Природные и социальные факторы девиантного поведения у подростков

1124

Аннотация

Представлены материалы исследования предпосылок девиантного поведения у подростков, в котором приняли участие 60 воспитанников воспитательной колонии и 60 учащихся средней школы в возрасте 15 лет. Выделяется проблема, связанная с ролью функциональной асимметрии мозговых полушарий, как одна из важнейших интегративных характеристик организации головного мозга в формировании ряда личностных качеств, свойственных отклоняющемуся поведению. В результате исследования временной перспективы, личностных характеристик, склонности подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения, а также измерения уровня невротизации и психопатизации выявлены значимые взаимосвязи индивидуально-личностных характеристик, обусловленных функциональной асимметрией мозга, со склонностью к девиациям. Показано, что особенности латеральной организации психических процессов обусловливают специфику временной ориентации подростков, которая сказывается на характеристиках регуляции поведения личности в условиях социальной ориентации и способствует либо социально-нормативному, либо девиантному поведению. Обращается внимание на то, что подобного рода исследования открывают широкую перспективу понимания причин отклоняющегося поведения для упреждения и ранней профилактики девиантного поведения.

Общая информация

Ключевые слова: функциональная асимметрия мозга, временная перспектива, личностная зрелость, отклоняющееся поведение

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230408

Для цитаты: Гут Ю.Н., Кабардов М.К. Природные и социальные факторы девиантного поведения у подростков // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 4. С. 80–90. DOI: 10.17759/pse.2018230408

Полный текст

 

Необходимым условием эффективной работы по преодолению подростковых деви­аций является исследование их предпосылок . Современными учеными доказано, что провоцировать отклоняющееся поведение помимо неблагоприятной ситуации развития могут также некоторые врожденные предпосылки.

Нейропсихологический подход, позволяющий выявить природные и индивидуально­психологические детерминанты девиантного поведения подростков, является наиболее объективным в парадигме современных ней- рокогнитивных технологий.

Материалы отечественных и зарубежных литературных источников показывают, что функциональная асимметрия мозга может служить индикатором предрасположенности к девиантному поведению.

Во-первых, в большинстве исследований термин «будущее» связывают прежде всего с планированием личного жизненного пути, включающего постановку целей, формирование жизненных ценностей, определение способов их достижения. Как известно, блок регуляции и планирования деятельности в значительной степени предопределяет характер принятия решений, алгоритм действий.

По А. Р. Лурии, роль префронтальных отделов мозга проявляется не только в отношении актуально действующих сигналов, но и в формировании социально активного поведения, направленного на будущее.

Согласно Э . Гольдбергу, «... отношения между врожденной дисфункцией лобных долей и преступностью является особо интригующим и сложным», а «повреждение лобных долей вызывает ухудшение проницательности, контроля за импульсами и предвидения последствий, что часто ведет к социально неприемлемому поведению».

Во-вторых, в ряде исследований девиации поведения связывают с недостаточной выраженностью функций левополушарных лобных отделов, т. е. с изменениями функций произвольной регуляции. А также имеются данные о более частой встречаемости леворуких среди лиц с аномальным сексуальным поведением (В. В. Беляева, А. В . Семенович). И. Вайнберг утверждает, что суицидальное поведение обусловлено дисфункцией правого полушария, вследствие чего нарушено восприятие боли, недостаточно развиты самоуправление и саморегуляция.

Таким образом, степень осознанности действий и оценка временной перспективы определяют уровень личностной зрелости, которая выполняет функции организации, регуляции, обеспечения целостности жизненного пути, чувства уверенности в настоящем и будущем.

Адекватное отражение времени рассматривается как интегральный показатель зрелости психических функций индивида и личности В исследованиях, посвященных анализу аномального или искаженного хода личностного развития и функционирования личности, показатели ценности и зрелости личности либо отсутствует, либо искажены.

