Психология
2005. Том 2. № 4. С. 81–93
Исследование и измерение одаренности и креативности с помощью Берлинского теста структуры интеллекта
Аннотация
Цель статьи - представить Берлинский тест структуры интеллекта для диагностики одаренности (BISHB; Jager et al., 2005). Основанный на модели Егера (Jager, 1967; 1982), BISHB - последняя версия в серии последовательно разработанных инструментов. Тест соответствует высоким стандартам конструирования и валидизации. Он особенно подходит для выявления высоких значений интеллекта и позволяет оценить разнообразные способности. Особый акцент в этой статье делается на конструкте креативности, который долгое время находился в фокусе внимания как теоретиков, так и экспериментаторов, занимающихся психометрикой (Sternberg, Lubart, 1999). Креативность заложена в структуру модели BIS, что делает возможным исследование вопросов, касающихся сопоставления двух конструктов - (академического) интеллекта и креативности.
Общая информация
Рубрика издания: Специальная тема выпуска
Для цитаты: Фройнд Ф., Холлинг Х. Исследование и измерение одаренности и креативности с помощью Берлинского теста структуры интеллекта // Психология. 2005. Том 2. № 4. С. 81–93.
Литература
- Barron F. Creativity and psychological health. Princeton, New York: Van Nostrand, 1963.
- Barron F. Creative person and creative process. New York: Holt, Rineheart, & Winston, 1969.
- Bucik V., Neubauer A.C. Bimodality in the Berlin model of intelligence structure (BIS): A replication study // Personality and Individual Differences. 1996. 21. P. 987-1005.
- Gagn F. Constructs and models pertaining to exceptional human abilities // K.A. Heller, F.J.Mцnks, A.H. Passow (eds.). International handbook of research and development of giftedness and talent. Oxford: Pergamon, 1993. Р. 69-87.
- Gottfredson L.S. Why g matters: The complexity of everyday life // Intelligence. 1997. 24. P. 79-132.
- Guilford J.P., Christensen P.R. The one-way relation between creative potential and IQ // Journal of Creative Behavior. 1973. 7. P. 247-252.
- Jager A.O. Dimensionen der Intelligenz [Dimensions of intelligence]. Gottingen: Hogrefe, 1967.
- Jager A.O. Mehrmodale Klassifikation von Intelligenzleistungen. Experimentell kontrollierte Weiterentwicklung eines deskriptiven Intelligenzstrukturmodells [Multimodal classification of intelligence achievement: Experimentally controlled, further development of a descriptive intelligence structure model] // Diagnostica.1982. 28. P. 195-226.
- Jager A.O. Intelligenzstrukturforschung: Konkurrierende Modelle, neue Entwicklungen, Perspektiven [Structural research on intelligence: Competing models, new developments, perspectives] // Psychologische Rundschau. 1984. 35. P. 21-35.
- Jager A.O., Holling H., Preckel F., Schulze R., Vock M., Suss H.-M., Beauducel A. Berliner Intelligenzstruktur-Test fur Jugendliche: Begabungs- und Hochbegabungsdiagnostik (BIS-HB). [Berlin structure of intelligence test for youth: Assessment of talent and giftedness]. Gottingen: Hogrefe, 2005.
- Lubinski D., Benbow C.P. States of excellence // American Psychologist. 2000. 55. P. 137-150.
- Lubinski D., Webb R.M., Morelock M.J., Benbow C.P. Top 1 in 10,000: A 10-year follow-up of the profoundly gifted // Journal of Applied Psychology. 2001. 84. P. 718-729.
- Ones D.S., Viswesvaran C., Dilchert S. Cognitive Ability in Selection Decisions // O. Wilhelm, R. Engle (eds.). Understanding and Measuring Intelligence. London: Sage, 2005.
- Preckel F., Holling H., Wiese M. Relationship of intelligence and creativity in gifted and non-gifted students: An investigation of threshold theory // Personality and Individual Differences. 2006. 40. P. 159-170.
- Renzulli J.S. The three-ring conception of giftedness: A developmental model for creative productivity // R. Sternberg, . Davidson (eds.). Conceptions of giftedness. New York: Cambridge University Press, 1986. Р. 332-357.
- Roznowski M., Reith J., Hong S. A further look at youth intellectual giftedness and its correlates: Values, interests, performance, and behaviour // Intelligence. 2000. 28. P. 87-113.
- Schoppe K.J. Verbaler Kreativitatstest (VKT) [Verbal Creativity Test (VCT)]. Gottingen: Hogrefe, 1975.
- Steiger J.H. A note on multiple sample extensions of the RMSEA fit index // Structural Equation Modeling. 1998. 5. P. 411-419.
- Sternberg R.J., Lubart T.I. The concept of creativity: Prospects and paradigms // R.J. Sternberg (ed.). Handbook of creativity. Cambridge, MA: Cambridge University Press, 1999. Р. 251-272.
- Tewes U., Rossmann P., Schallberger U. Hamburg-Wechsler-Intelligenztest fur Kinder - Dritte Auflage (HAWIK-III) [Wechsler Intelligence Scale for Children - third edition (HAWIK-III)]. Bern: Huber, 2000.
- Urban K.K., Jellen H.G. Test zum schopferischen Denken - zeichnerisch (TSD-Z) [Test for Drawing Productiviy (TDP)]. Frankfurt: Swets Test, 1995.
- Wallach M.A., Kogan N. Modes of thinking in young children. New York: Holt, Rineheart, & Winston, 1965.
- Weiss R. H. Grundintelligenztest Skala 2 (CFT 20) mit Wortschatztest (WS) und Zahlenfolgentest (ZF) (4., uberarb. Auflage) [Intelligence Test Scale 2 (CFT 20) with Vocabulary Test and Number Series Test (4., revised ed.)]. Gottingen: Hogrefe, 1998.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1959
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 6