Психологическая наука и образование
2013. Том 18. № 6. С. 65–72
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Особенности формирования личности в подростковом возрасте как индикаторы качества образовательной среды*
Аннотация
Общая информация
* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (про- ект № 13-06-00270).
Ключевые слова: подростки, современное общество, саморазрушающее поведение, личностно-смысловые характеристики, ценностные ориентации, смысложизненные ориентации, социально-психологическая адаптация
Рубрика издания: Безопасность образовательной среды
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Королева Н.Н., Луговая В.Ф., Неговская С.Г. Особенности формирования личности в подростковом возрасте как индикаторы качества образовательной среды // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 6. С. 65–72.
Полный текст
Проблема саморазрушающего поведения подростков в настоящее время выступает одной из ключевых для современной психологической науки и практики. По статистическим данным, за последние годы в России значительно увеличилось число подростковых суицидов; неуклонно растет число подростков, употребляющих алкоголь и наркотические вещества, приобретают популярность девиантные субкультуры, широкое распространение в подростковой среде получают различные экстремальные формы поведения, связанные с угрозой собственному здоровью, а зачастую и жизни. Все это свидетельствует о нарастающих трудностях в адаптации и социализации подрастающего поколения в сложных социокультурных условиях современности. Формирование личности российского подростка осуществляется в условиях интенсивных социально-экономических преобразований, резких изменений в сфере мировоззрения, рассогласования ценностных систем поколений детей и родителей. Уменьшается влияние традиционных институтов социализации, таких как семья, образовательные учреждения; эту роль в большей степени принимают на себя подростковые субкультуры, масс-медиа, виртуальные сетевые сообщества. Поиск целей и смыслов, построение идентичности личности совершается фактически в отсутствие «значимого Другого», в потоке разнородной и противоречивой информации, в ситуации неопределенности границ социальной нормы и ценностного плюрализма. Кроме того, сама интенсивно меняющаяся социокультурная среда содержит большое количество рисков, потенциальных и реальных стрессоров, психотравмирующих факторов, для преодоления которых у подростков в большинстве случаев недостаточно личностных ресурсов. Саморазрушающее поведение становится своеобразной реакцией адаптации на стрессовые ситуации при отсутствии конструктивных копинг-стратегий [1]. В свою очередь, такое поведение усугубляет дезадаптацию, вызывает дальнейшие нарушения развития личности, приводит к формированию искаженных ценностно-смысловых установок, а в предельном случае – создает угрозу жизни подростка.
В то же время на сегодняшний момент специфика личностно-смысловых структур современных подростков с саморазрушающим поведением остается фактически неизученной. В ряде эмпирических исследований выявлены некоторые деформации ценностно-смысловой сферы личности, определяющие склонность к отдельным видам и формам саморазрушающего поведения. Так, личностными предпосылками зависимого поведения выступают такие смысловые установки, как максимализм, эгоцентризм в сочетании с высокой поисковой активностью, склонность к риску, ригидность, затруднения в принятии самостоятельных решений, уход в фантазии, стремление подражать другим, страх отвержения [7].
В структуре ценностно-смысловой сферы наркозависимой личности преобладают ценности, непосредственно связанные с удовлетворением наркотической потребности, а социально значимые ценности оказываются малозначимыми. У лиц, систематически употребляющих наркотические вещества, преобладают установки на нонконформизм, лживость, отчужденность от мира [3].
У наркозависимых подростков дисгармоничность развития ценностно-смысловой сферы проявляется в несформированности нравственных ориентаций, низком уровне осмысленности целей собственной жизни. Их отличает экстернальный локус контроля, отсутствие иерархии терминальных и инструментальных ценностей, ценности имеют декларативный характер и не выступают в роли регуляторов поведения [5; 6].
Как отмечает Б. С. Братусь [2], формирование личностных ценностей наркозависимых подростков происходит под влиянием девиантной группы, в результате чего происходит «выпадение» подростков из социокультурного смыслового поля и погружение в ситуационное, связанное с приемом наркотика состояние, происходит «уплощение», «снижение» уровня развития личности.
Подобные тенденции характерны и для подростков, употребляющих алкоголь. Д. С. Ошевский и Е. О. Балашова [8] указывают на искажения в структуре и содержании смысложизненных ориентаций подростков, склонных к употреблению психоактивных веществ. Для них характерна меньшая связность мировоззренческих структур, их мозаичность, низкая осмысленность жизни, искаженность и недостаточная сформированность иерархии ценностей. Подростки, склонные к зависимости от психоактивных веществ, имеют нереалистичный взгляд на свою жизнь, прошлые события своей жизни они оценивают преимущественно отрицательно, что приводит к негативному восприятию ими своих будущих жизненных перспектив, которые строятся на неконкретных обобщенных представлениях.
Нарушения в ценностно-смысловой сфере выступают одним из значимых личностных факторов аутодеструктивного суицидального поведения. Для подростков с высоким уровнем суицидального риска характерны размытость ценностных ориентиров, обесценивание человеческой жизни, социальная апатия, страх перед будущим, высокая значимость личного благополучия наряду с низкой значимостью социальных ценностей [9; 11].
