Субъективные предпосылки психологического благополучия одаренных подростков

554

Аннотация

Представлены результаты эмпирической верификации теоретической моде¬ли субъективных предпосылок психологического благополучия одаренных подростков, в числе которых рассматриваются субъектность, жизнестой-кость, самоэффективность, общий эмоциональный фон, представленный уровнем личностной тревожности, и характеристики Я-концепции подрост¬ков. Предполагалось, что факторами, модерирующими взаимосвязи этих переменных, являются отношение подростков к собственной одаренности, а также специфика деятельности, в которой подростки проявляют признаки одаренности, и уровень их достижений в ней. Выборку составили 422 под-ростка 15—17 лет, обучающихся на специализированных образовательных программах для подростков, проявляющих академическую, математическую, лидерскую и спортивную одаренность. Сбор эмпирических данных осущест¬влялся с помощью анкетирования и тестирования (Шкала психологического благополучия; Франкфуртские шкалы самооценки; Опросник субъектности; Тест жизнестойкости; Тест определения самоэффективности; Интегративный тест тревожности).Моделирование структурными уравнениями с помощью программного пакета IBM SPSS Statistics ver.23 и модуля AMOS позволило признать значимыми субъективными предпосылками психологического бла¬гополучия одаренных подростков субъектность (р<0,001), жизнестойкость (р<0,001) и самоэффективность (р<0,001), причем влияние субъектности и жизнестойкости опосредуется отношением подростков к собственной ода¬ренности (р<0,01), которое, в свою очередь, определяется уровнем их до¬стижений (р<0,01).Характеристики Я-концепции, а также такие факторы, как «вид деятельности, в которой проявляются признаки одаренности» и «пол», в эмпирическую модель не вошли. Обсуждаются прогностический потенциал модели и возможности решения на ее основе задач, связанных с психоло¬гическим сопровождением личностного становления одаренных подростков.

Общая информация

Ключевые слова: одаренность, подростки, психологическое благополучие , психологическое благополучие школьников, жизнестойкость, субъектность, самоэффективность, отношение к себе

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2022270108

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-013-00729.

Получена: 09.09.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Волкова Е.Н., Микляева А.В., Хороших В.В. Субъективные предпосылки психологического благополучия одаренных подростков // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 1. С. 92–103. DOI: 10.17759/pse.2022270108

Полный текст

Введение

Изучение психологического благопо­лучия одаренных подростков представляет собой актуальное и одновременно дискус­сионное направление современных иссле­дований.К настоящему времени накоплен большой массив эмпирических данных, ха­рактеризующих взаимосвязь одаренности и психологического благополучия, однако выводы исследователей по-прежнему но­сят противоречивый характер.M.Нейхарт выделяет существование двух противопо­ложных точек зрения по этому вопросу.Со­гласно первой точке зрения одаренные люди лучше адаптированы, поскольку обладают более высоким уровнем рефлексии и ког­нитивных способностей, что помогает им успешнее преодолевать конфликты, стрессы и асинхронность развития, способствуя пси­хологическому благополучию.Другая точка зрения заключается в том, что одаренные люди вследствие высокого уровня развития способностей оказываются более чувстви­тельными к межличностным конфликтам, что затрудняет их адаптацию и приводит к снижению уровня психологического благо­получия [29].При этом в подавляющем боль­шинстве исследований в качестве основного предиктора психологического благополучия или неблагополучия чаще всего рассматри­вается когнитивный и/или интеллектуальный потенциал.

Существует целый ряд исследований, свидетельствующих о том, что психологиче­ское благополучие опосредовано влиянием факторов разного уровня и содержания: изучаются средовые факторы, которые опосредуют уровень психологического бла­гополучия одаренных подростков, в том числе характер межличностных [1; 9; 11; 27; 31] и социальных [3; 21; 32] отношений; анализируются внутриличностные ресурсы успешного развития подростков в тех сфе­рах деятельности, в которых проявляется их одаренность: жизнестойкость [8; 17], само­эффективность [8; 24; 34], субъектность [5; 28], тревожность [4; 14; 25; 29; 37], воспри­ятие собственных жизненных перспектив [2; 29; 30].Специфика вида деятельности, в ко­торой проявляется одаренность подростка, также оказывает влияние на его психологи­ческое благополучие [26; 29].Дискутируется вопрос о характере связей между уровнем благополучия одаренных подростков и их до­стижениями [10; 18; 20; 22; 30].

