Психологическая наука и образование
2021. Том 26. № 1. С. 102–112
doi:10.17759/pse.2021260107
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Развитие структурных компонентов экологического сознания для формирования гражданской идентичности личности
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: развитие экологической установки, формирование гражданской идентичности, экологическое сознание, компоненты экологического сознания, студенты
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260107
Для цитаты: Сорокоумова Е.А., Чердымова Е.И. Развитие структурных компонентов экологического сознания для формирования гражданской идентичности личности // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 1. С. 102–112. DOI: 10.17759/pse.2021260107
Полный текст
Введение
В настоящее время в России происходят достаточно радикальные изменения, ведущие к трансформации в различных сферах нашего общества: экономической, политической, экологической, духовной. Соответственно, за этими изменениями последуют и изменения в индивидуальном и общественном сознании: в отношениях, социальных установках, намерениях и как следствие — в поведении. Молодежь как социальная группа, отличающаяся большей мобильностью, реактивностью и формирующимися мировоззренческими позициями, подвержена данным изменениям в большей степени. Как известно, именно данный возрастной период является значимым для становления гражданской идентичности личности. Именно в юношеском возрасте важно самоопределение в обществе, идет интенсивный поиск смысложизненных ориентаций и гражданской позиции. Как следствие происходящих трансформаций в обществе происходят значимые изменения в экологическом сознании, его структурных компонентов (экологические знания, экологическое отношение, экологические установки, экологическое намерение) и гражданской идентичности современных студентов. Однако вопрос о том, как именно ценностная трансформация общества отражена в экологическом сознании студентов, как меняются их экологические установки, их представления о том, что является гражданской идентичностью и взаимодействием между человеком-гражданином своей страны и природой, представляется нам недостаточно изученным. В своем исследовании мы рассматриваем взаимосвязь экологических установок студентов с их гражданской идентичностью. Экологические установки нами взяты как «предвестник» экологического намерения личности, содержащий в своей структуре когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты, тем самым вбирающий в себя и «знания», и «отношение», и «поведение». Между тем можно встретить точку зрения о том, что установки, напротив, являются базой в порядке формирования систем личностных смыслов, таким образом, установки формируются в определенных социально-психологических условиях, конкретных ситуациях, которые определяют поведение человека и создают в его сознании некий горизонт видения, и являются важной характеристикой его личности, так как определяют его взаимосвязи и взаимодействия с другими людьми, в том числе диктуют и регулируют поведение человека и природы. Следовательно, можно утверждать, что одной из составляющих гражданской идентичности являются установки личности, в частности экологические установки, ее экологические потребности и намерения. Понятие «гражданская идентичность» относительно недавно вошло в научный лексикон. В настоящее время существование российской гражданской нации рассматривается в качестве актуальной проблемы и вопроса. Феномен гражданской идентичности разрабатывается в целом ряде научных направлений: в психолого-педагогическом (Андреева Г.М., Баклушинский С.А., Зорина Т., Безгина Н.В., Данилова Е.Н., Митина Е.В., Мазилова Г.Б., Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П., Эриксон. Э. и др.); в социологическом (Арутюнова Е.М., Баклушинский С.А., Федотова Н.Н., Заковоротная М.С.), политологическом (Айвазян А.А., Конода И.В., Тишков В.А.) и других.
