Введение
Актуальность исследования связана с глобальной ситуацией в современном мире, изобилующем военными конфликтами любых видов. Участие в них военнослужащих может негативно сказаться на состоянии их здоровья и последующей интеграции в мирную жизнь. Это делает актуальным разработку современных методов психологической помощи военнослужащим для профилактики посттравматического стрессового расстройства.
Психическая травма, полученная военнослужащим в ходе боевых действий, может воздействовать на психику, дестабилизируя и дезорганизуя личность. Несомненно, негативному воздействию (опосредованному, а иногда и прямому) также подвергается и семья военнослужащего, его ближайшее окружение.
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) возникает при сверхмощном деструктивном воздействии на психику каких-либо значимых событий. Не обязательно это должны быть военные действия. Это может быть любое событие, которое по каким-то причинам стало экстраординарным для конкретного человека [Коломеец, 2024].
В нашей статье мы рассмотрим посттравматический синдром, вызванный боевыми действиями.
Основной причиной травматичности события является ощущение беспомощности, невозможности преодолеть событие, эффективно и адекватно реагировать на происходящее.
Возникновение ПТСР связано, в первую очередь, с индивидуальной неспособностью перенести интенсивность или содержание кризисной ситуации [Коломеец, 2024]. Пусковые механизмы и внешние характеристики кризиса у разных людей могут иметь различный характер. Поэтому необходимо понимание внутренней сути кризиса личности для исследования его механизмов воздействия [Козлов, 2014].
Проявляется ПТСР в основном вспышками гнева, снижением интереса к общению, к работе, раздражительностью, агрессивностью, конфликтностью, нетерпимостью и т.п. Также появляется социофобия, различные виды девиантного поведения, зависимости (алкоголизм, наркомания и др.). Зачастую о пережитом травмирующем событии человеку бывает стыдно рассказывать другим людям. В то время, как об обычных симптомах психологической травмы, типа нарушений сна, он может говорить без стеснения.
Нынешняя политическая обстановка и сопутствующая ей частичная мобилизация граждан для участия в специальной военной операции диктует необходимость расширения психологической работы и увеличения количества психологов, готовых (личностно и профессионально) работать с ПТСР.
Направления организации психологической помощи военнослужащим
При работе с военнослужащими психологическая помощь организуется по трем основным направлениям [Гнездилов, 2023].
Во-первых, это работа с военнослужащими во время проведения боевых действий. В каждом бою принято прогнозировать количество так называемых психогенных потерь, с которыми должен работать психолог непосредственно после проведения боевой операции для восстановления боеспособности. Второе направление психологической помощи проводится в госпиталях с военнослужащими, пребывающими там на лечении и реабилитации. Третье направление психологической работы реализуется в специализированных реабилитационных центрах.
Психологическая работа с военнослужащими, членами их семей, а также с людьми, пострадавшими во время военных действий, сейчас приобретает в определенном смысле популярность в обществе, в связи с чем, появляются уже не связанные с реальной помощью нуждающимся в ней людям, маркетинговые замыслы у лиц, стремящихся «примазаться» к этой деятельности в личных интересах, «попутчиков». На этой актуальной теме часто пытаются заработать те, кто не имеет ни достаточного уровня квалификации для работы в данном направлении, ни должной мотивации. В настоящее время широко рекламируются на различных сайтах курсы для обучения на психолога, в том числе военного, при чем анонсируется получение диплома буквально за месяц онлайн обучения. Все это может нанести непоправимый урон и тем, кто обратится к таким «специалистам», а также повлияет на имидж профессиональных психологов в целом.
В исследованиях Т.И. Кузьминой [Кузьмина, 2024] подробно описаны последствия непрофессиональной работы с ПТСР. В частности, «психологи, якобы готовые для работы с боевыми травмами [Организация психологического обеспечения, 2004], проходят краткосрочное обучение, в ходе которого не нарабатывают практического опыта. Их помощь клиенту зачастую отличается стереотипизацией, использованием аналогий, приведением примеров из чужого опыта и общих фраз типа «бывает и хуже», «такова жизнь» и т.д. Основная мотивация таких специалистов в основном сводится к быстрому заработку.
Краткосрочное обучение дает лишь общие сведения о ПТСР, при этом не формируется четкого представления о том, чем ПТСР отличается, например, от панических состояний, психологической травмы, депрессии или эмоционального выгорания. Основной принцип постановки диагноза при недостаточной квалификации – это наличие острых переживаний в жизни клиента или работа, связанная с риском. При этом стоит отметить, что все вышеперечисленные диагнозы имеют различные схемы терапии, как медикаментозной, так и психологической. Такие специалисты также могут выходить за рамки своей компетенции, рекомендовать медикаменты или ставить диагноз, не будучи психиатрами.
Также стоит отметить популяризацию различных лекций на психологические тематики для волонтеров, работающих с участниками СВО и их семьями, где слушателям предлагается изучить азы психологической помощи и активно ее оказывать. Материал лекций, как правило, базируется на просмотре фильмов о войне, сведений, прочитанных в художественных произведениях и т.п. [Кузьмина, 2016].