У современных подростков формируются особые типы направленности личности, выступающие предпосылками к саморазрушающему поведению: эгоистическая, депрессивная, суицидальная. Эгоистическая направленность предполагает чрезмерную центрацию на себе, своих личных интересах при низкой самооценке и негативном отношении к обществу. В структуре депрессивной направленности системообразующим является непринятие себя, чувство собственной малоценности при достаточно высокой значимости социума и позитивном отношении к нему. Суицидальная направленность заключается в обесценивании как собственной личности, так и общества в целом, что ведет к утрате смысла собственной жизни [4; 10].
Таким образом, в современных условиях прослеживаются кардинальные изменения по всему спектру смысловых образований формирующейся личности: от ситуативных смыслов до высших духовных сфер, экзистенциальных отношений к феноменам жизни и смерти. Становление личностно-смысловых структур и формирование идентичности подростка в современном обществе зачастую носит фрагментарный, внутренне противоречивый характер, что и создает затруднения в самоопределении, построении жизненных перспектив, в выработке стратегий адаптации в динамичной и текучей социокультурной ситуации. Ценностно-смысловые абберации, сложности в осмыслении себя и окружающей реальности у подростков приводят к внутренним противоречиям, возрастанию фрустрации, эмоционального напряжения, проявляющихся в различных феноменах ненормативной поведенческой активности, и прежде всего – склонности к саморазрушающему поведению (суициды, употребление психоактивных веществ, экстремальное поведение и т. п.). В соответствии с этим исследование психологических предпосылок дезадаптации современных подростков имеет высокую актуальность и социальную значимость. Анализ личностно-смысловых образований, опосредующих различные формы саморазрушающего поведения подростков, позволит определить направления его психологической коррекции и профилактики в современных условиях.
В проведенном нами эмпирическом исследовании приняли участие 77 старших подростков в возрасте от 14 до 18 лет – учащихся учреждений общего и среднего специального образования Санкт-Петербурга и Ленинградской области с различным уровнем склонности к саморазрушающему поведению (по данным экспертной оценки классных руководителей, воспитателей и социальных педагогов): 28 человек с нормативным поведением; 49 – с различными видами саморазрушающего поведения (употребление алкоголя и наркотических веществ, рискованное поведение, участие в неформальных объединениях девиантного характера), из них у 21 подростка наблюдались суицидальные мысли и намерения
Для выявления личностно-смысловых предпосылок саморазрушающего поведения подростков был использован следующий методический инструментарий: методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан; опросник суицидального риска (ОСР) А.Г. Шмелева; методика диагностики социально-психологической адаптации (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда в адаптации Т. В. Снегирева; ценностный опросник С. Шварца в адаптации В.Н. Карандашева, тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева; шкала социальной компетентности А. М. Прихожан, анкета для педагогов и родителей, направленная на выявление особенностей поведения детей.
Результаты исследования показали, что девиации в поведении у современных подростков носят комплексный характер: при проявлении тенденций к саморазрушающему поведению наблюдаются и другие формы поведенческих отклонений: противоправные действия, агрессивное поведение, побеги из дому, нарушения дисциплины образовательного учреждения. По всей видимости, поведение, приводящее к нанесению ущерба собственному организму и личности, выступает одним из проявлений социальной дезадаптированности данной категории подростков, является способом ухода от сложных жизненных ситуаций. Об этом свидетельствуют и результаты сравнительного анализа характеристик социально-психологической адаптированности подростков с нормативным и саморазрушающим поведением (табл. 1).
Таблица 1. Достоверные различия в средних значениях показателей адаптированности подростков
Достоверные различия в средних значениях исследуемых показателей по t-критерию Стьюдента получены по всем интегральным показателям методики СПА, кроме стремления к доминированию. Подростки с саморазрушающим поведением обладают сниженным уровнем социально-психологической адаптированности, менее склонны к принятию самих себя и других людей, чаще переживают эмоциональный дискомфорт, тревогу, раздражение, апатию. У них менее выражена интернальность: в решении жизненных задач нередко проявляют пассивность, перекладывание ответственности на других людей и обстоятельства.
Уровень развития социальной компетентности невысок в обеих группах подростков. Однако подростки с саморазрушающим поведением более неуверенны в себе, испытывают трудности в общении с другими людьми, обладают сниженным уровнем волевой регуляция поведения и деятельности (низкий уровень организованности, негативное отношение к обязанностям).
Ценностные ориентации подростков выявлялись на двух уровнях – нормативных идеалов, или убеждений, и индивидуальных приоритетов – поведенческих установок. Анализ статистически достоверных различий в средних значений показателей типов ценностей в исследуемых группах (табл. 2) показал, что для подростков с саморазрушающим поведением на уровне нормативных идеалов низкую значимость имеют как ценности безопасности, так и ценности гедонизма. Однако их индивидуальные ценностные приоритеты предполагают более высокую значимость ценности стимуляции, поиска острых ощущений, новизны и меньшую значимость таких социальных ценностей, как «доброта» (благополучие людей) и «универсализм» (понимание, терпимость). Это, по сути, отражает формирование эгоцентрической ценностной направленности и ориентации на удовлетворение потребности в риске и эмоциональных переживаниях.
