В последние годы активно обсуждаются проблемы снижения социального статуса учителя, текучести педагогических кадров в детских садах и школах, вопросы необходимости повышения престижа педагогической профессии среди молодежи [Байбородова, 2022; Грязнова, 2020; Кашуркина, 2019; Протасов, 2012]. Успешное развитие системы образования невозможно без мотивированных специалистов, готовых к профессиональному росту. В последнее время на федеральном и региональном уровнях предпринимаются целенаправленные действия для решения этих проблем, включая усиление допрофессиональной педагогической подготовки в рамках непрерывного образования, в том числе раннюю профессиональную ориентацию на педагогические профессии [Галкина, 2019; Кузьменкова, 2023; Ниясова, 2022].
Л.М. Митина в своей концепции профессионального саморазвития педагогов [Митина, 2022; Митина, 2019] подчеркивает важность профессиональной направленности педагога как ключевой ценностной ориентации в саморазвитии и основы успешности педагогического труда. Известно, что ценности педагогической профессии передаются школьными учителями, первичная профессиональная ориентация учащихся формируется во взаимодействии с педагогами, которые влияют на их представления о педагогической деятельности и ее значимости [Калинина, 2022; Орлова, 2009; Щелина, 2023; Щелина, 2023а].
Особое влияние на профессиональный выбор детей в подростковом и раннем юношеском возрастах оказывают родители. Родительские установки зачастую определяют личностный рост человека, от них зависит психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью, ведущие мотивы и ценностные ориентиры [Мартынюк, 2020; Ниясова, 2022; Щербакова, 2016].
В связи с этим целью нашего исследования стало изучение роли родителей и педагогов в формировании профориентации учащихся на педагогические профессии. В исследовании приняли участие 45 учащихся психолого-педагогических классов (9, 10 класс) МБОУ СШ № 6, МБОУ СШ № 14, МБОУ СШ № 16 г. Арзамаса, 55 родителей и 37 педагогов, работающих в данных школах.
Первый этап был посвящен исследованию заинтересованности и готовности учащихся к освоению педагогической профессии. Испытуемым были предложены методики: «Дифференциально-диагностический опросник» (Е.А. Климов), «Профессиональная готовность» (А.П. Чернявская), авторская анкета.
В результате было обнаружено, что учащиеся выбрали педагогический профиль неосознанно («главное не попасть на математический профиль»; по желанию родителей), педагогические профессии не являются для них приоритетными в выборе дальнейшей специализации после окончания вуза, также учащиеся обнаруживают склонность к творческим профессиям в сфере «человек — художественный образ», к чему не относится педагогическая деятельность, а также имеют среднюю степень готовности к выбору профессии в целом.
Второй этап исследования направлен на изучение вовлеченности родителей старшеклассников в процесс профессионального самоопределения их детей с помощью авторской анкеты и методики «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис), поскольку гармоничный стиль семейного воспитания способствует выбору профессии на основе деловых и творческих мотивов, а участие родителей в процессе профессионального самоопределения детей влияет на развитие профессиональной компетентности у подростков.
В результате, несмотря на заинтересованность родителей учащихся психолого-педагогических классов в профессиональном самоопределении детей, многие используют прямое директивное влияние на дальнейший выбор профессионального пути старшеклассника или планируют оказать влияние на процесс профессионального самоопределения, изменив его в пользу родительского решения. Большинство родителей уверены, что дети послушно примут родительскую позицию, что также подтверждается результатами исследования преобладающих типов семейного воспитания (потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность).
На третьем этапе происходила оценка степени включенности учителя в профессию, определение механизмов, через которые профессиональная деятельность воздействует на личность педагога, выявление специфических педагогических деструкций личности с помощью методики «Экспресс-диагностика педагогической направленности учителя» (Ю.А. Кореляков).
В результате обнаружено, что у большинства учителей ярко выражена направленность на коммуникацию (33%), а направленность на предмет вторична (27%). С одной стороны, старшеклассники ценят позитивный эмоциональный настрой учителя и интересную подачу материала, но, с другой стороны, это не способствует формированию у школьников педагогической ориентации и устойчивой мотивации к получению профессии учителя, что изначально было главной целью создания психолого-педагогических классов.
Таким образом, с целью повышения у школьников осознанности в выборе профессии и оказания конструктивной поддержки детям педагогами (через совместное погружение в педагогическую деятельность) и родителями (через выстраивание гармоничных детско-родительских отношений) была разработана коррекционно-развивающая программа, включающая шесть блоков.
- Мотивационный блок — направлен на развитие заинтересованности учащихся в эксперименте, включает различные кооперативные методы обучения, к примеру, дискуссии о роли педагога в развитии современного общества (на примере разных стран).
- Личностно-развивающий блок — направлен на актуализацию у учащихся через тренинги и ролевые игры навыков, необходимых для успешной педагогической деятельности.
- Консультационно-диагностический блок — психологическая помощь учащимся в стрессовых ситуациях, диагностика профессиональной направленности обучающихся.
- Блок работы с родителями — коррекция детско-родительских отношений и активизация осознанной позиции родителей в процессе профориентации детей.
- Блок работы с учителями — направлен на личностно-профессиональное развитие, оптимизацию профессиональной направленности личности педагога через тренинги и консультации.
- Заключительный блок — стимулирует учащихся к саморазвитию в будущей профессиональной деятельности, включает отработку полученных навыков. Блок завершался круглым столом, куда были приглашены все участники исследования, а также ученики средней школы, готовящиеся к поступлению в профильные педклассы.
В результате повторной диагностики выявлены следующие качественные изменения:
- у учащихся: рост интереса к педагогической профессии, выразившийся в большей активности участия в педагогических пробах, возрастании рассмотрения перспективы поступления в педагогический вуз (18% → 28%), повышении показателей выбора профессий типа «человек — человек» (27% → 43%), повышении уровня готовности к выбору профессии (показатели приблизились к границе с высокими);
- у родителей: снижение показателей по шкалам «степень предъявления требований», «степень запретов», «уровень протекции», также родители стали отмечать, что при разговоре о выборе профессии с детьми стали больше прислушиваться к мнению друг друга и все чаще рассматривать поступление в педагогический вуз как один из приоритетных;
- у учителей: качественные и количественные изменения в показателях педагогической направленности: на первом месте — направленность на предмет (43%), на втором — организованность (25%), на третьем — общительность (24%).
Таким образом, сравнительный анализ результатов диагностики показал эффективность реализованной коррекционно-развивающей программы через оказание педагогами конструктивной поддержки детям (совместное погружение в педагогическую деятельность); через работу с родителями в направлении оптимизации детско-родительских отношений и их влияния на профессиональный выбор школьников.