Формирование ценностных ориентаций подростков музыкой народов мира

737

Аннотация

Обсуждается воспитательный аспект формирования ценностных ориентаций подростков средствами музыки народов мира. Представлены различные взгляды на исследуемую проблему, раскрывается сущность понятия «ценностные ориентации личности», рассматриваются педагогические условия формирования ценностных ориентаций подростков в области музыки народов мира, а также личностно-ориентированные воспитательные технологии. Акцентируется внимание на реализации авторского метода «актуализации ценностей», который основывается на последовательном использовании лучших образцов народной музыки в современной интерпретации. Отмечается, что при работе с подростками необходимо руководствоваться их музыкальными интересами и потребностями, рекомендуется использовать народную музыку в современной обработке, в частности фолк-рок, фолк-поп, и постепенно расширять ценностные ориентиры в области народной музыки. Приводятся примеры форм работы по формированию ценностных ориентаций подростков средствами музыки народов мира. На основе проведенного исследования делается вывод о том, что формирование ценностных ориентаций подростков в музыке народов мира эффективно, если в этом процессе используются личностно-ориентированные воспитательные технологии, способствующие усвоению и реализации в деятельности подростков всего спектра разножанровой музыки разных народов, при условии гуманизации и демократизации воспитательного процесса.

Общая информация

Ключевые слова: ценностные ориентации, подростки, музыка народов мира, педагогические условия, воспитательные технологии

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240203

Для цитаты: Фурсенко Т.Ф. Формирование ценностных ориентаций подростков музыкой народов мира // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 2. С. 29–36. DOI: 10.17759/pse.2019240203

Полный текст

 

Формирование ценностных ориентаций подростков музыкой народов мира

Проблема формирования ценностных ориентаций подростков занимает одно из центральных мест в системе эстетического воспитания, она тесно связана с воспитанием личности в целом, а также с отношением школьников к ценностям музыкального искусства Эффективным средством воспитания
является музыка, в которой содержатся веками накопленные ценности целых поколений разных народов

Землю населяет около четырех тысяч народностей, каждая имеет свою культуру и обычаи, свою народную музыку и народный инструментарий . В настоящее время необходимо создать такую систему мирового образования, которая смогла бы воспитать истинного гражданина, а, следовательно, построить такую школу, которая прививала бы молодым людям любовь и уважение к культуре народов, проживающих в разных уголках Земли, а также сформировать уважительное отношение к другим народам, их истории, обычаям, традициям, осознание своей принадлежности к человеческому роду и ответственности перед другими поколениями за жизнь на Земле . Такая школа должна быть не только обращена к лучшим традициям этно- педагогики, но и учитывать новейшие разработки педагогической науки

Наше исследование направлено на разработку педагогических условий и личностно­-ориентированных воспитательных технологий формирования ценностных ориентаций подростков в сфере музыки народов мира

В научной литературе (Д. Антонович, А. Иваницкий, И . Ляшенко, Л . Мазур, А. Майер, В . Харьков) народное творчество (фольклор) рассматривается как традиционное народное мировоззрение, выраженное в художественной форме . Исследователи фольклористики широко представили социальные и классовые функции фольклора, раскрыли закономерности и тенденции его развития, обозначили его обще-эстетические особенности и национальную специфику . Среди них можно назвать следующие: простота, доступность, философская направленность, лаконизм, социальная правдивость, точность, художественное совершенство и неповторимость форм

Ценностные ориентации школьников исследуются в русле концепций деятельности (А. Леонтьев, С . Рубинштейн), культуры (Т. Шевченко), личностно-ориентированного воспитания подрастающей личности (Ш Амонашвили, И . Бех) . В многочисленных исследованиях, выполненных в аспектах деятельностного подхода, подчеркивается важность учета возрастных и индивидуальных особенностей детей разного возраста (Г . Костюк), а также установки на творческую активность личности в игровой деятельности (Д . Эльконин) .