В нашем исследовании в фокусе иссле­довательского внимания находятся субъек­тивные предпосылки психологического бла­гополучия одаренных подростков.На основе анализа отечественных и зарубежных иссле­дований по проблеме психологического бла­гополучия одаренных подростков, а также в результате собственных исследований нами была разработана теоретическая модель субъективных факторов психологического благополучия [13].В ней предпосылками психологического благополучия одаренно­го подростка выступали его субъектность, жизнестойкость, самоэффективность, об­щий эмоциональный фон, представленный уровнем личностной тревожности, а также Я-концепция.В качестве модератора взаи­мосвязи между обозначенными характери­стиками и психологическим благополучием подростков выступало отношение подрост­ка к собственной одаренности.Последнее выражает отношение подростка к себе как к одаренному человеку [7].Предложенная теоретическая модель содержательно рас­крывает основную гипотезу нашего иссле­дования, согласно которой отношение к собственной одаренности и самоотношение в целом, самоэффективность, субъектность и установки в отношении собственной жиз­ни вносят вклад в психологическое благо­получие одаренных подростков, однако их влияние неоднородно и определяется содер­жанием деятельности, в которой подросток проявляет признаки одаренности, а также достижениями в этой деятельности.В дан­ной статье приведены результаты эмпириче­ской верификации теоретической модели и определение характера взаимосвязей между психологическим благополучием одаренных подростков, субъективными факторами как его потенциальными предикторами, а также видами деятельности, в которой подростки проявляют признаки одаренности, и уровнем их достижений.

Материалы и методы

Для проверки состоятельности предло­женной модели и определения личностных предикторов психологического благополучия одаренных подростков был применен метод моделирования структурными уравнениями с использованием путевого анализа (метод асимптотически непараметрической оценки).Статистическая обработка проводилась при помощи программы IBM SPSS Statistics ver.23 и модуля AMOS.

Выборку исследования составили 422 под­ростка (191 девушка и 231 юноша), обучаю­щихся на специализированных образователь­ных программах для подростков с признаками академической, математической, спортивной одаренности и лидерской одаренности.Под­ростки, принявшие участие в исследовании, обучались в образовательных учреждениях для одаренных детей и подростков открытого и интернатного типов в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, возраст участников ис­следования находился в диапазоне от 15 до 17 лет.На этапе предварительного анализа данных из последующей обработки на осно­ве оценки межквартильного расстояния были исключены 37 кейсов, содержащих статисти­ческие «выбросы» (слишком «влиятельные» наблюдения, выделяющиеся на фоне осталь­ных данных), итоговый объем выборки — 387 респондентов.

Для оценки психологического благо­получия подростков была использована «Шкала психологического благополучия» К.Рифф в адаптации Л.В.Жуковской и Е.Г. Трощихиной.Оценка Я-концепции про­водилась при помощи «Франкфуртских шкал самооценки» И.Дойсингер в адапта­ции О.Е.Байтингер.Диагностика субъект­ности и ее атрибутивных характеристик проводилась при помощи «Опросника субъектности» Е.Н. Волковой и И.А.Сере­гиной.Оценка жизнестойкости как ресур­са совладания со стрессом проводилась при помощи скрининговой версии «Теста жизнестойкости» С.Мадди в адаптации Е.Н. Осина.Для оценки самоэффектив­ности как возможности осознавать свои способности и использовать их наилучшим образом применялся «Тест определения са­моэффективности» Д.Маддукс и М.Шеер в модификации Л. Бояринцевой, Р.Л.Кри­чевского.Для оценки личностной тревожно­сти была использована шкала самооценки личностной тревожности из «Интегратив­ного теста тревожности (ИТТ)», разрабо­танного А.П.Бизюк, Л.И. Вассерманом и Б.В.Иовлевым.Анализу были подвергнуты суммарные показатели психологического благополучия, жизнестойкости, самоэф­фективности, субъектности и тревожности.Методика «Франкфуртские шкалы само­оценки» не предполагает возможности рас­чета суммарного показателя, поэтому в мо­дель были включены частные параметры, оцениваемые с ее помощью.В качестве независимой переменной, которая мо­жет опосредовать характер взаимосвязей между психологическим благополучием и его потенциальными предикторами, рас­сматривался уровень достижений подрост­ков, который оценивался на основе фик­ сации результатов участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях разного уровня и шкалировался следующим образом: 0 — нет достижений; 1 — достижения на уровне образовательной организации; 2 — дости­жения на уровне района; 3 — достижения на уровне города/области/региона; 4 — до­стижения на всероссийском уровне; 5 — до­стижения на международном уровне.

