Введение
Изучение виртуальной реальности (ВР) является одним из актуальных направлений современной психологии [Взаимодействие личности и, 2019; Крамаренко, 2014; Селиванов, 2015; Riva] и педагогики [Подкосова; Селиванов; Селиванов, 2016; Monaha T.Virtual]. Технический уровень разработок в области ВР позволяет эффективно использовать ее потенциал для решения различных образовательных задач с применением дидактических ВР-программ как в средней, так и в высшей школе [Селиванов, 2016; Selivanov]. В психологии ВР эффективно используется в коррекционной и терапевтической работе [Hodges; Meyerbroeker]. ВР как многогранный феномен является объектом пристального внимания в связи с возникновением аддиктивного поведения у субъектов, активно использующих ВР-технологии [Бовина; Бондаренко, 2006; Демильханова, 2009].
Современный ребенок осваивает информационные и технологические достижения науки, в том числе и ВР-технологии, в постоянно увеличивающемся темпе. Школа ставит перед учащимся все более масштабные задачи, и это требует от обучающегося высокой личностной мобилизации и самоорганизации. Именно поэтому одной из актуальных проблем современной педагогики и психологии является разработка технологий и методов формирования у школьника навыков саморазвития, самоуправления и самодетерминации [Дубровина, 2009; Моросанова]. Понимание возможностей ВР в решении поставленной проблемы занимает существенное место.
Необходимо отметить, что в основе протекания субъективных процессов саморегуляции, самоуправления, саморазвития и т.д. лежит рефлексивный механизм [Аникина, 2012; Дударева; Костенко, 2017; Савинкина, 2000; Сизикова]. Это определяет то, что проблема связи рефлексии с ВР может быть сформулирована как вопрос о возможности ВР осуществлять рефлексивную функцию психики [Калюжная, 2015; Крамаренко, 2014]. Его исследование может стать основанием для дальнейших разработок в области формирования личностного рефлексивного потенциала у обучающихся с помощью ВР-технологий.
Первым этапом в решении поставленного вопроса в рамках данной статьи станет поиск и описание сущностных отношений рефлексии и ВР на основе этимологического анализа данных понятий. Следующим шагом станет рассмотрение рефлексивной модели, в которой ВР представлена как ее функциональный элемент.
Этимологический анализ понятий «рефлексия» и «виртуальная реальность»
Анализ дореволюционных этимологических словарей [Словород.Этимологические словари], словарей советского и постсоветского периодов [Словород.Этимологические словари] показал, что слово «рефлексия» в них практически не было представлено. Данное понятие впервые появляется в словаре Макса Фасмера [Фасмер, 1987], «рефлексия — “размышление”, уже в 1710 г., Шафиров; см. Смирнов 264. Через польск. refleksja из лат. reflexio; см. Христиани 22» [Фасмер, 1987, с. 476].
Для русского языка «рефлексия» — заимствованное слово. Его происхождение связано с латинским словом «reflexio». Слово имеет сложный состав: латинский корень «flecto, flexio» и приставка «re». Мы осуществили анализ каждой из его частей. В Большом латинско-русском словаре [Lingua Latina Aeterna] слово «flecto, flecxio» имеет широкий диапазон значений, который варьирует в смысловой области, обозначающей процессы: обращения, отклонения, изгибания, искривления, изменения направления и т.д. Этимологический смысл данного слова также связан с обозначением пространства, явлений — залив, бухта, лукоморье, натянутый лук, которые обуславливают особые процессы изменений — изменения, вызванные отражением.
В том же Большом латинско-русском словаре [Lingua Latina Aeterna] слово «re» представлено двумя значениями, одно из которых связано с его рассмотрением как приставки. Использование приставки «re» со словом, отражающим действие или процесс, описывает его отмену, возврат к исходному.
В целом слово «reflexiо» описывает сложное действие, состоящее из двух составляющих. Первое из них связано с изменением «направления», уходом от первоначального, искажением первоначального (оно задается словом «flecto»), а второе отражает действие, которое «противоположно» совершенному действию (приставка «re»), это как бы осуществление действия, но над результатом уже совершенного — возвращение к тому, что было, или уход от того, что было достигнуто первым действием. Окончательный результат этих действий никогда не совпадет с первоначальным состоянием. Следовательно, слово «reflexio» фиксирует изменение измененного. Это не возвращение к тому же самому, но «возвращение» иным. Однако, чтобы совершить действие по «возвращению», необходимо понять, с чего началось изменение (каким было первоначальное состояние и т.д.), а для этого нужно иметь точку остановки и «взгляд на то, что произошло».