Вместе с тем на практике (Т Коваль, З. Крымгужина, Т . Фурсенко, Х. Шерматова) наблюдается несоответствие условий обеспечения содержания и форм организации воспитания подрастающего поколения средствами музыки народов мира современному состоянию сформированности ценностных ориентаций школьников

Теоретическое обобщение научной литературы позволило сделать предположение о том, что формирование ценностных ориентаций подростков в сфере музыки народов мира будет эффективным, если в этом процессе используются личностно-ориентированные воспитательные технологии, способствующие усвоению и реализации в деятельности подростков всего спектра разножанровой музыки народов мира, при условии гуманизации и демократизации воспитательного процесса Демократизация и гуманизация образования требуют поиска новых способов качественного усовершенствования обучения и воспитания подрастающей личности . От того, насколько активно будет усвоена личностью система ценностей, и насколько эта система будет соответствовать общепринятым ценностям общества, зависит и уровень развития личностных ценностных ориентиров каждого человека, мера его адекватного отношения к общечеловеческим и национальным ценностям, которые заложены в произведениях фольклора Сегодня фольклор в своей основе утратил ритуальное, практическое значение, он воспринимается и оценивается как явление культуры и искусства

Т . Коваль подчеркивает: «Обращение к национальным музыкальным ценностям имеет большое значение Лучшие произведения народного искусства по-новому раскрываются в современных социально-моральных условиях» [2, с . 27] .

Культура нашего времени сложна и противоречива, она охватывает качественно новые явления Современная классическая музыка, джаз, рок и поп-музыка — четыре главных области музыкальной культуры второй половины XX — начала ХХ1 веков . В условиях функционирования современных средств массовой коммуникации на нас обрушивается лавинообразный поток аудиовизуальной информации, в том числе и музыкальной, которая определяет характер и направленность наших ценностных музыкальных ориентаций . Музыкальное сознание подростков формируется под воздействием стандартов массовой музыкальной культуры . Однако одновременно под воздействием средств массовой информации усиливается влияние на школьников антиценностей и псевдоценностей . Это особенно касается современных направлений молодежной музыки, в которой выявляются разнообразные стили и жанры, а под натиском коммерциализации, шоу-бизнеса эфир заполняют низкопробные образцы музыкальной культуры

Увлечение подростков поп- и рок-музыкой, стремление познать окружающий мир, проявление интереса к национальной культуре других народностей позволяют привлечь их к художественному творчеству, приобщить к общечеловеческим и национальным ценностям . Народная музыка в современной обработке дает возможность на конкретном музыкальном материале разрешить задачи адекватного восприятия и усвоения современного музыкального искусства Тематика произведений близка к художественным запросам школьников, характеризуется легкостью восприятия, доступностью содержания и формы . Захватывающий рассказ, сочетание словесного, музыкального и танцевального материалов с элементами игры, изобразительность, фантастика и героика, поэтика языка, сжатый объем, раскрытие не столько характера персонажей, сколько демонстрация их действий и поступков, яркое изображение, динамизм событий — главные черты малых жанров народного музыкального искусства

Как справедливо заметила О . Рудницкая: «Народное искусство стало для человека источником жизненного опыта, специально организованного, продуманного и оцененного с позиции истинного смысла» [4, с . 10] .

Но обращение к аутентичному фольклору в условиях современной школы требует особой осторожности, к чему призывал еще Б . Аса­фьев [1], поскольку возникают неизбежные трудности, противоречия процесса обучения при попытке следовать природе фольклора, устной форме бытования, синкретичности, его связи с практическими жизненными ситуациями От умелого преодоления этих трудностей и будет зависеть, откроет ли школа перед обучающимися мир народного творчества или нет Впечатления обучающихся от непосредственного восприятия музыкального фольклора остаются на всю жизнь и закладывают фундамент эмоциональных ассоциаций

Х . Шерматова подчеркивает: «От того, как учитель введет детей в мир народной музыки, в ее звуковую, эмоциональную и нравственные сферы, возможно на всю жизнь определит их внутреннее гармоничное отношение к миру» [6, с . 320] .

