Взаимоотношения в системе «учитель—ученик» как условие успешности учебной деятельности школьников

2851

Аннотация

В контексте проблемы влияния взаимоотношений в системе «учитель—ученик» на успешность учебной деятельности школьников представлены данные отечественных и зарубежных исследований, свидетельствующие в пользу основополагающего значения благоприятных отношений между педагогом и учеником для успешного обучения учащихся в школе. Подробно анализируются личностные особенности педагогов. Подчеркивается, что некоторые характеристики учителей (эмоциональная поддержка учащихся и руководство их академическими достижениями) могут выступать в качестве надежной базы, мотивирующей учащихся на их вовлечение в учебную деятельность и достижение высоких академических результатов. Обосновывается актуальность предположения, согласно которому отношения между учителем и школьниками являются значимым мотивационным фактором, влияющим на академические достижения учащихся. Подробно рассмотрен эффект влияния ожиданий учителей на успеваемость учащихся. В заключение отмечен ряд важных моментов относительно обсуждаемой в статье проблемы влияния характера отношений в системе «учитель—ученик» на успешность учебной деятельности школьников.

Общая информация

Ключевые слова: отношения в системе «учитель—ученик», академические достижения учащихся, учебная мотивация

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220505

Для цитаты: Фомиченко А.С. Взаимоотношения в системе «учитель—ученик» как условие успешности учебной деятельности школьников // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 5. С. 39–47. DOI: 10.17759/pse.2017220505

Фрагмент статьи

Реализация ФГОС нового поколения предполагает непрерывное обновление содержания образования в соответствии с запросами и требованиями общества. На первый план выходят такие качества личности учащегося, как высокий уровень образованности, целостность, инициативность и самостоятельность, стремление максимально реализовать свои способности и умение решать задачи разного уровня.

Литература

  1. Алашеев С.Ю., Цветкова И.В. Межличностные отношения в школе // Социологический журнал. 1998. № 3—4. С. 230—236.
  2. Астапенко Е.В. Влияние взаимоотношений учителя и ученика на академическую успеваемость школьников в США // Материалы III Междунар. науч.-практ. конф. «Педагогический опыт: теория, методика, практика». № 2 (3). Чебоксары: ЦНС Интерактив плюс, 2015. С. 14—17.
  3. Долгова Н.А. Особенности взаимопонимания между учителем и учащимися подросткового возраста: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07. М., 2005. 190 c.
  4. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 255с.
  5. Кондратьев М.Ю., Кравчино Е.О. Социально-психологическая специфика авторитета педагога в глазах разностатусных и разновозрастных воспитанников закрытых образовательных учреждений для реальных и «социальных» сирот // Социальная психология и общество. 2012. № 3. С. 48—57.
  6. Краснов А.В. Профессиональная активность учителя начальных классов как предиктор успеваемости его учеников // Вестник ПГГПУ. Серия Психологические и педагогические науки. 2013. № 1. С. 85—90.
  7. Лубовский Д.В., Плесневич С.Г. Формирование личностных образовательных результатов школьников в представлениях педагогов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Т. 9. № 1. С. 66—74.doi:10.17759/psyedu.2017090107.
  8. Путято Л.М. Когнитивные аспекты общения учителя с учащимися различной успеваемости в обучении // Мир психологии: научно-методический журнал. 2001. № 3(27). 115—122 с.
  9. Разумовская Е.Р. Индивидуально-психологические особенности педагога как фактор развития мотивации учения у старшеклассников // Омский научный вестник. Психологические и педагогические науки. 2009. № 1 (75). С. 120—123.
  10. Санникова М.Ю., Антропова Т.С. Повышение эффективности взаимодействия в системе «учитель—ученик» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 4. С. 57—61.
  11. Сафронова М.А., Бысик Н.В. Описание проекта модернизации педагогического образования // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 78—86.
  12. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Современный российский педагог: эскиз к социологическому портрету. М.: Некоммерческое партнерство Авторский Клуб, 2015. 60 с.
  13. Собкин В.С., Калашникова Е.А. К вопросу о педагогическом авторитете // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 1. С. 88—107.doi:10.17759/sps.2016070107.
  14. Соболева М.О. Психологический механизм развития отношений учитель—ученик в средней школе [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем sisp.nkras.ru. 2013. № 9(29). URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/ article/view/618. (дата обращения: 10.09.2017).
  15. Шабалина М.Р. Педагогические условия повышения академической успешности студентов: дис. … канд. пед. наук. М., 2009. 238 с.
  16. Britt J.E. Teacher-student relationships and student achievement in grades six and seven mathematics. VA, Lynchburg: Liberty University, 2013. 287 p.
  17. Cornelius-White J. Learner-centered teacher—student relationships are effective: A meta-analysis // Review of Educational Research. 2007. Vol. 77. P. 113—143.
  18. Kevin F.Mc., Penny V.B. Who, when, why and to what end? Students at risk of negative student—teacher relationships and their outcomes // Educational Research Review. February 2015. Vol. 14. P. 1—17.
  19. Knoell C.M. The role of the student-teacher relationship in the lives of fifth graders: A mixed methods analysis. Lincoln; Nebraska, 2012.
  20. Ly J., Zhou Q., Chu K., Chen S.H. Teacher—child relationship quality and academic achievement of Chinese-American children in immigrant families // Journal of School Psychology. 2012. Vol. 50. P. 535—553.
  21. Melor Md Yunus, et al. ESL trainee teachers’ approaches and activities in teaching literature: Usage, factors and confidence // Asian EFL Journal. 2016. Vol. 1. P. 69—85.
  22. Pianta R.C., Hamre B.K., Burchinal M. A course on effective teacher-child interactions: Effects on teacher beliefs, knowledge, and observed practice // American Educational Research Journal. 2012. Vol. 49. P. 88—123.
  23. Roeser R.W., Galloway M.K. Studying motivation to learn during early adolescence: A holistic perspective. Greenwich, CT: LAP Information Age Publishing, 2002.
  24. Rosenthal R., Jacobson L. Pygmalion in the classroom: Teacher expectation and pupils’ intellectual development. New York: Rinehart and Winston, 1968.
  25. Spilt J.L., Hughes J.N., Wu J., Kwok O. Dynamics of teacher—student relationships: Stability and change across elementary school and the influence on children’s academic success // Child Development. 2012. Vol. 83. P. 1180—1195.
  26. Taylor J., Roehrig A.D., Hensler B.S., Connor C.M., Schatschneider C. Teacher Quality Moderates the Genetic Effects on Early Reading // Science. 2010. Vol. 328. P. 512—514.
  27. Zee M., Koomen H.M.Y., Van der Veen I. Student—teacher relationship quality and academic adjustment in upper elementary school: The role of student personality // Journal of School Psychology. 2013. Vol. 51(4). P. 517—533.

Информация об авторах

Фомиченко Анна Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры иностранных языков, Оренбургский государственный университет (ФГБОУ ВО ОГУ), Оренбург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8236-610X, e-mail: anzitadel@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4337
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 18

Скачиваний

Всего: 2851
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 12