Готовность воспитанников организаций для детей-сирот к самостоятельной жизни: подходы к оценке и организации
Введение
Результаты психологических и педагогических исследований, данные статистической отчетности, мнение молодых людей с опытом сиротства позволяют констатировать тот факт, что вхождение воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда успешно. Проблемы постинтернатной адаптации связываются с низкой готовностью выпускников к самостоятельной жизни [Адаптация к условиям, 2015; Возрастные стандарты социализации, 1999; Ларин; Прихожан, 2005; Семья, 2001].
В последнем десятилетии задача подготовки воспитанников к самостоятельной жизни определена для социальных учреждений как одна из ключевых. Ее решение в направлении поиска баланса между защитой прав и развитием у воспитанников опыта самостоятельности и ответственности, принудительной и личностно значимой деятельностью. О сложности решения задачи подготовки сирот к самостоятельному проживанию после завершения пребывания в организации для детей-сирот свидетельствует выявленная у специалистов по результатам мониторинга Минпросвещения России потребность в повышении профессиональных компетенций именно в этой области.
Автором поставлен исследовательский вопрос: какие подходы лежат в основе организации и оценки подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот? Чтобы ответить на него, была проведена систематизация исследований подготовки сирот к самостоятельной жизни, что позволило показать многоаспектность решения данной задачи и выделить основные направления ее модернизации.
Внешние детерминанты готовности сирот к самостоятельной жизни
Понятие «подготовка к самостоятельной жизни» как определенный жизненный этап близко к понятию «взросление», которое понимается как «комплексный процесс трансформации ребенка и обретения им опыта и статусов, позволяющих занять самостоятельную позицию в обществе» [Митрофанова]. Современная модель взросления характеризуется как «поздняя, растянутая и сложная» [Митрофанова; Вillari, 2010].
Однако в отношении сирот общая тенденция замедления и удлинения периода перехода во взрослую жизнь вступает в противоречие с необходимостью ускоренного взросления, связанного с более ранним наступлением стартовых событий взросления, меняющих социальный статус человека и устройство его жизни: завершение получения образования, первое трудоустройство, партнерство, рождение ребенка. Для воспитанника ключевым стартовым событием становится выпуск из сиротского учреждения (по данным статистической отчетности, у 48% воспитанников 2019 г. это событие произошло до наступления совершеннолетия).
Приобретение нового социального статуса «выпускник» означает не просто изменение условий, а начало нового этапа в жизни, резкий переход от модели социально и экономически несамостоятельной жизни (под попечительством) к новой модели самостоятельного поведения и образа жизни. При этом время обучения и начала карьеры, которое используется как пауза во взрослении, в отношении сирот ограничено в виду менее длительного периода обучения из-за получения ими профессий, не требующих длительной подготовки [Erikson, 1995]. Так, по данным государственной статистики, в 2020 г. только 1% выпускников поступили на обучение в образовательные организации высшего профессионального образования. Замедление периода перехода во взрослую жизнь сирот чаще всего происходит за счет откладывания постоянного трудоустройства.
Установлена взаимосвязь: чем больше поддержка государства, тем раньше и интенсивнее происходит взросление [Митрофанова]. В отношении сирот действуют дополнительные государственные гарантии по социальной поддержке — внешние детерминанты готовности к самостоятельной жизни [Федеральный закон от].
Взросление протекает на макроуровне (смена поколений), мезоуровне (сепарация от родителей) и микроуровне (встраивание в социальную структуру). У сирот прослеживается специфика каждого уровня взросления: наличие нескольких сиротских поколений, ранняя сепарация от родителей в силу объективных причин, связанных с изъятием из семьи или отказом родителей от воспитания, встраивание в социальную структуру в ситуации неготовности и отсутствия поддержки. Включение молодых людей с опытом сиротства в социум имеет ряд аспектов: социально-экономический (возможность устройства на достойно оплачиваемую работу, получение жилья), правовой (возможность реализации своих прав и интересов), социокультурный (получение качественного образования, освоение социальных ролей, проведение досуга). Все эти аспекты входят в содержание подготовки к самостоятельной жизни. В данных областях проявляются маркеры взросления, которые в исследованиях связаны с объективными показателями адаптированности в социуме: законопослушность, включая отсутствие долгов по коммунальным платежам, просроченных кредитов; приемлемый уровень жизни, не ниже размера прожиточного минимума в регионе; наличие места жительства на основе временной или постоянной регистрации; ответственное родительство; наличие занятости (трудовой деятельности), приносящей доход (жизнеобеспечение); самообслуживание в соответствии со статусом здоровья [Адаптация к условиям, 2015; Бобылева; Назарова, 2000].
