Особенности формирования личности в подростковом возрасте как индикаторы качества образовательной среды*

886

Аннотация

В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования личностно-смысловых характеристик подростков с различными формами саморазрушающего поведения. Показано, что в условиях социальных трансформаций Российского общества нарушения в формировании ценностно-смысловой сферы личности выступают значимым фактором отклонений в поведений у подростков. Выявлена специфика личностно- смысловых характеристик подростков, склонным к аутодеструктивному поведению: ценностные конфликты, сниженная осмысленность жизни, экстернальность, низкий уровень принятия себя и других людей, недостаточная сформированность социальных компетенций.

Общая информация

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (про- ект № 13-06-00270).

Ключевые слова: подростки, современное общество, саморазрушающее поведение, личностно-смысловые характеристики, ценностные ориентации, смысложизненные ориентации, социально-психологическая адаптация

Рубрика издания: Безопасность образовательной среды

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Королева Н.Н., Луговая В.Ф., Неговская С.Г. Особенности формирования личности в подростковом возрасте как индикаторы качества образовательной среды // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 6. С. 65–72.

Фрагмент статьи

Проблема саморазрушающего поведения подростков в настоящее время выступает одной из ключевых для современной психологической науки и практики. По статистическим данным, за последние годы в России значительно увеличилось число подростковых суицидов; неуклонно растет число подростков, употребляющих алкоголь и наркотические вещества, приобретают популярность девиантные субкультуры, широкое распространение в подростковой среде получают различные экстремальные формы поведения, связанные с угрозой собственному здоровью, а зачастую и жизни. Все это свидетельствует о нарастающих трудностях в адаптации и социализации подрастающего поколения в сложных социокультурных условиях современности.

Литература

  1. Алёхин А. Н. Cаморазрушающее поведение подростков как феномен и научная проблема / А. Н. Алёхин // Universum: Вестник Герценовско- го университета. 2012. № 2. С. 191–198.).
  2. Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 304 с.
  3. Грузд Л. В. Ценностные ориентации наркоза- висимой личности. Дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.05. Казань, 2005. 217 c.
  4. Егорычева И. Д. Психологические особенности личностной направленности подростка и воз- можности ее коррекции: Автореф. дисс… канд. психол. наук. М., 1994. 26с.
  5. Килина И. А. Особенности ценностно-смысло- вых ориентаций личности подростков, употре- бляющих наркотические вещества: Дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07. Кемерово, 2005. 221 c.
  6. Кудрявцев И. А., Морозова Г. Б., Потнин А. С. и др. Психологический анализ смыслообразую- щих факторов делинквентного поведения под- ростков // Психологический журнал. 1996. № 5. С. 88.
  7. Менделевич В. Д. Наркозависимость и ко- морбидные расстройства поведения (психоло- гические и психопатологические аспекты). М.: Медпресс-информ, 2003. 328 с.
  8. Ошевский Д. С., Балашова Е. О. Искажение ценностных ориентаций как фактор риска упо- требления подростками психоактивных веществ [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. № 2. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw
  9. Свердлова О. Жизнь бесценна / О. Сверд- лова // Воспитание школьников. М.: 2006. № 8. С. 59–62.
  10. Фельдштейн Д. И. Психология развития лич- ности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн. М., 2009.
  11. Шамухаметова Е. С. Нарушения в ценностно- смысловой сфере как фактор отклоняющегося поведения у подростков //Материалы II Междуна- родной заочной научно-практической конферен- ции. Владимир, 12 мая 2011 г. [Электронный ре- сурс] URL: http://deviatio2010.vlsu.ru/index.php?1

Информация об авторах

Королева Наталья Николаевна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой методов психологического познания, РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: korolevanatalya@mail.ru

Луговая В.Ф., кандидат психологических наук, доцент кафедры методов психологического познания психолого-педагогического факультета РГПУ им. А. И. Герцена

Неговская С.Г., заведующий службой психолого-педагогического сопровождения студентов РГПУ им. А. И. Герцена, психолого-педагогический факультет

Метрики

Просмотров

Всего: 2352
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 886
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3