Между тем анализ научной литературы показывает, что у ученых отсутствует однозначная точка зрения относительно понимания данного явления. Гражданская идентичность по-разному рассматривается учеными, так как в качестве определяющих выбираются различные аспекты ее изучения. Асмолов А.Г. рассматривает гражданскую идентичность как осознание своей принадлежности к государству на общекультурной основе и принадлежности к данному сообществу граждан [1]. Гражданская идентичность характеризует личность в качестве коллективного субъекта и является феноменом надиндивидуального сознания, признаком гражданской общности. Она определяется личностным смыслом и не тождественна гражданству. В то же время Водолажская Т.В. определяет гражданскую идентичность как реализующую базисные потребности личности в принадлежности к группе [5]. Безгина Н.В. под гражданской идентичностью понимает систематизацию полученного опыта, обретение смысла и нахождение стабильного места в социальной структуре [3]. Гражданская идентичность включает следующие характеристики: участие в общественной и политической жизни страны; межэтническую терпимость; собственное мнение и позицию к общественным и политическим событиям, происходящим в стране; нежелание принимать антиобщественные действия; намерение сопротивляться антиобщественным действиям и ответственность за собственную деятельность. Кроме этого, в гражданскую идентичность включены знания: правовых законов, этнических групп, проживающих в стране, о народах, ее населяющих, истории страны. Гражданская идентичность отражает как патриотическую позицию, так и любовь к природе своей Родины. Гражданская идентичность включает уважение к: истории, законам, культуре, семье, многонациональному обществу, мировому сообществу, своему этносу [4]. Конода И.В. под гражданской идентичностью понимает критерии, параметры и результат соотношения себя как индивида и общества. Это соотнесение касается всех социальных и культурных измерений и формирования социальных установок [7]. Гражданская идентичность с позиции Фофановой М.И. включает такие качества личности, как: патриотическая позиция, гражданская позиция, социально-критическое мышление. Это обеспечивает когнитивную основу мировоззренческой позиции личности [13].
Таким образом, по мнению большинства ученых, гражданская идентичность — динамичное образование. Личность конструирует ее, пересматривая свои ценности, взгляды, позиции, находясь в поиске своего места в социуме [2; 11; 18]. Важно отметить, что в структуру гражданской идентичности личности включены: когнитивный (знание о социальной общности, в которую включен индивид), эмоциональный (негативное, позитивное и амбивалентное отношение к этой включенности), установочный (личность принимает или не принимает свою принадлежность к данному сообществу) и поведенческий компоненты; реализация представлений о принадлежности к данной общности в социально значимых действиях [8; 12; 16]. Значительная трансформация, произошедшая в российском обществе, в различных сферах социальной, экономической и культурной жизни, привела к стремительной трансформации общественных групп и институтов, что, в свою очередь, приводит к размежеванию личностной идентификации с прежними социальными структурами. Отмечается расшатанность нормативных и ценностных систем сознания, сформированного ранее, под влиянием новых идей и подходов нового политического мышления.
Гражданская идентичность отождествляется не только с гражданством, но с желанием участвовать в политической, экологической, экономической, культурной жизни нации; приверженностью к общим ценностям и общей гражданской культуре. В настоящем наблюдается рост промышленного производства с имеющимися техногенными ошибками, достигающими предельных критических форм и размеров, что, в свою очередь, приводит к возникновению экологических проблем, которые должны решаться не только исключительно техническими средствами, но и путем переориентации ценностей, взглядов и поведения отдельных лиц и групп населения по отношению к окружающей среде, тем самым формируя активную гражданскую позицию по охране природы окружающего края. Человечество осознает необходимость формирования гражданской идентичности, связанной со взглядами на экологически безопасное и устойчивое развитие общества. Экологическое сознание, а также его структурные компоненты (как средство социального воздействия) обеспечивают работу всех механизмов социального контроля [14; 15; 17; 19]. Для поддержания благоприятного состояния окружающей среды люди должны задаваться вопросами экологического образования и воспитания личности, а в дальнейшем — формирования гражданской идентичности.
Последствия неразвитости экологического сознания и его структурных компонентов, в частности экологической установки, в структуре гражданской идентичности привели к тому, что сегодня мы находимся на грани экологической катастрофы. Установки регулируют реализацию потребностей человека при разных социальных ситуациях. Уровень диспозиционной системы установок задействован в разных сферах, в соответствующих ситуациях общения как внутри ближайшего семейного окружения, внутри малой контактной группы, конкретной области работы, так и в отношениях между человеком и объектами природы. Экологические установки в виде высшего уровня диспозиционных систем полностью зависят от социальных общностей, с которыми идентифицирует себя личность. Очевидно, уровни диспозиционных систем личности отличаются также степенями осознанности. Экологические установки, определяющие экологические цели индивида, выражают то, что представляется для этого человека наиболее важным, а также обладает для него личностным смыслом. Итак, процессы формирования гражданской идентичности путем развития экологических установок личности представляют собой процессы перевода объективной ценности в субъективную, личностно значимую.