Контекст особой социальной среды, в которой происходит взросление, подготовка к самостоятельной жизни воспитанников сиротских учреждений, определяется «недостаточностью» условий, необходимых для нормального роста и развития ребенка, обозначаемых понятием «психическая депривация» [Лангмейер, 1984]. В ключевых концепциях российской психологии выделены особенности влияния условий институционального воспитания. В частности, в концепции коммуникативной деятельности М.И. Лисиной показана разная реализация взрослым посреднической функции между ребенком и окружающим миром в семье и в учреждении. Концепция становления самосознания в онтогенезе В.С. Мухиной связывает депривационный характер внешней среды с деформацией каждого структурного компонента самосознания. Стратометрическая концепция группового развития М.Ю. Кондратьева раскрывает жесткое закрепление статуса во внутригрупповой иерархии, определяющее значение фактора власти (а не авторитет или аттракция) в стратификации как ключевые характеристики межличностных отношений в группе воспитанников организации для детей-сирот.
Для изменений внешних условий процесс подготовки к самостоятельной жизни в обществе предлагается рассматривать как содержание деинституционализации детей-сирот, включая все ее составляющие: предотвращение помещения в учреждение; развитие семейного устройства; реструктуризация и реформирование сети организаций для детей-сирот; качественное улучшение условий проживания, воспитания и образования тех детей, которые не могут быть переданы по разным причинам на воспитание в семьи; сопровождение выпускников в целях предупреждения вторичного сиротства [Володина, 2009; Семья]. Базовым условием подготовки к самостоятельной жизни выступает компенсирование состояния психической депривации у детей- сирот через психолого-педагогическое сопровождение [Басюк, 2007; Деева; Семья, 2001; Танас, 2010].
Поиск внутренних детерминант готовности сирот к самостоятельной жизни
В большинстве исследований готовность к самостоятельной жизни понимается как многомерный комплексный параметр, представляющий собой устойчивые социальнопсихологические особенности, которые, выступая личностными ресурсами, являются существенными предпосылками успешной жизнедеятельности в самостоятельной жизни [Алексеева, 2010; Алтынцева, 2012; Арон; Байер, 2013; Борисова, 2005; Владимирова, 2007; Диагностический портфель для, 2019; Дружинина А.А; Ослон; Плешивцев, 2010; Поскребышева, 2010; Прихожан, 2005; Рылеева; Семья, 2001; Чикалов, 2014; Шинина]. Набор этих характеристик связан с тем, какое понятие выбрано в качестве ключевого: самостоятельность, жизнестойкость, жизненное самоопределение, жизненные навыки, компетентность, психологическая готовность и др. Рассмотрим основные предложенные исследователями подходы.
Самостоятельность, по определению В.В. Плешивцева, «выражается в способности и умении без постоянного руководства и практической помощи извне ставить перед собой цели и добиваться их достижения (в т.ч. в нестандартных ситуациях) собственными силами, социально и морально приемлемыми способами» [Плешивцев, 2010].
Самостоятельность обеспечивает успешность и в настоящем, и в будущем во всех жизненных областях (образование, организация быта, социальная жизнь, профессиональная самореализация, семейная жизнь и др.), так как в каждой из них требуются самостоятельные действия. А критерии достижения результата связаны с овладением структурой деятельности: формированием навыков постановки целей, выбора средств для ее достижения, планирования, оценки результатов. В исследовании В.В. Плешивце- ва уровень самостоятельности определяется на основе частоты проявления выделенных критериев: умение сформулировать свою цель; независимость деятельности, поведения; социальная и моральная приемлемость цели деятельности и способов ее достижения [Плешивцев, 2010]. В исследовании А.А. Дружининой в качестве составляющих самостоятельности выделены: сформированность способности к самостоятельному принятию решений; овладение структурой деятельности для реализации принятого решения; развитость чувства ответственности за свои действия [Дружинина А.А]. Таким образом, деятельность определяется как место формирования, проявления и развития самостоятельности. Выделены области наиболее заметных проявлений самостоятельности: результаты продуктивных действий (что было сделано, совершено); изменения, которые произошли в повседневных практических действиях; изменения в «Я-концепции» [Бобылева, 2017].