В Большом латинско-русском словаре [Lingua Latina Aeterna] в определении слова рефлексия — «reflexio» в широком диапазоне его смыслов мы увидели приближение к тому пониманию, которое мы обнаружили в проведенном этимологическом анализе только в одном варианте — оно имеет значение «возвратиться».
Итак, этимологический анализ состава слова «reflexio» позволил нам выявить, что оно обозначает динамическое явление — сложный вид изменений, суть которого заключается в отклонении от изначального (выбранного, определенного и т.д.), а затем в действии по возвращению к нему или уходу от достигнутого, вызванного отклонением, с опорой на «построение» представления о «том, что собой представляло отклонение».
В русском языке понятие «виртуальная реальность» стало использоваться в его современном употреблении со второй половины двадцатого века в связи с технологическими достижениями в области программирования. Само понятие «виртуальная реальность» — «virtual re» — состоит из заимствованных слов латинского происхождения. На латыни это понятие может читаться как реальность виртуальная, близким по смыслу к нему является понятие «res virtual» — виртуальная материя.
В Большом латинско-русском словаре [Lingua Latina Aeterna] слово «virtus» обозначает идеальное качество, добродетель человека, отражающее мужественность, силу, стойкость. Речь идет о некой доведенной до совершенства, идеала добродетели человека, связанной с его мощью и энергией, способностью противостоять испытаниям, достигать поставленной цели. Важно обратить внимание на то, что слово «virtus» имеет два значения, одно из которых обозначает богиню воинской доблести, то есть идеальную сущность.
В целом это слово несет в себе значения качеств человека, результатов его активности, которые присваиваются «представленному, построенному» совершенному миру, связанному с реальным миром активностью самого человека, его устремлением к достижению поставленных целей.
Латинское слово «res» [Lingua Latina Aeterna] имеет широкий диапазон значений, но в целом можно говорить, что семантическая область этого слова ограничивается смыслами, отражающими представление о фактическом мире, вселенной, сущности объектов мира, действительном положении дел, то есть о некотором существующем мире. К явлениям, которые отражаются этим словом, относятся реальная победа, достижение, то есть конкретные результаты некоторой активности человека.
Значения слов «res» и «virtus» в своем сочетании создают уникальный смысл —существование, фактичность совершенного мира. Именно этот смысл, с нашей точки зрения, обозначает сущность понятия «виртуальная реальность».
Проделанный этимологический анализ понятия «виртуальная реальность» позволил нам выявить сущностные характеристики явления, им обозначаемого. К ним относятся представления о возможности фактического существования совершенной, идеальной реальности. Ее появление детерминируется активностью, добродетелями, силой, энергией, душевным благородством самого человека.
Проделанный этимологический анализ понятий «рефлексия» и «виртуальная реальность» позволяет выделить области их семантического пересечения, и эти области характеризуются двумя аспектами.
1. Активностью субъекта, включенного как в рефлексивный процесс, так и в построение совершенного (идеального) мира.
2. Идеальностью и одновременно содержательной фактичностью как виртуальной реальности, так и построенного представления об «отклонении» от первоначального движения в рефлексивном процессе.
Сущностные отношения рефлексии
и виртуальной реальности
Выделенные с помощью этимологического анализа семантические области пересечения понятий «рефлексия» и «виртуальная реальность» позволяют определить и описать сущностные отношения между этими явлениями. Эти отношения будут нами рассматриваться с опорой на функциональную модель рефлексии.
С опорой на анализ как философских, так и научно-теоретических исследований рефлексии нами была разработана сетевая функциональная модель рефлексии [Аникина]. Опишем ее базовые элементы.
• «Я-в-рефлексии» — это Я, которое не может в процессе рефлексии пониматься и осознаваться, оно и есть то, что понимает, и то, что осознает.
М.К. Мамардашвили и А.М. Пятигорский, рассматривая проблему сознания и рефлексии, отмечали, что в процессе рефлексии существует элемент — Я, который не рефлексируется [Мамардашвили, 1997].
• Хронотоп рефлексии — это пространственно-временной континуум присутствия Я «вне» ситуации, относительно которой содержательно осуществляется рефлексивный процесс. Хронотоп рефлексии функционально позволяет выделить рефлексируемую реальность.
Именно «выход» из реального, текущего потока жизни, пребывание в хронотопе рефлексии есть базисное основание осуществления рефлексии и возможность организации работы с рефлексией в различных практиках, в том числе и педагогической.
