Вступительное слово

87

Общая информация

Рубрика издания: От редакции

Тип материала: редакторская заметка

Получена: 10.11.2023

Для цитаты: Рубцов В.В., Исаев Е.И., Косарецкий С.Г. Вступительное слово // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 5. С. 4 – 6.

Полный текст

Трудности в обучении и школьная неуспешность в фокусе комплексных психолого-педагогических исследований

Данные современных международных исследований качества образовательных  достижений, отечественных психолого-педагогических и социологических исследований, показывают, что число российских школьников, испытывающих трудности в обучении, не достигающих пороговых значений функциональной грамотности значительно и имеет тенденцию к нарастанию (в части, например, естественнонаучной грамотности).  

Серьезным вызовом к возможностям современной системе школьного образования обеспечить качественное обучение всех стал рост разнообразия ученического контингента, обусловленный демографическими и социально-политическими факторами: в школу приходит все больше детей с ОВЗ и инвалидностью, из семей мигрантов, беженцев, из неполных семей, детей-сирот.

Проблема трудностей в обучении имеет серьезные антропологические и социально-экономические измерения. Школьная неуспешность является значимым предиктором профессиональной и социальной неуспешности на следующих возрастных этапах. Негативные эффекты данной проблемы проявляются в судьбах конкретных детей, сказываются на благополучии территорий, имеют долгосрочное влияние на качество человеческого капитала страны, особенно условиях сокращения численности населения.

По данным опросов педагоги, педагоги-психологи, руководители образовательных организаций и родители испытывают в той или иной степени дефицит знаний и компетенций в области профилактики и преодоления трудностей   в обучении, формулируют запрос к психолого-педагогической науке. В свою очередь для науки данная проблематика открывает широкие возможности импакта, генерации и мобилизации знаний для решения острой проблемы, продвижения доказательного подхода в образовательной политике и практике. 

При этом можно утверждать, что тема неуспешности, неуспеваемости, трудностей в обучении в отечественной науке имела не простую судьбу.  Первоначально горячий интерес   к ее изучению, в том числе, для «борьбы с второгодничеством», опирающийся как на потенциал идей Л.С. Выготского, так и на достижения зарубежной науки того времени (А.Р. Лурия, П.П. Блонский и др.), был на длительный период «охлажден» кампанией против педологией.

В дальнейшем советские и российские исследователи обращались к этой теме, однако при наличии ряда глубоких и оригинальных работ данная проблематика не вошла в число приоритетных, не стала предметом масштабных комплексных, лонгитюдных исследований, не стимулировала появление оригинальных, имеющих мировое значение теорий и научных школ. Развитие данного направления шло в изоляции от мировых тенденций и в значительной степени без опоры на потенциал культурно-исторической теории. Наука не представила практикам полноценного набора средств для диагностики, профилактики и преодоления проблемы.

Признание масштаба и значимости проблемы трудностей в обучении на государственном уровне в последние годы стимулировала рост интереса со стороны университетской и затем академической науки к исследованиям в данной области.

В период 2020-2022 гг. научными коллективами ФГБОУ ВО МГППУ, НИУ ВШЭ, образовательных учреждений стран содружества и региональных центров России были проведены исследования по широкому спектру проблемы трудностей в обучении и школьной неуспешности, в том числе  «Разработка и апробация целевой модели системы профилактики и коррекции трудностей в обучении у обучающихся, имеющих соответствующие риски неблагоприятных социальных условий» (2020), «Формирование психологической компоненты методической подготовки будущего учителя, необходимой для анализа причин ошибок учащихся в целях развития их предметного понятийного мышления в процессе решения учебных задач» (2021-2022),  «Диагностика трудностей в обучении у обучающихся начальной школы» (2022). Началось первое российское лонгитюдное исследование факторов образовательной неуспешности (2022). 

