Рефлексия и виртуальная реальность: от этимологического анализа понятий к пониманию сущностных отношений

385

Аннотация

Обращается внимание на то, что изучение виртуальной реальности (ВР) в психологии и педагогике требует понимания сущностных связей и отношений ВР с различными психическими явлениями, и прежде всего — с рефлексией.Актуальность рассмотрения данной проблемы обусловлена выходом разработчиков ВР и тех, кто использует виртуальные технологии на практике, в том числе в ВР-дидактике, практической психологии, к поиску решения вопроса о самоуправлении систем с ВР.Формулируется вопрос: может ли ВР осуществлять рефлексивную функцию психики, представленную в процессах саморазвития, самодетерминации, самоуправления личности? Подчеркивается, что первым шагом в решении поставленного вопроса является выделение и описание сущностных отношений рефлексии и виртуальной реальности.Осуществлен этимологический анализ понятий «рефлексия» и «виртуальная реальность».Выделены пересечения в семантических значениях данных понятий.Проделанный анализ дал возможность обращения к функциональной модели рефлексии (Аникина В.Г.), в рамках которой ВР может быть рассмотрена как «хронотоп» рефлексии — пространственно-временной континуум присутствия Я «вне» ситуации, относительно которой содержательно осуществляется рефлексивный процесс.Заданы ракурсы использования ВР в развитии и формировании рефлексии, универсальных рефлексивных действий в образовательном процессе.

Общая информация

Ключевые слова: рефлексия, виртуальная реальность, хронотоп рефлексии

Рубрика издания: Общая психология

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021000002

Финансирование. Работа выполнена в рамках госзадания Министерства просвещения Российской Федерации № 730000Ф.99.1.БВ09АА00006 «Влияние технологий виртуальной реальности высшего уровня на психическое развитие в юношеском возрасте».

Для цитаты: Аникина В.Г. Рефлексия и виртуальная реальность: от этимологического анализа понятий к пониманию сущностных отношений // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 1. С. 19–26. DOI: 10.17759/pse.2021000002

Подкаст

Литература

  1. Аникина В.Г. Психотехническая модель рефлексии: теоретические основания и описание // Психологический журнал.2010.Т.31.№ 6.С.17—23.
  2. Аникина В.Г. Рефлексия в культурно- исторической психологии: Монография.2-е изд.М.: МАКС Пресс, 2012.244 с.
  3. Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В. Поведение онлайн и офлайн: две реальности или одна? // Психологическая наука и образование.2020.Т.25.№ 3.С.101—115.DOI:10.17759/pse.2020250309
  4. Бондаренко Т.А. Трансформация личности в условиях виртуальной реальности.Ростов н/Д: Издательский дом ДГТУ, 2006.50 с.
  5. Взаимодействие личности и виртуальной реальности: психическое развитие и личностная детерминация / Под ред.Барабанщикова В.А., Селиванова В.В.М: Универсум, 2019.452 с.
  6. Демильханова А.М. Влияние виртуальной реальности на образ Я: на примере ролевых компьютерных игр: Автореф.дисс.… канд.психол.наук.Ярославль, 2009.24 с.
  7. Дубровина О.В. Психическая саморегуляция как средство гармонизации Я-концепции личности с виртуальной аддикцией: на материале лиц юношеского возраста: Автореф.дисс....канд.психол.наук.Новосибирск, 2009.24 с.
  8. Дударева В.Ю., Семёнов И.Н.Феноменология рефлексии и направления исследования ее изучения в современной зарубежной психологии // Психология.Журнал Высшей школы экономики.2008.Т.5.№ 1.С.101—120.
  9. Калюжная Н.Б. Психолого-акмеологические предпосылки личностного самосозидания средствами когнитивной рефлексии: Автореф.дисс. ...канд.психол.наук.Кострома, 2015.25 с.
  10. Костенко В.Ю. Рефлексивные предпосылки личностной зрелости: дисс....канд.психол.наук.М., 2017.157 с.
  11. Крамаренко Н.С. Самоосуществление человека в условиях реального и виртуального мира: субъектный подход: Автореф.дисс....докт.психол.наук.М., 2014.40 с.
  12. Lingua Latina Aeterna.Большой латино- русский словарь [Электронный ресурс].URL: http:// linguaeterna.com/
  13. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г.Осознанная саморегуляция и личностно- мотивационные особенности младших подростков с различной динамикой психологического благополучия // Психологическая наука и образование.2019.Т.24.№ 4.С.5—21.DOI:10.17759/pse.2019240401
  14. Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание.Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке.М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.216 с.
  15. Подкосова Я.Г., Варламов О.О., Остроух А.В., Краснянский М.Н. Анализ перспектив использования технологий виртуальной реальности в дистанционном обучении // Вопросы современной науки и практики.2011.№ 2 (33).С.104—111.
  16. Савинкина Л.А. Рефлексивный механизм саморегуляции психических состояний человека: Автореф.дисс.… канд.психол.наук.Новосибирск, 2000.17 с.
  17. Селиванов В.В., Селиванова Л.Н. Виртуальная реальность как метод и средство обучения // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society) (международный электронный журнал).2014.Т.17.№ 3.C.378— 391.URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/ journal.html
  18. Селиванов В.В., Селиванова Л.Н. Познание и личность в виртуальной реальности // Психология когнитивных процессов / Отв.ред.Селиванов В.В.Смоленск: СмолГУ, 2015.С.107—121.
  19. Селиванов В.В. Субъект и виртуальная реальность: психическое развитие, обучение / под ред.Селиванова В.В.Смоленск: Издательство СмолГУ, 2016.430 с.
  20. Словород.Этимологические словари русского языка [Электронный ресурс].URL: http://www.slovorod.ru
  21. Сизикова Т.Э., Волошина Т.В., Повещенко А.Ф. Обзор исследований рефлексии в психологии.Педагогическая рефлексия // Научное обозрение.Педагогические науки.2016.№ 3.С.98—110.
  22. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка в четырех томах.Том 3 (Муза-Сят) / Перевод с немецкого и дополнения О.Н.Трубачева.2-е издание, стереотипное.М.: Издательство «Прогресс», 1987.830 с.
  23. Hodges L.F., Anderson P., Burdea G.C., Hoffman H.G., Rothbaum B.O. Treating Psychological and Physical Disorders with VR // IEEE Computer Graphics and Applications.2001.Vol.21(6).P.25—33.
  24. Meyerbroeker K., Emmelkamp M.G. Therapeutic processes in virtual reality exposure therapy: The role of cognitions and the theraupeutic alliance // CyberTherapy & Rehabilitation.2008.Vol.1.Issue 3.P.247—257.
  25. Monaha T.Virtual Reality for Collaborative E-learning / T.Monaha, G.McArdle, M.Bertolotto // Computers and Education.2006.December.
  26. Selivanov V.V., Selivanova L.N. Cognitive processes and personality characteristics in the educational virtual reality // Jökull Journal.2015.Vol.65.Issue 6.
  27. Riva G. Virtual Reality in Psychotherapy: Review // CyberPsychology & Behavior.2005.Vol.8.No.3.P. 220—230.

Информация об авторах

Аникина Вероника Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии Института экспериментальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7987-6595, e-mail: vegav577@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 927
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 385
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2