Психолого-педагогические исследования
2010. Том 2. № 1
ISSN: 2587-6139 (online)
Акмеологические аспекты в преподавании педагогической психологии
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: акмеология, педагогическая психология, профессионализм педагога, творчество
Рубрика издания: Психология образования
Для цитаты: Зобнина Т.В. Акмеологические аспекты в преподавании педагогической психологии [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. Том 2. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2010_n1/26651 (дата обращения: 15.12.2024)
Полный текст
К настоящему времени накоплен достаточно обширный опыт преподавания педагогической психологии в вузах. Сейчас, когда изменения социально-экономического уклада нашего общества ставят педагогические учебные заведения перед необходимостью искать новые формы и методы обучения, направленные на подготовку кадров, способных эффективно и творчески работать в условиях современной действительности, целесообразным представляется расширить этот опыт посредством применения акмеологического подхода к преподаванию данной учебной дисциплины.
Акмеология – относительно новая наука, изучающая закономерности, механизмы и способы достижения вершин в разных областях человеческой деятельности. Определяя категорию «акме» как высшую точку развития человека в жизни и рассматривая ее в качестве системообразующей категории психолого-акмеологического знания, к акмеологической тематике мы относим многогранную проблему прогрессивной и гуманистической самореализации личности; вопросы профессионализма и профессионализации личности; проблематику творчества; вопросы самопознания и саморазвития личности. Очевидно, что эти вопросы отчасти принадлежат сфере психологической науки, в ряде аспектов они выходят за рамки традиционно оформившегося предмета психологии, что является основанием для связи психологии и акмеологии и придает содержанию психологического образования студентов интеграционный характер.
Исходя из того что основная сфера самореализации взрослого человека – его профессиональная деятельность, мы видим возможность установления связи профессиональной акмеологии с теми отраслями психологии, которые изучают особенности психики и поведения людей в разных видах профессиональной деятельности (военная психология – военная акмеология, психология труда госслужащих – акмеология профессионального становления госслужащих и т. д.). В этом случае акмеология, понимаемая в настоящее время преимущественно как наука о профессионализме, дополняет психологию созданием акмеограммы применительно к разным видам трудовой деятельности, описанием критериев профессионализма в них, выделением уровней их продуктивности, предложением «ключа» к достижению акме. Очерченный выше предмет акмеологии конкретизируется при этом с учетом специфики видов профессиональной деятельности
Выделяя во всех видах деятельности мотивационный и операционный планы, в качестве главных психологических факторов достижения вершин в любом виде труда мы рассматриваем мотивацию и способности человека. Синтез психологии и акмеологии, с одной стороны, дополняет акмеологическую теорию профессионализма расширенным освещением этих факторов, с другой стороны, он углубляет анализ проблемы самореализации личности посредством рассмотрения с позиций комплексного подхода вопроса о системе факторов и условий достижения акме, имеющих непсихологическую природу (биологических, педагогических, социально-политических, экономических и др.), а также вопроса о качестве продуктов деятельности, разработка которого существенно значима как для исследования ее структуры, так и для решения ряда проблем педагогической психологии, психологии труда, акмеологии. Поскольку возможности влияния человека на свои биологические свойства и на социальные условия жизни ограничены, в системе факторов и условий личностно-профессионального развития ведущее значение мы придаем саморазвитию психических качеств.
Педагогическая психология и педагогическая акмеология (акмеология образования), на наш взгляд, связаны очень тесно. Акмеология образования расширяет, прежде всего, содержание такого раздела педагогической психологии, как «Психология учителя и профессионально-педагогической деятельности». Это становится возможным благодаря углубленному анализу проблемы профессионализма в труде педагога и, как следствие, проблемы продуктивности функционирования образовательных систем.
Развитие акмеологических идей в процессе преподавания педагогической психологии предполагает раскрытие сущности акмеологического подхода к исследованию педагогической деятельности и личности педагога. Этот подход, теоретически и экспериментально обоснованный Н. В. Кузьминой, заключается в выявлении особенностей плодотворной педагогической деятельности, в характеристике уровней продуктивности педагогической деятельности, в анализе динамики профессионального развития педагога. Данный подход, направленный на создание целостной концепции становления педагога-мастера, дополняет исследования в области педагогической психологии, посвященные преимущественно изучению различных аспектов педагогической деятельности либо отдельных качеств личности педагога, способствующих эффективному ее выполнению.
