Сценарный подход к разработке и использованию электронного учебника в вузе

606

Аннотация

Предлагается сценарный подход к построению структуры электронного учебника. Высказывается предположение о зависимости структуры учебника, состава входящих в него функциональных компонентов от сценариев его использования в учебном процессе, которые обусловлены типом учебного предмета, определенным по ведущему компоненту содержания образования. В учебном процессе, проходящем в университете, выделяются три категории пользователей электронных учебников: студент, преподаватель, администратор, роли которых различны. Подробно рассматриваются сценарии использования электронного учебника различными категориями пользователей, описывается структура электронного учебника, соответствующая приведенным сценариям. Обращается внимание на то, что, с одной стороны, электронный учебник представляется как структурированная база контента, т.е. теоретического материала, а также задач и упражнений, наделенных соответствующими весами, отражающими их сложность. Веса, изначально определенные экспертами, затем могут автоматически корректироваться с использованием методов математической статистики. С другой стороны, понятно, что для реализации предложенных сценариев необходима электронная управляющая оболочка учебника, к функциям которой относится организация контроля и самоконтроля, обеспечение хранения и обработки статистики использования электронного учебника контингентом пользователей. Утверждается, что на основе этой статистики должно быть, в частности, предусмотрено автоматическое формирование текущего рейтинга пользователей, что является важным аспектом при принятии решения по оцениванию знаний студентов при рейтинговой форме контроля по предмету и создании мотивации в течение семестра.

Общая информация

Ключевые слова: электронный учебник, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), информационная образовательная среда (ИОС), сценарии использования электронного учебника, структура электронного учебника

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220604

Для цитаты: Мартюшова Я.Г. Сценарный подход к разработке и использованию электронного учебника в вузе // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 6. С. 45–55. DOI: 10.17759/pse.2017220604

Фрагмент статьи

Состояние образования, его цели и задачи обусловлены социально-экономическим состоянием общества, которое так или иначе формирует социальный заказ сфере образования. Любой значимый процесс, протекающий в обществе, находит отражение и в образовании. В начале XXI в. основополагающими, выражающими особенности именно этого периода развития человечества стали процессы информатизации и, как следствие, глобализации общества, которые очевидным образом меняют профессиональные требования к будущему специалисту в любой сфере жизнедеятельности, поскольку в настоящее время владение информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) востребовано повсеместно.

Литература

  1. Дидактические и дизайн-эргономические требования к электронному учебнику / Л.Л.Босова [и др.] // Образовательная политика.2011.№ 6.С. 37—44.
  2. Журавлев И.К. Особенности учебников по учебным предметам с ведущими компонентами «способы деятельности» и формирование эмоционально-ценностных отношений» // Каким быть учебнику: Дидактические принципы построения / Под ред.И.Я.Лернера, Н.М.Шахмаева.Ч.2.М.: Изд-во РАО,1992.С.69—76.
  3. Зорина Л.Я. Особенности дидактического цикла в разных типах учебных предметов // Новые исследования в педагогических науках.1986.№ 1.С.44—47.
  4. Иванова Е.О., Осмоловская И.М., Шабалин Ю.Е. Конструирование учебников для реализации процесса обучения в информационно- образовательной среде: Монография.М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2017.188 с.
  5. Иноземцев А.О., Кибзун А.И. Оценивание уровней сложности тестов на основе метода максимального правдоподобия // Автоматика и телемеханика.2014.№ 4.С.20—37.
  6. Кибзун А.И., Наумов А.В., Мхитарян Г.А. Особенности и технологии разработки системы дистанционного обучения математическим дисциплинам CLASS.NET // Современные информационные технологии и ИТ-образование.2015.Т.1.№ 11).
  7. Кибзун А.И., Панарин С.И. Формирование интегрального рейтинга с помощью статистической обработки результатов тестов // Автоматика и телемеханика.2012.№ 6.С.119—139.
  8. Приказ Минобрнауки РФ от 18 июля 2016 г.№ 870 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 4.08.2016 № 43111) [Электронный ресурс] // URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71358914/#ixzz4wMJTR2TF (дата обращения: 23.10.2017).
  9. СДО МАИ CLASS.NET [Электронный ресурс]// Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет).URL: http://www.distance.mai.ru/demo (дата обращения: 23.10.2017).
  10. Шрейдер Ю.А. Об одной модели семантической теории информации // Проблемы кибернетики.1965.Вып.13.С.233—240.
  11. Электронные учебники: рекомендации по разработке/ Л.Л.Босова, С.М.Авдеева, А.Н. Лейбович, Н.В.Тарасова, К.В.Тарасова и др.М.: ФГАУ Федеральный институт развития образования, 2012.24 с.
  12. Ström J., Aström K., Akenine-Möller T. Immersive Linear Algebra [Электронный ресурс].// URL: http:// immersivemath.com/ila/tableofcontents.html (дата обращения: 20.07.2017).

Информация об авторах

Мартюшова Янина Германовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории вероятностей и компьютерного моделирования, Московский авиационный институт (ФГБОУ ВО МАИ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7803-5914, e-mail: ma1554@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1847
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 606
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3