Экологическая проблема сегодня заключается не только в сохранении окружающей среды от разрушающего влияния человека и его деятельности, но также и необходимости преобразования (перехода) воздействия человека на природу на их взаимодействие. «Необходимо, чтобы человек изменил свое понимание взаимоотношения с природой, то есть изменил свой способ мышления и, соответственно, свое сознание. Однако такое возможно только в том случае, если человек обладает (по своей природе) способностью к самоизменению. Другими словами, если он осознает себя таким же носителем общеприродных закономерностей саморазвития (или самоосуществления), как и сама природа, включая планету как природное явление (форму природного бытия)» [9; 10].
Такое взаимодействие возможно при наличии в гражданской идентичности достаточного уровня развитости экологического сознания и его структурных компонентов, формирование которых должно начинаться с детства и продолжаться всю жизнь.
Методы и методики
Исследование было разбито на несколько этапов. На первом этапе (начало сентября 2019 года) проводились замеры среди студентов с первого по четвертый курсы. В них приняли участие 130 человек различных направлений обучения: гуманитарного, естественно-научного, технического, обучающихся по следующим образовательным программам: психология (37.03.01.), социология (39.03.01.), биология (06.03.01.), прикладные математика и физика (03.03.01.).
На втором этапе была разработана авторская программа по развитию экологических установок студентов на основе обобщения полученных на первом этапе данных.
На третьем этапе был проведен повторный замер развитости экологических установок, а также проведена последующая математическая корреляция результатов с полученными ранее данными.
В основе исследования лежало предположение о том, что гражданская идентичность, отражая принадлежность личности к гражданскому сообществу определенного государства, имеет сложную многокомпонентную структуру и включает, в том числе, и структурные компоненты экологического сознания личности; развивая структурные компоненты экологического сознания, можно тем самым формировать и гражданскую идентичность. Статистическая обработка данных проводилась на платформе SPSS.
Для исследования экологической установки как структурного компонента экологического сознания в структуре гражданской идентичности студентов нами была использована предложенная С.Д. Дерябо и В.А.Ясвиным методика «ЭЗОП», позволяющая не только выявить преобладающий тип установки по отношению к природе, но также и определить уровень развитости экологической установки [6]. Данная методика позволяет выделить четыре ведущих типа экологической установки: эстетический, как восприятие природы как объекта красоты; этический, направленный на охрану природы; когнитивный, как нацеленность на изучение природы; прагматический, как восприятие природы в качестве объекта пользы для себя. Признак уровня развитости экологических установок студентов измерялся с помощью порядковой школы со следующими значениями: низкий уровень; средний уровень; высокий уровень.
Для исследования уровня развитости гражданской идентичности нами был разработан опросник, который включал в себя следующие блоки: отношение студентов к другим людям, семье, Родине, природе. В данной статье на обсуждение выносится отношение студентов к Родине (как ведущему компоненту гражданской идентичности) и семье (как малой родине, так как именно в семье формируется отношение и к природе, и к другим людям, и к Родине в целом).
Студентам предлагались 32 утверждения, на которые возможны 5 вариантов ответа в диапазоне от «+3» — согласен (всегда) до «-3» — не согласен (никогда). Каждый обследуемый соотносит свой ответ с одним из возможных вариантов. На основании полученных данных выявляется характер отношений студентов к семье; Родине; человеку, как другому; природе, который может выражаться в виде: устойчиво-позитивного, ситуативно-позитивного, ситуативно-негативного и устойчиво-негативного отношения. Ответы студентов распределяются по следующим шкалам. Результаты получаются путем сложения баллов по каждой шкале: отношение студентов к семье; отношение студентов к Родине; отношение студентов к культуре; отношение студентов к другим людям; отношение к родному городу; отношение студентов к своему духовному «Я». Стандартизация методики проведена в 2019 году, результаты доложены на заседании кафедры психологии труда и психологического консультирования МПГУ.