Отношение к собственной одаренности (ОКСО) изучалось при помощи авторской ан­кеты, позволяющей охарактеризовать общую самооценку одаренности, а также личностно- значимые представления о преимуществах и рисках маркировки «одаренный человек» по шкале от 1 до 10.Для реализации цели ис­следования был вычислен интегральный по­казатель отношения к собственной одаренно­сти, представлявший собой алгебраическую сумму показателей, характеризующих пред­ставления о ресурсах, прямой и отраженной самооценки одаренности (с положительным знаком), а также рисках одаренности (с отри­цательным знаком).

Программа и протокол исследования были рассмотрены и одобрены Этическим комитетом Российского государственного педагогического университета им.А.И.Гер­цена (IRB00011060 Herzen State Pedagogical University of Russia IRB#1, протокол № 5 от 28.01.2019).

Результаты и их обсуждение

Эмпирической проверке было подвергну­то несколько моделей, раскрывающих роль личностных факторов в характеристике пси­хологического благополучия одаренных под­ростков.Для уточнения теоретической модели и проверки ее соответствия были использова­ны: критерий χ2, индекс сравнительного соот­ветствия (CFI), среднеквадратичная ошибка аппроксимации (RMSCA) и индекс согласия (GFI).В ходе анализа данных эмпирически была подтверждена модель, в которой пока­зано влияние уровня достижений на отноше­ние к собственной одаренности, показатели Я-концепции, переменные «пол» и «возраст» из общей модели исключены, а показатель личностной тревожности не оказывает прямо­го воздействия на психологическое благополу­чие (рис.).Индексы абсолютного соответствия, полученные для данной модели, имеют допу­стимые значения, что позволяет рассматри­вать модель как приемлемую (χ2=11,4; df=8; CFI=0,99; GFI=0,99; RMSCA=0,03).

Согласно полученной модели субъект­ность (р<0,001), жизнестойкость (р<0,001) и самоэффективность (р<0,001) оказывают прямое влияние на психологическое благо­получие подростков.При этом отношение к собственной одаренности (р<0,01) опосре­дует влияние уровня достижений (р<0,01), характеристик субъектности (р<0,001) и жизнестойкости (р<0,01) на психологиче­ское благополучие одаренных подростков.Наибольшее влияние на психологическое благополучие одаренных подростков оказы­вают жизнестойкость (1,26) и субъектность (0,61), а личностная тревожность непосред­ственно не предсказывает психологическо­го благополучия подростков, но определяет ковариацию субъектности, жизнестойкости и самоэффективности (значения коэффи­циентов отрицательны).Показатели Франк­фуртских шкал Я-концепции, а также пере­менные «вид деятельности, в которой про­являются признаки одаренности» и «пол», первоначально включенные в анализ в ка­честве независимых, в итоговую модель не вошли (р>0,05).

Таким образом, теоретическая модель, иллюстрирующая субъективные предпосыл­ки психологического благополучия одарен­ных подростков, в нашем исследовании по­лучила лишь частичное подтверждение.Так, можно отметить, что чем больше у одарен­ных подростков внутриличностных ресурсов, позволяющих эффективно справляться со стрессовыми ситуациями (жизнестойкость, самоэффективность, субъектность), чем сильнее выражена ориентация на активные действия в сложных жизненных ситуациях, открытость новому опыту, ориентация на достижение высоких результатов, чем вы­ше осознанное и деятельное отношение к миру и к себе, способность к целеполаганию, стремление к саморазвитию, готовность к принятию ответственности за совершаемые

