Оценка информационно-коммуникационной компетентности студентов-дефектологов в области использования ресурсов информационной образовательной среды

231

Аннотация

Представлены материалы, отражающие результаты изучения проблемы формирования готовности студентов дефектологических факультетов педагогических вузов к использованию ресурсов и сервисов информационной образовательной среды в учебно-профессиональной деятельности. Подчеркивается, что актуальность разработки технологий практико-ориентированной подготовки учителей-дефектологов (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог) обусловлена возросшими требованиями к уровню преподавания в области специального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Исследовалась сформированность информационно-коммуникационной компетентности студентов 1—2 курсов бакалавриата направления подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направленность программы «Обучение и воспитание детей и подростков с ОВЗ» (N=114). Применялись онлайн-анкетирование, педагогическое наблюдение за использованием ИКТ будущими дефектологами при решении учебных и профессиональных задач, выполнении практических и контрольных работ по дисциплинам «Введение в профессию», «Педагогические основы профессиональной деятельности», «Специальная педагогика», анализ продуктов деятельности студентов с применением ИКТ. Выделенные критерии оценки общепользовательского, общепедагогического и предметно-педагогического компонентов ИКТ-компетентности позволили авторам определить уровень ее сформированности у студентов-бакалавров. Анализ полученных результатов дал возможность обозначить проблемные точки и определить необходимые составляющие процесса подготовки дефектологических кадров.

Общая информация

Ключевые слова: информационная образовательная среда (ИОС), цифровая образовательная среда, ИКТ-компетентность педагога, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260405

Для цитаты: Артемова Е.Э., Данилова А.М., Подвальная Е.В., Тишина Л.А. Оценка информационно-коммуникационной компетентности студентов-дефектологов в области использования ресурсов информационной образовательной среды // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 4. С. 54–68. DOI: 10.17759/pse.2021260405

Подкаст

Литература

  1. Артемова Е.Э., Евтушенко И.В., Тишина Л.А. К проблеме модернизации программ подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22994 (дата обращения: 05.08.2021).
  2. Богданова А.В. Формирование информационно- коммуникативной компетентности студентов вуза с  использованием  технологии  учебных  полей: на примере подготовки бакалавров педагогики: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. М., 2011. 23 с.
  3. Бурмакина В.Ф., Маслак А.А. Измерение информационно-коммуникационной компетентности   педагогов   в   регионах   в рамках проекта «информатизация системы образования» // Вестник Славянского-на-Кубани государственного педагогического института. 2007. № 2(5). С. 124—147.
  4. Горбунова Л.Н., Семибратов А.М. Повышение квалификации педагогов в области информационно- коммуникационных технологий как развивающая система // Педагогическая информатика. 2004. № 3. С. 3—10.
  5. Граник Г.Г., Борисенко Н.А. Психолого- дидактические проблемы создания цифровых учебников // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 3. С. 102—112. DOI:10.17759/ pse.2021260307
  6. Ермаков Д.С. Информационная компетентность: получение знаний из информации // Открытое образование. 2011. № 1. С. 4—8.
  7. Информационно-к оммуникационные технологии в образовании. Термины и определения:  национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52653-2006. М.: Стандартинформ, 2007. 7 с.
  8. Ионова О.Н. Модель формирования информационной компетентности в процессе дополнительного образования // Материалы межрегиональной                     научно-практической конференции   «Развитие         региональной образовательной информационной среды «РОИС- 2006» (г. Санкт-Петербург, 11—12 декабря 2006 г.). СПб.: ЛОИРО, 2006. С. 26—29.
  9. Краснов С.В.,   Калмыкова   С.В.,   Краснова С.А. Смешанное обучение в эпоху цифровой трансформации // Проблемы современного образования. 2020. № 1. С. 89—101.
  10. Марголис А.А. Что смешивает смешанное обучение? // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 3. С. 5—19. DOI:10.17759/ pse.2018230301
  11. Марголис А.А., Рубцов В.В., Панюкова С.В., Сергеева В.С. Концепция формирования и распространения цифрового контента для высшего инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 2. С. 102—110. DOI:10.17759/pse.2018230211
  12. Невзорова А.В., Лебедева Л.А. Роль образовательной среды школы в обеспечении качества начального общего образования // Современное начальное образование: актуальные проблемы обучения и воспитания: сб. материалов Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. (г. Пермь, 24 марта 2015 г.). Пермь: Астер, 2015. С. 258—263.
  13. Паспорт Приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://static. government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmu F5lZYfTvOAG.pdf (дата обращения: 08.07.2021).
  14. Смирнова А.Н., Редченкова Г.Д. Формирование ИКТ-компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 5. С. 188—193.
  15. Сорокова М.Г. Электронный курс как цифровой образовательный ресурс смешанного обучения в условиях высшего образования // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 1. С. 36—50. DOI:10.17759/pse.2020250104
  16. Сорокова М.Г., Одинцова М.А., Радчикова Н.П. Шкала оценки цифровой образовательной среды (ЦОС) университета   // Психологическая   наука и образование. 2021. Том 26. № 2. С. 52—65. DOI:10.17759/pse.2021260205
  17. Темербекова А.А., Бондарь В.В. Информационная компетентность личности учителя как социально-педагогическая проблема: Монография. М.: МГУП, 2008. 193 с.
  18. Тишина Л.А., Данилова А.М., Подвальная Е.В., Лебедева А.В. Интеграция ресурсов школы и ВУЗа в подготовке будущих дефектологов // Педагогика и просвещение. 2021. № 2. С. 175—192. DOI:10.7256/2454-0676.2021.2.35486
  19. Тишина Л.А., Данилова А.М., Шишкова М.И., Артёмова Е.Э. Применение дистанционных технологий в специальном образовании: проблемы и риски // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 11—1. С. 212—218.
  20. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в   учебном   процессе / Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, О.А. Зайцева [и др.]. М.: НАФИ, 2019. 88 с.
  21. Хавенсон Т.Е., Гизатуллин М.А. Цифровая технологическая готовность учителей: подходы к измерению // Тенденции развития образования. Эффективность образовательных институтов: Материалы XVI ежегодной Международной научно- практической    конференции.    М.:    Дело, 2020. С. 188—195.

Информация об авторах

Артемова Ева Эдуардовна, кандидат педагогических наук, доцент, Декан факультета Клиническая и специальная психология, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5573-3234, e-mail: artemovaee@mgppu.ru

Данилова Александра Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедры Специальное (дефектологическое) образование, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0778-0893, e-mail: danilovaam@mgppu.ru

Подвальная Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Специальное (дефектологическое) образование, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0448-7800, e-mail: heliopile@yandex.ru

Тишина Людмила Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой Специальное (дефектологическое) образование, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8421-4206, e-mail: tishinala@mgppu.ru