Корреляция проводилась по нескольким критериям: U-критерий Манна—Уитни — применялся для выявления различия среди исследуемых групп; ф — угловое преобразование Фишера — применялся для изучения наличия или отсутствия значимых изменений среди исследуемых групп; T-критерий Вил- коксона — использовался для изучения зон значимости и незначимости для исследуемых групп до и после проведения занятий, другими словами, мы выявляли, значимы ли различия в результатах до и после отдельно для каждой из групп. Проведение второго замера проводилось во второй половине декабря 2019 года среди участников эксперимента. В качестве зависимой переменной выступали экологические установки студентов (их измерение осуществлялось посредством методики «ЭЗОП» С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина) [6].
Результаты
Исследуя уровень развитости экологической установки студентов, следует отметить, что при первом замере более трети студентов имели низкий уровень (38,7%), чуть меньше — средний (38,1%) и лишь 23,2% — высокий. Можно предположить, что столь низкий процент опрошенных с высоким уровнем развитости экологической установки в рамках данной группы говорит о достаточно низком уровне экологической культуры.
При повторном замере были выявлены существенные отличия в уровне развитости экологической установки после введения независимой переменной по развитию экологической установки студентов. Так, более половины опрошенных характеризуются средним уровнем развитости (55,9%), имеют высокий уровень развитости — 41,2% и лишь 2,9% имеют низкий уровень. Таким образом, заметны существенные изменения в среднем уровне развитости экологических установок. Разница составляет 17,8%, в высоком уровне развитости экологических установок разница составляет 2,5%. В среднем уровне развитости экологических установок разница составляет 20,3%. То есть проведенная коррекционно-развивающая работа достаточно эффективна.
Сравнение результатов исследования по авторскому опроснику выявило следующие результаты по шкале «Отношение к Родине» (см. табл. 1).
До проведения коррекционно-развивающей работы наблюдалось ситуативно-позитивное отношение по шкале «отношение к Родине» у большей половины студентов (51%), тогда как после проведенной работы значительно выросло устойчиво-позитивное
отношение на 19%, устойчиво-негативное отношение свелось к нулю, то есть снизилось на 2%. Ситуативно-негативное отношение по шкале «Отношение к Родине» также снизилось на 3%.
Анализируя полученные результаты по шкале «Отношение к семье», мы увидели, что также имеются положительные изменения (см. табл. 2): увеличился процент устойчиво-позитивного отношения на 7%, ситуативно-негативное отношение снизилось на 3%. Положительная динамика наблюдается и по критерию «ситуативно-позитивное отношение», снижение наблюдается в 3% случаев.
До проведения коррекционно-развивающей работы наблюдалось ситуативно-позитивное отношение по шкале «Отношение к природе» у большей половины студентов (51%) (см. табл. 3), тогда как после проведенной работы значительно выросло устойчивопозитивное отношение (на 17%), ситуативнонегативное отношение снизилось на 13%.
Анализируя полученные результаты по шкале «Отношение к человеку как к другому», мы увидели, что также имеются положительные изменения: увеличился процент устойчиво-позитивного отношения на 13%, ситуативно-негативное отношение снизилось на 7%. Положительная динамика наблюдается и по критерию «ситуативно-позитивное отношение», снижение наблюдается в 5% случаев.
Обсуждение результатов
Таблица 1
Результаты опроса студентов по шкале «Отношение к Родине»
Отношение к Родине |
До |
После |
Отношение как устойчивое и позитивное |
39% |
58% |
Отношение как ситуативное и позитивное |
51% |
37% |
Отношение как ситуативное и негативное |
8% |
5% |
Отношение как устойчивое и негативное |
2% |
0% |
Таблица 2
Результаты опроса студентов по шкале «Отношение к семье»
Отношение к семье |
До |
После |
Отношение как устойчивое и позитивное |
71% |
78% |
Отношение как ситуативное и позитивное |
20% |
17% |
Отношение как ситуативное и негативное |
9% |
5% |
Отношение как устойчивое и негативное |
0% |
0% |
Таблица 3
Результаты опроса студентов по шкале «Отношение к природе»
Отношение к природе |
До |
После |
Отношение как устойчивое и позитивное |
31% |
58% |
Отношение как ситуативное и позитивное |
51% |
37% |
Отношение как ситуативное и негативное |
18% |
5% |
Отношение как устойчивое и негативное |
0% |
0% |
В рамках исследования предполагался расчет ряда критериев для выявления эффективности программы эксперимента по развитию экологической установки. U-критерий Манна—Уитни составил 346,5, что соответствует зоне значимости для изучаемых групп. Это говорит о том, что различия в расположении двух выборок достоверны. Таким образом, значение данного критерия доказывает, что различия в контрольной группе и экспериментальной, куда вводилась программа эксперимента по развитию экологической установки, достоверны, а значит можно предположить, что взаимосвязь между развитием экологических установок и формированием гражданской идентичности значима.