До настоящего времени акмеологический подход применялся преимущественно к исследованию личностно-профессионального развития взрослых людей. Значительно меньше изучены пути реализации данного подхода в профессиональной подготовке студентов, а возможности применения акмеологического подхода к психологической подготовке студентов-педагогов не являлись пока предметом специальных исследований.
Большие возможности для включения в учебный материал акмеологических аспектов, как отмечалось выше, заключает в себе раздел педагогической психологии, связанный с вопросами педагогической деятельности и личности педагога. Его содержание позволяет широко обращаться к рассмотрению сущности и структуры профессионально-педагогической деятельности, к анализу профессионально важных качеств личности педагога. Синтез психологии и акмеологии, осуществляемый в рамках данного раздела, помогает студентам глубже осмыслить специфику созидательной деятельности педагога.
В работе над содержанием раздела мы отмечаем, что труд учителя представляет собой многомерное пространство, в котором могут быть выделены три взаимосвязанные стороны: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность педагога, – являющиеся то предпосылкой, то средством, то результатом развития другой [4]. Профессионализм педагога предполагает высокий уровень развития всех этих сторон педагогического труда. Мастерство учителя многогранно. Оно проявляется во всех аспектах учебно-воспитательного процесса и неисчерпаемо, как неисчерпаемы задачи и содержание его работы. Затрагивая вопрос о составных профессионализма педагога, мы опираемся на результаты отечественных и зарубежных исследований, свидетельствующие о решающем влиянии на эффективность педагогической деятельности профессиональной направленности личности учителя и его педагогических способностей.
Анализ структуры педагогической деятельности позволяет выделить в ней такие компоненты, как коммуникативный, организаторский, конструктивный, гностический, проектировочный, определить их сущность и назначение в работе учителя. Важно отметить, что мастерством в этих областях деятельности педагог овладевает постепенно, с учетом трудностей, возникающих в процессе обучения, и путей их преодоления. В связи с этим необходимо подчеркнуть значимость для профессионального роста педагога умения объективно анализировать свою деятельность и ее результаты. Умение видеть и анализировать показатели своего труда и процесс их достижения – важнейший путь к педагогическому мастерству.
Задачу развития рефлексии как механизма выхода на высокий уровень продуктивности деятельности представляется целесообразным ставить уже в период профессиональной подготовки будущих учителей. Акцентирование внимания студентов на важности данной способности побуждает их к более внимательному отношению к особенностям своего стиля общения с людьми, своих действий и поступков.
Повышение уровня рефлексивной культуры будущих педагогов достигается благодаря осознанию студентами значимости высокого уровня самосознания для труда педагога; ознакомлению их с приемами самопознания, с разными трактовками и аспектами исследования рефлексии; ориентации студентов на самопознание в процессе обучения в вузе и за его пределами; выполнению тренинговых, игровых упражнений. Наряду с этим мы используем схему самоанализа личности, составленную нами в соответствии с параметрами Я-концепции, представленными в шкалах семантического дифференциала. Рефлексия способствует уточнению студентами своих достоинств и недостатков применительно к избранной профессии, что является необходимым условием ее успешного освоения, а в последующем – формирования индивидуального профессионального почерка. Рефлексивное управление деятельностью студентов чрезвычайно важно и для любого преподавателя вуза.
В процессе преподавания педагогической психологии мы обращаем внимание студентов на то, что все образовательные системы имеют общую цель – широкое ознакомление воспитанников с окружающей действительностью, вооружение их системой научных знаний, умением применять эти знания на практике. Наличие общей цели обусловливает правомерность включения в структуру профессионально важных качеств личности педагога как общих свойств, необходимых любому педагогу (профессиональная направленность личности, общие педагогические способности, гуманистические ценностные ориентации, общепедагогические умения и навыки), так и тех, которые обусловлены спецификой преподаваемого предмета (специальные педагогические способности).