Только «под воздействием целенаправленного педагогического руководства универсальные общечеловеческие (познавательные, моральные, эстетические) ценности должны выступать объектами переживания и осознания их воспитанниками как музыкально-эстетических интересов и потребностей, способности к восприятию и оценке музыкальных явлений, аксиологической установки к творческой деятельности в сфере народной музыки» [5, с . 309] .

Ценностные ориентации рассматриваются нами как интегративное образование, которое характеризует внутренний духовный мир личности . Они отражают критериальное отношение личности не только к музыке, но и к ее создателям, интерпретаторам, самой себе . Это означает, что личность осознает собственную самоценность в мире культуры, ценности музыкального искусства переживаются ею в игре, обучении, жизни как потребности, мотивирующие поведение и программирующие будущее Наибольшую трудность вызывает преодоление противоречия между необходимым контактом с аутентичными исполнителями, бытовой средой и отсутствием их в условиях учебного класса . И если встречу с народными исполнителями можно как-то обеспечить, то среду перенести в класс невозможно, что и вызывает потребность в специальных методических приемах, формах обучения, которые могли бы создать верные представления о музыкальном фольклоре .

Очень часто обучающиеся не любят народные песни из-за того, что в школе они не оказывают на них должного эмоционального воздействия Основная ошибка обучения состоит в том, что музыка, и народная песня в частности, не становятся предметом любви, а превращаются в учебный материал, поэтому очень важно создать благоприятные педагогические условия для пробуждения интереса к изучаемому материалу

Одним из педагогических условий формирования ценностных ориентаций подростков является расширение содержания учебно-воспитательного процесса за счет разножанровой палитры музыки народов мира в современной обработке Приобщение человека к народному искусству не происходит сразу, а должно быть последовательным и систематическим на протяжении достаточно длительного периода времени На наш взгляд, при работе с подростками необходимо руководствоваться их музыкальными интересами и потребностями, поэтому рекомендуется использовать народную музыку в современной обработке, в частности фолк-рок и фолк-поп, и постепенно расширять их ценностные ориентиры в области народной музыки

При формировании ценностных ориентаций учащейся молодежи средствами музыки народов мира необходимо учитывать соотношение между индивидуальными, групповыми, коллективными и общечеловеческими ценностями . Поэтому для более эффективного осуществления данного процесса предлагается метод «актуализации ценностей» (Т . Фурсен­ко) . Он основывается на последовательном использовании лучших образцов народной музыки в современной обработке, воплощающих в себе ценности современного общества и приобщающих к народной музыке, культивирующей общечеловеческие и культурно­-исторические национальные ценности

По мнению автора данного текста, для введения обучающихся в музыкальный фольклор важным является познание его как искусства синкретического, в единстве слова, музыки и движения В то же время работа с народной песней осуществляется в русле воспитания, направленного на освоение музыкальных явлений

З. Крымгужина справедливо заметила: «Только усвоив свои национальные ценности, можно понять идеалы других времен, народов и мира . Человеческие ценности не сводятся лишь к сумме накопленных материальных и духовных ценностей, а предполагают формирование у новых поколений способности быть творцом новых ценностей, новых систем отношений» [3, с . 63] .

