Социальная поддержка как фактор психологической устойчивости личности и безопасности инклюзивного образовательного пространства*

1049

Аннотация

В статье рассматривается стресс и его выраженность в форме дезадаптации как один из главных факторов угрозы психологической безопасности студентов в инклюзивном образовательном пространстве. Утверждается, что социальная поддержка является фактором повышения психологической устойчивости личности. Приводятся данные психологического исследования на базе факультета информационных технологий МГППУ и психолого-педагогического колледжа. В качестве гипотезы было выдвинуто и подтверждено предположение о разной роли социальной поддержки для студентов с ограниченными возможностями здоровья и здоровых студентов в связи со стрессом. Для студентов с ОВЗ социальная поддержка является не- отъемлемой частью системы саморегуляции, тогда как для здоровых студентов социальная поддержка нужна только в ситуации переживания стресса.

Общая информация

* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект No.13-36-01049 «Исследование развития личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях профессионального образования».

Ключевые слова: стресс, дезадаптация, социальная поддержка, СМОЛ, инклюзия, безопасность образовательной среды

Рубрика издания: Безопасность образовательной среды

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Силантьева Т.А. Социальная поддержка как фактор психологической устойчивости личности и безопасности инклюзивного образовательного пространства // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 6. С. 57–64.

Фрагмент статьи

Социальная поддержка является одним из ресурсов совладания со стрессом. Общее значение термина «социальная поддержка» – все формы поддержки, обеспечиваемой другими людьми и группами, которые помогают индивиду преодолеть трудности в жизни [13].

В качестве одного из механизмов прео- доления трудной жизненной ситуации Кожевникова выделяет наличие и использование ресурсов социальной сети: увеличение моральной поддержки близких и наличие друзей, высокая ценность наличия хороших и верных друзей [4].

Эффективное преодоление стресса обеспечивается за счет творческого, разумного использования имеющихся ресурсов и оценивается по показателям эффективности затрат энергии и ресурсов, достижения цели противодействия стрессу и восстановления функ- ционального состояния, личностного развития в виде роста способностей, самоуважения и благополучия.

Литература

  1. Васильев И. А., Шапкин С. А., Митина О. А., Леонтьев Д. А. Ориентация на действие или состоя- ние как индивидуальная характеристика саморе- гуляции. М.: Смысл, 2008.
  2. Гордеева Т. О. Диагностика копинг-стратегий: адаптация опросника COPE / Т. О. Гордеева, Е. Н. Осин, Е. А. Рассказова, О. А. Сычев, В. Ю. Ше- вяхова // Психология стресса и совладающе- го поведения в современном российском об- ществе. Материалы II международной научно- практической конференции / Под ред. Т. Л. Крю- ковой, М. В. Сапоровской, С. А. Хазовой. Костро- ма, 23–25 сентября 2010. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. Т. 2. С. 195–197.
  3. Дёмин А. Н., Кожевникова Е. Ю., Седых А. Б., Седых Б. Р. Психологическое профилирование на рынке труда. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2003.
  4. Кожевникова Е. Ю. Личностные ресурсы пре- одоления социально-экономической ситуации. Автореф. … канд. психол. наук. Краснодар, 2006.
  5. Козлова О. В. Психология безопасности обра- зовательной среды в некоторых зарубежных ис- следованиях начала ХХ1 века [Электронный ре- сурс] // Современная зарубежная психология 2012. № 3. URL: https://psyjournals.ru/jmfp (дата об- ращения: 14.09.2013)
  6. Леонтьев Д. А. Личностный потенциал. Струк- тура и диагностика. М., 2011. С. 580.
  7. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориен- таций (СЖО) / Д.А. Леонтьев. М.: Смысл, 1992. 16 с.
  8. Леонтьев Д. А. Тест жизнестойкости / Д. А. Ле- онтьев, Е. И. Рассказова. М.: Смысл, 2006. 63 c.
  9. Леонтьев Д. А., Александрова Л. А., Лебедева А. А. Специфика ресурсов и механизмов пси- хологической устойчивости студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного образования // Пси- хологическая наука и образование. 2011. № 3. C. 80–94.
  10. Лифинцева А. А. Социальная поддержка как фактор преодоления негативных послед- ствий стресса // Вестник Балтийского федераль- ного университета им. И. Канта. 2012. Вып. 5. С. 56–61.
  11. Луковицкая Е. Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. СПб., 1998. 18 c.
    12. Мадди С. Смыслообразование в процессах принятия решения // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 6. С. 87–101.
  12. Оксфордский толковый словарь по психоло- гии / под ред. А. Ребера. Oxford, Penguin Non- Classic, 2002. 864 с.
  13. Шварцер Р. Русская версия шкалы общей са- моэффективности / Р. Шварцер, М. Ерусалем, В. Ромек // Иностранная психология. 1996. № 7. С. 71–76.
  14. Brown K. W., Ryan R. M. Fostering healthy self-regulation from within and without: a self- determination theory perspective // P. A. Linley, S. Joseph (Eds.). Positive Psychology in Practice. London: Wiley, 2004. P. 105–124.
  15. Ryan R. M., Frederick C. On energy, personality, and health: Subjective vitality as a dynamic reflection of well- being // Journal of Personality. 1997. Vol. 65. Р. 529—565.

Информация об авторах

Силантьева Татьяна А., лаборант-исследователь, Института проблем инклюзивного образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: tanyasilantieva@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2835
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 1049
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1