Психологическая наука и образование
2022. Том 27. № 1. С. 92–103
doi:10.17759/pse.2022270108
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Субъективные предпосылки психологического благополучия одаренных подростков
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: одаренность, подростки, психологическое благополучие , психологическое благополучие школьников, жизнестойкость, субъектность, самоэффективность, отношение к себе
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2022270108
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-013-00729.
Получена: 09.09.2021
Принята в печать:
Для цитаты: Волкова Е.Н., Микляева А.В., Хороших В.В. Субъективные предпосылки психологического благополучия одаренных подростков // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 1. С. 92–103. DOI: 10.17759/pse.2022270108
Полный текст
Введение
Изучение психологического благополучия одаренных подростков представляет собой актуальное и одновременно дискуссионное направление современных исследований.К настоящему времени накоплен большой массив эмпирических данных, характеризующих взаимосвязь одаренности и психологического благополучия, однако выводы исследователей по-прежнему носят противоречивый характер.M.Нейхарт выделяет существование двух противоположных точек зрения по этому вопросу.Согласно первой точке зрения одаренные люди лучше адаптированы, поскольку обладают более высоким уровнем рефлексии и когнитивных способностей, что помогает им успешнее преодолевать конфликты, стрессы и асинхронность развития, способствуя психологическому благополучию.Другая точка зрения заключается в том, что одаренные люди вследствие высокого уровня развития способностей оказываются более чувствительными к межличностным конфликтам, что затрудняет их адаптацию и приводит к снижению уровня психологического благополучия [29].При этом в подавляющем большинстве исследований в качестве основного предиктора психологического благополучия или неблагополучия чаще всего рассматривается когнитивный и/или интеллектуальный потенциал.
Существует целый ряд исследований, свидетельствующих о том, что психологическое благополучие опосредовано влиянием факторов разного уровня и содержания: изучаются средовые факторы, которые опосредуют уровень психологического благополучия одаренных подростков, в том числе характер межличностных [1; 9; 11; 27; 31] и социальных [3; 21; 32] отношений; анализируются внутриличностные ресурсы успешного развития подростков в тех сферах деятельности, в которых проявляется их одаренность: жизнестойкость [8; 17], самоэффективность [8; 24; 34], субъектность [5; 28], тревожность [4; 14; 25; 29; 37], восприятие собственных жизненных перспектив [2; 29; 30].Специфика вида деятельности, в которой проявляется одаренность подростка, также оказывает влияние на его психологическое благополучие [26; 29].Дискутируется вопрос о характере связей между уровнем благополучия одаренных подростков и их достижениями [10; 18; 20; 22; 30].
В нашем исследовании в фокусе исследовательского внимания находятся субъективные предпосылки психологического благополучия одаренных подростков.На основе анализа отечественных и зарубежных исследований по проблеме психологического благополучия одаренных подростков, а также в результате собственных исследований нами была разработана теоретическая модель субъективных факторов психологического благополучия [13].В ней предпосылками психологического благополучия одаренного подростка выступали его субъектность, жизнестойкость, самоэффективность, общий эмоциональный фон, представленный уровнем личностной тревожности, а также Я-концепция.В качестве модератора взаимосвязи между обозначенными характеристиками и психологическим благополучием подростков выступало отношение подростка к собственной одаренности.Последнее выражает отношение подростка к себе как к одаренному человеку [7].Предложенная теоретическая модель содержательно раскрывает основную гипотезу нашего исследования, согласно которой отношение к собственной одаренности и самоотношение в целом, самоэффективность, субъектность и установки в отношении собственной жизни вносят вклад в психологическое благополучие одаренных подростков, однако их влияние неоднородно и определяется содержанием деятельности, в которой подросток проявляет признаки одаренности, а также достижениями в этой деятельности.В данной статье приведены результаты эмпирической верификации теоретической модели и определение характера взаимосвязей между психологическим благополучием одаренных подростков, субъективными факторами как его потенциальными предикторами, а также видами деятельности, в которой подростки проявляют признаки одаренности, и уровнем их достижений.
Материалы и методы
Для проверки состоятельности предложенной модели и определения личностных предикторов психологического благополучия одаренных подростков был применен метод моделирования структурными уравнениями с использованием путевого анализа (метод асимптотически непараметрической оценки).Статистическая обработка проводилась при помощи программы IBM SPSS Statistics ver.23 и модуля AMOS.