Проблема «человек и время» изучалась учеными различных зарубежных и отечественных научных школ и направлений.

В . С . Хомик и А.А. Кроник, изучая отношение личности подростков из московских школ и воспитательно-трудовой колонии ко времени, утверждают, что психологические перспективы будущего представляют объективную возможность воспитания.

Несомненно, подростковый возраст является начальным этапом для формирования жизненных перспектив, с одной стороны, и наиболее психологически уязвимым — с другой. Мы полагаем, что при изучении проблемы отклоняющегося поведения подростков и его профилактики особое внимание необходимо уделять вопросам восприятия времени, в частности изучению индивидуальных различий в оценке временных перспектив психофизиологической организации активности человека.

Целью данного исследования было выявление взаимосвязи типов функциональной асимметрии мозга (обусловленной нейропсихологической активностью структур мозга) и личностных характеристик подростков как предпосылок девиантного поведения. Предполагалось, что определенные сочетания показателей функциональной асимметрии и временной перспективы характеризуют личностную зрелость/незрелость подростков и могут препятствовать/потворствовать проявлению девиантного поведения подростков.

Программа исследования

Исследование проводилось на базе ГУ «Валуйская воспитательная колония управления исполнения наказаний Министерства юстиции РФ по Белгородской области» и МОУ «Вейделевская средняя общеобразовательная школа» Белгородской области В исследовании приняли участие 120 подростков мужского пола 15— 16 лет, из них 60 человек — учащиеся школы и 60 человек — воспитанники колонии, отбывающие наказание более 12 месяцев, т. е. прошедшие период адаптации. С целью повышения надежности получаемых данных применялись различные виды и формы работы с каждым из 120 подростков: индивидуальные и групповые беседы, анкетирование, диагностика.

В исследовании были использованы 3 блока методик.

1. Для определения временной перспективы и особенностей психологического времени личности использовались методики «Временные ориентации» и «Временной семантический дифференциал» (Е . И . Головаха, А. А . Кроник) .

2 . Индивидуально-психологические свойства личности изучались с помощью опросника Р. Кеттелла (вариант 14-PF), теста-опросника «Склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел.

3. Для диагностики функциональной асимметрии мозга применялась «Карта латеральных признаков» (А. П. Чуприков) . В качестве метода диагностики индивидуальных различий в регуляторном блоке лобных отделов была использована моторная проба А. Р. Лурии «перекрест рук» как наиболее эффективный показатель скрытой рукости (N . Sakano).

Результаты и их интерпретация

В ходе сравнительного анализа использовались t-критерий Стьюдента, ф* — угловое преобразование Фишера, U-критерий Манна — Уитни; факторный и корреляционный анализы.

На первом этапе исследования осуществлялась оценка психологического времени личности с помощью методики «Временные ориентации»

Субъективная оценка временных ориентаций школьниками возрастает от прошлого — 4,4 б. к будущему — 9,7 б. (настоящее — 9,4 б.) . Это свидетельствует о том, что для подросткового возраста в норме наиболее значимо будущее, в меньшей степени настоящее и наименее актуально прошлое.

Если же сравнивать временные ориентации двух выборок, то обнаруживаются значимые различия по всем шкалам Однако у девиантных подростков несколько по-иному распределены оценки временных ориентаций: здесь наибольшую оценку (10,5) получает «настоящее» по сравнению с «прошлым» и «будущим» (соответственно 6,0 и 7,4 балла).

Это объясняется отсутствием четких представлений о будущем («никакого будущего у меня нет», «мой отец и дядя сидят, и мое будущее здесь, в колонии»), а также с его неопределенностью

Изучение особенностей восприятия времени воспитанниками колонии и учащимися средней школы показало, что для девиантных подростков время более пустотно, растянуто и негативно, для школьников, наоборот, время более приятно, насыщенно и быстротечно

В данном возрасте изменяется социальная ситуация развития, что приводит к существенным трансформациям в сфере межличностных отношений. Подросток требует признания его прав, однако, сталкиваясь с недопониманием со стороны взрослых, как правило, оказывает сопротивление, выражает разного рода протесты, непослушания, которые в крайне выраженной форме могут проявляться в открытом неповиновении, негативизме и других отклонениях в поведении. Тенденция к выходу за рамки общепринятых норм морали может привести к непредсказуемости поступков и созданию конфликтных ситуаций.

