Психологическая наука и образование
2021. Том 26. № 6. С. 176–188
doi:10.17759/pse.2021260614
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Готовность воспитанников организаций для детей-сирот к самостоятельной жизни: подходы к оценке и организации
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: готовность к самостоятельной жизни, воспитанники организаций для детей-сирот, взросление, самостоятельность, жизнестойкость, жизненные навыки, компетентность
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260614
Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 11.06.2021 № 073-00041-21-03 «Научно-методическая разработка системы оценки готовности выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников замещающих семей к самостоятельному проживанию и успешности социальной адаптации после выпуска из организаций и завершения пребывания в замещающих семьях».
Благодарности. Автор благодарит за стимулы профессионального поиска, готовность к обсуждению и анализу Г.В. Семья и О.А. Русаковскую
Получена: 22.11.2021
Принята в печать:
Для цитаты: Бобылева И.А. Готовность воспитанников организаций для детей-сирот к самостоятельной жизни: подходы к оценке и организации // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 176–188. DOI: 10.17759/pse.2021260614
Литература
- Адаптация к условиям самостоятельного проживания выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник.Вып.4 / Под ред.Ю.Ю.Ивашкиной, О.В.Костейчука.СПб.: СПбГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья», 2015.288 с.
- Алексеева Т.А. Формирование социально- правовой компетентности детей-сирот старшего школьного возраста в интернатных учреждениях: Автореф.дисс.… канд.пед.наук.М., 2010.24 с.
- Алтынцева Е.Н. Педагогические условия формирования жизненного самоопределения старшеклассников детских интернатных учреждений: Автореф.дисс.… канд.пед.наук.Минск, 2012.28 с.
- Араканцева Т.А., Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Исследование взаимосвязи уровня включенности в интернет-среду и социально-психологической адаптированности современных молодых людей // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» (International conference “Education Environment for the Information Age”) (EEIA — 2018) / Под ред.С.В.Ивановой.М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018.С.277—289.
- Арон И.С. Готовность к профессиональному самоопределению подростков-сирот в контексте их социальной ситуации развития [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования.2018.Том 10.№ 1.С.8—19.DOI:10.17759/ psyedu.2018100102 (дата обращения: 31.10.2021).
- Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н., Кириченко Е.Б. Трудовое воспитание детей-сирот: учебное пособие / Под ред.Л.В.Байбородовой, М.И. Рожкова.2-е изд., перераб.и доп.Калининград: Изд-во РГУ им.И.Канта, 2010.287 с.
- Байер А.А. Педагогическая система формирования жизнестойкости детей-сирот средствами физической культуры и спорта: Автореф.дисс.… докт.пед.наук.М., 2013.40 с.
- Басюк В.С. Психолого-педагогическое сопровождение, как условие компенсирования состояния психической депривации у детей-сирот.Монография.М: Изд-во «Прометей», МГПУ, 2007.240 с.
- Бобылева И.А. Условия и критерии социальной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Университета Российской академии образования.2004.№ 4.С. 36—47.
- Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Условия развития региональных систем сопровождения выпускников учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, и замещающих семей.Методическое пособие.М.: ИИДСВ РАО, 2017.164 с.
- Борисова Ю.В. Особенности представления о будущем подростков-сирот с задержкой психического развития и умственной отсталостью: Автореф.дисс. … канд.психол.наук.СПб., 2005.32 с.
- Владимирова Н.В., Спаньярд Х. Шаг за шагом: индивидуальное консультирование выпускников детских домов и школ-интернатов.М., 2007.176 с.
- Возрастные стандарты социализации детей- сирот / Иванова Н.П.и др.М.: Исполнительная дирекция по президентской программе «Дети России», 1999.54 с.
- Володина Ю.А. Социально-психологическая реинтеграция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях инновационной образовательной среды: Автореф.дисс.… канд.психол.наук.Брянск, 2009.24 с.
- Деева Е.В. Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе подготовки к самостоятельной жизни // Вестник ТГУ.2015.Вып.9(149).С.101—107.
- Диагностический портфель для оценки степени готовности выпускников из замещающих семей к самостоятельной жизни / Под общ.ред.Иониной О.В.Тула: ГУ ТО «Региональный центр «Развитие», 2019.93 с.
- Дружинина А.А.Основные направления социально-педагогической работы по формированию самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Гуманитарные науки.Проблемы социализации молодежи в современном мире.Вестник ТГУ.2015.Вып.8(148).С.240—249.
- Железовская И.А. Социальная адаптация детей- сирот через волонтерскую деятельность // Научные исследования в образовании.2012.№ 1 С.17—21.