Следует заметить, что поиск главенствующих качеств личности педагога привел исследователей к созданию целой их «коллекции». Сейчас в научной литературе можно встретить описание более семидесяти профессионально важных качеств личности педагога. К их числу авторы относят общительность, пластичность поведения, способность понимать учащихся и руководить ими, владение в совершенстве методами преподавания учебной дисциплин, любовь к детям, эмпатию, социальную зрелость личности педагога и др. Очевидно, что невозможно обнаружить полный набор этих качеств в одном человеке. В каждом конкретном случае иерархия личностных качеств может меняться в зависимости от ряда факторов: пола, возраста, стажа работы, преподаваемого предмета, стиля отношений с учащимися и др.
По мнению самих педагогов, доминантными в личности учителя являются такие качества, как знание предмета, способность откликнуться на эмоциональные проблемы человека, умение легко вступать в контакт, располагать к себе манерой поведения, внешним видом.
Совокупность этих качеств в сочетании с опытом работы педагога, его жизненными принципами, способностью к оценке своей деятельности обусловливает в конечном итоге уровень мастерства учителя. Необходимым условием его достижения является установка на непрерывное саморазвитие не только в профессиональном, но и в общекультурном плане.
Знакомство с профессионально важными качествами личности педагога позволяет студентам уточнить представления о себе в ракурсе избранной профессии. Рассматривая Я-концепцию личности как интерпсихический и интрапсихический феномен, а также принимая во внимание выявленное в ряде исследований влияние особенностей Я-концепции педагога на характер его взаимодействия с учащимися и на эффективность его деятельности в целом [2], мы считаем необходимым содействие формированию у студентов позитивной Я-концепции личности. Акмеологический подход способствует формированию развернутого представления о Я-концепции, обозначает ее роль в самореализации человека, развивает установку на самопринятие. Позитивная Я-концепция формируется при положительном подкреплении как самом общем условии создания ситуаций успеха. Этому может содействовать любой преподаватель, способный и стремящийся к эффективному педагогическому общению, которое всегда направлено на формирование позитивной Я-концепции личности. Положительно воспринимая себя, студенты смогут не только лучше учиться, но и успешнее выполнять предстоящую профессиональную деятельность, способствуя формированию позитивной Я-концепции у их будущих воспитанников.
Рассмотрение вопроса о профессионально важных качествах личности учителя позволяет затронуть вопрос об уровнях продуктивности педагогической деятельности. Выделяя такие уровни педагогического мастерства, как репродуктивный, адаптивный, локально-моделирующий, системно-моделирующий знания, системно-моделирующий деятельность (классификация Н. В. Кузьминой), мы обращаем внимание студентов на то, что для деятельности педагогов-мастеров характерна, прежде всего, постановка «сверхзадачи», т. е. той отдаленной конечной цели, которую он может достичь при оптимальной организации своего труда. Формированию высокой мотивации достижений у будущих педагогов способствует убеждение их в том, что достигнуть своей индивидуальной «вершины» в труде может практически каждый педагог. Для этого важно ставить перед собой цель подняться в своей деятельности не ниже четвертого и пятого уровней педагогического мастерства. Такая высокая цель побуждает человека не ограничиваться достигнутым результатом, а ставить перед собой все новые задачи и овладевать необходимыми для их решения способами деятельности.
Человек, посвятивший себя педагогической профессии, не производит материальных ценностей. Результат его труда – в ученике. Критериями успешности деятельности педагога являются знания учащихся, умение ими распорядиться, их степень продвижения в учении, интерес к предмету, способность к дальнейшему развитию.
В работе со студентами мы отмечаем, что восхождение к акме связано, как правило, с обогащением опыта профессиональной деятельности авторскими находками, усовершенствованиями. Чем выше уровень мастерства, тем значительнее достижения человека в труде, тем шире масштабы его творчества. Профессионализм педагога неразрывно связан с его творчеством. Пробуждение творческих сил педагога – непременное условие его профессионального роста.
Творческая деятельность педагога близка по своему характеру к исследовательской деятельности. На основе анализа наблюдаемых явлений учитель формулирует педагогическую задачу и, используя целый арсенал методов и приемов, ищет наилучшие пути её решения. Он прогнозирует свою деятельность и возможное направление развития личности учащихся и, ориентируясь на предвосхищаемые результаты, организует свою работу.