С целью измерения готовности к реализации различных форм отклоняющегося поведения в исследуемых подростковых группах была использована «Методика склонности к отклоняющему поведению» А Н Орла (рис 1).

Рис. 1. Анализ склонности к отклоняющемуся поведению подростков воспитательной колонии — и школы

Информация о сравнительном анализе средних значений показателей склонности к отклоняющемуся поведению представлена на рис . 1. В ходе изучения склонности к отклоняющемуся поведению были выявлены более высокие показатели средних значений по шкалам 2, 3, 4, 5, 7 в выборке воспитанников колонии, что отличает их от учащихся школы тенденцией к выраженности нонконформистских  установок, к уходу от реальности через изменение психического состояния, стремлением к риску и более агрессивным поведением. На   наш    взгляд, многокомпонентное строение личностной зрелости можно представить как сформированность эмоционально-волевой, ценностно-мотивационной, рефлексивной, коммуникативной, когнитивной сфер личности Рассмотрим анализ изучения личностных характеристик испытуемых (табл )

Факторы

Г руппа 1 (n=60)

Г руппа 2 (n=60)

р

коммуникативные особенности

А

10,1

11,5

p<0,01

F

11,5

13,0

p<0,05

Н

11,1

12,2

p<0,05

эмоционально-волевые особенности

G

8,6

9,6

p<0,05

О

9,9

8,6

p<0,05

Q4

10,8

9,7

p<0,05

симптомокомплексы

АН

10,6

11,9

p<0,05

HF

11,3

12,7

p<0,05

ОQ4

10,4

9,1

p<0,05

 

Сравнительный анализ личностных характеристик подростков воспитательной колонии (1) и учащихся школы (2) (средние значения)

 
 
Из таблицы видно, что подростки из общеобразовательной школы отличаются от воспитанников колонии следующими особенностями коммуникативной сферы: более открыты, общительны, социально приспособлены А+ (11,5 и 10,1); более жизнерадостны, беспечны и доверчивы F+ (соответственно 13,0 и 11,5); у них проявляются большая смелость, предприимчивость, спонтанность Н+ (12,2 и 11,1 соответственно).

Различия в эмоционально-волевой сфере школьников и воспитанников колонии проявляются в следующих особенностях: у первых более высокие показатели нормативности поведения G+ (9,6 и 8,6 соответственно) и ниже показатели факторов О— (8,6 и 9,9) и Q4— (9,7 и 10,8 соответственно), что характеризует их как менее беспокойных, озабоченных, ранимых, подверженных настроению и более расслабленных, невозмутимых.

Парные сочетания факторов дополняют закономерности представленных выше данных. Так, сочетание факторов АН+ (потребность в общении) значимо выше у школьников (11,9 против 10,6 у воспитанников колонии), что соответствует более выраженным тенденциям к общению, легкости установления контактов и, напротив, большей избирательности в контактах воспитанников колонии Показатели факторов из группы эмоциональных свойств HF+ (склонность к рискованному поведению) ниже у подростков из колонии (11,3 и 12,7), что характеризует их как более пессимистичных, осторожных, эмоционально сдержанных, чем школьники Средние показатели сочетания факторов OQ4+ (тревожность и ее проявления), напротив, у девиантных подростков выше (10,4 и 9,1), что отражает у них наличие тревожности о возможных неудачах, неудовлетворенность собой и наличие чувства вины.

