Семантика речи: имя, слово, высказываение

Аннотация

Термин «семантика» относится в данной работе к той области психологического функционирования, где у субъекта происходит «осмысливание», «понимание» явлений или сторон действительности, включая языковые элементы. Рассматриваются центральные моменты формирования семантики в онтогенезе: ее начальные проявления у младенцев, развитие в раннем периоде, возникновение феномена именования. Раскрывается психологическое и психофизиологическое содержание семантики слова. Предлагается новое понимание процесса словесного формулирования мысли.

Общая информация

Рубрика издания: Короткие сообщения

Для цитаты: Ушакова Т.Н. Семантика речи: имя, слово, высказываение // Психология. 2005. Том 2. № 1. С. 4–26.

Литература

  1. Алмаев Н.А. Психологические основания выбора слов при построении речи: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1997.
  2. Арно А., Лансло К. Грамматика общая и рациональная Пор-Рояля. М., 1990.
  3. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М.: Изд-во МГУ, 1980.
  4. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М.: Прогресс, 1985.
  5. Байаржон Р. Представления младенцев о скрытых объектах//Иностр. психол. 2000. № 12. С. 13-35.
  6. Бейтс Э. Интенции, конвенции и символы//Психолингвистика/Под ред. А.М. Шахнаровича. М.: Прогресс, 1984. С. 50-103.
  7. Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности. М.;Воронеж: Модэк, 2002.
  8. Виноград Т., Флорес Ф. О понимании компьютеров и познания//Язык и интеллект/Сост. В.В. Петров. М.: Прогресс, 1995. С. 185-230.
  9. Выготский Л.С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. М.: Изд‑во АПН РСФСР, 1956.
  10. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.
  11. Знаков В.В. Психология понимания правды. СПб.: Алетейя, 1999.
  12. Комлев Н.Г. Компоненты содержательной структуры слова. М.: Наука, 1969.
  13. Кушнир Н.Я. Динамика плача ребенка в первые месяцы жизни//Вопр. психол. 1994. № 3. С. 53-60.
  14. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.;Воронеж: Модэк, 1997.
  15. Ляксо Е.Е. Особенности становления акустического взаимодействия в системе «мать-дитя» на ранних этапах онтогенеза//Детская речь: психолингвистические исследования/Под ред. Т.Н. Ушаковой, Н.В. Уфимцевой. М.: Персэ, 2001. С. 88-102.
  16. Матурано У. Биология познания//Язык и интеллект/Сост. В.В. Петров. М.: Прогресс, 1995. С. 95-143.
  17. Найсер У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психологии. М.: Прогресс, 1981.
  18. Павлов И.П. Полн. собр. тр. Т. 3. М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1949.
  19. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. Смоленск: Изд‑во Смоленского гуманитарного университета, 1997.
  20. Пиаже Ж. Психогенез знаний и его эпистемологическое значение//Семиотика/Под ред. Ю.С. Степанова. М.: Прогресс, 1983. С. 90-102.
  21. Пономарев Я.А. Психика и интуиция. М., 1969.
  22. Портнов А.Н. Структура языкового сознания: феноменологический и антропологический аспекты проблемы//Языковое сознание: теоретические и прикладные аспекты/Под ред. Н.В. Уфимцевой. М.;Барнаул, 2004. С. 18-28.
  23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1. М., 1989.
  24. Смит Л.Б. Обладают ли младенцы врожденными структурами знания?//Иностр. психол. 2000. № 12. С. 35-50.
  25. Соколов Е.Н. Восприятие и условный рефлекс. Новый взгляд. М.: Изд-во МГУ, 2003.
  26. Соколов Е.Н. Нейроны сознания//Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1, № 2. С. 2-16.
  27. Соколова Т.В. Ассоциативный словарь ребенка. Архангельск, 1996.
  28. Соловьев В.Д. Понимание речи ребенком в сенсомоторном периоде развития//Теоретические и прикладные исследования психологии речи/Под ред. Т.Н. Ушаковой. М.: Персэ, 1988. С. 141-156.
  29. Степанов Ю.С. Язык и метод. К современной философии языка. М.: Языки русской культуры, 1998.
  30. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка. М.: Наука, 1985.
  31. Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. Психофизиологические механизмы речи. М.: Наука, 1979.
  32. Ушакова Т.Н. Речь: Истоки и принципы развития. М.: Персэ, 2004.
  33. Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова И.А. Речь человека в общении. М.: Наука, 1989.
  34. Ушакова Т.Н. и др. Слово в действии. СПб.: Алетейя, 2000.
  35. Шеварев П.А. Теория обобщенных ассоциаций в психологии. М.;Воронеж: Модэк, 1998.
  36. Чуприкова Н.И. Роль языка и речи в переходе от непосредственного чувственного познания к понятийному мышлению//Фундаментальные проблемы общей психологии. Т. 1./Под общ. ред. В.В. Рубцова. М.: Психологический институт РАО, 2004. С. 288-292.
  37. Kuhl P. Learning and representation in speech and language//Current Opinion in Neurobiology. 1994. V. 4. P. 812-822.
  38. Meltzoff A. Understanding the intentions of others: Re‑enactment of intended acts by 18‑month‑old children//Develop. Psychol. 1995. V.31. P. 939-850.
  39. Morton J.Word recognition//J. Morton, J.C. Marshall (eds). Psycholynguistics 2: Structures and processes. Cambridge, 1979. Р. 107-156.
  40. Tanz C. Studies in the acquisition of deictic expression. Cambridge, 1978.
  41. Tomasello M. Perceiving intentions and learning words in the second year of life//M. Tomasello, E. Bates (eds.). Language Development. The Essential Readings. Berlin, 2001. Р. 111-129.

Информация об авторах

Ушакова Татьяна Николаевна, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник, академик РАО, Институт психологии РАН, Москва, Россия, e-mail: tn.ushakova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1659
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1