Психолого-педагогические исследования
2009. Том 1. № 3
ISSN: 2587-6139 (online)
Международный опыт разработки образовательных стандартов
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: школьный психолог, профессиональный стандарт, эффективное руководство, профессиональное сообщество
Рубрика издания: Психология образования
Для цитаты: Журавлева Л.В. Международный опыт разработки образовательных стандартов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2009. Том 1. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2009_n3/Zhuravleva (дата обращения: 24.11.2024)
Полный текст
Шесть основных положений лежат сегодня в основе определения образовательных стандартов, а также в основе оценки качества образования в мировой практике.
Цели: возможно и желательно вывести единое определение, что представляет собой хорошо образованный восемнадцатилетний молодой человек, и требовать от каждой школы придерживаться этого определения.
Авторитет и полномочия: определить задачу, что означает «хорошо образованный», лучше возложить на экспертов - педагогов-теоретиков, официальных представителей политической власти, лидеров промышленности.
Оценивание: если будет существовать определение, единое для всех, появится возможность измерять и сравнивать как отдельных детей, так и школы на местах, в государственных и межнациональных масштабах. В этом аспекте нормы учебных программ для определенных возрастов и этапов обучения следует перевести в объективные тесты, которые образуют унифицированную систему оценки для всех государственных и, по возможности, частных школ и округов. Такая система сделает возможной общественное сравнение между учащимися, школами, округами в любое время.
Принуждение: санкции также должны быть стандартизированы, то есть их необходимо забрать у местных комиссий, заинтересованных людей, включая родителей и учителей. Только централизованная и удаленная система сможет противостоять давлению.
Справедливость: созданные экспертами стандарты, вводимые посредством тестов, являются лучшим способом достичь справедливости в образовании. Несмотря на то что унифицированная национальная система работала бы лучше, если бы всем студентам были доступны относительно одинаковые ресурсы, справедливость требует скорейшего введения данной системы, невзирая на несоответствия, неравенство. Для тех школ, чьи ресурсы скуднее, особенно важным становится сконцентрироваться на насущных проблемах.
Эффективное обучение: ясные ожидания, вместе с системой автоматических поощрений и наказаний, вызовут большее напряжение, а напряжение - вызванное желанием получить вознаграждение, страхом наказания или стыдом, - это ключ к хорошему обучению. Когда и учителя и ученики знают, что определяет неуспех, рациональная система поощрений и наказаний оказывается эффективным инструментом. Ключи к успеху в твердости и уверенности. Поэтому сострадание требует от нас оставаться непреклонными несмотря на испытанные ранее боль и поражения [3].
Отношение к стандартам далеко не однозначно. Так, известный американский педагог Дебора Майер критикует предлагаемую систему с демократических позиций. Основную проблему стандартизации она видит в том, что в этой системе право принимать важные для жизни подрастающего поколения решения отбирается у тех взрослых, которых дети хорошо знают и которые хорошо знают детей [Там же].
В настоящее время разработана целая система стандартов не только в отношении качества образования, но также и для различных служб школы.
Так, в частности, существуют стандарты для руководителей образовательных учреждений (разработаны ISLLC).1 Каждый школьный администратор способствует успеху учащихся тем, что:
Содействует развитию, провозглашению, осуществлению общего для всего сообщества видения процесса обучения.
Защищает и поддерживает культуру школы и образовательную программу, способствующую успешному обучению школьников и профессиональному росту преподавательского состава.
Обеспечивает управление организацией, производственным процессом и ресурсами для безопасного, эффективного и результативного учебного пространства.
Сотрудничает с семьями и членами сообщества, отвечая на запросы и нужды сообщества, мобилизуя ресурсы.
Действует открыто, честно, в согласии с принципами этики.
Воздействует на более широкий политический, социальный, экономический, юридический и культурный контекст [1].
Руководители не могут трансформировать школу одними лишь личными усилиями. Создание обучающегося сообщества требует коллективных усилий, однако такие усилия не приводят к успеху без эффективного руководства. Раньше образцом руководителя считался человек сильный, напористый, властный. Современное представление о руководителе иное. Требуется руководитель, который способен работать совместно с другими, приходя к консенсусу [Там же].
ISLLC - the Interstate School Leaders Licensure Consortium
В связи с этим, в американской системе стандартов разработаны и Стандарты взаимоотношений школы и родителей:
Общение между школой и родителями регулярное, двусторонне направленное и осмысленное.
Школа помогает развивать родительские навыки (знание возрастных особенностей, способов общения с детьми, осуществление контроля, знание учебных привычек, предупреждение уходов из дома, необходимость ограничения просмотра телевизионных программ и т. п.). Снабжает родителей информацией и программами.
