Формирование экологической культуры студентов разных специальностей в образовательной среде вуза через курс психологии

1232

Аннотация

В статье речь идет о системе cтановления экологической культуры студентов через систему понятий: общая экокультура личности – экологическое сознание личности – личная экологическая культура. Изменение формируемых характеристик экологической культуры может происходить не только напрямую (через усвоение знаний, умений и навыков посредством специальных экологических курсов), но и косвенно (через психолого-педагогическую коррекцию посредством курса психологии, направленного на формирование экологической культуры с социально желательными параметрами). Формирование экологической культуры проводилось через экспериментальный курс «Психология» для студентов вузов разных специальностей на основе психолого-педагогической коррекции психологического компонента посредством экологических единиц. Полученные результаты позволяют говорить об эффективности предложенной методики формирования экологической культуры, позволяют оптимизировать новые педагогические технологии, используемые в психологическом образовании и воспитании студентов.

Общая информация

Ключевые слова: экологическая культура, экологическое сознание, социально желательное поведение

Рубрика издания: Инновационные события

Для цитаты: Калашникова М.Б., Купцова С.А. Формирование экологической культуры студентов разных специальностей в образовательной среде вуза через курс психологии [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2009. Том 1. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2009_n3/Kalashnikova_Kuptsova (дата обращения: 22.05.2024)