Плацдарм для такого рода деятельности создает отсутствие законодательного регулирования сферы оказания психологических услуг. Согласно п. 1 поручения Президента Российской Федерации Пр-464 «…необходимо осуществить разработку соответствующей методологической базы и организацию профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов в области психологии при обязательной отработки реальных практических действий в госпиталях и особенно в реабилитационных центрах. Обеспечить при необходимости внесение соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации» [Перечень поручений по]. Осталось дождаться реализации поручения Президента. Пока же психологическая помощь участникам боевых действий, к сожалению, носит стихийный, неоформленный характер. В отсутствие законодательной регуляции неквалифицированная психологическая помощь может усугубить психологические проблемы участников СВО, снижая их уровень доверия к специалистам и государству в целом.
Психологическая работа с военнослужащими в госпиталях
Стоит упомянуть и важность психодиагностической работы, в основе которой лежат общепризнанные психодиагностические методики (методика «МЛО АМ» многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», разработанный А.Г. Маклаковым и С.В.Чермяниным (1 и 2 модификации), методика оценки адаптационных способностей (МОАС) И.В.Соловьёва, методику нервно-психическая неустойчивость, методика «Тревожность (личностная и ситуативная)» Спилбергера-Ханина, Опросник травматического стресса (ОТС), предназначенный для оценки выраженности симптомов постстрессовых нарушений, Опросник для диагностики ПТСР И.О. Котенёва, Шкалу оценки влияния травматического события и т.п.) [Гнездилов, 2023].
Как правило, психодиагностическая работа встречает сопротивление со стороны участников военных действий. Применение стереотипных методик может ассоциироваться с психиатрией (а значит, признанием человека неадекватным, например), само тестирование может рассматриваться как невнимание к личности и особенностям его ситуации. К тому же необходимо помнить, что взаимодействие с психологом должно происходить с согласия пациента (даже в школе или детском саду для работы психолога с детьми требуется письменное согласие родителей, которые зачастую пишут отказ). Участники СВО также могут писать отказ от работы с психологом или от конкретного вида взаимодействия, например, тестирования. И, тем не менее, психодиагностика призвана выявить актуальное психологическое состояние каждого воина и необходимо для правильного планирования конкретной работы с ним [Гнездилов, 2023]. Более того психодиагностическая работа должна быть обязательно ориентирована на выявление ресурсного потенциала личности для её дальнейшего развития и организации правильной самопомощи в дальнейшей жизни. Тем не менее психологическое сопровождение бывших участников боевых действий должно планово сочетаться с работой профессиональных психологов, действующих на основе строго концептуальных подходов.
Психодиагностическая работа с военнослужащими
Стоит упомянуть и важность психодиагностической работы, в основе которой лежат общепризнанные психодиагностические методики (методика «МЛО АМ» многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», разработанный А.Г. Маклаковым и С.В.Чермяниным (1 и 2 модификации), методика оценки адаптационных способностей (МОАС) И.В.Соловьёва, методику нервно-психическая неустойчивость, методика «Тревожность (личностная и ситуативная)» Спилбергера-Ханина, Опросник травматического стресса (ОТС), предназначенный для оценки выраженности симптомов постстрессовых нарушений, Опросник для диагностики ПТСР И.О. Котенёва, Шкалу оценки влияния травматического события и т.п.) [Гнездилов, 2023].
Как правило, психодиагностическая работа встречает сопротивление со стороны участников военных действий. Применение стереотипных методик может ассоциироваться с психиатрией (а значит, признанием человека неадекватным, например), само тестирование может рассматриваться как невнимание к личности и особенностям его ситуации. К тому же необходимо помнить, что взаимодействие с психологом должно происходить с согласия пациента (даже в школе или детском саду для работы психолога с детьми требуется письменное согласие родителей, которые зачастую пишут отказ). Участники СВО также могут писать отказ от работы с психологом или от конкретного вида взаимодействия, например, тестирования. И, тем не менее, психодиагностика призвана выявить актуальное психологическое состояние каждого воина и необходимо для правильного планирования конкретной работы с ним [Гнездилов, 2023]. Более того психодиагностическая работа должна быть обязательно ориентирована на выявление ресурсного потенциала личности для её дальнейшего развития и организации правильной самопомощи в дальнейшей жизни. Тем не менее психологическое сопровождение бывших участников боевых действий должно планово сочетаться с работой профессиональных психологов, действующих на основе строго концептуальных подходов.
Методы работы с посттравматическими стрессовыми расстройствами
В отечественных и зарубежных исследованиях описано большое количество методов и способов работы с ПТСР.