Проведенный сравнительный анализ позволил представить дифференциально-психологические особенности в таких сферах, как сфера самосознания, эмоционально-волевых, коммуникативных, когнитивных личностных характеристик подростков из школы и колонии.

В целях получения более объективной картины и в соответствии с гипотезой на втором этапе эмпирического исследования изучались взаимосвязи индивидуально­ личностных характеристик и выраженности функциональной асимметрии мозга как пре­дикторов девиантного поведения и личностной зрелости подростков.

В исследованиях латерализации нейрофизиологических основ индивидуальных различий рассматривали профиль латеральной организации (ПЛО) как индивидуальное сочетание особенностей функциональной организации полушарий мозга. Е . Д . Хомской с соавторами было доказано, что тип полушарной латерализации является нейрофизиологической и психофизиологической основой индивидуальности В моторной организации человека выражается совокупность его личностных и субъективных характеристик при всей исключительной индивидуальности

В нашем исследовании изучение латеральных признаков у испытуемых и объединение их по латеральным показателям в системе измерений «рука — ухо — глаз» позволило выделить в группе воспитанников колонии 9 типов профилей, в группе же учащихся средней школы выявлено 7 типов ПЛО Также мы выяснили, что у школьников существенно доминирует выраженное «правшество», т. е. преобладание типа ППП (80,3%), в группе подростков с девиантным поведением данный тип составляет 60% (р<0,01). Напротив, в группе подростков из колонии процент лиц с профилем ЛЛЛ больше, чем среди учащихся школы (10 и 5,0% соответственно).

Наши результаты согласуются с полученными ранее фактами о том, что группа ППП — унилатеральные правши максимально представлены в общей популяции практически здорового населения.

Однако ввиду многообразия полученных профилей и сложности их интерпретации в дальнейшем мы остановились на результатах пробы «перекрест рук» А . Р . Лурии (поза Наполеона как наиболее эффективный показатель скрытой рукости) Н Сакано были доказаны валидность и надежность указанной пробы в многочисленных экспериментах на вызванные потенциалы, а также в исследованиях когнитивных процессов, связанных с функциями лобных долей головного мозга.

Таким образом, группы подростков были разделены на подгруппы по показателям моторных проб . Среди воспитанников колонии в группу с правым показателем вошли 25 человек, с левым — 35; в выборке школьников, наоборот, количество подростков с правым показателем пробы составило 35, а с левым — 25 человек Для анализа индивидуально-психологических особенностей сравним попарно результаты двух выборок подростков с разными показателями моторных проб Для удобства восприятия информации мы обозначили испытуемых с правым показателем пробы — правши, с левым показателем пробы — левши . Начнем анализ полученного эмпирического материала с данных по всей выборке По данным методики «Временные ориентации» были обнаружены значимые различия лишь по шкале «Прошлое» в выборке девиант­ных подростков, причем наибольшая направленность в прошлое обнаружена у левшей (6,4) (у девиантных подростков-правшей — 5,3).

В результате обработки данных методики «Временной семантический дифференциал» в выборке подростков из воспитательной колонии значимые различия были обнаружены в показателях шкалы «Эмоциональное отношение» В группе правшей средние значения выше, чем в группе левшей (8,4 и 7,0 соответственно) Мы предполагаем, что доминирование левого полушария сопряжено с более приятной и насыщенной оценкой времени, для правого полушария, соответственно, переживание времени оказывается менее приятным В выборке подростков-школьников различия выявлены по шкале «Континуальность — дискретность». У правшей показатели равны 16 баллам, у левшей — 18,2 . То есть для учащихся школы с правым показателем пробы время дискретное, скачкообразное, разнообразное; а для школьников-левшей время более континуальное — цельное, размеренное, с тенденцией к однообразию.