Полный текст

На конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, проведенной ООН (1992), признано, что путь промышленно развитых стран с неразумной экологической политикой не пригоден ни для экономического развития, ни для жизни на планете. Результатом работы конференции было провозглашение необходимости перехода к устойчивому, сбалансированному развитию [9]. Вместе с тем, анализ государственных и международных программ, документов показывает, что, по сути, без внимания оставлены вопросы, затрагивающие значение экологической культуры как стратегической основы перехода человечества к эколого-безопасному устойчивому развитию. На уровне государств осуществляются попытки искусственно затормозить процесс отчуждения человека и природы с помощью юридических нормативных актов. Однако во многих случаях получается наоборот: культура и сознание человека направляются на то, чтобы обойти эти тормозящие факторы в виде нормативных актов [10]. Есть предположение, что эта неосознанность возникла вследствие предельно низкого уровня экологической культуры, экологического образования и воспитания, в том числе и в высшей школе [8]. Проблемам экологического образования, развития, воспитания в высшей школе уделяется все большее внимание [5; 6; 7]. Однако в основном эти исследования направлены на решение локальных проблем, в то время как педагогическая практика нуждается в комплексных психолого-педагогических исследованиях закономерностей и механизмов становления экологической культуры. Кроме того, отсутствие соответствующего научного обеспечения не позволяет изучать и эффективно формировать экологическую культуру в образовательной среде вуза. Вопросы взаимодействия человека и природы в современном высшем образовании до сих пор рассматриваются традиционно, исключительно как естественнонаучные, гуманитарным аспектам этого взаимодействия уделяется меньше внимания.
Из многочисленных работ, посвященных этой тематике, очевидно, что глобальные экологические проблемы и их разнообразные проявления в общественной жизни обусловлены в первую очередь причинами психологического характера [2]. И, как следствие, увеличилась значимость изучения психологических аспектов экологического образования и воспитания. На наш взгляд, психологическое изучение процесса формирования экологической культуры у студентов вузов обеспечивает основу для существования педагогически эффективной образовательной среды, обеспечивающей коррекцию с целью формирования социально желательного поведения, связанного с природой.
Изменение формируемых характеристик экологической культуры может происходить не только напрямую (через усвоение знаний, умений и навыков посредством специальных экологических курсов), но и косвенно (через психолого-педагогическую коррекцию посредством курса психологии, направленного на формирование экологической культуры с социально желательными параметрами). Поэтому нами была предпринята попытка разработать экспериментальный курс «Психология» (на базе Государственного стандарта образования (2000), т. е. психолого-педагогическую систему формирования экологической культуры студентов разных специальностей переходного периода. При этом нами учитывались особенности содержания курса «Психология», условия учебной деятельности на разных факультетах, особенности психологического аспекта экологических знаний и умений, что не учитывалось ранее при преподавании экологических дисциплин в вузе.
В качестве принципов, на которых основывается разработанная нами система формирования экологической культуры студентов вузов разных специальностей, выделяются следующие.
Понимание образования как культуросообразной и культурообразующей среды;
Принципы субъективизации природы, экологической культуры, идеи развития и взаимосвязанности природных явлений;
Использование положений возрастной и педагогической психологии, методик экопсихологической диагностики.
А также более узкие принципы формирования экологической культуры студентов:
интеграция естественнонаучных и психологических знаний;
построение учебного курса «Психология» с учетом экокультурных ценностей;
использование экологического сознания как основного механизма психолого-педагогических основ становления экологической культуры студентов;
использование экологических единиц как основного содержательного элемента процесса становления экологической культуры студентов, имеющего тесную взаимосвязь с экокультурной средой, способствующего развитию ответственности и самостоятельности в отношении к человеку и окружающей среде, вследствие чего формируется субъектно-этический тип взаимодействия с природной средой и происходит гармонизация интеллектуально-нравственной, духовно-чувственной структур личности студента.
На этом основании формирование экологической культуры студентов понимается нами как процесс, происходящий на базе психологического компонента (экологического сознания), через экологические единицы как основного средства воздействия на экологическое сознание студентов. Под экологическими единицами мы понимаем системно накопленные экологические знания и умения, интегрированные с психологическими знаниями, содержащие нравственно-экологические нормы, правила отношения к природе вообще и к человеку как части природы, а также поведения человека в отношении природы. В качестве содержания экологических единиц выступают системно накопленные представления о природном мире, представления о природе самого человека, отношения человека и природы и способы их взаимодействия. В организации учебно-воспитательного процесса в вузе введение экологических единиц в психологические учебные дисциплины, их содержание играют важную роль - они способствует коррекции и гармонизации отношений студентов к самим себе, к природной среде и способствуют становлению у них экологической культуры.
Принципы организации экологических единиц:
комплексное стимульное воздействие экологических единиц;
ориентация на сензитивность к экологическим единицам.
Таким образом, формирование экологической культуры студентов включает в себя интериоризацию общего экокультурного опыта изучения природной среды, природы самого человека (знаниевый компонент), взаимодействия человека и природы (деятельностно-практический и нравственно-эстетический компонент) в опыт личный [1]. Задачи экспериментального курса «Психология» включают:
коррекцию целей взаимодействия личности с природой;
коррекцию и формирование экокультурных установок личности, преодоление прагматического антропоцентрического типа отношения к природе;
коррекцию ценностного отношения к самому человеку;
расширение индивидуального экокультурного пространства.
Курс «Психология» изучается на первом курсе на всех факультетах вузов. Мы проанализировали учебно-тематический план, программу данного курса, на основании которых в 2002/03 учебном году в НовГУ были прочитаны лекции и проведены практические занятия. В качестве примера приведем одну тему из разработанного нами курса.
Изучение темы «Предмет, методы и значение психологии. Отрасли психологической науки» предусматривало проведение лекции и практического занятия. Наряду с понятиями о логическом аппарате науки и основными категориями психологии студентам было показано соотношение между культурой и образованием, образованием и сознанием, экологическим сознанием и экологической культурой, экологическим образованием и экологической культурой. Особое внимание уделялось трактовке понятий «экологическая психология» и «экологическая культура» как общественному явлению и важнейшему способу познания человека и его взаимоотношений с окружающей средой среди других наук (экологии, философии, педагогики). В итоге у студентов сложилось представление об основных этапах становления психологии как науки, в том числе и экопсихологии, об экопсихологических теориях и идеях, лежащих в основе концепций экоразвития в разные исторические культурные эпохи, о методах психологии и экопсихологии. Содержание практического занятия было направлено на знакомство с предметом, задачами, методами, значением экологической психологии, ее ролью и местом среди других наук. Проводилось знакомство с экопсихологическими методиками исследования экологического сознания, их применением в практической деятельности будущих специалистов. В итоге у студентов появилось желание изучения рамках психологической науки природы самого человека, студенты задумались об ответственном ценностном отношении к человеку и окружающей природной среде.
Одним из способов формирования экокультуры является организация
самостоятельной познавательной деятельности обучающегося (самообразование в рамках предусмотренной Государственным стандартом самостоятельной работы студентов), обучение его самостоятельному исследованию экокультурных особенностей развития человека и природы и применение их на практике в процессе развития личностных качеств, в будущей профессиональной деятельности. Психологический компонент выступает здесь как осознанная внутренняя потребность. Данный уровень предполагает системную, целостную активность при анализе природной и социальной действительности, способность прогнозировать результаты своей деятельности, поведения на экокультурном уровне жизнедеятельности общества.
По показателю уровня сформированности экологической культуры до и после проведения нами экспериментального курса «Психология» были получены следующие результаты (таблица).
 