• Рефлексируемая реальность — это объект рефлексии (ситуация, задача, проблема, конфликт и т.д.).
Выделение рефлексивной реальности чаще всего связано с необходимостью осуществления процессов познания, развития и регуляции.
• Рефлексивная позиция — создаваемое в хронотопе рефлексии смысловое по своей природе образование («Другой», «Я-другой» (вне рефлексии)), относительно которого осуществляется поворот сознания на восприятие рефлексивной реальности, построение цельного представления о ней и организация рефлексивных отношений с целью преобразования рефлексивной реальности, расширения видения этой реальности.
• Рефлексивное построение — создание представления (образ, модель, схема) о рефлексивной реальности, относительно рефлексивной позиции.
• Рефлексивное отношение — активность, направленная на организацию взаимосвязи между рефлексивными построениями. Рефлексивные отношения являются источником возникновения нового представления о рефлексивной реальности в виде схемы, модели и т.д.
Результат рефлексии — рефлексивное построение, имеющее семиотическую природу, полученное в ходе реализации рефлексивных отношений. Результатом рефлексии может быть философское осмысление жизни (С.Л. Рубинштейн), появление новых личностных смыслов (И.Н. Семёнов, В.Г. Аникина и др.), осознание нового плана деятельности (Г.П. Щедровицкий, В. Лефевр и др.) и т.д.
В рамках представленной модели рефлексии ВР в ее сущностном значении может быть функционально представлена как хронотоп рефлексии, то есть как пространственно-временной континуум присутствия Я «вне» ситуации, относительно которой содержательно осуществляется рефлексивный процесс. ВР становится тем «совершенным», идеальным пространством, в котором может осуществляться деятельность рефлексии.
Используя потенциал функциональной модели рефлексии, мы смогли выделить сущностную связь ВР и рефлексии, тем самым определяя их сущностные отношения. Она представлена включенностью ВР как пространственно-временного континуума в процесс рефлексивной активности субъекта, в рамках которого и может осуществляться рефлексивная деятельность.
Содержательные функциональные сущностные отношения между ВР и рефлексией обусловлены протеканием самого рефлексивного процесса. ВР может быть включена в построение рефлексивных позиций, осуществление рефлексивного построения (модели); осуществление рефлексивных отношений; получение результата рефлексии.
В целом представленная функциональная модель рефлексии с использованием ВР требует на следующем этапе исследований своей детализации с опорой на содержательный контент с использованием технических средств и программного обеспечения. Контент рефлексивного процесса с использованием ВР может быть сформирован как запрос на решение психолого-педагогических и личностных проблемных ситуаций, ситуаций управления психической активностью и т.д.
Выводы
1. Этимологический анализ понятий «рефлексия» и «виртуальная реальность» позволил выделить области их семантического пересечения, которые характеризуются двумя аспектами: активностью субъекта, включенного как в построение совершенного (идеального) мира — виртуальной реальности, так и в осуществление рефлексивного процесса; идеальностью и одновременно содержательной фактичностью виртуальной реальности и построением представления об «отклонении» от первоначального движения, в рамках рефлексивного процесса.
2. Области семантического пересечения значений слов «рефлексия» и «виртуальная реальность», рассмотренные с позиции функционального подхода, позволили определить сущностную связь рефлексии и ВР и тем самым их сущностные отношения. Обладая потенциалом активного построения, ВР в рамках функциональной модели рефлексии можно рассмотреть как хронотоп рефлексии — пространственно-временной континуум присутствия Я «вне» ситуации, относительно которой содержательно осуществляется рефлексивный процесс.
3. Функционально ВР может быть включена в реализацию процесса рефлексии, что позволит эффективно применять ее потенциал для решения широкого диапазона практических задач.
4. Новое видение ВР как элемента сложного когнитивного процесса — рефлексии требует осуществления теоретических и проведения экспериментальных исследований для ее изучения, в том числе с применением новейших ВР-технологий.
5. Потенциал ВР с учетом современных технических достижений, с нашей точки зрения, может стать источником разработки новых методов развития и актуализации рефлексии, что позволит сформировать психологические основы эффективного освоения учащимися универсальных рефлексивных действий, навыков решения психолого-педагогических и личностных проблемных ситуаций, стать основой для развития процессов самоуправления, саморазвития, самодетерминации. Решение данного вопроса может стать основанием для дальнейших разработок в области формирования личностного рефлексивного потенциала у обучающихся с помощью ВР-технологий.