Обучение детей. В оказании детям помощи в обучении родители играют существенную роль. Они следят за выполнением домашних заданий, читают рекомендованные учителем книги, чтобы привить интерес к чтению, участвуют в выполнении интерактивных заданий, зная стандарты и программы, следят за успехами своих детей и при необходимости сообщают учителям о том, что их ребенку нужна помощь в том или ином аспекте.
Помощь родителей является добровольной.
Родители являются полноправными партнерами в принятии решений, касающихся их детей (определение уровня, выбор курса, создание индивидуализированного учебного плана, а также определение миссии школы и ее ценностей). Заинтересованные и хорошо информированные родители могут вносить предложения по изменению программ.
Сотрудничество с общиной. Общественные (относящиеся к местной общине) ресурсы используются для усиления школы, поддержки семьи и обучения детей. В то время как школу считают только образовательным учреждением, дающим знания с понедельника по пятницу с сентября по июнь, они должны рассматриваться как ценный ресурс для всей общины [Там же].
Важной частью стандартизации являются также специализированные профессиональные стандарты, включающие, как правило, три направления: основные базовые знания специалиста, профессиональные навыки и обучение, а также практический опыт и оценка компетенции. Собственно эти параметры учитываются, например, при аттестации специалистов школ Калифорнии. Так, для школьного психолога существуют следующие специальные стандарты по данным трем направлениям [6].
Стандарт 1. Основные базовые знания: знание психологии; знание педагогики; знание законодательства, этических и профессиональных норм.
Стандарт 2. Профессиональные навыки: консультирование коллектива; содействие благополучию учащихся, предотвращение кризисных ситуаций и консультирование учащихся; оценивание результатов; планирование и оценка программы; исследования, измерения и технологии.
Стандарт 3. Практический опыт: практика; высшие достижения в практическом опыте; компетентность.
Безусловно, одной из ключевых фигур всего образовательного процесса является учитель. Для оценки его профессионализма в американской системе также разработаны стандарты [4].
Стандарт 1 «Вовлечение всех студентов в учебный процесс и их поддержка» включает:
установление связей предыдущих знаний студентов, их жизненного опыта, интересов с целями обучения;
использование разнообразных методических приемов и ресурсов для того, чтобы отвечать различным потребностям студентов;
активное использование учебных ситуаций, которые развивают самостоятельность, навыки взаимодействия и способность выбора;
вовлечение студентов в решение проблем, в критическое осмысление ситуаций и в другие задания, позволяющие сделать предмет обсуждения значимым для студентов;
поощрение у студентов рефлексии обучения и самоуправления в обучении.
Стандарт 2 «Создание и поддержание эффективной среды для обучения студентов» подразумевает:
создание физического окружения, вовлекающего всех студентов;
установление психологического климата, который бы способствовал честности и взаимному уважению;
содействие общественному развитию и коллективной ответственности;
установление и поддержание стандартов поведения учащихся;
планирование и осуществление классных мероприятий, поддерживающих обучение учащихся;
эффективное использование урочного времени.
Стандарт 3 «Понимание и организация изучаемой темы» включает такие параметры как:
демонстрация знания темы, содержания и понимание как развиваются учащиеся;
организация учебного плана, способствующего усвоению студентами материала;
установление взаимосвязей идей и информации внутри и вне изучаемой темы;
использование методических приемов, в соответствии с содержанием изучаемого материала, для более полного понимания темы учащимися;
использование материалов, дополнительных ресурсов и технологий, для того чтобы сделать изучаемую тему более доступной.
Стандарт 4 «Планирование и разработка учебных занятий для каждого студента» это:
знание и признание ценности жизненного опыта студентов, их интересов, потребностей в знании;
постановка целей обучения;
разработка и организация учебных заданий (упражнений) и материала;
внесение изменений в планы для приведения их в соответствие с потребностями студентов.
Стандарт 5 «Оценивание результатов обученности студентов» предполагает
определение целей обучения и донесение их до учащихся;
сбор и использование различных источников информации для оценивания результатов обучения;
привлечение студентов к самооценке и управление этим процессом;
использование результатов оценивания для выбора методических приемов;
обсуждение прогресса студентов с самими студентами, их семьями, другими.
Стандарт 6 «Профессиональное развитие учителя» включает такие параметры, как:
рефлексия учительской практики и планирование профессионального развития;
определение профессиональных целей и использование возможностей для профессионального роста;
сотрудничество с общиной для исправления недостатков в работе;
сотрудничество с родителями для исправления недостатков в работе;
сотрудничество с коллегами для исправления недостатков в работе.
Выполнение каждого элемента стандартов возможно на разном уровне: от несоответствующей стандартам практики, начального развития соответствующей стандартам практики (начинающий специалист), до зрелой практики (специалист) и практики, показательной в отношении соответствия стандартам (профессионал). В качестве примера, позволим себе привести стандарты для начинающих специалистов в сопоставлении со стандартами для опытных учителей [1].
