошкольного возраста с церебральным параличом.

Общая информация

Ключевые слова: детский церебральный паралич, родительское отношение, восприятие матерью, отношение к заболеванию, психология дошкольника, реабилитация, представление будущего

Рубрика издания: Клиническая и специальная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Тихомирова В.С. Особенности отношения матерей к своему ребенку-дошкольнику, страдающему церебральным параличом // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 4. С. 74–83.

Фрагмент статьи

В настоящее время среди детской инвалидности детский церебральный паралич является одним из самых распространенных заболеваний [12]. Становится актуальной разработка программ по оказанию помощи семьям, имеющим ребенка с ДЦП. Одно из направлений работы – коррекция родительско- детских отношений.

Родительское отношение – «система, или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребен- ка родителем и способов поведения с ним» [9]. Детско-родительские отношения – это не только отношения между родителем и ребенком, но и взаимоотношение, взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребенка [10]. Известны исследования, посвященные изучению детско-родительских отношений в семьях с ребенком с ДЦП как в отечественной [2; 6; 13], так и в зарубежной литературе [15; 16].

Литература

  1. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. дисс….канд. психол. наук. М., 1986.
  2. Горячева Т. Г., Солнцева И. А. Личностные осо- бенности матери ребенка с отклонениями в раз- витии и их влияние на детско-родительские от- ношения // Психологические проблемы совре- менной российской семьи: материалы 11-й Все- российской науч. конф. / Под ред. В. К. Шабельникова, А. Г. Лидерса. Ч. 2. М., 2005. С. 285–298.
  3. Иванова В. С. Учет особенностей отношения родителей к заболеванию ребенка детским церебральным параличом в психологическом со- провождении семьи: Автореф. дисс….канд. пси- хол. наук. Томск, 2012.
  4. Ковалев В. В. Основные вопросы проблемы психогенных заболеваний на измененной «по- чве» // Психогенные (реактивные) заболева- ния на измененной «почве»: Материалы науч.- практич. конф. / Ред. колл.: В. В. Ковалев и др. Воронеж, 1982. C. 5–12.
  5. Кухтина Э. И. Особенности семейного воспи- тания детей-инвалидов с детским церебральным параличом // Вопросы теоретической и практической медицины: Материалы 71-й итоговой науч. конф. студентов и молодых ученых с меж- дународным участием. Уфа, 2006. С. 246–247.
  6. Певнева А. Н. Психические состояния матерей детей с церебральным параличом как исходные предпосылки психологического синдрома [Элек- тронный ресурс] // Психологическая наука и об- разование. 2011. № 2. URL: http://www.psyedu.ru/ journal/2011/2/2120.phtml.
  7. Поташова И. И. Современные аспекты психо- лого-педагогической работы с семьями, воспи- тывающими ребенка с ограниченными возмож- ностями здоровья [Электронный ресурс] // Пси- хологическая наука и образование. 2011. № 3. URL: http://www.psyedu.ru/authors/a2427.phtml
  8. Романова О. Л. Психологическое исследова- ние особенностей материнской позиции жен- щин, дети которых страдают церебральным па- раличом // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1988. № 9. С. 109–114.
  9. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1989.
  10. Спирева Е. Н., Лидерс А. Г. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родите- ля // Семейная психология и семейная терапия. 2001. № 4. С. 71–84.
  11. Целевич Т. И. Социально-педагогическое со- провождение семьи, воспитывающей ребенка с тяжелыми формами церебрального паралича на этапе его подготовки к школьному обучению: Ав- тореф. дисс….канд. пед. наук. Омск, 2008.
  12. Цыбульская И. С., Цыбульский В. Б., Азарко В. Е., Знобина Т. И. Характер изменений по- казателей детской инвалидности в связи с социально-экономическим состоянием совре- менной России [Электронный ресурс] // Социаль- ные аспекты здоровья населения. 2008. № 4(8). URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/91/30 (дата обращения 23.12.2008).
  13. Шаронова Н. А., Колпакова Л. М. Особенно- сти эмоционально-оценочного отношения ма- тери с подростком, страдающим детским це- ребральным параличом // Молодое поколение ХХI века: Актуальные проблемы социально- психологического здоровья: материалы II Меж- дународного конгресса. Минск, 2003. С.111–112.
  14. Ackerman N. W. The strength of family therapy: Selected papers. 1982. P. 364–371.
  15. Hastings R., Beck A., Hill C. Positive contri- butions made by children with an intellectual disabi- lity in the family: Mothers’ and fathers’ perceptions // Journal of Intellectual Disabilities. 2005. Vol. 9. P. 155–165.
  16. Lindsay P., McConachie H. Predicting patterns of interaction between children with cerebral palsy and their mothers // Journal Developmental Medicine& Child Neurology. 2001. № 43. P. 83–90.

Информация об авторах

Тихомирова В.С., старший преподаватель кафедры общей и прикладной психологии с курсом медико-биологических дисциплин Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, Санкт-Петербург, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2691
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 1863
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3