Выборку исследования составили 422 подростка (191 девушка и 231 юноша), обучающихся на специализированных образовательных программах для подростков с признаками академической, математической, спортивной одаренности и лидерской одаренности.Подростки, принявшие участие в исследовании, обучались в образовательных учреждениях для одаренных детей и подростков открытого и интернатного типов в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, возраст участников исследования находился в диапазоне от 15 до 17 лет.На этапе предварительного анализа данных из последующей обработки на основе оценки межквартильного расстояния были исключены 37 кейсов, содержащих статистические «выбросы» (слишком «влиятельные» наблюдения, выделяющиеся на фоне остальных данных), итоговый объем выборки — 387 респондентов.
Для оценки психологического благополучия подростков была использована «Шкала психологического благополучия» К.Рифф в адаптации Л.В.Жуковской и Е.Г. Трощихиной.Оценка Я-концепции проводилась при помощи «Франкфуртских шкал самооценки» И.Дойсингер в адаптации О.Е.Байтингер.Диагностика субъектности и ее атрибутивных характеристик проводилась при помощи «Опросника субъектности» Е.Н. Волковой и И.А.Серегиной.Оценка жизнестойкости как ресурса совладания со стрессом проводилась при помощи скрининговой версии «Теста жизнестойкости» С.Мадди в адаптации Е.Н. Осина.Для оценки самоэффективности как возможности осознавать свои способности и использовать их наилучшим образом применялся «Тест определения самоэффективности» Д.Маддукс и М.Шеер в модификации Л. Бояринцевой, Р.Л.Кричевского.Для оценки личностной тревожности была использована шкала самооценки личностной тревожности из «Интегративного теста тревожности (ИТТ)», разработанного А.П.Бизюк, Л.И. Вассерманом и Б.В.Иовлевым.Анализу были подвергнуты суммарные показатели психологического благополучия, жизнестойкости, самоэффективности, субъектности и тревожности.Методика «Франкфуртские шкалы самооценки» не предполагает возможности расчета суммарного показателя, поэтому в модель были включены частные параметры, оцениваемые с ее помощью.В качестве независимой переменной, которая может опосредовать характер взаимосвязей между психологическим благополучием и его потенциальными предикторами, рассматривался уровень достижений подростков, который оценивался на основе фик сации результатов участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях разного уровня и шкалировался следующим образом: 0 — нет достижений; 1 — достижения на уровне образовательной организации; 2 — достижения на уровне района; 3 — достижения на уровне города/области/региона; 4 — достижения на всероссийском уровне; 5 — достижения на международном уровне.
Отношение к собственной одаренности (ОКСО) изучалось при помощи авторской анкеты, позволяющей охарактеризовать общую самооценку одаренности, а также личностно- значимые представления о преимуществах и рисках маркировки «одаренный человек» по шкале от 1 до 10.Для реализации цели исследования был вычислен интегральный показатель отношения к собственной одаренности, представлявший собой алгебраическую сумму показателей, характеризующих представления о ресурсах, прямой и отраженной самооценки одаренности (с положительным знаком), а также рисках одаренности (с отрицательным знаком).
Программа и протокол исследования были рассмотрены и одобрены Этическим комитетом Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена (IRB00011060 Herzen State Pedagogical University of Russia IRB#1, протокол № 5 от 28.01.2019).
Результаты и их обсуждение
Эмпирической проверке было подвергнуто несколько моделей, раскрывающих роль личностных факторов в характеристике психологического благополучия одаренных подростков.Для уточнения теоретической модели и проверки ее соответствия были использованы: критерий χ2, индекс сравнительного соответствия (CFI), среднеквадратичная ошибка аппроксимации (RMSCA) и индекс согласия (GFI).В ходе анализа данных эмпирически была подтверждена модель, в которой показано влияние уровня достижений на отношение к собственной одаренности, показатели Я-концепции, переменные «пол» и «возраст» из общей модели исключены, а показатель личностной тревожности не оказывает прямого воздействия на психологическое благополучие (рис.).Индексы абсолютного соответствия, полученные для данной модели, имеют допустимые значения, что позволяет рассматривать модель как приемлемую (χ2=11,4; df=8; CFI=0,99; GFI=0,99; RMSCA=0,03).