В рамках исследований готовности к самостоятельной жизни сирот нередко предметом внимания ученых становится жизнестойкость, или устойчивость (resilience). В частности, А.А. Байер рассматривает жизнестойкость как «стержневой компонент личностных качеств и интегральный показатель готовности выпускника детского дома к жизни в социуме, отражающий его готовность к деятельности, связанной с преодолением трудностей, к самостоятельным действиям» [Байер, 2013].
В рамках концепции жизнестойкости рассматриваются жизненные навыки, способствующие вхождению подростков в мир «взрослости» и неопределенности. Выделяются разные наборы жизненных навыков. Комплекс, определенный ВОЗ, состоит из десяти ключевых навыков: решение проблем, критическое мышление, навыки эффективного общения, навыки принятия решений, творческое мышление, навыки межличностных взаимодействий, навыки самосознания, навыки сопереживания (эмпатии), навыки совладания со стрессом и контроля эмоций [Русакова, 2015]. Человек, обладающий перечисленными жизненными навыками, способен изучить альтернативные варианты, взвесить все плюсы и минусы и принять рациональное решение в проблемной ситуации.
Наборы жизненных навыков находят отражение в специальном диагностическом инструментарии для оценки готовности к самостоятельной жизни. Т.В. Шинина и О.В. Митина выделяют семь диагностических шкал: «готовность к самостоятельному проживанию в своей квартире, поведение в экстремальных ситуациях, финансовая грамотность, готовность вести здоровый образ жизни, социальные коммуникации, готовность к самообразованию, профессиональная ориентация» [Шинина].
В опроснике социальных навыков, сконструированном на основе модели социального поведения А.П. Гольдштейна, представлена группировка навыков по 5 параметрам: «начальные навыки — некоторые минимальные умения, которые позволяют человеку вступать в контакт другими людьми, участвовать в разговоре; самовыражение в разговоре, умение выразить свои чувства и переживания или передать информацию другому человеку; реакция на мнение другого человека в разговоре или на то, что он переживает; навыки планирования предстоящих действий; альтернативы агрессивному поведению, избегание конфликта и разрушения отношений, навыки продуктивного поведения в конфликте» [Семья, 2001]. В методике экспертной оценки сформирован- ности основных социальных навыков представлен более широкий перечень навыков, сгруппированных по 6 параметрам: участие в обучении или работе, создание и содержание собственного жизненного пространства; взаимодействие с руководством, общественными учреждениями и инстанциями; осмысленное проведение свободного времени; забота о здоровье и внешности; создание и поддержание дружбы и социальных контактов [Владимирова, 2007]. В методике, разработанной Н.А. Чикаловым, выделен блок навыков поиска и обработки информации, в том числе в сети Интернет, являющейся полезной для решения практических проблем и задач [Чикалов, 2014]. Гибкие навыки становятся в настоящий период особенно важными, что подтверждено исследованиями: разнообразное использование ресурсов интернета является неотъемлемой характеристикой успешно адаптированного в социуме современного молодого человека [Араканцева, 2018].
Формирование жизненных навыков является сегодня целью многих программ подготовки сирот к самостоятельной жизни. Расширяется спектр средств развития жизненных навыков: трудовая деятельность [Байбородова, 2010], физическая культура и спорт [Байер, 2013], туристско- краеведческая деятельности [Лукина], волонтерская деятельность [Железовская], дом молодежи [Куценко, 2014], тренировочные квартиры [Социальная квартира интернатного, 2011].