Рис. Результаты проверки модели личностных предикторов психологического благополучия одаренных подростков

жизненные выборы, чем выше уверенность в себе и собственном успехе, принятие соб­ственной одаренности, тем выше психоло­гическое благополучие, проявляющееся в ориентации на позитивное взаимодействие с окружающими, максимальную реализацию личностных ресурсов.Эти взаимосвязи про­являются независимо от того, в каком виде деятельности подростки проявляют призна­ки одаренности, что было частично описано в наших предыдущих исследованиях [5; 6] и соответствует тенденциям, типичным для взаимосвязей между этими переменными в целом [8; 12; 36; 37], в том числе и в подрост­ковом возрасте [33].

Необходимо, однако, отметить, что в вы­борке одаренных подростков зафиксирован сложный характер взаимосвязей и опос­редования психологического благополучия личности выделенными в исследовании субъективными переменными.Жизнестой­кость и субъектность оказывают и прямое, и косвенное (через отношение к собственной одаренности) влияние на уровень психоло­гического благополучия одаренных подрост­ков.Выявленная роль данных переменных может быть объяснена особенностями стар­шего подросткового возраста, в котором актуализируется ориентация на осознанный, активный подход к формированию собствен­ной личности, собственным достижениям, преобразованию окружающей действитель­ности на фоне повышения значимости си­туации жизненного выбора, сопряженного с этапом окончания школы, с одной стороны.Результаты показывают, что для одаренных подростков особое значение в медиации вза­имосвязей субъектности и жизнестойкости с психологическим благополучием играет от­ношение к собственной одаренности, кото­рое, будучи благоприятным, усиливает опи­санные взаимосвязи, укрепляя психологи­ческое благополучие подростков с высоким уровнем жизнестойкости и самоэффектив­ности.Этот результат позволяет считать от­ношение к собственной одаренности особым феноменом, характеризующим личность одаренных подростков, и подчеркивает пер­спективность изучения отношения подрост­ков, проявляющих признаки одаренности, к собственным возможностям в качестве пре­диктора их благополучия.

Важную роль для понимания взаимосвя­зей психологического благополучия, субъект­ности, жизнестойкости и самоэффективности одаренных подростков играет тревожность, в структуре которой значимое место занимает оценка перспектив собственного будущего.Согласно полученной модели, тревожность опосредует значения показателей жизнестой­кости, самоэффективности и субъектности: чем ниже тревожность в сфере оценки пер­ спектив собственного будущего, тем выше уверенность в себе, готовность проявлять настойчивость в решении и достижении по­ставленных задач и целей, ориентация на ак­тивные действия в трудных ситуациях.

Согласно полученной модели, отноше­ние к собственной одаренности определя­ется достижениями, демонстрируемыми подростком, что показывает роль внешней экспертной оценки в формировании от­ношения к собственной одаренности.При наличии высоких достижений, подкре­пляемых соответствующими наградами, у подростков акцентируется оценка ре­сурсных сторон одаренности, укрепляется уверенность в себе, усиливается мотива­ция достижений.Однако необходимо от­метить, что при этом уровень достижений не оказывает прямого влияния на психо­логическое благополучие подростков, что подтверждается нашими предыдущими ре­зультатами [7] и подчеркивает значимость психологического сопровождения личности одаренных подростков, направленного на формирование конструктивного отношения к собственной одаренности.

