Психологическая наука и образование
2019. Том 24. № 2. С. 19–28
doi:10.17759/pse.2019240202
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Взаимодействие матери и ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: речевое развитие, ранний возраст, привязанность, взаимодействие матери и ребенка
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240202
Для цитаты: Авдеева Н.Н. Взаимодействие матери и ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 2. С. 19–28. DOI: 10.17759/pse.2019240202
Подкаст
Авдеева Н.Н. Взаимодействие матери и ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития
Полный текст
Взаимодействие матери и ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития
Отставание в развитии речи является является одной из актуальных проблем, связанных с развитием ребенка, т к в среднем каждый четвертый ребенок дошкольного возраста в России страдает замедленным развитием речи или его нарушением [2] Термин «задержка речевого развития» применяется для описания раннего речевого развития детей, у которых отклонения от нормального речевого развития достаточно выражены, а тип речевого нарушения еще не определен . Важно подчеркнуть, что при задержке речевого развития страдает только речь, а умственное и эмоциональное развитие ребенка остается в норме . Это выражается в том, что ребенок понимает обращенную к нему речь и выполняет просьбы других людей, но сам говорит мало и плохо .
У детей с задержкой речевого развития первые слова появляются лишь к трем—четырем годам, их речевой опыт крайне ограничен, языковые средства несовершенны . Довольно часто встречаются так называемые «безречевые дети» . В процессе общения они используют отдельные звуки и их сочетания — звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов Недостаточность, бедность активного и пассивного словарей вынуждает ребенка прибегать к использованию жестов и мимики . Речь таких детей малопонятна для окружающих и имеет жесткую ситуативную привязанность [2; 3] .
При определении причин запаздывания речевого развития различают: задержку речевого развития как следствие органического дефекта и причины, имеющие психологическую природу [3; 6] . Нарушения темпа речевого развития, имеющие психогенный характер, в первую очередь связаны с особенностями общения и взаимодействия родителей с ребенком
Непременным условием развития активной речи является организация взрослым сотрудничества с ребенком, в ходе которого формируется такое отношение к предметной среде, которое требует обозначения в речи В случае отставания речевого развития родители не создают условий для перехода к новой ситуативно-деловой форме общения в виде сотрудничества по поводу совместной деятельности с предметами, предпочитая эмоциональные контакты, для которых вполне достаточно невербальных средств общения [8; 10] .
Другим психологическим фактором нарушения темпа речевого развития является дефицит речевого общения: отсутствие атмосферы общения в семье и насыщения ребенка слышимой речью, недостаточное включение его в ситуации общения . Такое встречается в семьях с чрезмерно занятыми родителями, которые начинают рано поощрять самостоятельные занятия детей . Здесь общение с родителями ребенку заменяют телевизионные программы и компьютерные игры . Формальные взаимоотношения в семье, стремление воспитать «удобного» ребенка, не требующего внимания родителей, часто являются причинами отставания речевого развития
К причинам, провоцирующим возникновение у детей задержки речевого развития, можно отнести и методы воспитания в семье или детском учреждении, которые проявляются в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых либо, наоборот, в гиперопеке В обоих случаях у ребенка не формируется мотивация речевого общения Подобное нарушение в рамках клинической классификации рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера [6] Еще одним значимым и недостаточно изученным фактором, влияющим на формирование задержки речевого развития, является характер психологического взаимодействия матери с ребенком . Психологическое взаимодействие в диаде — одно из приоритетных направлений исследований как в зарубежной, так и в отечественной психологии В работах Дж. Боулби, М . И . Лисиной, Н . Н . Авдеевой, Р. Ж . Мухамедрахимова, Е . И . Захаровой, J . Cassidy, Ph . R . Shaver, D . N . Stern и др . показано, что нарушение взаимодействия матери и ребенка приводит к нарушениям в социальном, эмоциональном и личностном развитии ребенка, влияет на его психическое здоровье и эмоциональное благополучие [4; 5; 8; 12] .