Компетентностный подход выступает следующим основанием для практики подготовки воспитанников организаций для детей-сирот к самостоятельной жизни. Он предусматривает формирование жизненно необходимых или базовых компетентностей и других ключевых компетентностей, позволяющих решать разносторонние проблемы в жизни человека. По определению А.Н. Овчинникова, «компетентность — устойчивая способность человека к деятельности со знанием дела, которая складывается из глубокого понимания существа выполняемых задач и разрешаемых проблем, хорошего знания опыта, имеющегося в данной области, активного овладения его лучшими достижениями; умения выбирать средства и способы действия, адекватные конкретным обстоятельствам места и времени; чувства ответственности за достигнутые результаты; способности учиться на ошибках и вносить коррективы в процесс достижения целей» [Овчинников].
Основанием для выделения компетентностей служат социальные роли и жизненные области: социально-правовые отношения (гражданин), трудовые и профессиональные отношения (работник), социально-бытовая сфера (хозяин), семейные отношения (семьянин), культурно-досуговая сфера (творец), личностная компетентность (личность), компетентность в сфере здоровья (я — здоров), коммуникативная компетентность (я общаюсь) [Алексеева, 2010; Исакова; Овчинников; Плясова, 2008; Усынина]. Наполнение содержанием программ подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, как правило, опирается на широкий ролевой набор. При этом программы настраиваются на целевую группу воспитанников с учетом возраста и состояния здоровья. Например, для воспитанников, живущих с ВИЧ, для готовности к самостоятельной жизни важно сформировать приверженность к терапии.
Компетентностный компонент входит наряду с ценностно-целевым и регулятивнодеятельностным в структуру жизненного самоопределения, еще одного из ключевых понятий в исследовательском поле готовности к самостоятельной жизни сирот [Алтынцева, 2012]. Жизненное самоопределение в сознании смысла жизни, формировании у индивида цели, соотнесении своих желаний, качеств, возможностей и требований со стороны социума. Способность осуществлять сознательный, самостоятельный выбор собственного жизненного пути на основе адекватной оценки своих способностей и возможностей понимается как готовность к самостоятельной жизни [Прихожан, 2005; Семья, 2001]. Профессиональное самоопределение — важная составляющая жизненного самоопределения, сформировать которую ребенку-сироте нужно довольно рано. Уже к выходу из организации для детей-сирот воспитанник должен сделать профессиональный выбор и определиться с местом получения профессионального образования.
Жизненное самоопределение рассматривается и как интегративное качество личности, и как результат готовности к самостоятельной жизни [Рылеева]. Судить о степени готовности позволяет психологическое содержание представлений о будущем, их дифференцированность, смысловая согласованность и реалистичность [Борисова, 2005]. Не менее важна удовлетворенность перспективами будущего, поэтому оценка субъективного благополучия воспитанников детских домов включает данный параметр [Ослон]. Особый акцент делается на отношении к будущему у подростков, на характере их переживаний по поводу своего будущего, на уровне удовлетворенности своей готовностью к самостоятельной жизни. Подростков просят оценить свои жизненные перспективы в отношении получения полноценного профобразования, будущих профессиональных достижений, материального достатка, обеспечивающего нормальные условия жизни, создания семьи, воспитания благополучных детей и т.д.
В исследованиях акцентируется важность психологической готовности к самостоятельной жизни: когнитивной, деятельностной, мотивационной и личностной [Арон; Басюк, 2007; Бобылева]. В функциональном единстве данных компонентов развивается личностная автономия [Поскребышева, 2010].
Таким образом, готовность к самостоятельной жизни сирот рассматривается в разных аспектах, что находит отражение и в применяемом для оценки готовности к самостоятельной жизни диагностическом инструментарии. Так, диагностический портфель, предлагаемый специалистам, включает методики по следующим критериям: 1) психоэмоциональное развитие; 2) уровень жизненного самоопределения (оценка сформированности навыков самостоятельной жизни; оценка способности преодоления кризисных ситуаций; диагностика склонности ребенка к той или иной профессиональной деятельности (профориентационные тесты); оценка социальных качеств личности, эффективности коммуникаций; 3) уровень адаптивных способностей [Диагностический портфель для, 2019].
