Модель работы ресурсного учебно-методического центра Российского государственного социального университета в части профессионального и трудового ориентирования лиц с инвалидностью и ОВЗ

999

Аннотация

Рассматривается особая значимость профессионального и трудового ориентирования для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Отражена актуальность ведения профориентационной работы для людей с инвалидностью и ОВЗ, описаны основные подходы к ведению профориентации для данной категории абитуриентов, обозначены технологии мотивации людей с инвалидностью и ОВЗ к получению образования и осознанному выбору профессии. Исследование направлено на разработку модели профориентационной работы, проводимой ресурсными учебно-методическими центрами (далее – РУМЦ), создаваемыми Минобрнауки России на базе образовательных организаций высшего образования. Представлены результаты разработки модели профессионального и трудового ориентирования для людей с инвалидностью, дан алгоритм внедрения данной модели в РУМЦ. Приведены рекомендации по изменению технологий взаимодействия между вузами субъекта Российской Федерации, региональными отделениями центров занятости и отделений медикo-социальной экспертизы (далее – МСЭ).

Общая информация

Ключевые слова: профориентация, инклюзия, ОВЗ, ресурсный учебно-методический центр

Рубрика издания: Инклюзивное образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220105

Для цитаты: Бикбулатова А.А., Карплюк А.В., Тарасенко О.В. Модель работы ресурсного учебно-методического центра Российского государственного социального университета в части профессионального и трудового ориентирования лиц с инвалидностью и ОВЗ // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 1. С. 26–33. DOI: 10.17759/pse.2017220105

Фрагмент статьи

Численность людей с инвалидностью в нашей стране – 12, 3 млн человек, что составляет 10% населения, при этом доля работающих инвалидов в общей численности инвалидов, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, составляет только 20,5% [5].

Литература

  1. Бикбулатова А.А., Ким Е.Н. Комплексная модель трудоустройства инвалидов // Актуальные вопросы трудового и профессионального ориентирования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2016 / РГСУ; под науч. ред. Н.Б. Починок, Е.А. Петровой. М.: Изд-во РГСУ, 2016. С.39–52.
  2. Бикбулатова А.А., Петрова Е.А., Карплюк А.В. Методические рекомендации по внедрению модели ресурсного учебно-методического центра трудового и профессионального ориентирования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и совершенствованию профориентационной работы: учеб.-метод. Пособие. М.: Изд-во РГСУ, 2016. 150 с.
  3. Бикбулатова А.А., Солдатов А.А., Невская М.В. Создание центров содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ в высших учебных заведениях // Вестник УГАЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2015. № 3(13). С. 36–40.
  4. Бонкало Т.И., Цыганкова М.Н. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников с    ограниченными    возможностями    здоровья    в условиях инклюзивного образования  // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015. Т. 14. № 1 (128). С. 52–59.
  5. Топилин М.А.: Весной будет принят закон о контроле органов власти за доступностью услуг для инвалидов [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ. RL: http://www.rosmintrud.ru/ social/invalid-defence/368/ (дата обращения: 03.03.2017).
  6. Петрова Е.А., Бикбулатова А.А., Пчелинова В.В., Джафар-Заде    Д.А.,     Карплюк     А.В.     Трудовое и профессиональное ориентирование лиц с инвалидностью и ОВЗ: учеб. пособие. М.: Изд-во РГСУ, 2016. 309 с.
  7. Пчелинова В.В. Субъективная картина мира профессий психолога // Ломоносовские чтения. М.: Изд-во Московского университета, 2007. С. 34.
  8. Современные подходы к трудовому и профессиональному ориентированию лиц с инвалидностью и ОВЗ: коллективная монография / Под общ. ред. д-ра псхол. наук, проф. Е.А. Петровой. М.: Изд-во РГСУ, 2016. 321 с.
  9. Цыганкова М.Н.  Формирование  субъектности как условие профориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: дисс. … канд. психол. наук. М., 2016. 275 с.

Информация об авторах

Бикбулатова Альбина Ахатовна, кандидат технических наук, Доцент, проректор по методической работе и инклюзивному образованию, Ректорат, ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия, e-mail: albina-bikbulatova@yandex.ru

Карплюк Анна Викторовна, доктор педагогических наук, руководитель ресурсного учебно-методического центра по бучению инвалидов и ОВЗ, Российский государственный социальный университет, Москва, Россия, e-mail: annakarplyuk@mail.ru

Тарасенко Ольга Владимировна, Заместитель руководителя Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», e-mail: olya.tarasenko.93@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2258
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 999
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0