С одной стороны, полученные факты говорят о роли право- и левополушарных функций, касающихся восприятия и оценки времени . Причем позитивная оценка более характерна для левого, а негативная — для правого полушария С другой — левшество более ярко демонстрирует наличие склонности к разным формам девиантного поведения

Указанные закономерности также обоснованы данными методики СОП . В ряде шкал, измеряющих предрасположенность к разного рода девиациям, обнаружены достоверные различия в подгруппах с разными показателями моторных проб (по А Р Лурии) У воспитанников колонии — левшей более высокие, чем у правшей, показатели социальной желательности (соответственно 55,0 и 49,8) . Это характеризует их как более склонных камуфлировать собственные нормы и ценности и представлять себя в более благоприятном свете . Еще выше у данной подгруппы средние показатели шкалы «Склонность к аддиктив- ному поведению» — соответственно 60,0 и 54,5 . А именно: у лиц с высокими показателями в большей степени проявляется тенденция реализовать аддиктивное (зависимое поведение) и склонность к иллюзорно-компенсаторному способу решения своих проблем

Различия между средними показателями были выявлены и в группах учащихся школы . Данные шкалы «Склонность к преодолению норм и правил» свидетельствуют о большей выраженности нонконформистских установок школьников-правшей (51,8) и о склонности следовать общепринятым нормам поведения школьников-левшей (46,6) . Данные шкалы «Волевой контроль эмоциональных реакций» свидетельствуют о том, что у подростков с правым показателем моторных проб более развит волевой контроль эмоциональных проявлений (52,8), чем у подростков с левым показателем (56,5) .

Далее сопоставим показатели моторной пробы с личностными особенностями испытуемых, полученные по методике Р . Кеттелла .

Данные фактора Е позволяют говорить о том, что школьники-правши более склонны к лидерству (11,2 и 10,1), а более высокие значения фактора Н (10 и 12) и, напротив, более низкие фактора Q2 (9,7 и 7,8 соответственно) характеризуют учащихся-левшей как более авантюристичных, социально смелых, но менее самостоятельных и зависимых от мнения группы

Значимые различия выявлены в выборке подростков из колонии между значениями фактора Н (11 и 13,1) и J (8,7 и 11), высокие резуль­
таты указывают на то, что испытуемые-левши более смелые, авантюристичные, но менее самостоятельные, избегающие ответственности Таким образом, мы видим, что полюса фактора Н отражают соотношение лево- и правопо­лушарных функций коммуникативной сферы В эмоционально-волевой сфере в выборке школьников были выявлены различия по фактору С, наибольшее среднее значение имеют показатели школьников-правшей, это указывает на их эмоциональную зрелость, устойчивость интересов (11,3 и 10,0) .

Высокие баллы по фактору D свидетельствуют о нетерпеливости, демонстративности, активности . Эта закономерность характерна для подростков с правым показателем пробы, как учащихся школы (8,9 и 10,9), так и воспитанников колонии (8,9 и 10,5) . То есть полюса фактора D отражают соотношение ле­во- и правополушарных функций, связанных с эмоционально-волевой сферой

Значения по фактору Q3 выше как в группе девиантных подростков —правшей (10,8, и 8,7), так и в группе школьников (11,3 и 9), это свидетельствует о более высоком уровне волевого контроля эмоциональных реакций у левополушарного типа испытуемых

Различия по фактору Q4 (10,3 и 9 соответственно), выявленные в выборке подростков из школы, дополнительно свидетельствует о том, что школьники-правши (10,3) более озабочены планами, поэтому более напряжены, а высокие показатели симптомокомплекса EQ2 — «лидерский потенциал» — демонстрируют активное стремление занять лидерские позиции школьниками данной подгруппы (10,5 и 9) .