Следует отметить, что в отечественной психологии акцент делается на изучении общения, а не взаимодействия взрослого с ребенком В рамках концепции онтогенеза общения М И Лисиной проводились исследования влияния общения на различные стороны психического развития ребенка, где взрослый выступает как некий «обобщенный взрослый», а по ходу опытов преимущественно регистрируется и анализируется поведение ребенка В целом, «полюс ребенка» в отечественных исследованиях общения явно преобладает и изучен значительно больше по сравнению с «полюсом взрослого». Изучение этого феномена в диаде позволяет акцентировать внимание на вкладе матери в общение и взаимодействие, выявить особенности материнского поведения, влияющие на те или иные проявления ребенка [9; 13; 14] .
Целью настоящего исследования является выявление особенностей взаимодействия матерей с детьми раннего возраста с нормальным развитием и задержкой речевого развития [7] . Предполагалось, что различия могут проявляться в особенностях детско- материнской привязанности, характере эмоционального и предметно-практического взаимодействия, а также в особенностях образа ребенка у матери
Методы исследования
В качестве диагностического инструментария использовались следующие методики: опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ) Е . И . Захарова; родительское сочинение «Мой ребенок» (форма незавершенных предложений) А. А. Шведовской; проба на совместную деятельность (авторская модификация методики «Архитектор- строитель»); анкетирование матерей для ретроспективной оценки типа привязанности ребенка к матери [5; 10] . В исследовании принимали участие 40 детей в возрасте от 2,5 до 3,6 лет (20 детей с нормальным развитием, посещавших ДОУ, и 20 — с задержкой речевого развития из Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции) и их матери (г . Москва) .
Результаты исследования
Начнем изложение результатов исследования с типа привязанности к матери у детей с нормальным психическим развитием и задержкой речевого развития Для его определения использовались анкетирование и наблюдение, направленное на выявление особенностей поведения, характера общения и взаимодействия ребенка и матери в ходе предметно-практического взаимодействия (постройка из деталей конструктора) Анкета для матерей содержала вопросы, касающиеся реакций ребенка на уход и возвращение матери на первом и втором году жизни; фигуры привязанности (кто мог успокоить ребенка, к кому он чаще всего обращался за утешением); поведения в незнакомой обстановке, с незнакомым человеком; выражения привязанности к матери и др При стандартизированном наблюдении за взаимодействием матери и ребенка в ходе предметно-практического взаимодействия мы отмечали: материнскую чувствительность и отзывчивость к инициативе, эмоциональному состоянию ребенка; сотрудничество в совместной деятельности; способность подстраиваться под активность ребенка Распределение типов привязанности ребенка к матери по группам представлено в табл 1
Таблица 1
Тип привязанности ребенка к матери (в %)
№ |
Тип привязанности |
Норма |
ЗРР |
1 |
Тип «В» Надежная безопасная |
65% |
10% |
2 |
Тип «А» Ненадежная избегающая |
0% |
30% |
3 |
Тип «С» Ненадежная тревожно-сопро- тивляющаяся |
35% |
60% |
Определение типа привязанности производилось на основании классификации типов привязанности, разработанной Дж . Боулби и М . Эйнсворт [4; 13] .
