Модельные программы сопровождения семей, воспитывающих детей-сирот сложных категорий

1708

Аннотация

Описана система организационных и технологических мероприятий, опреде- ляющих принципы, условия, порядок, формы и методы работы специалистов по сопровождению семей, воспитывающих детей-сирот сложных категорий, к которым относятся дети с инвалидностью, подростки, сиблинги. Отмечает- ся, что данные категории детей-сирот имеют особые потребности в семейном жизнеустройстве; их интеграция в семье отличается более длительным кон- тинуумом, проходит значительно сложнее по сравнению с детьми-сиротами других категорий. Подчеркивается, что семьи опасаются принимать таких де- тей и значительно чаще отказываются от их воспитания. Обращается внима- ние на то, что ключевым условием эффективного семейного жизнеустрой- ства данных категорий детей-сирот является специализированная система сопровождения. Делается вывод о том, что модельные программы, разрабо- танные по заказу Министерства образования и науки РФ в 2016 г., можно рас- сматривать в качестве методологических и методических ориентиров форми- рующейся специализированной системы сопровождения семей, воспитыва- ющих детей-сирот с особыми потребностями в семейном жизнеустройстве, а также профессиональной подготовки специалистов.

Общая информация

Ключевые слова: модельные программы, организация сопровождения, эколого - динамический подход, замещающие семьи, дети-сироты с ОВЗ, в т. ч. с инвалидностью, подростки-сироты, сиблинги, индивидуальная программа сопровождения

Рубрика издания: Психология семьи

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220309

Для цитаты: Ослон В.Н. Модельные программы сопровождения семей, воспитывающих детей-сирот сложных категорий // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 3. С. 82–92. DOI: 10.17759/pse.2017220309

Литература

  1. Ослон В.Н. Организационная модель психосо- циального сопровождения замещающей семьи // PSYEDU.ru. Электронный журнал «Психологическая наука и образование», 2015. Том 7. № 2, С. 1–12 (дата обращения: 09.06.2017).
  2. Ослон В.Н., Семья Г.В. Методические рекомендации «Модельные программы сопровождения семей, принявших на воспитание детей с ОВЗ, подросткового возраста, сиблингов» [Электронный ресурс]. URL: http://iuorao.ru/wpcontent/uploads/2017/0382-1f (дата обращения: 05.04.2017).
  3. Приказ Минтруда России № 889 от 18 ноября 2014 г. «Об утверждении рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальном сопровождении)» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 177202/ (дата обращения: 09.06.2017).
  4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 июля 2015 г. № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» [Электронный ресурс]. http://base.garant. ru/71169212/ (дата обращения: 09.06.2017).
  5. Постановление правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро- дителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс]. http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot- 24052014-n-481/ (дата обращения: 09.06.2017).
  6. Протокол заседания правительства РФ от 24 ноября 2016 г. Доклад О. Васильевой на засе- дании [Электронный ресурс]. http://government.ru/ meetings/25384/ (дата обращения: 09.06.2017).
  7. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442- ФЗ «Об основах социального обслуживания граж- дан в Российской Федерации» [Электронный ре- сурс]. http://dszn.mos.ru/activities/442-FZ/federal-lawmaterials/FZ-442.pdf (дата обращения: 09.06.2017).

Информация об авторах

Ослон Вероника Нисоновна, кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии им. профессора Л.Ф. Обуховой, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9625-7307, e-mail: oslonvn@mgppu.ru