Специфические свойства фольклора заключаются в единстве музыки и движения, что определяет своеобразие восприятия всех его элементов

Чтобы процесс формирования ценностных ориентаций подростков в области музыки народов мира был эффективен, по нашему мнению, необходимо использовать разнообразный комплекс педагогических воздействий: отобрать музыкальный материал для урока или внеклассного занятия, который заинтересует обучающихся и пробудит потребность в творческой деятельности; использовать формы работы, способствующие созданию на уроке творческой атмосферы, в частности, музыкально-игровую деятельность Она формирует в подростке идеальные качества, например такие, как мудрость, мужественность, справедливость, рассудительность, великодушие, терпимость, настойчивость, сдержанность, нежность, скромность, справедливость и др Следующим педагогическим условием формирования ценностных ориентаций подростков является моделирование учителем диалоговых драматических игр, в которых подросток смог бы выступить как творец ценностей музыкального народного искусства Очень интересна разновидность театрализованного действия — игра-драматизация. Практика подтверждает, что в процессе подготовки к играм-драматизациям по сюжетам народных сказок у воспитанников успешно формируются ценностные ориентации, гуманные чувства и умение их выражать при помощи методов эмоциональной выразительности (интонации, мимики, жестов, характерных движений, поз, походки) За основу берутся украинские, русские, немецкие, французские, шотландские, китайские народные сказки именно потому, что им свойственны: динамизм сюжета, выразительность образов, этико-эстетических ценностей, доступность языка произведения Воплощение в сказках добра, красоты, зла, уродства пробуждают и развивают эмоциональную активность школьников, вызывая у них сопереживание, сочувствие, эстетическую реакцию Работа осуществляется по следующему плану:

1)  выразительное чтение народной сказки;

2)  просмотр иллюстраций к сказке;

3)  беседа о сказочных героях;

4)  пересказ сказки в ролях;

5)  пение песен сказочных героев

Если работа с играми-драматизациями по сюжетам народных сказок будет пропитана искренними чувствами, то можно надеяться, что этот вид деятельности будет наиболее полно способствовать формированию ценностных ориентаций подростков в области музыки народов мира . С этой целью проверяются ориентации подростков на ценности народного творчества (в детском фольклоре) . Школьникам предлагается подчеркнуть указанные на отдельном листе бумаги ценности, которые бы соответствовали той или иной сказке, песне, загадке: красота человека, красота народа, красота друзей, красота труда, красота добра, красота природы, красота отношения к старшим

Использование вариативных форм классной и внеклассной практической деятельности школьников в сфере музыки народов мира является еще одним из эффективных, педагогических условий формирования ценностных ориентаций подростков

Кроме стандартных уроков музыки, изучения обычаев и обрядов, культуры различных народов, формирование ценностных ориентаций может происходить и во внеурочное время — в школе, в семье, в общественных учреждениях

Существуют следующие требования к проведению таких мероприятий:

—  опираться на уже имеющиеся у школьников знания, углублять и расширять их;

— эти мероприятия должны быть логическим продолжением урочной работы, иметь определенную систему, учитывать принцип последовательности, возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы;

— опираться на принцип доступности, быть эмоционально насыщенными, чтобы каждый участник получил удовольствие

Самыми распространенными элементами внеурочных мероприятий являются: экскурсии (в музеи, на выставки, в мастерские), встречи (с писателями, народными умельцами, художниками, поэтами), беседы и рассказы на разные темы, историко-этнографическая поисковая деятельность (подростки самостоятельно изучают историю той или иной страны, топонимику, исторические памятники, собирают предметы старины, записывают традиции и обычаи, устное народное творчество, а потом обрабатывают материал, делают сообщения, рефераты, защищают проектные работы) Спектакли, викторины, вечера и недели, посвященные традициям народов мира, также являются внеклассными мероприятиями Такого вида занятия очень занимательны для подростков и эффективны, они не ограничены во времени как стандартные уроки, поэтому должны как можно чаще организовываться в школах На внеклассных занятиях ученики ближе знакомятся с традициями . В ходе таких занятий должны быть разучены народные игры, загадки, пословицы и поговорки, песни, сказки и легенды Особое место занимает подготовка подростков к праздникам, что предполагает разработку конкурсных программ, проектов с использованием песенного и танцевального музыкального материала народов мира. При проведении конкурса-праздника привлекаются не только обучающиеся, но и их родители, предполагается совместная организация разнообразных игр, конкурсов, викторин, бесед об обычаях и традициях, праздниках и обрядах народов Западной и Восточной Европы, Азии, Африки, Америки Большое эмоциональное воздействие на подростков производит вовлечение их как исполнителей народных песен в сценические постановки народных обрядов В процессе художественно-творческой деятельности школьники знакомятся с символическими образами народных обрядов, а также практически осваивают их Такой подход можно условно назвать технологией активизации народно-художественного творчества . Предварительно учитель музыки вместе с обучающимися разучивает народные песни, подготавливает конкурсы, направленные на выявление у школьников знаний о песенном и устном фольклоре народов разных стран .

