Эффективность образовательного процесса в условиях инклюзивной практики: итоги мониторинговых исследований

1955

Аннотация

Представлены этапы, анализ и интерпретация основных результатов мониторинга эффективности образовательного процесса в условиях реализации ре- гионального проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области». Исследование проводилось в форме глобального мониторинга с участием 34 образовательных учреждений из 27 муниципальных территорий, с общим охватом 2663 участников. В задачи мониторинга входили: контроль основных рисков инновационной образовательной практики, получение достоверных и объективных данных о позитивных и негативных образовательных эффектах инклюзии, выявление проблемных зон и точек роста. Обращается внимание, что анализ полученных результатов показал достаточную эффективность образовательного процесса в условиях существенных инновационных изменений при реализации регионального проекта.

Общая информация

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья , инклюзивное образование, региональный проект, внутренний и внешний мониторинг, показатели эффективности образовательного процесса, методы исследования, анализ результатов

Рубрика издания: Инклюзивное образование

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Чепель Т.Л., Абакирова Т.П., Самуйленко С.В. Эффективность образовательного процесса в условиях инклюзивной практики: итоги мониторинговых исследований // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 1. С. 33–41.

Фрагмент статьи

Практика инклюзивного образования в последние годы перестает быть уделом отдельных педагогов-энтузиастов, а становится одним из законодательно закрепленных вариантов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – детей с ОВЗ) и приобретает все более массовый характер. Но по-прежнему очевидна неготовность российской образовательной системы к повсеместному разворачиванию инклюзии в общеобразовательных школах.

Литература

  1. Алехина  С. В.,  Алексеева  М. А.,   Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 83–92.
  2. Ряписова А. Г., Чепель Т. Л. Исследование эффективности образовательного процесса в условиях инклюзивной практики // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 2. С. 226–233.
  3. Чепель Т. Л. Инклюзивное образование как инновационный проект: опыт Новосибирской области // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции (20–22 июня 2011 г., Москва) / Московский городской психолого-педагогический университет; ред. кол.: С. В. Алехина и др. М.: МГППУ, 2011. С. 30–33.

Информация об авторах

Чепель Татьяна Леонидовна, кандидат психологических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», директор ГБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Новосибирский областной центр диагностики и консультирования (ГБОУ НСО ОЦДК), научный консультант ГБУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования», Новосибирск, Россия, e-mail: homechep@mail.ru

Абакирова Татьяна Петровна, кандидат психологических наук, заместитель директора по научно-методической работе государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, ГБУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования», Россия, e-mail: abakirova@ngs.ru

Самуйленко Светлана Васильевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Новосибирской области «Областной центр диагностики и консультирования», e-mail: Samuilenko60@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2455
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1955
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0