Согласно полученной модели субъектность (р<0,001), жизнестойкость (р<0,001) и самоэффективность (р<0,001) оказывают прямое влияние на психологическое благополучие подростков.При этом отношение к собственной одаренности (р<0,01) опосредует влияние уровня достижений (р<0,01), характеристик субъектности (р<0,001) и жизнестойкости (р<0,01) на психологическое благополучие одаренных подростков.Наибольшее влияние на психологическое благополучие одаренных подростков оказывают жизнестойкость (1,26) и субъектность (0,61), а личностная тревожность непосредственно не предсказывает психологического благополучия подростков, но определяет ковариацию субъектности, жизнестойкости и самоэффективности (значения коэффициентов отрицательны).Показатели Франкфуртских шкал Я-концепции, а также переменные «вид деятельности, в которой проявляются признаки одаренности» и «пол», первоначально включенные в анализ в качестве независимых, в итоговую модель не вошли (р>0,05).
Таким образом, теоретическая модель, иллюстрирующая субъективные предпосылки психологического благополучия одаренных подростков, в нашем исследовании получила лишь частичное подтверждение.Так, можно отметить, что чем больше у одаренных подростков внутриличностных ресурсов, позволяющих эффективно справляться со стрессовыми ситуациями (жизнестойкость, самоэффективность, субъектность), чем сильнее выражена ориентация на активные действия в сложных жизненных ситуациях, открытость новому опыту, ориентация на достижение высоких результатов, чем выше осознанное и деятельное отношение к миру и к себе, способность к целеполаганию, стремление к саморазвитию, готовность к принятию ответственности за совершаемые
Рис. Результаты проверки модели личностных предикторов психологического благополучия одаренных подростков
жизненные выборы, чем выше уверенность в себе и собственном успехе, принятие собственной одаренности, тем выше психологическое благополучие, проявляющееся в ориентации на позитивное взаимодействие с окружающими, максимальную реализацию личностных ресурсов.Эти взаимосвязи проявляются независимо от того, в каком виде деятельности подростки проявляют признаки одаренности, что было частично описано в наших предыдущих исследованиях [5; 6] и соответствует тенденциям, типичным для взаимосвязей между этими переменными в целом [8; 12; 36; 37], в том числе и в подростковом возрасте [33].
Необходимо, однако, отметить, что в выборке одаренных подростков зафиксирован сложный характер взаимосвязей и опосредования психологического благополучия личности выделенными в исследовании субъективными переменными.Жизнестойкость и субъектность оказывают и прямое, и косвенное (через отношение к собственной одаренности) влияние на уровень психологического благополучия одаренных подростков.Выявленная роль данных переменных может быть объяснена особенностями старшего подросткового возраста, в котором актуализируется ориентация на осознанный, активный подход к формированию собственной личности, собственным достижениям, преобразованию окружающей действительности на фоне повышения значимости ситуации жизненного выбора, сопряженного с этапом окончания школы, с одной стороны.Результаты показывают, что для одаренных подростков особое значение в медиации взаимосвязей субъектности и жизнестойкости с психологическим благополучием играет отношение к собственной одаренности, которое, будучи благоприятным, усиливает описанные взаимосвязи, укрепляя психологическое благополучие подростков с высоким уровнем жизнестойкости и самоэффективности.Этот результат позволяет считать отношение к собственной одаренности особым феноменом, характеризующим личность одаренных подростков, и подчеркивает перспективность изучения отношения подростков, проявляющих признаки одаренности, к собственным возможностям в качестве предиктора их благополучия.
Важную роль для понимания взаимосвязей психологического благополучия, субъектности, жизнестойкости и самоэффективности одаренных подростков играет тревожность, в структуре которой значимое место занимает оценка перспектив собственного будущего.Согласно полученной модели, тревожность опосредует значения показателей жизнестойкости, самоэффективности и субъектности: чем ниже тревожность в сфере оценки пер спектив собственного будущего, тем выше уверенность в себе, готовность проявлять настойчивость в решении и достижении поставленных задач и целей, ориентация на активные действия в трудных ситуациях.
Согласно полученной модели, отношение к собственной одаренности определяется достижениями, демонстрируемыми подростком, что показывает роль внешней экспертной оценки в формировании отношения к собственной одаренности.При наличии высоких достижений, подкрепляемых соответствующими наградами, у подростков акцентируется оценка ресурсных сторон одаренности, укрепляется уверенность в себе, усиливается мотивация достижений.Однако необходимо отметить, что при этом уровень достижений не оказывает прямого влияния на психологическое благополучие подростков, что подтверждается нашими предыдущими результатами [7] и подчеркивает значимость психологического сопровождения личности одаренных подростков, направленного на формирование конструктивного отношения к собственной одаренности.
