Роль учителя-дефектолога во включении дошкольников с РАС в инклюзивный образовательный процесс. Две иллюстации

1959

Аннотация

Представлен практический опыт работы учителя-дефектолога по включению детей с расстройством аутистического спектра в группу нормативно развивающихся сверстников на примере включения таких детей в групповые занятия по формированию элементарных математических представлений. Именно в дошкольном возрасте формируются основы психического и социального становления личности ребенка. Вовремя начатая и правильно организованная коррекционно-педагогическая работа может помочь многим детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) стать социально значимыми членами общества. Уровень психического развития пришедшего в школу ребенка с РАС будет зависеть не только от времени возникновения, характера и степени выраженности нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания в дошкольном возрасте. Отмечается, что сегодня становится особенно актуальной и значимой задача включения детей с различными особенностями развития в группы нормативно развивающихся сверстников. Подчеркивается, что представленные здесь материалы могут быть полезны специалистам, развивающим практику инклюзивного образования, воспитателям детских садов, учителям, включающим детей с расстройством аутистического спектра в инклюзивные группы и классы.

Общая информация

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, учитель- дефектолог, формирование элементарных математических представлений, дошкольная образовательная среда, инклюзивное образование

Рубрика издания: Клиническая и специальная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2016210312

Для цитаты: Цырульникова Е.Л. Роль учителя-дефектолога во включении дошкольников с РАС в инклюзивный образовательный процесс. Две иллюстации // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 3. С. 105–110. DOI: 10.17759/pse.2016210312

Фрагмент статьи

На сегодняшний день ранний детский аутизм находится, по данным специалистов, на четвертом месте среди различных видов нарушений у детей. До 50% детей с РАС страдают умственной неполноценностью или обладают  ограниченными  интеллектуальными возможностями.  До  недавнего  времени в нашей стране ребенку с таким расстройством было практически невозможно реализовать свое право на образование: дети, получившие диагноз «ранний детский аутизм» в большинстве своем признавались психолого- медико-педагогическими комиссиями необучаемыми.

Литература

  1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. М.: Гном- Пресс, 2002. 64 с.
  2. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие: кн. для педагогов- дефектологов / Пер. с англ. О.В. Деряевой; под науч. ред. Л.М. Шипицыной, Д.Н. Исаева. М.: Гуманит. изд. Центр «ВЛАДОС», 2003. 144 с.
  3. Гринспен С., Уидер С. На ты с аутизмом. М.: Теревинф, 2013. 512 с.
  4. Грэндин Т., Скариано М.М. Отворяя двери надеж- ды. Мой опыт преодоления аутизма. М.: Центр ле- чебной педагогики, 1999. 228 с.
  5. Делани Тара. Развитие основных навыков у де- тей с аутизмом. Екатеринбург. РАМА ПАБЛИШИНГ, 2014. 272 с.
  6. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм / К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская и др. М.: Просвещение, 1989. 95 с.
  7. Жукова Н.С.,  Мастюкова Е.М., Филичева  Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. 320 с.
  8. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. 214 с.
  9. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. М.: Просвещение, 1991. 96 с.
  10. Международная классификация болезней (МКБ-10): Классификация психических и поведен- ческих расстройств. СПб.: АДИС, 1994. 300 с.
  11. Никольская О.С. Аффективная сфера чело- века. Взгляд сквозь призму детского аутизма. М.: Центр лечебной педагогики, 2000. 362 с.
  12. Нуриева Л.Г. Развитие речи аутичных детей. М.: Теревинф, 2013. 107 с.
  13. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Ар- шатская О.С. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь: метод. пособие для вос- питателей, педагогов, психологов и дефектологов дошк. и шк. общеобразоват. и спец. (корректиру- ющих) учреждений. М.: Полиграф Сервис, 2003. 231 с.
  14. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. М.: Теревинф, 2004. 236 с.
  15. Обучение детей с расстройствами аутистиче- ского спектра: метод. рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехина; под общ.ред. Н.Я. Семаго. М.: МГППУ, 2012. 80 с.
  16. Семенович А.В. Нейропсихология детского возраста. М.: Генезис, 2005. 319 с.

Информация об авторах

Цырульникова Елена Леонидовна, учитель-дефектолог, руководитель отделения, ГБОУ «Школа No 1206 "Наш дом"», Москва, Россия, e-mail: le-lur@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4012
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 1959
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 4