В то же время некоторые элементы теоре­тической модели не нашли подтверждения в ходе ее эмпирической верификации.Так, от­дельного внимания заслуживает отсутствие в итоговой модели показателей, характери­зующих Я-концепцию одаренных подрост­ков.В наших предыдущих исследованиях [6], а также в исследованиях других авторов [15; 16; 19; 23; 27; 35] было показано, что по­казатели психологического благополучия и Я-концепции одаренных подростков доста­точно тесно связаны друг с другом.Тем не менее включение этих показателей ухудшило качество модели до уровня, не позволяющего признать ее достоверной.Объяснение этого факта может быть связано с тем, что осталь­ные переменные, включенные в модель, представляли собой суммарные показатели, характеризующие соответствующие им лич­ностные особенности в целом и имеющие больший диапазон возможных значений, чем частные показатели, характеризующие от­дельные аспекты Я-концепции.В связи с этим представляется перспективной последующая эмпирическая верификация предложенной нами ранее теоретической модели с исполь­зованием психодиагностических методик, позволяющих фиксировать суммарные по­казатели, характеризующие самоотношение подростков.Помимо этого, независимая пе­ременная «вид деятельности, в которой про­являются признаки одаренности» также не вошла в итоговую модель.Этот факт может объясняться преобладанием общих для всех одаренных подростков взаимосвязей между психологическим благополучием и его субъ­ективными предпосылками, не зависящими от специфики вида деятельности, в которую вовлечен подросток.В то же время наши предыдущие данные [5; 7] указывают на то, что психологическое благополучие подрост­ков, проявляющих одаренность в различных видах деятельности, и особенности их лич­ности, которые рассматриваются в нашем исследовании в качестве его субъективных предпосылок, при примерно одинаковом уровне значений суммарных показателей де­монстрируют качественное своеобразие зна­чений отдельных шкал, что свидетельствует о перспективности задачи построения модели, учитывающей показатели, полученные по от­дельным шкалам.Возможно также, что дан­ная переменная не вошла в итоговую модель в силу неравномерного объема подгрупп под­ростков с признаками одаренности в разных видах деятельности.Отсутствие в итоговой модели фактора «пол», по всей вероятности, обусловлено различиями в гендерной спец­ифичности видов деятельности, в которых проявляется одаренность подростков, что определяет перспективность последующего изучения субъективных предпосылок психо­логического благополучия подростков, вовле­ченных в специфично- и неспецифично-поло­вые виды деятельности.

В качестве ограничений представленной модели можно отметить, что подростки, ре­зультаты которых были исключены из ито­гового анализа, могут составлять особую группу, характеризующуюся специфическим соотношением психологического благополу­чия с другими параметрами, отличающимся от того, которое представлено в итоговой мо­дели.Помимо этого, при построении модели учитывались преимущественно суммарные показатели, характеризующие особенности психологического благополучия подростков и их внутриличностные ресурсы в целом, без учета их качественной специфики.Уровень достижений подростков в тех видах деятель­ности, в которых они проявляют признаки ода­ренности, фиксировался на основе их само­отчетов и не подтверждался официальными документами.В числе ограничений необходи­мо также упомянуть уже отмеченную выше не­равномерность объема подгрупп подростков, проявляющих одаренность в разных видах де­ятельности, а также разные организационные условия обучения подростков, принявших уча­стие в исследовании, которые могли оказать влияние на итоговые результаты.

Выводы

Построенная в результате исследования структурная модель, описывающая субъек­тивные предпосылки психологического бла­гополучия одаренных подростков, обладает приемлемой объяснительной силой, позво­ляет проанализировать отношения между включенными в нее компонентами.Прогно­стические возможности модели необходимо учитывать при организации психолого-педа­гогической работы с одаренными детьми и подростками.Очевидно, что усилия педаго­гов и психологов должны быть направлены на формирование и развитие жизнестой­кости, субъектности, самоэффективности одаренных подростков, формирование пози­тивного отношения к собственным способно­стям, поддержку подростков, не демонстри­рующих по тем или иным причинам высоких результатов.Полученные в нашем исследо­вании результаты подтверждают перспек­тивность дальнейшего поиска субъективных факторов, поддерживающих и укрепляющих психологическое благополучие одаренных подростков с учетом особенностей социаль­ной ситуации их личностного становления.

