Психолого-педагогические исследования
2010. Том 2. № 3
ISSN: 2587-6139 (online)
Создание и апробация нового личностного опросника «Методика изучения доверия к себе»
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: субъективность, позитивная психология, доверие к себе, самоценность, саморуководство
Рубрика издания: Психологический инструментарий
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Астанина Н.Б. Создание и апробация нового личностного опросника «Методика изучения доверия к себе» [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. Том 2. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2010_n3/Astanina (дата обращения: 21.11.2024)
Полный текст
Определение доверия к себе
№ |
Признаки высокого уровня доверия к себе |
Признаки низкого уровня доверия к себе |
1 |
Способность к самостоятельному выбору и постановке целей, построению стратегии их достижения в соответствии со своими ценностями |
Зависимость в принятии решения от мнения других, постоянный поиск подтверждения извне правильности своего выбора |
2 |
Высокая оценка своих возможностей, которая в условиях неопределенности позволяет человеку чувствовать себя априорно способным к достижению цели |
Низкая оценка своих возможностей, которая в большинстве ситуаций, особенно неопределенных, выражается в переживаниях страха, неуверенности, сомнений в своих способностях достигнуть цели |
3 |
Способность ориентироваться в ситуации, выбирать приемлемые способы реализации целей в соответствии с условиями в каждой конкретной ситуации |
Слабая ориентировка в ситуации ввиду переживания страха и чрезмерной фиксации на достижении положительного результата |
4 |
Способность отстаивать свои границы под давлением внешних обстоятельств, уверенное поведение на пути достижения цели, основанное на убеждении в правильности и ценности выбранного им пути |
Переживания страха, сомнений и неуверенности в правильности выбранного пути и способов достижения цели; высокая вероятность отказа от способа достижения цели или вообще от цели под давлением внешних обстоятельств |
5 |
В случае неудачи характерно прощение себе проигрыша при адекватной оценке действий, которые были успешными, и совершенных ошибок; поиск новых способов достижения цели |
При неблагоприятном исходе попытки достигнуть цели характерна фиксация на неудаче с последующим отказом от выбора новых способов достижения цели |
6 |
Принятие как своего успеха, так и неудачи на фоне позитивного отношения к себе |
Отрицание собственного вклада в успехи и неудачи в сочетании с негативным отношением к себе |
Методика и ее психометрические характеристики
|
Шкала МИС |
Коэффициенты корреляции |
1 |
Открытость - закрытость |
0,14 |
2 |
Самоуверенность |
0,27 |
3 |
Саморуководство |
0,39** |
4 |
Отраженное самоотношение |
0,22 |
5 |
Самоценность |
0,30* |
6 |
Самопринятие |
0,16 |
7 |
Самопривязанность |
0,24 |
8 |
Внутренняя конфликтность |
-0,28* |
9 |
Самообвинение |
-0,39** |
Среднее значение |
Стандартное отклонение |
Медиана |
Мода |
70,0 |
14,3 |
71,0 |
73,0 |
ПРИЛОЖЕНИЯ
|
Да, это часто бывает так |
Да, это так |
Бывает, но редко |
Случается и то, и другое |
Бывает, но редко |
Да, это так |
Да, это часто бывает так |
|
1. Я всегда найду способ выйти из трудной ситуации |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
1. Оказавшись в трудной ситуации, я часто переживаю растерянность, пока кто- нибудь не подскажет что делать |
2. Бывает, что перед выполнением трудного задания я сомневаюсь в своих силах, в том, что хорошо справлюсь с ним |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
2. Перед выполнением сложного задания я обычно точно знаю, что у меня все получится |
3. Если у меня не получается достичь своего, я расстраиваюсь, но вскоре начинаю искать новые пути достижения своей цели |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
3. Если у меня не получается достичь своего, я иногда расстраиваюсь и оставляю эту затею |
4. Если при выполнении сложного задания несколько человек утверждают, что я действую неправильно, и подсказывают мне, что надо делать, обычно следую их совету |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
4. Если при выполнении сложного задания, несколько человек утверждают, что я действую неправильно, и подсказывают мне, что надо делать, я обдумываю их совет и потом принимаю решение |
5. Не ошибается тот, кто ничего не делает; любую ошибку можно исправить |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
5. Я стараюсь не допускать ошибок; кто знает, удастся ли их исправить |