Из таблицы видно, что у детей с нормальным речевым развитием преобладает надежная безопасная привязанность (тип B) — 65% случаев . Ненадежная тревожно-сопротивля- ющаяся привязанность (тип С) отмечается у 35% детей, а ненадежная привязанность избегающего вида (тип А) практически отсутствует Образ ребенка у родителей. По результатам методики «Родительское сочинение» (в форме незавершенных предложений) определялась родительская позиция; образ ребенка, сложившийся у родителя; особенности восприятия и переживания родителем характера отношений и взаимодействия с ребенком Анализ результатов матерей детей с нормальным развитием показал, что у 100% матерей отмечаются сложившиеся четкие представления о ребенке, его особенностях, личностных качествах Все матери отмечают в качестве позитивных характеристик в образе ребенка его физические особенности, внешность, знания, умения, способности . Идеальные ожидания матерей данной группы (100%) связаны с реальными целями и перспективами развития ребенка (морально-нравственное развитие, образование, социальные достижения) Родительские страхи и опасения в основном (80% случаев) касаются здоровья ребенка и возможных жизненных трудностей . Причины трудностей во взаимодействии с ребенком 80% матерей видят не только в особенностях ребенка, но и в себе как родителе (занятость, неумение ответить на запрос ребенка и т д ) Предпочтения и интересы ребенка поддерживаются родителями, среди них преобладают совместные виды деятельности: чтение, игра, рисование, прогулки
Несколько другая картина отмечается у матерей детей с задержкой речевого развития Представления о ребенке у 90% матерей этой группы недостаточно реалистичны и дифференцированы . В своих ожиданиях по поводу ребенка они руководствуются завышенными представлениями о его будущем «Скорее всего, мой ребенок будет боссом»; «Я всегда мечтала о том, что мой ребенок будет самый лучший и способный» Матери (70%) отмечают отличия ребенка от других детей, делая сравнение не в его пользу («маленький, слабенький, не такой как другие») . Многих матерей (80%) беспокоят плохая речь, капризы ребенка, его соматическое здоровье и развитие в будущем («ему будет трудно в жизни») . Идеалом для матерей (70%) является «удобный ребенок»: послушный, усидчивый, нетребовательный, которым можно любоваться («красивый, улыбчивый, веселый») Отметим, что все матери данной группы (100%) указывают на трудности во взаимодействии и общении с детьми, а также в понимании психологических потребностей ребенка Проявления настойчивости, упрямства, конфликтности со стороны ребенка матери объясняют его индивидуальными особенностями Решение проблемы взаимопонимания они видят в занятиях ребенка со специалистами, а не в налаживании собственного взаимодействия с малышом . Все матери указали, что трудности ребенка увеличиваются по мере его взросления . Часто (80%) отмечается отсутствие совместной деятельности, кооперации матери с ребенком Родители предпочитают виды деятельности, которыми ребенок занимается самостоятельно (катает машинки, смотрит мультфильмы, рисует и т д ) При этом, характеризуя взаимоотношения с детьми, матери данной группы дают социально желательные ответы («Наши отношения с ребенком гармоничные, доверительные, чудесные, теплые и т д »)
Характер эмоционального взаимодействия матери с ребенком. Для изучения особенностей эмоционального взаимодействия матери и ребенка использовался опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ)
Анализ полученных данных показал, что средние результаты матерей детей с нормальным речевым развитием превышают критические показатели по всем исследуемым шкалам Показатели матерей детей с ЗРР ниже критического уровня по шкалам: «Отношение к себе как к родителю», «Умение воздействовать на состояние ребенка»; близки к критическому уровню по шкалам: «Способность воспринимать состояние ребенка» и «Чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком»
Матери детей с нормальным речевым развитием выше всего оценивают свою способность воспринимать состояние ребенка, понимать его причины, умение воздействовать на состояние, а также: чувства, возникающие во взаимодействии с ребенком, безусловное принятие ребенка, оказание ему эмоциональной поддержки, в том числе посредством телесного контакта . Матери этой группы также высоко оценивают себя как родителя . Все эти характеристики значимы для установления хорошего эмоционального взаимодействия с ребенком .
В группе матерей и детей с ЗРР выше всего матери оценивают свою способность к безусловному принятию ребенка, умение оказывать ему эмоциональную поддержку, ориентироваться на состояние ребенка при построении взаимодействия и телесный кон
такт . Высокий уровень данных способностей предполагает высокую материнскую чувствительность, отзывчивость и хорошее эмоциональное взаимодействие с ребенком . Однако ряд характеристик, показатели которых получили относительно низкое значение, делают картину не столь благополучной . Так, показатель способности матерей воспринимать состояние ребенка близок к критериальному, а способность матери воздействовать на состояние — ниже критериального значения .