В то же время некоторые элементы теоретической модели не нашли подтверждения в ходе ее эмпирической верификации.Так, отдельного внимания заслуживает отсутствие в итоговой модели показателей, характеризующих Я-концепцию одаренных подростков.В наших предыдущих исследованиях [6], а также в исследованиях других авторов [15; 16; 19; 23; 27; 35] было показано, что показатели психологического благополучия и Я-концепции одаренных подростков достаточно тесно связаны друг с другом.Тем не менее включение этих показателей ухудшило качество модели до уровня, не позволяющего признать ее достоверной.Объяснение этого факта может быть связано с тем, что остальные переменные, включенные в модель, представляли собой суммарные показатели, характеризующие соответствующие им личностные особенности в целом и имеющие больший диапазон возможных значений, чем частные показатели, характеризующие отдельные аспекты Я-концепции.В связи с этим представляется перспективной последующая эмпирическая верификация предложенной нами ранее теоретической модели с использованием психодиагностических методик, позволяющих фиксировать суммарные показатели, характеризующие самоотношение подростков.Помимо этого, независимая переменная «вид деятельности, в которой проявляются признаки одаренности» также не вошла в итоговую модель.Этот факт может объясняться преобладанием общих для всех одаренных подростков взаимосвязей между психологическим благополучием и его субъективными предпосылками, не зависящими от специфики вида деятельности, в которую вовлечен подросток.В то же время наши предыдущие данные [5; 7] указывают на то, что психологическое благополучие подростков, проявляющих одаренность в различных видах деятельности, и особенности их личности, которые рассматриваются в нашем исследовании в качестве его субъективных предпосылок, при примерно одинаковом уровне значений суммарных показателей демонстрируют качественное своеобразие значений отдельных шкал, что свидетельствует о перспективности задачи построения модели, учитывающей показатели, полученные по отдельным шкалам.Возможно также, что данная переменная не вошла в итоговую модель в силу неравномерного объема подгрупп подростков с признаками одаренности в разных видах деятельности.Отсутствие в итоговой модели фактора «пол», по всей вероятности, обусловлено различиями в гендерной специфичности видов деятельности, в которых проявляется одаренность подростков, что определяет перспективность последующего изучения субъективных предпосылок психологического благополучия подростков, вовлеченных в специфично- и неспецифично-половые виды деятельности.
В качестве ограничений представленной модели можно отметить, что подростки, результаты которых были исключены из итогового анализа, могут составлять особую группу, характеризующуюся специфическим соотношением психологического благополучия с другими параметрами, отличающимся от того, которое представлено в итоговой модели.Помимо этого, при построении модели учитывались преимущественно суммарные показатели, характеризующие особенности психологического благополучия подростков и их внутриличностные ресурсы в целом, без учета их качественной специфики.Уровень достижений подростков в тех видах деятельности, в которых они проявляют признаки одаренности, фиксировался на основе их самоотчетов и не подтверждался официальными документами.В числе ограничений необходимо также упомянуть уже отмеченную выше неравномерность объема подгрупп подростков, проявляющих одаренность в разных видах деятельности, а также разные организационные условия обучения подростков, принявших участие в исследовании, которые могли оказать влияние на итоговые результаты.
Выводы
Построенная в результате исследования структурная модель, описывающая субъективные предпосылки психологического благополучия одаренных подростков, обладает приемлемой объяснительной силой, позволяет проанализировать отношения между включенными в нее компонентами.Прогностические возможности модели необходимо учитывать при организации психолого-педагогической работы с одаренными детьми и подростками.Очевидно, что усилия педагогов и психологов должны быть направлены на формирование и развитие жизнестойкости, субъектности, самоэффективности одаренных подростков, формирование позитивного отношения к собственным способностям, поддержку подростков, не демонстрирующих по тем или иным причинам высоких результатов.Полученные в нашем исследовании результаты подтверждают перспективность дальнейшего поиска субъективных факторов, поддерживающих и укрепляющих психологическое благополучие одаренных подростков с учетом особенностей социальной ситуации их личностного становления.
