Психологическая наука и образование
2015. Том 20. № 4. С. 105–107
doi:10.17759/pse.2015200410
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Классику мировой психологии Джерому С. Брунеру – 100 лет!
Общая информация
Рубрика издания: Научная жизнь
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200410
Для цитаты: Двойнин А.М. Классику мировой психологии Джерому С. Брунеру – 100 лет! // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 4. С. 105–107. DOI: 10.17759/pse.2015200410
Полный текст
1 октября 2015 г. исполнилось 100 лет выдающемуся психологу, блестящему ученому, чье имя навсегда вошло в историю мировой психологической науки, Джерому Сеймуру Брунеру! Он известен не только как пионер когнитивного подхода в науке и один из основателей когнитивной психологии в середине XX века, но и как автор теории перцептивных гипотез, теорий научения и нарративного конструирования реальности, как признанный авторитет в области детской и педагогической психологии, а также как талантливый экспериментатор и специалист в области психолингвистики, юридической психологии и культурной антропологии
За свою долгую жизнь ученый внес огромный вклад в различные области гуманитарного знания, оказал большое влияние на американскую психологическую науку и систему образования. Он был коллегой, другом, соратником многих выдающихся ученых этой эпохи: У. Мак-Дауголла, Г. Олпорта, Б.Ф. Скиннера, Э. Эриксона, Дж. Миллера, К. Прибрама, М. Мид, Р. Бенедикт, Г. Бейтсона, Р. Линтона и многих других.
Дж. Брунер родился в далеком 1915 году в семье польских эмигрантов Германа и Роуз Брунер. Его отец был владельцем бизнеса по производству часов, и в семье был достаток. Парадоксально, но будущий крупный исследователь восприятия появился на свет с врожденной катарактой обоих глаз, фактически слепым. В 3 года ему сделали хирургическую операцию, после которой зрение ребенка восстановилось.
Наследство, которое он получил после смерти отца (Джерому было тогда 12 лет) позволило юноше по окончании школы (в 1933 г.) поступить в весьма авторитетный Университет Дьюка, где он начал изучать психологию под руководством известного англоамериканского психолога, автора гормиче- ской теории мотивации У. Мак-Дауголла, который сыграл важную роль в профессиональном становлении юного Джерома. В ту эпоху господства бихевиористских идей в американской психологии под влиянием своего учителя Дж. Брунер пришел к пониманию ограниченности схемы «стимул-реакция» для объяснения процессов научения человека. Уже тогда для него стало очевидным, что научение является не только процессом выработки соответствующих реакций на стимулы, но и должно рассматриваться как процесс взаимодействия человека со средой, обязательно с учетом некоего общего контекста, в котором оно разворачивается. Позднее Дж. Брунер обоснует в качестве такого контекста «культуру».
Последние наставления У. Мак-Дауголла к Дж. Брунеру были: «Ни в коем случае не ходи в Гарвард, чтобы ты ни делал; они там слишком позитивистски настроены». Наверное, естественно, что любознательный юноша после окончания бакалавриата (в 1937 г.) отправился получать магистерскую степень именно туда. В 1939 г. Дж. Брунер стал магистром психологии, а в 1941 г. защитил докторскую диссертацию, в которой обобщил результаты психологических исследований пропаганды и воздействия радиопередач на общественное мнение. Обучаясь в Гарвардском университете, молодой исследователь работал научным ассистентом Г. Олпорта и был участником его аспирантского семинара. Совместно с Г. Олпортом и Е. Яндорфом Дж. Брунер проводил исследования по оценке психологического состояния беженцев из фашистской Германии.
Во время Второй мировой войны Дж. Брунер стремился попасть в армию, на фронт. Однако солдатом его не взяли из-за проблем со зрением. Тем не менее, Дж. Брунер был принят в Отдел психологической борьбы Главного командования союзных экспедиционных сил в Европе (в составе Разведывательного корпуса армии США) и проходил службу во Франции (1941-1944 гг.).