Литература

  1. Акованцева Л.И. Одаренность, мотивация, успеваемость: трудности и конфликты // Вестник Удмуртского университета.Серия «Философия.Психология.Педагогика».2016.Том 26.№ 2.С. 32—35.
  2. Арчакова Т.О., Веракса А.Н., Зотова О.Ю., Перелыгина Е.Б. Субъективное благополучие у детей: инструменты измерения и возрастная динамика // Психологическая наука и образование.2017.Том 22.№ 6.С.68—76.DOI:10.17759/pse.2017220606
  3. Ахрямкина Т.А., Чаус И.Н. Психологическое благополучие учащихся в образовательной среде: монография.Самара: СФ ГБОУ ВПО МГПУ, 2012.104 с.
  4. Буданова Е.И., Еркин Н.В. Тревожность как фактор проявления креативности у младших школьников // Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 60-летию со дня рождения В.Н.Дружинина (г.Москва, 25—26 сентября 2015 г.).М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015.С.44—46.
  5. Волкова Е.Н. Психологические особенности субъектности одаренных подростков // Известия Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена.2020.№ 197.С. 52— 62.DOI:10.33910/1992-6464-2020-197-52-62
  6. Волкова Е.Н., Васильева С.В.Самоэффективность и отношение к собственной одаренности у подростков // Азимут научных исследований: педагогика и психология.2021.Том 10.№ 1(34).С.335—338.DOI:10.26140/anip- 2021-1001-0085
  7. Волкова Е.Н., Микляева А.В., Кошелева А.Н., Хороших В.В. Отношение к собственной одаренности у старших подростков, прошедших педагогический отбор на специализированные образовательные программы // Психологическая наука и образование.2020.Том 25.№ 3.С.49—63.DOI:10.17759/pse.2020250305
  8. Ерзин А.И., Епанчинцева Г.А. Cамоэффективность, проактивность и жизнестойкость в обучении (влияние на академические интересы и достижения студентов) // Современное образование.2016.№ 2.С.65—83.DOI:10.7256/2409-8736.2016.2.15968
  9. Карамаева Л.А. Психолого-педагогические аспекты развития межличностных отношений одаренных младших школьников: Автореф.дисс....канд.психол.наук.Самара, 2005.28 с.
  10. Лактионова Е.Б., Грецов А.Г., Орлова А.В., Тузова А.С. Особенности психологического благополучия одаренных подростков с разным уровнем развития креативности // Психологическая наука и образование.2021.Том 26.№ 2.С.28—39.DOI:10.17759/pse.2021260203
  11. Ларионова Л.И. Модель интеллектуальной одаренности и культурно-психологические факторы ее развития // Сибирский психологический журнал.2005.№ 21.С.157—161.
  12. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости.М.: Смысл, 2006.63 с.
  13. Микляева А.В., Хороших В.В., Волкова Е.Н. Субъективные факторы психологического благополучия одаренных подростков: теоретическая модель // Science for education today.2019.Том 9.№ 4.С.36—55.DOI:10.15293/2658-6762.1904.03
  14. Подольский А.И., Карабанова О.А., Идобаева О.А., Хейманс П. Психоэмоциональное благополучие современных подростков: опыт международного исследования // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.2011.№ 2.С.9—20.
  15. Рысева А.А.Особенности и развитие самоотношения интеллектуально одаренных подростков: Автореф.дисс.… канд.психол.наук.Иркутск, 2008.22 с.
  16. Суднева О.Ю.Одаренные дети: особенности и сложности развития // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал).2012.№ 11(19).URL: http://vital.lib.tsu.ru/ vital/access/manager/Repository/vtls:000450495
  17. Титова О.И., Холодцева Е.Л. Жизнестойкость как фактор социально-психологической адаптации одаренных школьников // Институт психологии Российской академии наук.Социальная и экономическая психология.2017.Том 2.№ 4(8).С. 43—70.
  18. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники.М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008.212 с.
  19. Щебланова Е.И., Петрова С.О. Общая и академическая я-концепции одаренных учащихся средней школы // Психологические исследования.2014.Том 7.№ 38.С.7.
  20. Albert R.S.The achievement of eminence: A longitudinal study of exceptionally gifted boys and their families.In Subotnik R.F., Arnold K.D.(Eds.).Beyond Terman: Contemporary longitudinal studies of giftedness and talent.Norwood, NJ: Ablex.1994.P. 282—315.
  21. Azizan N.H.B., Mahmud Z.B. A systematic review on determinants of subjective well-being // Environment — Behaviour Proceedings Journal.2018.Vol.3.P.1—9.DOI:10.21834/e-bpj.v3i7.1228
