Восприятие и действие: взгляд на проблему с позиций онтогенетических исследований

Аннотация

В статье на основе собственных исследований и работ других авторов в области раннего онтогенеза аргументируется гипотеза о возможности выделения двух функциональных субсистем в единой системе восприятия и действия — перцептивного контроля действия и опознания. Отличия в организации функционирования двух субсистем лежат в координатах взаимодействия с окружающим миром (аллоцентрическая — эгоцентрическая), типе кодирования и хранения информации (амодальное кодирование — модально-специфическое), степени осознанности (большая степень характерна для системы опознания) и особенности эффектов антиципации (пространственно-временное упреждение — избирательное ожидание). Обе субсистемы развиваются с момента рождения, однако субсистема перцептивного контроля достигает более зрелого уровня организации раньше субсистемы опознания. Несмотря на признаки диссоциации между двумя субсистемами, их функционирование управляется репрезентациями, организованными гетерархически, а доминирование субсистем в единой системе происходит в соответствии с задачей.

Общая информация

Рубрика издания: Специальная тема выпуска

Для цитаты: Сергиенко Е.А. Восприятие и действие: взгляд на проблему с позиций онтогенетических исследований // Психология. 2004. Том 1. № 2. С. 16–37.

Литература

  1. Байаржон Р. Представления младен­цев о скрытых объектах: ответ на три возражения // Иностр. психол. 2000. № 12. С. 13–34.
  2. Баттерворт Дж., Харрис М. Прин­ципы психологии развития. М.: Когито-Центр, 2000.
  3. Бауэр Т. Психическое развитие мла­денца. М.: Прогресс, 1979.
  4. Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977.
  5. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.
  6. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1970.
  7. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: УРСС, 2001.
  8. Митькин А.А. Системная организа­ция зрительных функций. М.: Наука, 1988.
  9. Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психо­логии. М.: Прогресс, 1981.
  10. Пиаже Ж. Избранные психологичес­кие труды. М.: Просвещение, 1969.
  11. Сергиенко Е.А. Дискуссия о проис­хождении знаний // Иностр. психол. 2000. № 12. С. 13–25.
  12. Сергиенко Е.А. Антиципация в ран­нем онтогенезе человека. М.: Наука, 1992.
  13. Сергиенко Е.А. Истоки познания: он­тогенетический аспект // Психол. журн. 1996. Т. 17. № 4. С. 43–54.
  14. Сергиенко Е.А., Дозорцева А.В. Cоот-ношение восприятия и действия в мла­денческом возрасте // Психол. журн. 2000. Т. 21. № 5. С. 23–35.
  15. Ashmead D.H., Davis D.L., Whalen T., Odom R.D.   Sound localization and sensitivity to interaural time differences in human infants // Child Develop. 1991. V. 62. P. 1211–1226.
  16. Baillargeon R. Object performance in 3,5 and 4,5-month-old infants // Develop. Psychol. 1987. V. 23. P. 655–664.
  17. Baillargeon R. Young infants’ expecta­tions about hidden objects: a reply to three challenges // Develop. Science. 1999. V. 2. № 2. P. 115–133.
  18. Baillargeon R., Su-hua Wang. Event ca­tegorization in infancy // Trends in cogni­tive sciences. 2002. V. 6. № 2. Р. 85–93.
  19. Bertenthal B.I. Origins and early devel­opment of perception, action and represen­tation // Annu. Rev. Psychol. 1996. V. 47. Р. 431–459.
  20. Bertenthal B.I., Campos J.J. A systems approach to the organizing effects of self-produced locomotion during infancy // Advan. Infancy Research. 1990. V. 6. Р. 51–98.
  21. Bertenthal B.I., Rose J.L., Bai D.L. Percetion — action coupling in the develop­ment of visual control of posture // J. Exper. Psychol.: Human Percept. Perfor-mance. 1995. V. 14. № 2. Р. 67–81.
  22. Butterworth G., Hopkins B. Hand-mouth coordination in the newborn baby // British J. Devel. Psychil. 1988. V. 6. P. 303–314.
  23. Clifton R., Rochat P., Robin D., Berthi-er N. Multimodal perception in the control of infant reaching // J. Exper. Psychol.: Human Percept. Perfomance. 1994. V. 20. Р. 876– 886.
  24. Decety J., Jeannerod M. Fitts’law in mentally simulated movements // Behav. Brain Research. 1996. V. 120. Р. 1763– 1777.
  25. Diamond A. Neuropsychological insight into meaning of object concept develop­ment // Biology and Knowledge: Structural constraints on development. N.Y., 1990. Р. 1–52.
  26. Field T.M., Woodson R., Greenberg R., Cohen D. Discrimination and imitation of facial expressions by neonates // Science. 1982. V. 218. P. 179–181.
  27. Gibson E.J., Riccio G., Schmuck-ler M.A., Rosenberg D., Taormina J. Detection of the traversability of sufaces by crawling and walking infants // J. Exper. Psychol.: Human Percept. Performance. 1987. V. 13. Р. 533–544.