Оценка реального взаимодействия матери и ребенка. Для получения объективной картины отношений и взаимодействия в паре «мать—ребенок» была использована проба на совместную деятельность: родитель и ребенок совместно решают достаточно сложную познавательную и практическую задачу (постройка из деталей конструктора), требующую активного взаимодействия участников . В процессе выполнения задания родители отчасти перестают контролировать собственное поведение по отношению к ребенку, становятся более свободными в высказываниях и поведенческих проявлениях, демонстрируют типичное для пары реальное взаимодействие Данная проба позволяет рассмотреть основные компоненты взаимодействия в паре «мать—ребенок»: когнитивный и эмоциональный . В рамках когнитивного компонента рассматривались следующие показатели: ролевое распределение «ведущий—ведомый»; целенаправленность и последовательность руководства; особенности введения инструкции; ориентация на действия партнера; контроль; оценивание; особенности принятия руководства «ведомым» . Эмоциональный компонент взаимодействия оценивался по таким проявлениям, как стремление к взаимодействию; дистанция при взаимодействии; эмоциональное принятие—отвержение; отношения защиты—обвинения; эмоциональные проявления.
Таблица 2
Оценка матерями эмоционального взаимодействия с детьми (средние значения по группам в баллах)
№ |
Шкалы |
Норма |
ЗРР |
Критериальное
значение |
1 |
Способность воспринимать состояние
ребенка
|
4,3 |
3,75 |
3,7 |
2 |
Понимание причин состояния
|
3,8 |
3,5 |
3,2 |
3 |
Способность к сопереживанию
|
3,4 |
3,4 |
2,8 |
4 |
Чувства, возникающие у матери во
взаимодействии с ребенком |
4,25 |
3,4 |
3,3 |
5 |
Безусловное принятие |
4,3 |
3,7 |
3,2 |
6 |
Отношение к себе как к родителю |
4,2 |
3,0 |
3,1 |
7 |
Преобладающий эмоциональный фон
взаимодействия
|
3,9 |
3,3 |
3,0 |
8 |
Стремление к телесному контакту
|
4,15 |
4,0 |
3,3 |
9 |
Оказание эмоциональной поддержки
|
4,2 |
3,7 |
2,8 |
10 |
Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия |
3,2 |
3,3 |
2,3 |
11 |
Умение воздействовать на состояние
ребенка
|
4,0 |
2,9 |
3,2 |
Таблица 3
Результаты пробы на совместную деятельность (в %)
Варианты детско-родительских отношений |
Норма |
ЗРР |
Гармоничность делового и межличностного эмоционального общения
|
90% |
10% |
Дисгармоничность делового и межличностного общения |
10% |
60% |
Дисгармоничность эмоциональных отношений на фоне эффективного делового сотрудничества
|
0% |
5% |
Дисгармоничность и низкая эффективность делового сотрудничества на фоне гармоничных эмоциональных отношений
|
0% |
25% |
В ходе совместной деятельности матери демонстрировали принятие ребенка, стремление оказать ему помощь, поддержку, осуществляли телесный контакт, заботились о его эмоциональном благополучии, выражали преимущественно положительные эмоции, хвалили и подбадривали ребенка («мы справимся, подумаем вместе, не торопись») .
Оценка реального взаимодействия матерей с детьми с ЗРР показала, что у 60% диад отмечается дисгармоничность делового и межличностного общения Они не справились с заданием и не достигли позитивного результата в совместной деятельности В ходе взаимодействия в данной группе наблюдалось дистанцирование как матери от ребенка, так и ребенка от матери; избегание телесного контакта, отсутствие согласованности, употребление местоимений в обращении (вместо имени), перекладывание ответственности за результат на партнера, негативизм и отказ от выполнения задания со стороны ребенка Отсутствие ориентации на действия партнера снижало эффективность руководства . В процессе выполнения задания матери давали слишком сложные инструкции для ребенка, не учитывали его возрастные и индивидуальные возможности
В 25% случаев во взаимодействии матери и ребенка наблюдались дисгармоничность и низкая эффективность делового сотрудничества на фоне гармоничности эмоциональных отношений . Матери стремились к телесному контакту, выражали теплые чувства к ребенку, но при этом давали непоследовательные, неточные инструкции, не ориентировались на действия самого ребенка, его инициативу. Подобное руководство дезориентировало ребенка, мешало справиться с заданием, вызывало эмоциональное напряжение, негативные эмоции
Две диады (10%) справились с заданием и продемонстрировали гармоничность делового и межличностного эмоционального общения (эмоциональное принятие, гармоничные взаимоотношения, последовательные инструкции, разделение ответственности при выполнении задания, результативное сотрудничество)
Обсуждение результатов
