Проблемы развития учебной самостоятельности младших школьников

1816

Аннотация

Обсуждаются и анализируются основные проблемы и противоречия, препятствующие успешному решению задачи формирования у младших школьников учебной самостоятельности, актуальность которой обусловлена введением нового государственного стандарта начального общего образования. Выделены основные противоречия, препятствующие становлению учебной самостоятельности: между свободой и необходимостью, единством и многообразием в обучении, между новыми образовательными задачами и несоответствующей им традиционной практикой школьного обучения. Подчеркивается, что преодоление этих фундаментальных противоречий требует не просто модернизации отдельных средств и методов обучения, а существенного изменения профессиональной позиции учителя, разработки и использования принципиально иных педагогических технологий: создания в классе активной и вариативной образовательной среды, управления ею в целях развития учебной самостоятельности школьников, ведения мониторинга за индивидуальным развитием каждого ученика. Автор формулирует условия, способствующие развитию учебной самостоятельности обучающихся, и представляет общую схему реализации этих условий на уроках в начальной школе.

Общая информация

Ключевые слова: учебная самостоятельность, вариативная образовательная среда, индивидуальные особенности учения, профессиональная позиция учителя

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240205

Для цитаты: Зайцев С.В. Проблемы развития учебной самостоятельности младших школьников // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 2. С. 50–58. DOI: 10.17759/pse.2019240205

Подкаст

Фрагмент статьи

Введение нового государственного стан­дарта начального общего образования по­ставило перед практиками сложную зада­чу — обеспечить формирование у младших школьников умения учиться «как компетен­ции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями». По существу, речь идет о формировании у ребенка умения учить само­го себя или об учебной самостоятельности.

Литература

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология.М.: Педагогика, 1991.480 с.
  2. Гессен С.И. Основы педагогики.Введение в прикладную философию.М.: Школа-Пресс, 1995.448 с.
  3. Зайцев С.В. Личностно ориентированное обучение младших школьников // Директор школы.2005.№ 3.С.56—65.
  4. Зайцев С.В. Развивающая среда: принципы организации, вариативность и изменчивость // Директор школы.2001.№ 6.С.68—80.
  5. Зайцев С.В. Создание вариативных развивающих ситуаций на уроках в начальной школе // Психологическая наука и образование.2017.Т.22.№ 3.С.46—52.doi:10.17759/ pse.2017220305
  6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред.А.Г.Асмолова.М.: Просвещение, 2008.151 с.
  7. Полуянов Ю.А. Взаимодействие учителя и учеников в ситуациях спонтанного проявления учебной самостоятельности младших школьников на занятиях изобразительным искусством в системе развивающего обучения // Культурно— историческая психология.2018.Т.14.№ 3.С.101— 113.doi:10.17759/chp.2018140311
  8. Цукерман Г.А., Елизарова Н.В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии.1990.№ 6.С.37—44.
  9. Якиманская И.С. Основы личностно ориентированного образования.М.: БИНОМ.Лаборатория знаний, 2011.220 с.
  10. Якиманская И.С., Рябоштан Е.П. Изучение личности ученика в образовательном процессе.М.: Сентябрь, 2011.176 с.

Информация об авторах

Зайцев Сергей Викторович, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник кафедры педагогической психологии факультета психологии образования МГППУ, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: loo-site@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3166
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 33

Скачиваний

Всего: 1816
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 20