Стандарты для начинающих учителей |
Стандарты для опытных учителей |
понимает основные концепты, инструменты понимает, как дети учатся и развиваются, и понимает, что возможности учеников отличаются, и может адаптировать установки для разных учеников; понимает и использует различные установочные стратегии, чтобы способствовать развитию у студентов критического мышления, навыков решения проблем и презентационных умений; использует понимание особенностей индивидуального и группового поведения и мотивации для создания условий, поддерживающих позитивное социальное взаимодействие, активность в обучении и внутреннюю мотивацию студентов; применяет знание эффективных вербальных, невербальных и опосредованных техник коммуникации для усиления сотрудничества и поддерживающего взаимодействия в классе; составляет планы, основываясь на знании предмета, особенностей студентов, сообщества и целей учебной программы; понимает и использует различные формальные и неформальные стратегии оценки чтобы определить и удостовериться в том, что интеллектуальное, социальное и физическое развитие ученика учитель – это мыслящий практик, который поддерживает отношения с коллегами по
|
придает особое значение не преподаванию, а учению. В фокусе внимания профессионального обучающегося сообщества – создает учебный план и установки, которые позволяют включить учащихся в активную работу со значимым содержанием; при создании учебных планов и при выработке стратегий оценивания уделяет основное внимание работе и достижениям студентов; сотрудничает с коллегами, обсуждая как принимает необходимость продолжать берет на себя ответственность за создание условий для успешного обучения студентов; действует как лидер. Верит, что может
|
Три документа оказали основное влияние на развитие стандартов в США. Это «Нация в опасности» (1983), «Нация готова: Учителя для 21 века» (1986), и «Самое важное: Будущее Америки и обучение» (1996). Последний документ, разработанный комиссией по вопросам будущего Америки, связанного с обучением, особое внимание обращает именно на деятельность учителя. В документе систематизирована стратегия реформирования, в которой развитие стандартов для учеников тесно связано с развитием стандартов для учителей. Представленный комиссией план включает более высокие требования для лицензирования учителей:
строжайшая проверка знаний учителя;
пересмотр программ переподготовки учителей и закрытие тех программ, которые не отвечают национальному стандарту;
стимулирование и поощрение успешных преподавателей;
обеспечение помощи тем учителям, чья деятельность требует улучшения и увольнение тех, кто не пользуется такой помощью;
постоянный профессиональный рост;
улучшение пространства работы и учебы для учителей и учеников [2].
Переосмысление роли учителя требует и отказа от привычных норм индивидуализма и изоляционизма. Среди необходимых изменений - переход от индивидуализма к профессиональному сообществу, а также переход от подхода, где центральной является деятельность учителя, к подходу, где в центре - деятельность учащегося. Важными требованиями являются переход от технической работы к исследовательской на протяжении всей жизни, и переход от контроля за поведением учеников к ответственности за те условия, в которых он находится в школе. Отмечается также важность перехода от управления работой учителя извне к лидерству самого учителя (учителя сами являются менеджерами в вопросах методики, преподавания, программ, тем самым способствуя лучшему менеджменту и благополучию школы). Учитель перестает заботиться только о своем классе и только о своих учениках, становится частью профессионального сообщества и заботится обо всех учащихся. Безусловно, немаловажным, учитывая современные условия, является и переход учителей к более фундаментальной базе знаний [Там же].
Упомянутый выше доклад «Самое важное: Будущее Америки и обучение» (What Matters Most: teaching For America's Future: Executive Summary /National Commission on Teaching & America's Future) выделяет как наиболее важную стратегию для достижения образовательных целей в Америке: план набора, подготовки и поддержки хороших учителей в каждой школе. В каждом педагогическом коллективе работают учителя, обладающие достаточными знаниями и умениями, чтобы учить так, чтобы учиться мог каждый ученик, а все школьные системы работали для поддержки учителя. Компетентный, квалифицированный и внимательный к нуждам каждого ребенка учитель - вот наиболее важная часть реформы образования.
Предложения специально созданной комиссии носят системный характер и требуют серьезного изменения существующего положения вещей - такого, который позволит создать новую инфраструктуру для профессионального обучения и такую систему ответственности, которая заставит уделять должное внимание стандартам как для педагогов, так и для студентов на каждом уровне - государственном, штата, местного школьного округа, школы и класса.
Комиссия начала работу со следующих исходных положений.
Знания и умения учителей оказывают наибольшее влияние на то, что усваивает ученик.
Набор, подготовка и переподготовка хорошего учителя является центральной стратегией для улучшения школы.
Школьная реформа не будет иметь успех, если не будут созданы такие условия, при которых учителя смогут учить, и учить хорошо [7].