6. Когда я проигрываю, ужасно злюсь на себя - только я мог(ла)упустить возможный выигрыш! |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
6. Когда я проигрываю, недолго ругаю себя - не умею злиться на себя по- настоящему! |
7. Когда я делаю трудное задание, всегда смотрю за тем, что происходит вокруг: всегда может |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
7. В процессе выполнения трудного и важного для меня задания я обычно ничего |
появиться неожиданная помощь или опасность |
|
|
|
|
|
|
|
не замечаю вокруг: думаю только о том, как его сделать |
8. Если у меня получается выполнить сложное задание, я очень радуюсь, так как это для меня это всегда неожиданность - я удивляюсь, как это я смог (ла) сделать такое! |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
8. Когда у меня получается выполнить сложное задание, я очень радуюсь, но нисколько не удивляюсь - я всегда добиваюсь того, чего хочу |
9.Мне ближе поговорка: «Кто не рискует, тот не пьет шампанского» |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
9. Мне ближе поговорка: «От глупого риска до беды близко» |
10. Если большинство считает иначе, я оставляю свое мнение при себе |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
10. Я всегда выражаю свое мнение, даже если другие думают иначе |
11. Перед выполнением сложного задания я недолго раздумываю и почти сразу начинаю действовать: перед смертью не надышишься |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
11. Перед выполнением сложного задания я, обычно, сильно волнуюсь: мне нужно время, чтобы собраться с духом и начать действовать |
12. Я избегаю иметь дело с теми, кто со мной не согласен |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
12. Если кто-то со мной не согласен, обычно стоит с ним поговорить, и человек изменит свою точку зрения |
13. Я могу на себя положиться: я не пропаду |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
13. Я не уверен, что всегда могу рассчитывать на себя: обстоятельства могут оказаться сильнее |
14. Перед выполнением сложного задания я все тщательно и долго обдумываю, чтобы потом не допускать ошибок |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
14. Перед выполнением сложного задания я обычно недолго готовлюсь: сориентируюсь при выполнении |
15. Моя жизнь сложится так, как я хочу |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
15. Не уверен (а), что моя жизнь будет такой, как мне хочется |
№ вопр оса |
Баллы |
||||||
|
Да, это часто бывает так |
Да, это так |
Бывает, но редко |
Случается и то, и другое |
Бывает, но редко |
Да, это так |
Да, это часто бывает так |
1 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
3 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
5 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
6 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
7 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
8 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
9 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
10 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
11 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
12 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
13 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
14 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
15 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Литература
- Астанина Н.Б. Доверие к миру, другим людям, к себе как ресурс для коррекции противоправного поведения подростков // Девиантное поведение: проблемы профилактики, диагностики и коррекции. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Саратов, 2008.
- Астанина Н.Б. История развития представлений о доверии в отечественной психологии // Молодые ученые – московскому образованию. Материалы городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. М., 2009.
- Голубь О.В. Доверие к себе как внутриличностное образование старших подростков: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2004.
- Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. М, 2008.
- Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. СПб, 2008.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
- Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М., 1993.
- Перлз Ф. Эго, голод и агрессия. М., 2000.
- Селигман М. Новая позитивна психология. М., 2006.
- Скрипкина Т.П. Скрипкина Т.П. Психология доверия. М., 2000.
- Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. М., 2008.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2749
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 31
Скачиваний
Всего: 3342
В прошлом месяце: 41
В текущем месяце: 43