- Исакова О.Е. Дети-сироты: формирование коммуникативной компетентности // Социальная педагогика.2010.№ 3.С.64—71.
- Куценко Г.П. Формирование практических социально-бытовых и гражданско-правовых навыков воспитанников как условие их социальной реабилитации // Сопровождение сирот: современные вызовы.Материалы межрегиональной научно- практической конференции (5—6 декабря 2013 г., г. Калуга).М.: Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!», 2014.С.145—151.
- Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте.Прага: Авиценум, 1984.334 с.
- Ларин А.Н., Коноплева И.Н. Социальная адаптация детей, воспитывающихся в условиях детского дома [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru.2014.Том 6.№ 3.С.125—135.DOI:10.17759/ psyedu.2014060313
- Лукина А.К., Галушка А.В. Формирование жизненных навыков детей-сирот в туристско- краеведческой деятельности // «Социальная педагогика».2020.№ 1.С.81—88.
- Митрофанова Е.С. Модели взросления разных поколений россиян // Демографическое обозрение.2019.Том 6.№ 4.С.53—82.DOI:10.17323/demreview.v6i4.10427
- Назарова И.Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот.М.: Московский общественный научный фонд, 2000.112 с.
- Овчинников А.Н. Компетентностный подход в социальном воспитании: перспективы социальной реабилитации // Вестник Университета Российской академии образования.2008.№ 2.С.172—176.
- Ослон В.Н., Семья Г.В., Прокопьева Л.М., Колесникова У.В. Операциональная модель и инструментарий для изучения субъективного благополучия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Психологическая наука и образование.2020.Том 25.№ 6.С.41—50.DOI:10.17759/pse.2020250604
- Плешивцев В.В. Воспитание самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Автореф.дисс.… канд.пед.наук.М., 2010.19 с.
- Плясова Г.И. Воспитание будущего семьянина в условиях детского дома: Автореф.дисс.… канд.пед.наук.Барнаул, 2008.24 с.
- Поскребышева Н.Н. Социальная ситуация развития как условие становления личностной автономии подростка: Автореф.дисс.… канд.психол.наук.М., 2010.29 с.
- Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства.2-е изд.СПб.: Питер, 2005.658 с.
- Русакова М.М., Одинокова В.А., Захарова Ю.П. Благополучие и соблюдение прав детей-сирот: руководство по проведению опроса детей и отчет о пилотном исследовании.СПб.: РОО СПСБН «Стеллит», 2015.124 с.
- Рылеева А.С. Особенности формирования готовности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности подростков группы риска в учреждениях общего образования // Вестник ЮУрГУ.Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура.2008.Вып.15.С.107—113.
- Семья Г.В. Основы социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.М.: БФРГТЗ «СЛОВО», 2001.142 с.
- Семья Г.В., Зайцев Г.О., Зайцева Н.Г. Формирование российской модели преодоления социального сиротства // Психологическая наука и образование.2016.Том 21.№ 1.С.67—82.DOI:10.17759/pse.2016210105
- Социальная квартира интернатного учреждения: подготовка воспитанников к самостоятельной жизни / А.А.Аббасова и др.М.: Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!», 2011.120 с.
- Танас Е.И. Социально-педагогическое сопровождение ресоциализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях социально-реабилитационного центра: Автореф.дисс.… канд.пед.наук.М., 2010.28 с.
- Усынина Т.П., Степанова Н.В., Маликов Л.В. К вопросу о формировании социоэмоциональной компетентности детей-сирот // Психолог.2017.№ 1.С.37—44 DOI:10.7256/2409-8701.2017.1.21363
- Федеральный закон от 21.12.1996 № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс] // Законодательная база Российской Федерации.URL: https://zakonbase.ru/content/base/19762 (дата обращения: 31.10.2021).
- Чикалов Н.А. Социально-психологическая диагностика готовности к самостоятельной жизни воспитанников интернатных учреждений: опыт разработки пакета методик // Сопровождение сирот: современные вызовы.Материалы межрегиональной научно-практической конференции (5—6 декабря 2013 г., г.Калуга) / Сост.И.А.Бобылева.М., 2014.С.173—179.
- Шинина Т.В., Митина О.В. Разработка и апробация опросника «Готовность подростков к самостоятельной жизни»: оценка и развитие жизненных навыков // Психологическая наука и образование.2019.Том 24.№ 1.С.50—68.DOI:10.17759/pse.2019240104
- Вillari F.C., Liefвroer A.C. Towards a new pattern of transition to adultнood? 2010.DOI:10.1016/j.alcr.2010.10.003
- Erikson E.Н. Identity: Youtн and Crisis.New York: W.W.Norton & Company, 1995.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 824
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 538
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 2