Критерий ф — угловое преобразование Фишера=3,764 для уровней статистической значимости ф<0,05 и ф<0,01, что соответствует зоне значимости и говорит о том, что специально разработанная экспериментальная программа, направленная на развитие экологической установки студентов, является эффективной. Это позволяет сделать вывод о том, что различия в уровне развитости экологической установки в изучаемых группах достоверны. Следовательно, можно заключить, что определенный эффект от программы по развитию экологических установок был достигнут.
T-критерий Вилкоксона для студенческих групп составил 24 для уровней статистической значимости T<0,05 и T<0,01, что соответствует зоне значимости. Эти данные свидетельствуют о том, что различия в студенческих группах при сравнении двух измерений уровня развитости экологической установки значимы (см. табл. 4).
При сравнении измерений до и после включения независимой переменной в группах были замечены существенные отличия: разница составила +0,735, что доказывает эффективность программы эксперимента по развитию экологической установки. А разница между значениями индексов у групп равна 0,588, то есть не равно 0, что еще раз доказывает наличие причинно-следственной связи между переменными: экологической установкой и гражданской идентичностью (см. табл. 5).
Полученные результаты доказывают эффективность воздействия программы эксперимента в студенческой группе по развитию экологической установки и ее взаимосвязь с гражданской идентичностью личности. При сравнении измерений до и после включения независимой переменной в группах были замечены существенные отличия. Так, разница двух индексов составила +0,147, что доказывает эффективность программы. А разница между значениями индексов у контрольной и экспериментальной групп равна 0,588, что еще раз доказывает наличие причинно-следственной связи между переменными.
Выводы
На основании полученных результатов можно утверждать следующее.
Таблица 4
Сравнение показателей до и после включения независимой переменной
(экологическая установка)
Показатели |
До |
После |
Диагностика отношения к другим людям |
0,4103 |
0,4615 |
Природа |
0,2692 |
0,4759 |
Родина |
0,2556 |
0,3846 |
Я сам |
0,2573 |
0,3846 |
Семья |
0,4587 |
0,6923 |
Таблица 5
Индекс до и после включения независимой переменной (экологическая установка)
Переменная |
Коэффициент |
До включения независимой переменной |
-0,353 |
После включения независимой переменной |
+0,382 |
Изменение |
+0,735 |
Экологическое сознание и его структурные компоненты (в частности, экологическая установка) имеют взаимосвязь с гражданской идентичностью личности. Мы исходим из того, что гражданская идентичность отождествляется не только с гражданством, а с желанием участвовать в политической, экологической, экономической, культурной жизни нации, с приверженностью общим ценностям и общей гражданской культуре. Особо значимо, чтобы гражданское общество состояло из людей, которые хотят жить рядом друг с другом на единой территории, сохраняя и оберегая ее. В связи с этим аналогичную структуру мы наблюдаем, рассматривая структуру экологического сознания.
Познавательная, аккумулятивная функции личности представлены в когнитивном компоненте. Он включает: диаду «человек- природа», знание о природе, ее явлениях и объектах, ситуацию в техносфере. Отражает рефлексивную и порождающую функции ценностно-мотивационного компонента. Он включает экологические ценности, отражающиеся в дальнейшем экологическом поведении личности. Важно получать, искать и перерабатывать информацию для снижения негативных последствий на окружающую среду и в дальнейшем прогнозировать влияние человеческой деятельности на техносферу. За это отвечает ориентационный компонент экологического сознания. Следующий компонент — конативный. Включает экологическое намерение личности, желание поступать экологически сообразно и использовать экологические знания в конкретных условиях. Мы видим, что данные структурные компоненты гражданской идентичности и экологического сознания являются взаимосвязанными между собой.