  28. Gibson E.J., Schmuckler M.A. Going some where: an ecological and experimental approach to development of mobility // Ecol. Psychol. 1989. V. 1. Р. 3–25.
  29. Gibson E.J., Walker A.S. Development of knowledge of visual-tactual affordances of substance // Child develop. 1984. V. 55. № 3. Р. 453–460.
  30. Gibson J.J. The ecological approach to visual perception. Boston: Houghton-Mifflin, 1979.
  31. Goodale M.A., Milner D.A. Separate visual pathways for perception and action // Trends in Neuroscience. 1992. V. 15. P. 20–25.
  32. In-Kyeong K., Spelke E. Perception and understanding of effects of gravity and iner­tia of object motion // Develop. Science. 1999. V. 2. № 3. Р. 339–363.
  33. Jeannerod M. Representations for actions // Advances in psychological sci-ence.V. 2. Biological and cognitive aspects. Hove, UK: Psychological Press, 1998. Р. 337–353.
  34. Jeannerod M. To act or not to act: per­spectives on the representation of actions. The 25th Bartlett lecture // Quart. J. of experim. Psychol. 1999. V. 52A. № 1. Р. 1–29.
  35. Lockman J.J., Ashmead D.H., Bush-nell E.W. The development of anticipatory hand orientation during infancy // J. Exper. Child Psychol. 1984. V. 37. Р. 176–186.
  36. Marr D. Vision. San Francisco, CA: Freeman, 1982.
  37. Meltzoff A., Moor M.K. Imitation of facial and manual gestures by human neonates // Science. 1977. V. 218. P. 179–181.
  38. Munakata Y., McClelland J.L., John­son M.H., Siengler R.S. Rethinking infant knowledge: toward and adaptive process account of successes and failures in object performance tasks // Psychol. Review. 1997. V. 104. Р. 686–713.
  39. Neisser U. The role of invariant struc­tures in the control of movements // Frese M., Sabini J. (Eds.) Goal directed behav­iour: the concept of action in psychology. New Jersey; London; Hillsdale: Lawren­ce Erlbaum associated publishers, 1985. Р. 3–30.
  40. Rochat P. Self-sitting and reaching in 5–8 months old infants: The impact of pos­ture and its development on early eye-hand coordination // J. Motor Behav. 1992. V. 24. Р. 210–220.
  41. Rochat P., Blass E.M., Hoffmeye L.B. Oropharygeal control of hand-month coor­dination in newborn infants // Dev. Psychol. 1988. V. 24. Р. 459–463.
  42. Roucoux A., Culle C., Roucoux M. Development of fixation and pursuit eye movements in human infants // Behav. Brain Reasearch. 1983. V. 10. Р. 133–139.
  43. Spelke E., Breiliger K., Macomber J., Jacobson K. Origins of knowledge // Psychol. Rev. 1992. V. 99. № 4. Р. 605–633.
  44. Thelen E. Grounded in the World: Developmented origins of embodied mind // Infancy. 2000.V. 1. № 1. Р. 3–28.
  45. Thelen E., Smith L. Dynamic systems theories // Theoretical models of human development. Handbook of child psycholo­gy. V. 1. N.Y.: Wiley, 1998.
  46. Thelen E., Smith L.A. Dynamic systems approach to the development of cognition and action. Cambridge, MA: MIT Press, 1994.
  47. Trevarthen C. How control of move­ment develops // Whiting H.T.A. (Ed.) Human Motor Actions: Bernstein researched. Amsterdam: Elsevier, 1984. Р. 223–261.
  48. Ungerleider L.G., Mishkin M. Two cor­tical visual systems // Ingle D.J., Goodale M.A., Mansfield R.J.W. (Eds.) Analysis of visual behavior. Cambridge, MA: MIT Press, 1982. Р. 549–586.
  49. Vinter A. The role of movement in elic­iting early imitation // Child Devel. 1986. V. 57. Р. 66–71.
  50. Von Hofsten C. Eye-hand coordination in newborns // Devel. Psychol. 1982. V. 18. Р. 450–461.
  51. Von Hofsten C. Structuring of early reaching movements: A longitudinal study // J. of motor behav. 1991. V. 23. P. 280–292.
  52. Von Hofsten C. The gearing of early reaching to the environment // Tutorials in motor behaviour. II. Amsterdam, 1993. P. 49–67.
  53. Von Hofsten C., Qi Feng, Spelke E. Object representation and predictive action in infancy // Develop. science. 2000. V. 3. № 2. Р. 193–205.
  54. Von Hofsten C., Ronnqvist L. Stucturing of neonatal arm movements // Child Devel. 1993. V. 64. P. 1046–1057.
  55. Zacks J., Tversky B. Event structure in perception and conception // Psychol. Bull. 2001. V. 127. № 1. Р. 3–21.

Информация об авторах

Сергиенко Елена Алексеевна, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях, Институт психологии Российской Академии Наук (ФГУН ИП РАН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4068-9116, e-mail: elenas13@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 867
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3