С 2020 года работает постоянно действующий семинар МГППУ и Института образования НИУ ВШЭ «Школьная неуспешность: профилактика, диагностика, преодоление». Он стал площадкой коммуникации исследователей, политиков и практиков, а также платформой общественной консолидации для продвижения проблемы школьной неуспешности в повестку национальной образовательной политики. В 2022 году ведущие российские ученые и специалисты Российской академии образования обсудили тему академической неуспешности на тематическом круглом столе.   В 2023 году конкретные аспекты проблемы включены в «Перечень актуальных тематик диссертационных исследований в области наук об образовании», утверждённом РАО и ВАК.

Выпуск данного специального тематического выпуска журнала «Психологическая наука и образование» призван зафиксировать изменение места проблематики трудностей в обучении в повестке российской науки, представить результаты проведенных исследований и способствовать решению этой сложной, имеющей государственное и общественное значение проблемы.  

При отборе статей для выпуска редакторы стремились отразить разнообразие аспектов проблемы, в том числе, спектр видов трудностей, разнообразие факторов, определяющих возникновение трудностей, специфику их проявления проявление на разных возрастных этапах и применительно  к отдельным категориям детей, особенности восприятия разными участниками образовательных отношений, подходы к диагностике и коррекции трудностей на уровне школы и поддержку  этого направления в политиках национального уровня.  Авторы статей представляют исследовательские коллективы России, Казахстана. Азербайдажана, городов Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Елабуга.

В открывающей журнал статье Е.И. Исаева и А.А. Марголиса представлен объективный анализ возможностей и ограничений сложившихся в российской науке подходов к пониманию природы трудностей и работы по их преодолению. С позиций культурно-исторической теории обосновывается, что в существующей системе, как диагностики, так и преодолении трудностей в обучении слабым звеном является сохраняющееся представление о независимости процессов обучения и развития. Предлагаемый авторами подход, синтезирующей идеи «зоны ближайшего развития», скаффолдинга, RTI (response to intervention), призван расширить возможности и повысить эффективность практической работы по диагностике, профилактике и коррекции трудностей в обучении в массовой школе. Данный подход лег в основу целевой модели системы профилактики и коррекции трудностей в обучении у обучающихся, разработанной и апробированной в 2020-2022 гг. научными коллективами ФГБОУ ВО МГППУ, НИУ ВШЭ.

Начальная школа – ступень, на которой впервые так наглядно для всех проявляются трудности в обучении, и одновременно – это этап, на котором еще возможно обеспечить профилактику, диагностику и купирование проблемы.  В  выпуск включены статьи, рассматривающие проявление трудностей младших школьников в коммуникации   и социальной адаптации (тревожность, страхи, агрессия, стресс), выступающих предикторами появления собственно учебных трудностей и школьной неуспешности (С.П. Санина, М.Д. Расторгуева, Т.А. Егоренко, А.В. Лобанова, Н.П. Радчикова), а также особенности влияния на результаты детей в начальной школе  предшествующего образовательного опыта и семейных   условий (Д.Р. Ахмеджанова, Р.М. Байрамян, Е.Г. Лизунова, А.К. Нисская). Отдельную группу обучающихся, имеющих потенциальные риски появления трудностей в обучении и школьной неуспешности, составляют дети из семей мигрантов. В статье В.В. Гриценко, М.Ю. Чибисовой, Н.В. Ткаченко, О.С. Павловой, О.Е. Хухлаева раскрывается влияние факторов ориентация обучающихся на сохранение норм родной культуры и включенности в культуру принимающего общества на психологическое благополучие как значимого показателя школьной успешности.

Учитель является ключевой фигурой в обеспечении достижения школьниками необходимого уровня функциональной грамотности.   Отсюда   его представления о причинах трудностей в обучении,  оптимальных методах их профилактики и коррекции, установки педагогов относительно слабоуспевающих учащихся, а также убеждения в отношении собственных профессиональных  ответственности и возможностей являются значимым фактором сохранения или решения проблемы, и важным предметом исследований. В тематическом выпуске журнала эта проблематика представлена статьями российских (Е.В. Овакимян, Р.М. Байрамян, Н.А. Серова, О.М. Исаева) и казахских исследователей (Ш.О. Тазабек, К.А. Турсунбаева, А.А. Щербаков). В первом случае интересные грани вопроса раскрываются через сопоставления представлений учителей и родителей учащихся начальной школы. В свою очередь в публикации исследователей из ПИМУ (Е.Д. Божкова, В.В. Катунова, А.А. Коновалов) оценка различий в прогностической значимости данных экспертного опроса родителей и педагогов проводится на основе данных сплошного психологического обследования младших школьников по выявлению факторов индивидуального риска нарушения психического состояния и поведения.