Литература
- Акованцева Л.И. Одаренность, мотивация, успеваемость: трудности и конфликты // Вестник Удмуртского университета.Серия «Философия.Психология.Педагогика».2016.Том 26.№ 2.С. 32—35.
- Арчакова Т.О., Веракса А.Н., Зотова О.Ю., Перелыгина Е.Б. Субъективное благополучие у детей: инструменты измерения и возрастная динамика // Психологическая наука и образование.2017.Том 22.№ 6.С.68—76.DOI:10.17759/pse.2017220606
- Ахрямкина Т.А., Чаус И.Н. Психологическое благополучие учащихся в образовательной среде: монография.Самара: СФ ГБОУ ВПО МГПУ, 2012.104 с.
- Буданова Е.И., Еркин Н.В. Тревожность как фактор проявления креативности у младших школьников // Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 60-летию со дня рождения В.Н.Дружинина (г.Москва, 25—26 сентября 2015 г.).М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015.С.44—46.
- Волкова Е.Н. Психологические особенности субъектности одаренных подростков // Известия Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена.2020.№ 197.С. 52— 62.DOI:10.33910/1992-6464-2020-197-52-62
- Волкова Е.Н., Васильева С.В.Самоэффективность и отношение к собственной одаренности у подростков // Азимут научных исследований: педагогика и психология.2021.Том 10.№ 1(34).С.335—338.DOI:10.26140/anip- 2021-1001-0085
- Волкова Е.Н., Микляева А.В., Кошелева А.Н., Хороших В.В. Отношение к собственной одаренности у старших подростков, прошедших педагогический отбор на специализированные образовательные программы // Психологическая наука и образование.2020.Том 25.№ 3.С.49—63.DOI:10.17759/pse.2020250305
- Ерзин А.И., Епанчинцева Г.А. Cамоэффективность, проактивность и жизнестойкость в обучении (влияние на академические интересы и достижения студентов) // Современное образование.2016.№ 2.С.65—83.DOI:10.7256/2409-8736.2016.2.15968
- Карамаева Л.А. Психолого-педагогические аспекты развития межличностных отношений одаренных младших школьников: Автореф.дисс....канд.психол.наук.Самара, 2005.28 с.
- Лактионова Е.Б., Грецов А.Г., Орлова А.В., Тузова А.С. Особенности психологического благополучия одаренных подростков с разным уровнем развития креативности // Психологическая наука и образование.2021.Том 26.№ 2.С.28—39.DOI:10.17759/pse.2021260203
- Ларионова Л.И. Модель интеллектуальной одаренности и культурно-психологические факторы ее развития // Сибирский психологический журнал.2005.№ 21.С.157—161.
- Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости.М.: Смысл, 2006.63 с.
- Микляева А.В., Хороших В.В., Волкова Е.Н. Субъективные факторы психологического благополучия одаренных подростков: теоретическая модель // Science for education today.2019.Том 9.№ 4.С.36—55.DOI:10.15293/2658-6762.1904.03
- Подольский А.И., Карабанова О.А., Идобаева О.А., Хейманс П. Психоэмоциональное благополучие современных подростков: опыт международного исследования // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.2011.№ 2.С.9—20.
- Рысева А.А.Особенности и развитие самоотношения интеллектуально одаренных подростков: Автореф.дисс.… канд.психол.наук.Иркутск, 2008.22 с.
- Суднева О.Ю.Одаренные дети: особенности и сложности развития // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал).2012.№ 11(19).URL: http://vital.lib.tsu.ru/ vital/access/manager/Repository/vtls:000450495
- Титова О.И., Холодцева Е.Л. Жизнестойкость как фактор социально-психологической адаптации одаренных школьников // Институт психологии Российской академии наук.Социальная и экономическая психология.2017.Том 2.№ 4(8).С. 43—70.
- Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники.М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008.212 с.
- Щебланова Е.И., Петрова С.О. Общая и академическая я-концепции одаренных учащихся средней школы // Психологические исследования.2014.Том 7.№ 38.С.7.
- Albert R.S.The achievement of eminence: A longitudinal study of exceptionally gifted boys and their families.In Subotnik R.F., Arnold K.D.(Eds.).Beyond Terman: Contemporary longitudinal studies of giftedness and talent.Norwood, NJ: Ablex.1994.P. 282—315.