  22. Bergold S., Wirthwein L., Rost D.H., Steinmayr R.Are gifted adolescents more satisfied with their lives than their non-gifted peers? // Frontiers in Psychology.2015.Vol.6.P.1623.DOI:10.3389/ fpsyg.2015.01623
  23. Casino-García A.M., Llopis-Bueno M.J., Llinares- Insa L.I.Emotional Intelligence Profiles and Self- Esteem/Self-Concept: An Analysis of Relationships in Gifted Students // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021.Vol.18(3).P.1006.DOI:10.3390/ijerph18031006
  24. DeCaroli M.E., Sagone E.Generalized Self-efficacy and Well-being in Adolescents with High vs.Low Scholastic Self-efficacy // Procedia — Social and Behavioral Sciences.2014.Vol.141.P.867—874.DOI:10.1016/j.sbspro.2014.05.152
  25. Jackson S.P., Peterson J. Depressive disorder in highly gifted adolescents // Journal of Secondary Gifted Education.2003.Vol.14(3).P.175—186.DOI:10.4219/ jsge-2003-429
  26. Jones T. Equally cursed and blessed: Do gifted and talented children experience poorer mental health and psychological well-being? // Educational & Child Psychology.2013.Vol.30(2).P.44—66.
  27. Llinares-Insa L.I., Casino-García A.M., García- Pérez J.Subjective Well-Being, Emotional Intelligence, and Mood of Parents: A Model of Relationships.Impact of Giftedness // Sustainability.2020.Vol.12.P.8810.DOI:10.3390/su12218810
  28. Mudrak J., Zabrodska K.Childhood giftedness, adolescent agency // Gifted Child Quarterly.2014.Vol.59.No.1.P.55—70.DOI:10.1177/0016986214559602
  29. Neihart M. The impact of giftedness on psychological well-being: What does the empirical literature say? // Roeper Review.1999.Vol.22.Р.10— 17.DOI:10.1080/02783199909553991
  30. Pfeiffer S.I.Success in the classroom and in life: Focusing on strengths of the head and strengths of the heart // Gifted Education International.2017.Vol.33(2).P.95—101.DOI:10.1177/0261429416640337
  31. Reichenberg A., Landau E.Families of Gifted Children / In Shavinina L.V.(eds) // International Handbook on Giftedness.Springer, Dordrecht, 2009.DOI:10.1007/978-1-4020-6162-2_43
  32. Robinson N.M. The Social World of Gifted Children and Youth / In Pfeiffer S.I.(eds) // Handbook of Giftedness in Children.Springer, Boston, MA, 2008.DOI:10.1007/978-0-387-74401-8_3
  33. Shekarey A., Moghadam A., Amiri F., Rostami M. The relation of self-efficacy and hardiness with the education progression among the sophomore girl students in a high school in Aleshtar city // Procedia — Social and Behavioral Sciences.2010.Vol.5.P.1905— 1910, DOI:10.1016/j.sbspro.2010.07.386
  34. Singh B., Udainiya R.Self-Efficacy and Well- Being of Adolescents // Journal of the Indian Academy of Applied Psychology.2009.Vol.35.No.2.Р.227— 232.
  35. Suldo S.M., Hearon B.V., Shaunessy-Dedrick E. Examining gifted students’ mental health through the lens of positive psychology / In S.I.Pfeiffer, E.Shaunessy-Dedrick, M.Foley-Nicpon (Eds.) // APA Handbook of Giftedness and Talent.Washington, DC: American Psychological Association, 2018.Р.433— 449.DOI:10.1037/0000038-028
  36. Yu Y.-C., Liang J.-C.Relationships among Affect, Hardiness and Self-Efficacy in First Aid Provision by Airline Cabin Crew // International Journal of Environmental Research and Public Health.2021.Vol. 18.P.2108.DOI:10.3390/ijerph18042108
  37. Zimmerman B.J., Martinez-Ponz M.Student differences in self-regulated learning: relating grade, sex, and giftedness to self-efficacy and strategy use // Journal of educational psychology.1990.Vol.82(1).P. 51—59.

Информация об авторах

Волкова Елена Николаевна, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9667-4752, e-mail: envolkova@yandex.ru

Микляева Анастасия Владимировна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии человека, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8389-2275, e-mail: a.miklyaeva@gmail.com

Хороших Валерия Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности и информационных технологий в образовании, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7116-0042, e-mail: VKhoroshikh@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1397
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 554
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 6