Для оценки готовности к самостоятельной жизни и деятельности получила распространение итоговая аттестация воспитанников по параметрам:
— физическая готовность (состояние здоровья, отношение к здоровью, физкультурная активность, знание о том, как быть здоровым),
— социальная готовность (культура поведения, уровень теоретической и практической ориентации в системе родственных связей, уровень экономико-правовой культуры, уровень готовности к самостоятельному выбору места жительства),
— профессионально-трудовая готовность (уровень профессиональной ориентированности, практическая подготовка к профессионально-трудовой деятельности, отношение к труду как жизненно-смысловой доминанте, наличие знаний, умений и навыков по самообслуживанию и житейских навыков),
— морально-волевая готовность (уровень способности к организации личной жизни и сосуществованию с другими членами общества, знания, умения и навыки по организации досуговой деятельности, уровень эмоционально-психической организации личности, уровень самооценки и адекватности реакции на ситуацию) [Басюк, 2007; Володина, 2009].
В ответ на актуальные запросы начинают разрабатываться специальные оценочные инструменты [Семья, 2001; Чикалов, 2014; Шинина]. В пакет диагностических методик, разработанных Н.А. Чикало- вым, личностные особенности, важные для самостоятельной жизни, формируются в три основных фактора: 1) личностная самостоятельность, под которой понимается высокая степень индивидуальной автономии, готовность активно действовать и самостоятельно решать собственные жизненные проблемы; 2) способность к самообслуживанию, которая подразумевает овладение воспитанниками такими деятельностями, как самостоятельная покупка продуктов и товаров, осуществление ухода за одеждой и домом, приготовление пищи, передвижение на общественном транспорте; 3) осведомленность и способность к поиску информации, под которой понимаются навыки в поиске и обработке информации, являющейся полезной для решения практических проблем [Чикалов, 2014].
Однако оценочные инструменты не всегда встроены в практику подготовки к самостоятельной жизни: результаты диагностики не обсуждаются с воспитанником и не служат основанием для постановки вместе с ним актуальных задач подготовки, не проходит рефлексия по результатам самодиагностики. В практике организаций для детей-сирот для оценки готовности к самостоятельной жизни могут создаваться условия для проявления заложенных в оценку параметров: тренировочные квартиры, игры-конкурсы (например, игра-конкурс «СтартБатл») и др. [Куценко, 2014; Социальная квартира интернатного, 2011]. Это позволяет не только решать задачу встраивания оценки в практику подготовки к самостоятельной жизни, но и делать результаты оценки более «осязаемыми» для воспитанников.
Выводы и предложения
1. Взросление сирот начинается раньше и требует специальных программ подготовки к самостоятельной жизни. Анализ исследований подготовки воспитанников организаций для детей-сирот позволил выделить аспекты, связанные с внешними и внутренними детерминантами.
2. Необходимое изменение внешних условий для обеспечения успешности сирот после выхода из организации связано с рассмотрением процесса подготовки к самостоятельной жизни как содержание процесса деинституализации. Определение готовности к самостоятельной жизни как многомерного комплексного параметра, представляющего собой устойчивые социально-психологические особенности, направляет усилия практиков в сторону формирования данных личностных ресурсов, обеспечивающих успешность в самостоятельной жизни.
3. Многомерность факторов готовности к самостоятельной жизни связана с широким полем их проявления, с внешней (объективной) и внутренней (субъективной) сторонами этого процесса. Это требует многоаспектно- сти (комплексности) организации подготовки в психофизиологическом, социальном, правовом, профессиональном направлениях.
4. Модернизация практик подготовки к самостоятельной жизни связана с индивидуализацией процесса подготовки, деятельноактивной направленностью, возможностью для воспитанника проявлений субъектности в процессе подготовки к самостоятельной жизни, подходом на основе доказанной эффективности, встраиванием оценочных инструментов в процесс подготовки.
Информация об авторах
Бобылева Ирина Анатольевна, ка-дидат педагогических -аук, а-алитик ФГБУ «Це-тр защиты прав и и-тересов детей», глав-ый специалист-эксперт благотворитель-ого фо-да социаль-ой помощи детям «Расправь крылья!», г. Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9736- 6847, e-mail: bobylevaia@yandex.ru