Обобщение количественного и качественного анализа результатов проведенного исследования позволили составить психологические портреты матерей двух групп на основании показателей эмоционального и предметно-практического взаимодействия в диаде, образа ребенка у матери и качества привязанности ребенка к матери
Матери первой группы — детей с нормальным речевым развитием — имеют реалистичные представления о своем ребенке, адекватно, в соответствии с возрастом оценивают особенности ребенка в сравнении с другими детьми . Матери понимают интересы и предпочтения ребенка, принимают его индивидуальность Во взаимодействии с ребенком матери проявляют эмоциональную включенность, способность к кооперации, эффективной совместной деятельности Матери поощряют самостоятельность, инициативу ребенка, оказывают ему эмоциональную поддержку при неудачах, высоко оценивают достижения, подчеркивают успехи, в случае конфликтов используют объяснения, а не принуждение, учитывают мнение ребенка У детей этой группы формируется преимущественно надежная безопасная привязанность к матери
У матерей второй группы — детей с задержкой речевого развития — можно условно выделить два стиля родительского отношения и взаимодействия с ребенком: игнорирующий и симбиотический .
Игнорирующий стиль. Образ ребенка недостаточно реалистичен, с одной стороны, мать оценивает ребенка ниже, чем сверстников, а с другой, предрекает ему блестящее будущее При данном стиле у матерей отмечается низкий уровень чувствительности и отзывчивости при взаимодействии с ребенком Матери не всегда замечают изменение состояния ребенка, неправильно оценивают вызвавшие его причины . Привязанность ребенка к матери является ненадежной и небезопасной Анализ реального детско-родительского взаимодействия показывает дисгармонию делового и межличностного эмоционального общения . Матери склонны жаловаться на проблемы в управлении поведением, трудный характер ребенка
Симбиотический стиль. В этом случае мать ощущает себя единым целым с ребенком, стремится удовлетворить все его потребности, приписывая ему личную и социальную несостоятельность Досадуя на его неуспеш- ность, мать старается оградить ребенка от трудностей, все выполнить за него На первое место во взаимодействии выступает эмоциональный и тактильный контакт, при этом зачастую отсутствуют совместная предметно-практическая деятельность и деловое сотрудничество Для матерей этой группы характерна тревога за ребенка, которая увеличивается по мере его взросления и проявления признаков автономии Привязанность ребенка к матери ненадежная, небезопасная
Итак, проведенное исследование позволило выявить следующее:
1) особенности взаимодействия матерей с детьми раннего возраста с ЗРР по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием, которые проявились в характере детско-материнской привязанности, эмоционального и предметно-практического взаимодействия, а также в образе ребенка у матери;
2) в группе матерей с детьми с нормотипичным развитием надежная безопасная привязанность оказалась сформирована у 65% детей, а в группе матерей и детей с ЗРР — только у 10% детей;
3) эмоциональное взаимодействие матерей с детьми с нормальным развитием отличается высокими показателями чувствительности, эмоционального принятия, эмоциональной поддержки, умения учитывать эмоциональное состояние ребенка и воздействовать на него; высокой оценкой себя как родителя . Матери детей с ЗРР низко оценивали свое умение воздействовать на состояние ребенка, себя как родителя;
4) в предметно-практическом взаимодействии у 90% диад (норма) отмечалась гармоничность как делового, так и эмоционального межличностного общения Все пары справились с заданием . В группе матерей, имеющих детей с ЗРР, у 60% диад проявлялась дисгармоничность делового и межличностного общения Совместная деятельность была малопродуктивной;
5) у матерей детей с нормотипичным развитием был выявлен адекватный образ ребенка, соответствующий возрастной норме и отражающий его индивидуальные особенности У матерей детей с ЗРР образ ребенка не реалистичный, представления о его возможностях и способностях завышенные или заниженные
Полученные в исследовании данные об особенностях эмоционального и предметно-практического взаимодействия матерей с детьми с ЗРР; образа ребенка у матери; характера привязанности ребенка с ЗРР к матери дополняют представления о психологических факторах, влияющих на развитие становления речи ребенка в раннем возрасте . Акцентирование в исследовании роли матери, выявление параметров материнского отношения и проявлений во взаимодействии с ребенком с ЗРР развивают взгляды на роль общения и взаимодействия с близким взрослым в развитии речи в концепции онтогенеза общения М . И . Лисиной .