Анализ полученных результатов по методике Р Кеттелла выявил взаимосвязь некоторых индивидуально-психологических свойств личности подростков с особенностями функциональной асимметрии мозга

Иначе говоря, «левополушарная» группа отличается от «правополушарной» по целому ряду личностных характеристик Так, для «левополушарных» характерны активность, возбудимость, индивидуализм, самостоятельность, доминантность, волевой контроль и др ; для «правополушарного» — авантюризм, импульсивность, пассивность, конформизм Наглядное соотношение социальных и природных факторов в выборках учащихся школ и воспитанников колонии изображено на рис 2, где левые столбцы диаграммы отражают комплекс социально-личностных характеристик (шкалы «Прошлое», «Будущее», «Психопатизация» и факторы А, В), правые — природные (темпераментальные) свойства (показатели факторов D, F, J) .

Сопоставление природного-социального в группах с ЛПР и ППР, демонстрируемое на рис 2, подтверждает преобладание социального фактора у школьников с ЛПР и природного — у девиантных подростков с ЛПР (две левые гистограммы) Напротив, в подгруппах с ППР наблюдается некоторое равенство в соотношениях природных и социальных факторах при более высоких значениях обоих параметров у учащихся школы и низких — у подростков из колонии (две правые гистограммы) Можно говорить о том, что «нестандартность» поведенческих характеристик больше связана с левшеством

Таким образом, значение регуляторного блока (по А Р Лурии) как природной детерминанты более обширно демонстрируется при анализе типологии лево- и правополушарного типа поведения Значимые индивидуальные различия в признаках склонности к деви­антному поведению обнаружены не только между выборками подростков из колонии и школы (социальный фактор), но и в группах с левым показателем моторной пробы (природный фактор) У подростков-правшей разброс значений не столь велик Полученные результаты в значительной мере подтверждают известное в науке предположение о возможной предрасположенности лиц с праволатераль­ными признаками (левшей) к асоциальному поведению

Выводы

1          В исследовании обнаружены значимые взаимосвязи между особенностями функциональной асимметрии мозга и восприятия времени: подростки с левым показателем пробы «перекрест рук» в основном ориентированы в прошлое, подростки с правым — в будущее

2          Эмоциональная устойчивость, самостоятельность, активность, волевой контроль, ориентация в будущее могут рассматриваться как показатели личностной зрелости; эмоциональная неустойчивость, импульсивность, возбудимость, беспечность, ориентация на прошлое свойственны подросткам с левым показателем пробы «перекрест рук» и сильнее выражены у подростков из колонии, чем у школьников

3 Особенности ориентировки во времени и временных перспектив, особенности поведения (установки на социальную желательность, агрессивные тенденции), а также характеристики эмоционально-волевой (флегматичность — возбудимость), коммуникативной (зависимость — самостоятельность) и когнитивной сфер, «обеспеченные» преимущественным функционированием правого или левого полушария, выступают в качестве индивидуальных показателей отклоняющегося поведения или личностной зрелости.

В ходе исследования подтвердилась гипотеза о взаимосвязи особенностей функциональной асимметрии мозга, индивидуально ­психологических свойств, особенностей восприятия и оценки времени как детерминанты девиантного поведения подростков.

При обнаружении временной перспективы, направленной в будущее, — одного из основных компонентов личностной зрелости — появляется возможность упреждения развития склонностей к девиантному поведению у подростков с латентной леворукостью путем реализации их потенциальных ресурсов и способностей, сопряженных с доминированием правополушарных функций А именно целенаправленной коррекцией внутренних установок, формированием самоопределения, развитием эмоционально-волевой сферы, предоставлением простора для социально-полезной деятельности подростков, представляющей наиболее прогрессивный вектор развития общества.

Таким образом, исследование подростков с точки зрения нейропсихологического подхода открывает новые возможности в поиске причин отклоняющегося поведения и позволяет определить условия, снижающие риск девиантности.