За 10 лет - до 2006 года - планировалось обеспечить каждого американского ученика тем, на что у него должно быть неотъемлемое право: доступом к компетентному, внимательному, квалифицированному учителю, в школе, созданной для успеха учеников. Достижение цели требовало беспрецедентных усилий. Комиссия на основании двулетних исследований выделила ряд препятствий для достижения поставленной цели:
низкий уровень ожиданий от студента;
стандарты для учителей, которые невозможно реализовать в принудительном порядке;
серьезные недостатки в подготовке учителей;
небрежный набор учителей;
неадекватное введение в профессию молодых учителей;
недостаток профессионального развития и поощрений за знания и умения;
школы, созданные скорее для неуспеха, чем для успеха [Там же].
Комиссия выработала пять основных рекомендаций для преодоления данных препятствий и достижения поставленной цели.
Более серьезно подходить к стандартам, как для учителей, так и для учеников:
образовать советы по профессиональным стандартам в каждом штате;
настаивать на аккредитации всех школ системы образования;
закрывать не соответствующие стандартам школы;
лицензировать учителей, основываясь на демонстрации знаний и умений, включая тестирование по предмету, по педагогике и методике;
использовать национальные стандарты в качестве критериев оценивания преподавателей.
Обновить систему профессиональной подготовки и переподготовки учителей:
организовать программы подготовки и профессионального развития учителей на основе стандартов для учащихся и учителей;
разработать расширенную выпускную программу подготовки учителей, которая бы обеспечивала годичную интернатуру в школе профессионального развития;
создать и финансировать программу наставничества для начинающих учителей вместе с оценкой учительских умений;
создать стабильные, высокого качества источники профессионального развития.
Обеспечить качественный набор учителей и поставить в каждый
класс квалифицированного учителя:
увеличить возможности для малообеспеченных районов оплачивать труд квалифицированных учителей;
изменить и рационализировать систему найма;
устранить препятствия для продвижения (мобильности) учителей;
агрессивно проводить набор тех учителей, в которых есть необходимость, и обеспечить стимулы для преподавания в тех местах, где учителей не хватает;
развивать высококачественные направления преподавания для широкого круга нанимаемых.
Поддерживать и поощрять знания и умения учителей:
развивать систему профессионального роста учителя на протяжении всей карьеры, связанную системой оценки деятельности, которая бы способствовала росту знаний и умений;
увольнять некомпетентных учителей.
5. Создать школы, организованные для успеха учителей и учеников:
перераспределить ресурсы: больше инвестировать в учителей и технологии и
меньше на непреподавательский персонал;
обеспечить венчурный капитал в форме школьных грантов для исследований учителей, поощрений для командных усилий, направленных на исправление работы и лучшее обучение;
отбирать, готовить, удерживать директоров школ, которые могут руководить успешной школой.
Если школа хочет отвечать высоким стандартам знаний, умений в понимании все более многообразного и требовательного населения, то учителям придется включать новые технологии в свой методический репертуар. Образование в XXI веке потребует от учителей лучшего знания своих учеников, своего предмета и контекста своей работы. Для этого в центр усилий по реформированию системы образования в новом столетии должны быть поставлены качественная подготовка новых учителей и их дальнейший профессиональный рост. При этом нельзя отделить подготовку новых учителей от процесса профессионального развития опытных преподавателей. Необходимо создать некий континуум, действующий на протяжении всей учительской карьеры.
Литература
- DuFour R., Eaker R. Professional Learning Communities at Work: Best Practices for Enhancing Student Achievement / National Educational Service Bloomington, Indiana. Association for Supervision and Curriculum Development Alexandria. Virginia, 1998.
- Lieberman A. and Miller L. Teaching and Teacher Development: A New Synthesis for a New Century 11 Education in a New Era / Edited by Brandt R. S. ASCD (Association for Supervision and Curriculum Development). Alexandria, Virginia. USA, 2000.
- Meier D. Educating a Democracy // Will Standards Save Public Education? (Deborah Meier, Foreword by Jonathan Kozol)/ Edited by Joshua Kohen and Joel Rogers. Boston, 2000.
- State of California, California Commission on Teacher Credentialing and the California Department of Education California Standards for the Teaching Profession: Resources for Professional Practice. Element Descriptions and Descriptions of Practice with Introduction, 1999.
- State of California, California Commission on Teacher Credentialing, Standards of Quality and Effectiveness for Administrative Services Credentials. State of California, 2004.
- State of California, California Commission on Teacher Credentialing, Standards of Quality and Effectiveness for Pupil Personnel Services Credentials. School Counseling. School Psychology. School Social Work. Child Welfare and Attendance, 2001.
- What Matters Most: teaching For America's Future: Executive Summary / National Commission on Teaching & America's Future
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1406
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 662
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1