Вклад матери в формирование у ребенка задержки речевого развития следует учитывать при построении профилактической и коррекционной работы с детьми Коррекционно-развивающие программы должны включать помимо занятий с ребенком работу с матерями и диадой В ходе коррекционной работы матерей нужно учить проявлять чувствительность и отзывчивость в ответ на эмоциональные проявления ребенка; выражать любовь и привязанность к ребенку во взаимоотношениях на уровне поведения; воспринимать (принимать) ребенка таким, какой он есть, учитывать его индивидуальные особенности, интересы и потребности.
[1] Авдеева Наталия Николаевна, кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии имени Л . Ф . Обуховой факультета психологии образования, Московский государственный пси- холого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия . E-mail: nnavdeeva@mail . ru
[2] Avdeyeva Nataliya Nikolayevna, PhD in Psychology, Professor, Chair of Developmental Psychology named after L . F . Obukhova, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow, Russia . E-mail: nnavdeeva@mail . ru
Литература
- Авдеева Н.Н. Личностно-ориентированное взаимодействие персонала с воспитанниками дома ребенка, как условие социально-эмоционального развития детей // Психологическая наука и образование.2011.№ 1.С.5—15.
- Александрова Л.Ю. Семейная речевая среда как условие гармоничного присвоения вербального опыта детьми младенческого и раннего возраста // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.2009.№ 11.С. 5—20.
- Баенская И.А., Выродова Ю.А., Разенкова Е.Р. Научитесь общаться с младенцем: пособие для родителей.М.: Просвещение, 2008.128 с.
- Боулби Дж. Привязанность: пер.с англ.М.: Гардарики, 2003.477 с.
- Бурменская Г.В, Захарова Е.И., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно- психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений.М.: Московский психолого-социальный институт, 2007.480 с.
- Гаврилушкина О.П. Проблемы коммуникативного поведения дошкольников [Электронный ресурс] // Электронная библиотека МГППУ.URL: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/ RvDS012003/GPK-019.HTM (дата обращения: 01.11.2018)
- Грищенко А.Н., Романенко Н.И., Трошина Е.В., Щиброва Е.П. Сравнительное исследование взаимодействия матерей с детьми раннего возраста с нормальным психическим развитием, задержками речевого развития, ранним детским аутизмом: Дипл.работа на факультете повышения квалификации МГППУ.М., 2011.150 с.
- Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении СПб.: Питер, 2009.320 с.
- Разенкова Ю.А., Айвазян Е.Б., Одинокова Г.Ю. Коммуникативное поведение матери как фактор развития общения у детей с синдромом Дауна // Psychology in Russia: State of the Art.2018.№ 3.URL: http://psychologyinrussia.com/volumes/pdf/2018_3/ psych_3_2018_8_Rasenkova.pdf (дата обращения: 01.11.2018).
- Смирнова Е.О. Ребенок учится говорить [Электронный ресурс] // Рубрика: От 1 до 3 лет.URL:: http://www.psyparents.ru/read/articles/2456/ (дата обращения: 01.11.2018).
- Шведовская А.А. Использование методики «Родительское сочинение» в диагностике детско- родительских отношений в дошкольном возрасте // Психологическая диагностика.2005.№ 4.С.70— 103.
- Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития / Под ред.Р.Ж.Мухамедрахимова.СПб.: Изд-во С.-Петерб.Ун-та, 2008.312 с.
- Handbook of attachment.Theory, Research and Clinical Application / Ed.by J.Cassidy&Ph.R.Shaver — New York, London, 2008, 975 р.
- Stern D.N. The first relationship: Infant and mother.Cambridge, Mass.: Harvard University Press.1977.180 p.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2865
В прошлом месяце: 26
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 1481
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 3