Вернувшись в США Дж. Брунер быстро делает карьеру в Гарвардском университете, становясь к 1952 г. действительным профессором Отделения социальных отношений. Он первый в мире экспериментально исследует влияние ценностей и мотивации на процесс восприятия, разрабатывает теорию перцептивных гипотез, развивает идею о зависимости процессов перцепции от прошлого опыта человека, создает методику формирования искусственных понятий.
В 1960 г. Дж. Брунер вместе с Дж. Миллером открывают Центр когнитивных исследований при Гарвардском университете, программой которого стал поиск ответа на вопросы о том, как люди строят концептуальные модели действительности и как они кодируют информацию о действительности в этих моделях. Постепенно стала складываться небольшая группа исследователей, пытавшихся проложить новые пути к объяснению когнитивных процессов. Помимо Дж. Брунера и Дж. Миллера в эту группу входили К. Приб- рам, Г.Л. Тейбер, О. Зангвилл.
Дж. Брунер осмысливает теорию когнитивного развития ребенка Ж. Пиаже, знакомится с культурно-исторической теорией развития психики Л.С. Выготского, углубляется в культурную антропологию (на что, без сомнения, повлияло его общение с выдающимися антропологами и культурологами М. Мид, Р. Бенедикт, Г. Бейтсоном, Р. Линтоном). Также важны его встречи и переписка с А.Р. Лурией, знакомство с работами советских психологов и физиологов А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, О.К. Тихомирова, В.П. Зинченко, Е.Н. Соколова, А.Л. Ярбуса, литературоведа В.Б. Шкловского, лингвиста Р.О. Якобсона и других.
Дж. Брунер приходит к выводу, что логический синтаксис и преимущественно язык формируют наше мышление. При этом источником психического развития он видит культуру с ее образными, символическими языковыми и практическими «орудиями» развития психики. Психическое развитие, по Дж. Брунеру, осуществляется не как созревание, а как активное конструирование ребенком новых идей, понятий, ментальных моделей действительности в процессе обучения, в котором учащийся осваивает культурный и исторический опыт человечества.
Являясь автором теории интеллектуального развития ребенка, он разработал теорию обучения, где большое внимание уделено мотивационным и культурным факторам формирования познавательного интереса ребенка, структурированию знаний (классификации и категоризации), разным режимам предъявления материала (образному, вербальному, символическому), а также обучению последовательности действий при его освоении.
Дж. Брунер был главой Научно-консультативного совета при президенте Дж. Кеннеди, руководителем Национального института здоровья и развития ребенка при Л. Джонсоне, а также президентом Американской психологической ассоциации (1965 г.).
В 1970-е гг. Дж. Брунер работал в Оксфордском университете в Англии и занимался изучением психического развития детей раннего возраста, в том числе усвоением ими языковых средств общения. Отвергая идею универсальной грамматики Н. Хомски, он предложил альтернативу в виде использования теории социального взаимодействия для объяснения развития языка. Позднее, начиная с 1980-х гг., научный интерес ученого фокусируется на исследовании нарративов, а также различных аспектов юридической психологии.
Давние профессиональные и личные контакты связывают Дж. Брунера с Россией. Его книги и статьи публикуются на русском языке с 1962 г., когда был переведен и издан один из его трудов «Процесс обучения». Идеи ученого оказали большое влияние на отечественную психологию.
К его достоинствам смело можно отнести тот факт, что он является замечательным педагогом, воспитавшим не одно поколение психологов. По свидетельству учеников, чрезвычайно ценным в его преподавании является то, что он помогает студентам находить свой путь в психологии, а не «штампует» брунерианцев.
Несмотря на то, что жизнь этого замечательного человека продолжается уже второе столетие, Дж. Брунер остается в хорошей профессиональной и физической форме, продолжает преподавательскую и исследовательскую деятельность, ведет обширную переписку, рождает все новые и новые научные идеи.
Российские коллеги выражают самые искренние поздравления юбиляру и от всего сердца желают здоровья, творческого и жизненного долголетия!
Двойнин Алексей Михайлович,
доцент, кандидат психологических наук,
доцент кафедры психологии образования
ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
г. Москва
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1836
В прошлом месяце: 39
В текущем месяце: 27
Скачиваний
Всего: 669
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5