- Azizan N.H.B., Mahmud Z.B. A systematic review on determinants of subjective well-being // Environment — Behaviour Proceedings Journal.2018.Vol.3.P.1—9.DOI:10.21834/e-bpj.v3i7.1228
- Bergold S., Wirthwein L., Rost D.H., Steinmayr R.Are gifted adolescents more satisfied with their lives than their non-gifted peers? // Frontiers in Psychology.2015.Vol.6.P.1623.DOI:10.3389/ fpsyg.2015.01623
- Casino-García A.M., Llopis-Bueno M.J., Llinares- Insa L.I.Emotional Intelligence Profiles and Self- Esteem/Self-Concept: An Analysis of Relationships in Gifted Students // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021.Vol.18(3).P.1006.DOI:10.3390/ijerph18031006
- DeCaroli M.E., Sagone E.Generalized Self-efficacy and Well-being in Adolescents with High vs.Low Scholastic Self-efficacy // Procedia — Social and Behavioral Sciences.2014.Vol.141.P.867—874.DOI:10.1016/j.sbspro.2014.05.152
- Jackson S.P., Peterson J. Depressive disorder in highly gifted adolescents // Journal of Secondary Gifted Education.2003.Vol.14(3).P.175—186.DOI:10.4219/ jsge-2003-429
- Jones T. Equally cursed and blessed: Do gifted and talented children experience poorer mental health and psychological well-being? // Educational & Child Psychology.2013.Vol.30(2).P.44—66.
- Llinares-Insa L.I., Casino-García A.M., García- Pérez J.Subjective Well-Being, Emotional Intelligence, and Mood of Parents: A Model of Relationships.Impact of Giftedness // Sustainability.2020.Vol.12.P.8810.DOI:10.3390/su12218810
- Mudrak J., Zabrodska K.Childhood giftedness, adolescent agency // Gifted Child Quarterly.2014.Vol.59.No.1.P.55—70.DOI:10.1177/0016986214559602
- Neihart M. The impact of giftedness on psychological well-being: What does the empirical literature say? // Roeper Review.1999.Vol.22.Р.10— 17.DOI:10.1080/02783199909553991
- Pfeiffer S.I.Success in the classroom and in life: Focusing on strengths of the head and strengths of the heart // Gifted Education International.2017.Vol.33(2).P.95—101.DOI:10.1177/0261429416640337
- Reichenberg A., Landau E.Families of Gifted Children / In Shavinina L.V.(eds) // International Handbook on Giftedness.Springer, Dordrecht, 2009.DOI:10.1007/978-1-4020-6162-2_43
- Robinson N.M. The Social World of Gifted Children and Youth / In Pfeiffer S.I.(eds) // Handbook of Giftedness in Children.Springer, Boston, MA, 2008.DOI:10.1007/978-0-387-74401-8_3
- Shekarey A., Moghadam A., Amiri F., Rostami M. The relation of self-efficacy and hardiness with the education progression among the sophomore girl students in a high school in Aleshtar city // Procedia — Social and Behavioral Sciences.2010.Vol.5.P.1905— 1910, DOI:10.1016/j.sbspro.2010.07.386
- Singh B., Udainiya R.Self-Efficacy and Well- Being of Adolescents // Journal of the Indian Academy of Applied Psychology.2009.Vol.35.No.2.Р.227— 232.
- Suldo S.M., Hearon B.V., Shaunessy-Dedrick E. Examining gifted students’ mental health through the lens of positive psychology / In S.I.Pfeiffer, E.Shaunessy-Dedrick, M.Foley-Nicpon (Eds.) // APA Handbook of Giftedness and Talent.Washington, DC: American Psychological Association, 2018.Р.433— 449.DOI:10.1037/0000038-028
- Yu Y.-C., Liang J.-C.Relationships among Affect, Hardiness and Self-Efficacy in First Aid Provision by Airline Cabin Crew // International Journal of Environmental Research and Public Health.2021.Vol. 18.P.2108.DOI:10.3390/ijerph18042108
- Zimmerman B.J., Martinez-Ponz M.Student differences in self-regulated learning: relating grade, sex, and giftedness to self-efficacy and strategy use // Journal of educational psychology.1990.Vol.82(1).P. 51—59.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1466
В прошлом месяце: 38
В текущем месяце: 16
Скачиваний
Всего: 582
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 10