Например, разделив класс на две половины («Кто кого перепоет») или вызвав команды на сцену, организаторы привлекают на помощь участникам большое количество болельщиков Руководители конкурса—праздника организовывают также ансамблевые выступления школьников и их родителей с народными песнями, проводят игры на их материале по типу «Угадай мелодию», «Из какой песни этот герой?»; предлагают музыкально-ритмические загадки (узнать песню по ритму, прохлопыванию), применяют пантомимическое изображение песен, пение всем залом с исполнением указанных в песне движений Проводятся динамические игры на сцене Так, выбирается команда школьников и родителей, а зал поет вместе с ведущими песни народов мира, под которые проводятся игры Среди них — песни «Зеленые рукава» (шотландская народная песня), «Летит кондор» (перуанская народная песня), «Перепелка» (польская народная песня), «Ян- лентяй» (эстонская народная песня), песни с движениями («Аркан» (украинская народная песня), «Просо» (русская народная песня), «Все преодолеем!» (американская народная песня), «Возьми молот» (негритянская народная песня) Отдельно оцениваются народные костюмы, в которых выступают обучающиеся Параллельно с конкурсом организовывается выставка декоративно-прикладного творчества школьников и их родителей

Интересен опыт проведения игры «Музыкальное путешествие по странам и континентам», в ходе которой обучающиеся защищают разработанные ими музыкальные проекты с демонстрацией презентаций и собственного музыкального исполнения танцевально-песенного репертуара представляемого в проекте народа Педагогическая целесообразность таких методов состоит в том, что они дают возможность создать атмосферу коллективного творчества и общего эмоционального переживания, что в значительной мере влияет на формирование ценностных ориентаций подростков в сфере музыки народов мира

Помимо этого школьникам предлагается включиться в такие виды художественно­эстетической деятельности, которые были созданы самим народом Сюда вошли художественно-языковые, музыкальные виды деятельности в сфере народного творчества при помощи методики интеграции народоведче­ского и творческого материалов Интеграция здесь понимается как более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения этих материалов, которые охватывают все виды художественно-творческой деятельности подростков (художественно-языковую, музыкальную), а также разнообразные игры (подвижные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые) Формирование умений и навыков в различных видах творческой деятельности становится только способом, который даст возможность школьникам отобразить свои чувства, мысли, фантазии, ориентиры в самостоятельном творчестве Последовательность этого процесса будет выглядеть следующим образом: от воспитания эмоционально-чувственной сферы, усвоения элементарной информации (знаний) через овладение умениями и навыками творческой деятельности до высшего проявления — творческой самореализации обучающегося Суть этого процесса концентрируется в триаде: удивление — познание — творчество Особенность ценностной сориентированности и состоит в том, что школьник разворачивает свои замыслы и ценностные ориентации в нескончаемой веренице художественных (музыкальных, двигательных, рукотворных) образов. Неповторимость, самобытность, оригинальность этих образов определяет их творческую ценность

Личностно-ориентированные воспитательные технологии строятся на основе преобразования знаний о музыке народов мира в систему ценностных ориентаций личности, которые способствуют самовыражению и самоутверждению подростка; реализации индивидуальных и групповых музыкальных интересов и потребностей, творческого отношения к народной музыке и жизни . Формирование ценностных ориентаций подростков средствами музыки народов мира осуществляется в общей взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся, то есть представляет собой двустороннюю систему, которая состоит из двух подсистем . Первая — это организованное педагогическое влияние педагога на обучающихся, а вторая — обеспечивает самостоятельную активность самого школьника