Вызовом  для учащихся, их семей и педагогов стало изменение режима   обучения в период пандемии COVID-19. Вынужденный переход на дистанционную форму организации образовательного процесса  создал особенные  риски трудностей в освоении образовательных программ для детей семей с низким социально-экономическим статусом, испытывающих  недостаток ресурсов для успешной организации образовательного процесса в  домашних условиях, так и для школьников с низкой мотивацией, самостоятельностью, уровнем развития навыков организации учебной деятельности. Исследования влияния изменений в обучении в условиях актуальны не только для ретроспективного анализа, но в свете возможных повторений подобных явлений, а также применительно к более общему вопросу обеспечения качества образовательных результатов     всех учащихся при обучении с использованием цифровых технологий. В журнале представлены результаты исследований изменений в успеваемости учащихся сельских и городских школ до и после начала пандемии на примере одного из российских регионов (Ю.Д. Керша, О.В. Недосып, О.И. Пиотух).

В актуальной исследовательской повестке, наряду с факторами школьной неуспешности, предметом внимания являются факторы, определяющие способность обучающегося, адаптироваться к социальным ситуациям, демонстрировать   высокие академические достижения, несмотря    на невзгоды и ограничениям, вызванные условиями жизни и обстоятельствами развития – резильентость. В статье В.Л. Виноградова, В.Л. Шатуновой    предлагаются версии ответов на вопросы о связи личностной резильентности связана с другими особенностями обучающегося, его академической успешностью, с одной стороны, и характеристиками образовательного процесса, с другой стороны. 

 С учетом масштаба существующей проблемы реализация  современных моделей профилактики школьной неспешности и помощи детям с трудностей в обучении  не может стать  зоной исключительной ответственности учителей, педагогов-психологов, но предполагает выстраивание соответствующего направления государственной образовательной политики, включающей механизмы нормативного и ресурсного обеспечения. В статье С.Г. Косарецкого обсуждается опыт решения этой задачи в   России с 90-х годов по настоящее время, раскрываются дефициты реализованных подходов и обсуждаются перспективные решения, опирающиеся на принципы справедливости и инклюзии в образовании.  

Первым за последние десятилетия общероссийским государственным проектом, решавшим задачи преодоления школьной неуспешности, стал проект адресной методической помощи школам с низкими образовательными результатами». В публикации И.С. Денисенко представляются результаты исследований, сопровождавших   реализацию Проекта, позволивших получить значимые выводы о факторах успешности профилактики низких образовательных результатов учащихся через изменения в практиках работы школ.

Для выборы эффективных подходов к решению проблемы на государственном уровне ценным является опыт других стран. Система образования Азербайджана имеет общие с российской исторические корни. Отсюда интерес представляет представленное в выпуске журнала исследование азербайджанскими учеными (У.Т.  Микаилова, Г.З. Гусейнзаде) факторов, влияющих на успеваемость учащихся средних школ, их связи с проводимыми в стране реформами.  

Мы надеемся, что публикация тематического номера стимулирует дискуссии в научном сообществе и будем рады обратной связи. Мы уверены, что внимание журнала к теме трудностей в обучении не ограничится отдельным тематическим номером, но отразится в дальнейшей стратегической редакционной политике и приглашаем исследователей направлять свои публикации на данную тему.

Информация об авторах

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Исаев Евгений Иванович, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры педагогической психологии им. профессора В.А. Гуружапова факультета «Психология образования», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4652-5780, e-mail: eiisaev@yandex.ru

Косарецкий Сергей Геннадьевич, кандидат психологических наук, директор центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8905-8983, e-mail: skosaretski@hse.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 57
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 87
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 12