Гражданская идентичность тесно связана с потребностью и намерением в установлении связей с окружающей средой и другими людьми; включает в себя не только осознание индивидом своей принадлежности к гражданской общности, но и к окружающей среде в целом, восприятие значимости себя в этой общности, знание общей культуры (политической, экологической, экономической и т.д.), построенной на определенном опыте совместной жизни; принятие поведенческой модели гражданина, осознание целей и мотивов деятельности в различных сферах; представление о характере взаимоотношений человека с окружающей средой и граждан между собой.
Доказано, что, развивая экологические установки студентов, мы оказываем позитивное влияние на формирование их гражданской идентичности.
Для дальнейшего исследования важен вывод о том, что существует прямая взаимосвязь между развитием экологической установки и такими структурными компонентами гражданской идентичности, как: отношение студентов к людям, семье, Родине, природе. Планируется провести сравнительный анализ соотношения выделенных структурных компонентов у студентов различных курсов и направленности обучения для более эффективного формирования гражданской идентичности личности посредством развития структурных компонентов экологического сознания.
Литература
- Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики // Лидеры образования.2007.№ 6.С.4—10.
- Баклушинский С.А. Развитие представлений о понятии социальная идентичность // Этнос.Идентичность.Образование: труды по социологии образования / Под ред.В.С.Собкина.М.: Институт социологии образования РАО, 1998.С.64—84.
- Безгина Н.В. Психологическая структура гражданской идентичности // Известия Тульского государственного университета.Гуманитарные науки.2013.№ 3—1.С.241—249.
- Бугайчук Т.В., Коряковцева О.А. Становление гражданской идентичности в условиях социально-политической реальности // Социально-политические исследования.2019.№ 1.С.5—15.
- Водолажская Т.В. Идентичность гражданская // Образовательная политика.2010.№ 5—6.С.140— 142.
- Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе.М.: ЦКФЛ РАО, 1995.147 с.
- Конода И.В. Становление гражданской идентичности россиян в процессе политической социализации: дис.… канд.полит.наук.М., 2007.206 c.
- Сорокоумова Е.А. Самопознание в процессе обогащения сознания // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им.М.А.Шолохова.2009.№ 3.С.89—94.
- Панов В.И. Экологическая ответственность в контексте разных смыслов понятия «природа» // Российский научный журнал.2009.№ 6 (13).С. 267—278.
- Панов В.И. Экологическое сознание в парадигмальном контексте понятия «природа» // Ноосферные исследования.2017.Вып.2 (18).С. 17—30.
- Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России.М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1997.120 с.
- Федотова Н.Н. Толерантность как мировоззренческая и инструментальная ценность // Философские науки.2004.№ 4.С.5—28.
- Фофанова М.И., Симонова Г.И. Формирование гражданской идентичности младших школьников [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт».2016.Т.28.С. 215—217.URL: http://e-koncept.ru/2016/56521.htm (дата обращения: 13.02.2020).
- Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими.М.: Центр общечеловеческих ценностей: Республика, 1993.43 с.
- Feldman R.S. The social psychology of education: Current research and theory.Cambridge, 1996.381 p.
- Homans G.C. Social Behavior.Its elementary forms.New York, 1991.404 р.
- Osbaldiston R., Schott J.P. Environmental sustainability and behavioral science: Meta-analysis of proenvironmental behavior experiments // Environment and Behavior.2012.№ 44 (2).Р.257—299.DOI:10.1177/0013916511402673
- Schultz P.W. The structure of environmental concern: Concern for self, other people, and the biosphere // Journal of environmental psychology.2001.№ 21 (4).Р.327—339.DOI:10.1006/ jevp.2001.0227
- Stokols D. Hendbook of environmental psychology.New York: Wiley, 1987.Vol.2.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 894
В прошлом месяце: 26
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 399
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2