Таблица 1. Уровни сформированности экологической культуры студентов в процессе обучения по курсу «Психология» до и после эксперимента (в %)

Специальность

Число студентов, чел.

До эксперимента

После эксперимента

Выс.

Ср.

Низ.

Выс.

Ср.

Низ.

Преподаватель психологии

85

14

19

67

55

34

11

Преподаватель физики

80

13

17

70

53

30

17

Преподаватель биологии

80

31

44

35

71

24

5

Преподаватель экологии, эколог

80

34

33

33

74

22

4

 
Как видно из таблицы 1, если на начальном этапе экспериментальной работы со студентами первого курса естественнонаучного факультета (экологами и биологами) высокий уровень экологической культуры был характере лишь для 34 % и 31 % студентов, то у студентов психологического факультета (психологами), студентов физико-математического факультета (физиками) высокий уровень экологической культуры был характерен лишь для 14 % и 13 %, а по ее окончании составил 74 %, 71 %, 55 % и 53 % соответственно. Высокий уровень экологической культуры подразумевает преобразование личностью самой себя (саморазвитие, самореализация) через дальнейшее познание окружающего природного мира, когда экологическая культура является основой стиля поведения, переходит в общую культуру личности, формируется стойкая личностная потребность создавать вокруг себя гармонию, доверие, терпимость, а уровень развития экологической культуры постоянно повышается в результате самообразования уже за пределами образовательной системы.
Таким образом, система формирования экологической культуры студентов раскрывается через систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, выстраивающихся в последовательности: общая экокультура личности - экологическое сознание личности - личная экологическая культура.
Мы полагаем, что формирование экологической культуры у студентов вузов происходит как процесс экокультурного обучения, личностного становления, в ходе которого они последовательно овладевают формами экосознания, присущими различным уровням и формам развития культуры, природы и человека, которые способствуют самореализации природных возможностей студенчества.
Меняется и роль преподавателя. Из пассивного участника педагогического процесса он превращается в его активного творца, но только при условии наличия у него развитой экологической культуры [5]. Соответственно меняется место образования в мире. Из второстепенной отрасли человеческой деятельности образование превращается в важнейший фактор социально-экономического развития страны. Именно благодаря ему совершенствуется сознание, а вместе с ним и весь окружающий человека мир - формируется экологическая культура. Формируя экологическую культуру у студентов вузов, мы получаем реальную возможность развивать и преобразовывать как наше настоящее, так и будущее.
Полученные результаты позволяют говорить об эффективности предложенной методики формирования экологической культуры у студентов вузов разных специальностей, гармонизации образа мира, человека в нем, преодоление противопоставленности человека остальному миру и позволяют оптимизировать новые педагогические технологии, используемые преподавателями в экологическом образовании и воспитании студентов. В свою очередь, формирование экологической культуры студентов в контексте идей устойчивого развития общества является стратегическим направлением в педагогике и психологии, позволяющим не отчуждать экологические культурные ценности от личностного духовного мира студента, а корректировать ценностное отношение к природной среде, а значит и к самому человеку.

Литература

  1. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
  2. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Учебник для вузов. Ростов-на-Дону, 1996.
  3. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Методики диагностики субъективного отношения к природе. М., 1995.
  4. Глазачев С. Н. // Вестник экологического образования в России. 1998. № 2(8).
  5. Жулев В. А. // Журнал прикладной психологии. 1999. № 5.
  6. Кужанова Н. И. Формирование экологической культуры студентов в высшей технической школе. Монография. Псков, 2004.
  7. Минакова С. Ф. Экология личности и социальные отношения. СПб., 1996.
  8. Панов В. И. // Психологическая наука и образование. 1998. № 1.
  9. Документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. Вып.1: Программа действий. Повестка дня на 21 век. Женева, 1992.
  10. Чичварин В. А. Охрана природы и международные отношения. М., 1990. 11. Ясвин В. А. // Вопросы психологии. 1995. № 4.

Информация об авторах

Калашникова Марина Борисовна, доктор психологических наук, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия, e-mail: kmb@novsu.ac.ru

Купцова С.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии НовГУ, e-mail: svakup@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1531
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 1232
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 8