В частности, например, хорошо себя зарекомендовала арт-терапия в оказании психологической помощи нуждающимся. В сочетании с когнитивно-поведенческой терапией арт-терапия способна давать хорошие результаты [1, 13]. Арт-терапия позволяет выразить чувства и эмоции в обход префронтальной коры (ответственной за память и вербальное выражение). В исследовании Ван дер Колка было показано, что при попытке вспомнить травмирующее событие префронтальная кора деактивировалась в то время, как лимбическая система (невербальная область коры) активировалась. Таким образом, было доказано, что была утрачена способность вспоминать вербально, но сохранилась способность вспоминать физически и эмоционально [Veterans’ perspectives on, 2017].
Иногда сенсорные элементы оставались единственным воспоминанием о травмирующем событии, которое продолжало воздействовать на психику.
Некоторые методы когнитивно-поведенческой терапии были изучены с целью доказательства их эффективности в работе с конкретными проявлениями ПТСР. Например, протокол TF-CBT эффективен только при лечении двух из трех характерных кластеров симптомов посттравматического стрессового расстройства (повторное переживание и повышенная бдительность) [Nicholson, 2019]. Арт-терапия доказала свою эффективность в управлении избеганием и эмоциональным онемением [18, 20].
Можно использовать рисование, в том числе песком, работу с глиной, музыку, специальные виды движения и т.п. для передачи своих эмоций и воспоминаний, с целью улучшения самочувствия психотравмированных людей. Индивидуальные сеансы позволяют пациентам проработать с психологом те эмоции, которыми им может быть неудобно делиться с группой. Групповые же сеансы направлены на уменьшение изоляции, построение отношений и развитие общения через совместный процесс создания и обсуждения художественных работ [Woollett, 2020].
Исследования, проведенные в Великобритании с участниками военных событий, убедительно доказали эффективность арт-терапии как направления работы с ПТСР: «87 % ветеранов отметили уменьшение симптомов посттравматического стрессового расстройства и сопутствующих ему тревоги, депрессии, гнева и употребления алкоголя» [Veterans’ perspectives on, 2017].
Также довольно оригинальным представляется исследование направление арт-терапии, в котором пациентам предлагали создать маску собственных травм [Коломеец, 2024]. Ветераны отмечали положительны эффект, связанный с усилением воспоминаний о травме (что является позитивной тенденцией при работе с ПТСР), обеспечением дистанцирования от неё и обеспечением расширенного доступа к эмоциям. В данном исследовании арт-терапия использовалась в сочетании с когнитивно-поведенческой терапией (КПТ).
Стоит отметить направление ароматерапии, созданное Жилем Фурнилем, так называемую ольфактотерапию [Faniel, 2012]. Метод используется при работе с психо-эмоциональным состоянием человека. Аромат помогает человеку войти в определенное состояние, через которое клиент идет в свои ощущения. Воздействие ароматом позволяет обойти сознательную часть, позволяя человеку свободнее выражать свои эмоции и ассоциации [Art Therapy and, 2016]. Также ольфактотерапия позволяет повышать ресурсы организма: Тот аромат, который клиент выбирает как наиболее приятный в данный момент, является для человека ресурсным и оказывает необходимую ему поддержку [Позняк, 2020]. Зрительные или слуховые воспоминания не так сильно связаны с эмоциями, как обонятельные [Creative Health: The, 2017]. При этом в работе с ПТСР используются и приятные ароматы (для создания ресурсного состояния), так и неприятные (для высвобождения заблокированной эмоции и принятия переживаний). Ароматерапия улучшает качество сна и уменьшает стресс, боль, тревогу, депрессию и усталость [8, 15, 16].
Заключение
Таким образом, психологическая работа с военнослужащими и в частности работа с ПТСР может быть эффективна за счет различных направлений воздействия, разнообразных по сути и содержанию методов и методик. Главное в этой работе – профессионализм психолога и всесторонняя поддержка его усилий со стороны государства и общества.
Для достижения результата общество должно уделить внимание ветеранам боевых действий, в первую очередь, за счет повышения их ценности, подчеркивания их вклада в наше всеобщее благополучие. Ветеранам необходима развитая и адекватная система поддержки, как социальной, так и психологической. Психологическая реабилитация должна сочетаться с медицинской, профессиональной и социальной.
Но главная поддержка ветеранов – это их семьи. Психологическая работа с семьями военнослужащих требует отдельного внимания, т.к. зачастую члены семей военнослужащих не пользуются психологической помощью, считая, что они не являются участниками событий, а значит, повода для обращения к психологу у них нет. Практика показывает, что, понимая важность психологической работы с ветераном, члены их семей тем не менее не считают необходимой консультироваться с психологом, хотя испытывают большие трудности в быту и в общении. Не каждый может поддержать близкого, проявить должное терпение, понимание.
Усилия психологов могут быть сведены на нет, если в семье он не получает понимания и поддержки. Необходимо проводить психологическое просвещение среди населения, чтобы обращение к психологу не считалось признаком «неадекватности» или слабости. А также необходимо формировать представление о тех проблемах, которые могут быть решены с помощью психолога.