Таблица 2. Достоверные различия в показателях значимости ценностей подростков
Как показывают результаты проведенного исследования, подростки с саморазрушающим поведением отличаются более низким уровнем осмысленности жизни в прошлом, настоящем и в будущем, по сравнению с нормативными подростками.
Они в меньшей степени удовлетворены прожитой частью жизни, менее склонны считать свою жизнь в настоящем интересной, наполненной смыслом; менее ясно представляют цели и перспективы будущего. Такие подростки не всегда принимают на себя ответственность за свою жизнь, склонны к фатализму.
Сравнение личностно-смысловых характеристик девиантных подростков с различным уровнем суицидального риска позволило выделить основные предпосылки возникновения суицидальных намерений при наличии отклонений в поведении. Так, подростки с отклоняющимся поведением, склонные к суицидным мыслям и имевшие суицидные намерения, по сравнению с теми, кто проявляет другие формы саморазрушающего поведения, характеризуются более низкой осмысленностью жизни в будущем, слабо осознают собственные перспективы. Они ниже оценивают черты своего характера, не считают, что обладают авторитетом среди сверстников, недовольны собственной внешностью. В данной группе выявлены более высокие показатели по большинству шкал опросника суицидального риска, которые, по сути, отражают его ценностно-смысловые предикторы.
Таблица 3. Достоверные различия в средних значениях показателей осмысленности жизни подростков
Таблица 4. Достоверные различия в средних значениях показателей личностно-смысловой сферы у подростков с различным уровнем суицидального риска
Девиантным подросткам с высоким риском суицидального поведения свойственно стремление привлечь к себе внимание, обостренное восприятие собственной исключительности при закрытости новому опыту, оценка себя как несостоятельного, ненужного, некомпетентного, отвергнутого; представление о привлекательности и ценности самоубийства; ценностный максимализм и фиксация на неудачах; страх перед будущим, ожидание негативных событий, отказ от планирования жизни.
Таким образом, в качестве личностно-смысловых предпосылок саморазрушающего поведения в подростковом возрасте могут выступать низкий уровень социальной компетентности, негативное отношение к себе и другим людям, фиксация на негативных переживаниях, низкая осмысленность жизни, экстернальный локус контроля, рассогласование между нормативными идеалами и индивидуальными ценностными приоритетами; ориентация на поиск новых ощущений и риска при низкой значимости социальных ценностей. Риск суицидального поведения у подростков с отклонениями в поведении увеличивает низкая самооценка внешности, личностных качеств, уважения со стороны сверстников; страх перед будущим; склонность к демонстративности в поведении, неуверенность в себе, чрезмерное переживание своей исключительности, позитивное отношение к самоубийствам, «культ смерти», максимализм в реализации ценностей, переживание невозможности планирования будущего. Диагностика данных характеристик позволит своевременно выявлять группы риска подростков по саморазрушающему поведению, определять эффективные направления его профилактики и коррекции.
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 13-06-00270).
Литература
- Алёхин А. Н. Cаморазрушающее поведение подростков как феномен и научная проблема / А. Н. Алёхин // Universum: Вестник Герценовско- го университета. 2012. № 2. С. 191–198.).
- Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 304 с.
- Грузд Л. В. Ценностные ориентации наркоза- висимой личности. Дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.05. Казань, 2005. 217 c.
- Егорычева И. Д. Психологические особенности личностной направленности подростка и воз- можности ее коррекции: Автореф. дисс… канд. психол. наук. М., 1994. 26с.
- Килина И. А. Особенности ценностно-смысло- вых ориентаций личности подростков, употре- бляющих наркотические вещества: Дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07. Кемерово, 2005. 221 c.
- Кудрявцев И. А., Морозова Г. Б., Потнин А. С. и др. Психологический анализ смыслообразую- щих факторов делинквентного поведения под- ростков // Психологический журнал. 1996. № 5. С. 88.
- Менделевич В. Д. Наркозависимость и ко- морбидные расстройства поведения (психоло- гические и психопатологические аспекты). М.: Медпресс-информ, 2003. 328 с.
- Ошевский Д. С., Балашова Е. О. Искажение ценностных ориентаций как фактор риска упо- требления подростками психоактивных веществ [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. № 2. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw
- Свердлова О. Жизнь бесценна / О. Сверд- лова // Воспитание школьников. М.: 2006. № 8. С. 59–62.
- Фельдштейн Д. И. Психология развития лич- ности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн. М., 2009.
- Шамухаметова Е. С. Нарушения в ценностно- смысловой сфере как фактор отклоняющегося поведения у подростков //Материалы II Междуна- родной заочной научно-практической конферен- ции. Владимир, 12 мая 2011 г. [Электронный ре- сурс] URL: http://deviatio2010.vlsu.ru/index.php?1
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2426
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 918
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0