Процесс формирования ценностных ориентаций подростков в урочной и внеурочной деятельности, в организованных формах музыкального досуга (вокальных, вокально-инструментальных ансамблях) состоит из трех этапов На первом этапе у обучающихся пробуждается интерес к музыке народов мира через фолк-рок, фолк-поп, потребность в общении с ней; на втором этапе происходит формирование способности к восприятию и осознанию музыкальной информации, оценочному суждению; на третьем — формирование навыков творческой деятельности в сфере музыки народов мира (создание собственной исполнительской интерпретации, вокальной и двигательной импровизации) Пробуждение интереса к музыке народов мира осуществляется в ходе изучения и анализа музыкальных произведений, а также собственной исполнительской деятельности Для восприятия и оценки музыкальных образцов целесообразно использовать методы постепенной подачи и усвоения музыкальной информации, а именно: беседу, рассказ об истории развития музыкального фольклора того или иного народа, о разных жанрах, исполнителях, музыкальных инструментах; прослушивание должно сопровождаться пояснением, комментариями . Метод сопоставления различных интерпретаций (современных и аутентичных) позволяет обнаружить сходные и различные качества исполняемого произведения

Познание музыки народов мира осуществляется через моделирование творческого процесса: обучающиеся ставятся в позицию автора (народа), создавая свою интерпретацию, вместе с тем метод творческих заданий помогает вызвать интерес к аутентичному фольклорному материалу, стимулируя к размышлению над художественными проблемами

Таким образом, скоординированная музыкальная деятельность всех звеньев классной и внеклассной работы, учет индивидуальных особенностей обучающихся позволят вести широкую пропаганду музыкально-эстетических знаний, формировать ценностные ориентации, обогащать творческий опыт школьников Внедрение в учебно-воспитательный процесс созданных педагогических условий и личностно-ориентированных воспитательных технологий формирования ценностных ориентаций подростков музыкой народов мира позволит повысить его эффективность


[1] Фурсенко Татьяна Федоровна, кандидат педагогических наук, доцент, «Крымский федеральный университет имени В . И . Вернадского», Ялта, Россия . E-mail: olga_fursenko@mail . ru

Литература

  1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.Москва-Ленинград: Музыка, 1973.143 с.
  2. Коваль Т.В.Украинский фольклор как средство формирования музыкальной культуры будущих учителей начальной школы // Научные записки.Вып.15.Винница: ВГПУ, 2005.С.26—27.
  3. Крымгужина З.З.Народная музыка как фактор воспитания духовности школьников в системе общего музыкального образования.Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики: коллективная монография / Под ред.И.В.Андулян.Уфа: Аэтерна, 2017.С.52—73.
  4. Рудницкая О.П.Украинское искусство в поликультурном пространстве: книга для учителя.Киев: Еке Об, 2000.208 с.
  5. Фурсенко Т.Ф.Подготовка будущего учителя музыки к формированию музыкального интереса подростков в области народной музыки // Проблемы современного педагогического образования: Сб.научных трудов.Выпуск 55.Ч.2.Ялта: РИО ГПА, 2017.С.304—310.
  6. Шерматова Х.К. Народная музыка как средство музыкально-эстетического воспитания школьников // Сб.научных трудов ІІ Международной научно-практической конференции «Юность и знания — гарантия успеха — 2015» (г.Курск, 01—02 октября 2015 г.) / Отв.ред.А.А.Горохов.В 2 т.Т.1.Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2015.С.318—320.

Информация об авторах

Фурсенко Татьяна Федоровна, кандидат педагогических наук, доцент, Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского, Ялта, Россия, e-mail: olga_fursenko@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1605
В прошлом месяце: 36
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 737
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 3