Литература

  1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни.СПб: Алетейя, 2001.304 с.
  2. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека.2-е изд.: М.: Медицина, 1988.240 с.
  3. Голдберг Э. Управляющий мозг: Лобные доли, лидерство и цивилизация / Пер.с англ.Д.Булгаков.М.: Смысл, 2003.315 с.
  4. Головаха Е.А., Кроник А.А. Психологическое время личности.М.: Смысл, 2008.201c.
  5. Гут Ю.Н., Кабардов М.К. Индивидуально- психологические особенности личности подростка с разной функциональной асимметрией мозга // Научные ведомости Белгородского государственного университета.Гуманитарные науки.2013.№ 27(170).Т.20.С.258—268.
  6. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени.Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь / Пер.с англ.Гатанова О.Ю.СПб: Речь, 2010.352 с.
  7. Кабардов М.К., Матова М.А. Межполушарная асимметрия и вербальные и невербальные компоненты познавательных способностей // Вопросы психологии.1988.№ 6.С.106—115.
  8. Ковалев В.И. Категория времени в психологии (личностный аспект) // Категории материалистической диалектики в психологии / Под ред.Л.И. Анциферовой.М.: Наука, 1988.С.216— 230.
  9. Кондратьев М.Д. Особенности временной перспективы одаренных подростков и их сверстников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru.2017.Том 9.№ 1.doi:10.17759/psyedu.2017090111 URL: http:// http:// psyjournals.ru/psyedu_ru/2017/n1/kondratiev.shtml (дата обращения: 12.08.2017).
  10. Левин К. Теория поля в социальных науках / Пер.с англ.Е.Сурпина.СПб: Сенсор, 2000.368 с.
  11. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии.М.: Академия, 2006.384 с.
  12. Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н. О психологических исследованиях асоциальной креативности [Электронный ресурс] // Психологические исследования.2016б.Т.9.№ 50.С.3.URL: http:// psystudy.ru (дата обращения: 03.01.2018).
  13. Москвин В.А., Москвина Н.В. Индивидуальные различия человека (клинико-психологические и психофизиологические аспекты).М.: Изд-во ИСЭ, 2010.278 с.
  14. Мэй Р. Любовь и воля.М.: Рефлбук, Ваклер, 1997.384 с.
  15.  Нейропсихология: Хрестоматия.3-е изд./ Под ред.Е.Д.Хомской.СПб: Питер, 2011.992 с.
  16. Толстых Н.Н. Развитие временной перспективы личности: культурно-исторический подход: Дис.… д-ра психол.наук.М., 2010.545 c.
  17. Хломов К.Д. Подросток на перекрестке жизненных дорог: социализация, анализ факторов изменения среды развития [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru.2014.№ 1.URL: http: //psyedu.ru/journal/2014/1/ Hlomov.phtml (дата обращения: 15.12.2017).
  18. Хомик В.С., Кроник А.А. Отношение к времени: психологические проблемы ранней алкоголизации и отклоняющегося поведения // Вопросы психологии.1988.№ 1.С.98—106.
  19. Gut Y.N., Pchelkina E.P., Kovaleva O.L. at all.Neuropsychological approach to the diagnosis and prevention of deviant behavior teenagers [Электронный ресурс] // International Journal Of Pharmacy & Technology, June-2016.Vol.8.№ 2.P.14182—14189.doi: 2-s2.0-84978488675
  20. Sakano N. Latent left-handedness.Its relation to hemispheric and psychological functions. Jena: Gustav Fischer Verlag, 1982.122 p.
  21. Weinberg I. The prisoners of despair: right hemisphere deficiency and suicide // Neuroscience and Biobehavioral Reviews.2000.Vol.24.P.799—815.

Информация об авторах

Гут Юлия Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ ПИРАО), г. Москва, Российская федерация, Самаркандский государственный университет им. Ш Рашидова, Самарканд, Узбекистан, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8505-3846, e-mail: gut.julya@yandex.ru

Кабардов Мухамед Коншобиевич, доктор психологических наук, заведующий лабораторией дифференциальной психологии и психофизиологии, Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5787-3556, e-mail: kabardov@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2910
В прошлом месяце: 36
В текущем месяце: 27

Скачиваний

Всего: 1124
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 12