К настоящему времени определена специфика педагогического творчества, описаны его фазы, выявлены качества личности творческого учителя. Проблема творческой самореализации личности в созидательной деятельности является центральной проблемой акмеологии. Её высокая актуальность обусловила возникновение в рамках акмеологии новой области – креативной акмеологии, изучающей закономерности профессионального становления и креативного развития личности.
Акцентируя внимание студентов на необходимости творческого отношения к работе, важно стремиться формировать у них установку на творческое применение знаний в предстоящей профессиональной деятельности, на реализацию своего потенциала посредством создания авторской системы деятельности. В немалой степени способствуют развитию творческих способностей студентов активные методы обучения.
Преподавание педагогической психологии позволяет уделить внимание вопросу о моделировании авторской системы деятельности. Основные характеристики авторской системы деятельности педагога представлены в работах Н. В. Кузьминой и её последователей.
Моделирование, понимаемое нами (в широком значении этого слова) как замещение реальных объектов и действий их образами, содействует развитию у студентов способности к прогнозированию, обеспечению более тесной преемственности вузовской подготовки студентов и их будущей профессиональной деятельности.
В соответствии с деятельностным подходом формирование у студентов профессионально важных качеств личности предусматривает создание в ходе обучения ситуаций, воспроизводящих (в реальной или моделируемой форме) ее отдельные фрагменты. Возникающее при этом противоречие между требованиями, выдвигаемыми осваиваемой профессией, и наличным уровнем их знаний и умений является движущей силой профессионального развития студентов. Оперирование в воображаемом плане действиями педагога и их фиксация в форме вербальных описаний осуществляется студентами при решении ситуационных задач, при формировании ими образа педагога-мастера, образа Я-будущий, отражающего их потребности и устремления. Имитационно-ролевое моделирование осуществляется в том случае, когда студенты имитируют деятельность педагога на разных этапах учебного процесса. Принцип моделирования реализуется и при ознакомлении студентов с моделями педагогической деятельности разных уровней продуктивности: их сравнение помогает будущим педагогам сформировать более четкий образ педагога, наметить цели предстоящей профессиональной деятельности.
Преподавание педагогической психологии позволяет широко использовать на занятиях ситуационные задачи. При их решении важно побуждать студентов к анализу причин возникновения возникших ситуаций, к поиску вариантов выхода из них, к рассмотрению возможных ошибок со стороны взрослых в том или ином случае. Немалое количество ситуаций связано со стилем общения педагога с учащимися. Описывая авторитарный, демократический, либеральный стили общения, мы раскрываем психологические особенности каждого из них, отмечаем обусловленность стиля общения влиянием объективных и субъективных факторов, выделяем продуктивные и непродуктивные стили общения. При этом следует подчеркнуть зависимость психологического климата в классе от стиля общения учителя с учениками, от его педагогического такта.
Важно отметить, что уровень профессионализма педагога, целью деятельности которого является обучение и воспитание учащихся, обусловлен в значительной мере его психологической компетентностью. Общепризнанным считается факт, что нельзя добиться успеха в педагогическом труде, не будучи компетентным в области психологии. Выделяя в структуре психологической компетентности педагога аутопсихологическую, социально-психологическую, дифференциально-психологическую компетентность, правомерным представляется придать ведущее значение аутопсихологической компетентности, ассимилирующей в структуре сознания педагога все элементы его профессиональной компетентности: специальной, методической, психологической.
Формирование и развитие профессионально-педагогической направленности личности, педагогических способностей – важнейшие проблемы акмеологии образования. В то же время они занимают центральное место в содержании раздела педагогической психологии, посвящённом педагогической деятельности и личности учителя, что является основанием для синтеза этих областей научного знания. Включение в содержание курса педагогической психологии акмеологических аспектов, связанных с достижением профессионализма в педагогическом труде, расширяет знания студентов о педагогическом мастерстве и способах его достижения, содействует поиску собственных путей движения к профессионализму.
Литература
- Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. М., 1980.
- Бёрнс Р. В. Я-концепция учителя // Педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. В. Н. Карандашев, Н. В. Носова, О. Н. Щепелина. СПб., 2006.
- Кузьмина Н. В. Предмет акмеологии. СПб., 2002.
- Маркова А. К. Психология труда учителя: книга для учителя. М., 1993.
- Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М., 2001.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3021
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 1724
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1