Отличительные особенности развивающего внутреннего диалога самосознания

1856

Аннотация

В статье представлен теоретический анализ процессуальной составляющей самосознания личности – внутреннего диалога. На основе изучения существующих научных работ по данной проблематике выделен отдельный вид внутреннего диалога самосознания – развивающий внутренний диалог. Приведены основные характеристики внутреннего развивающего диалога, описано их содержательное соотношение с компонентами (аспектами) самосознания и результатами работы развитого самосознания. Высказывается теоретическое предположение о связи расстройств самосознания личности с отсутствием характеристик внутреннего развивающего диалога. Приводится разработанная автором проективная диагностическая методика актуализации внутреннего диалога самосознания.

Общая информация

Ключевые слова: самосознание, аутокоммуникация, смыслообразование, развивающий внутренний диалог, деперсонализация

Рубрика издания: Социальная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Солдатова К.И. Отличительные особенности развивающего внутреннего диалога самосознания [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. Том 2. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2010_n3/Soldatova (дата обращения: 03.10.2024)

Полный текст

Сложилась научная традиция рассматривать самосознание как процесс и как результат этого процесса. Подробно изучены аспекты самосознания и его результаты, но сами механизмы работы самосознания изучены слабо. Малоизученным остается вопрос о процессе развития самосознания, между тем именно развитое самосознание - важная детерминанта адаптивных способностей личности, ее социально-психологических характеристик. На наш взгляд, одним из способов изучения процесса самосознания является изучение внутреннего диалога самосознания.

Категория «самосознание» в отечественной и зарубежной психологии

В настоящее время существует довольно большое количество научных работ, посвященных изучению социально-психологической категории «самосознание». Проведен широкий ряд исследований по изучению особенностей развития самосознания личности, его структуры, функций. В качестве основных работ по исследованию личностного самосознания можно выделить работы: В.В.Столина, И.С.Кона, С.Р.Пантилеева, И.И.Чесноковой, Р.Бернса, У.Джемса.
Следует отметить, что имеются значимые различия в использовании категориального аппарата по проблеме самосознания западной и отечественной психологией. В современной отечественной психологии самосознание рассматривается как осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается также и в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, выступающей в качестве основания целесообразных действий и поступков [8]. В западном подходе чаще используется синонимичный термин, введенный Р.Бернсом: Я-концепция. Категория «Я-концепция» рассматривается в качестве основой структуры самосознания и представляет собой совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой [1], совокупность установок, направленных на самого себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента: убеждение, эмоциональное отношение к нему, соответствующая выражаемая через поведение реакция.
Самосознание    состоит как минимум из трех составляющих: когнитивной, эмоционально-оценочной, поведенческой; все эти составляющие неразрывно связаны друг с другом, находятся в постоянном взаимодействии [9]. Некоторые исследователи выделяют четвертый компонент - мотивационную составляющую, отвечающую за поддержание у индивида интереса к познанию себя, саморазвитию. Поведенческая составляющая самосознания неразрывно связана с когнитивной, эмоционально-оценочной, мотивационной и является внешним их выражением. В связи с тем, что поведенческий компонент производен от трех других компонентов, в нашей работе он рассматриваться не будет.

Развивающий внутренний диалог самосознания

Проблема генезиса внутренней диалогичности личности традиционно рассматривается в русле концепции Л.С.Выготского о социальном происхождении высших психических функций. В современных работах, посвященных проблемам интериоризации, исследователи прослеживают переход внешнего межличностного взаимодействия между ребенком и взрослым во внутреннее общение, диалог с самим собой (В.С.Библер, Г.Я.Буш, Г.А.Ковалев, Л.А.Радзиховский, В.Л.Зинченко и др.). Зарождение внутреннего диалога обычно связывают с возникновением самоконтроля и саморегуляции ребенка [4]. К основным исследованиям по внутреннему диалогу самосознания можно отнести работы: Т.А.Флоренской, М.Ю.Колпаковой, А.С.Копьева, Н.И.Сарджвеладзе, Е.Н.Галуновой, Н.С.Бурлаковой, А.В.Визгиной, В.В.Столина, Е.Т.Соколовой. Актуальность исследования данной психологической категории возникла из консультационной и психотерапевтической практик, в пространстве которых внутренний диалог самосознания попадает в фокус исследования. Среди научных работ по данной проблематике преобладают теоретические, в которых рассматриваются гипотетические формы внутреннего диалога, его природа и функции (М.М.Бахтин, М.Бубер, А.Лэнгле А, И.С.Кон др.).
Для терминологической ясности следует отметить, что не любой внутренний диалог будет являться диалогом самосознания (например, когнитивный внутренний диалог при решении математических задач). И не любая аутокоммуникация внутри самосознания личности может быть отнесена именно к диалогической (например, в случае монологической аутокоммуникации).
Онтологически диалог первичен по отношению к монологу [2]. Диалог - первичная форма речевой коммуникации. Любой монолог содержит диалогические структуры. В диалоге всегда присутствует смысловая и коммуникативная взаимосвязанность. Диалог - это активное, субъект-субъектное взаимодействие партнеров, признание автономии и самости; его общие характерные особенности - субъективность, цикличность, взаимонаправленность, двусторонность [7].
Диалог обладает двойственностью, так как в нем происходят процессы осмысления и переосмысления.
Внутренний диалог представляет собой одну из форм интрапсихического общения и в узком смысле слова рассматривается как механизм функционирования самосознания [4]. Наиболее интересным, на наш взгляд, является эмпирическое исследование, проведенное А.В.Визгиной, посвященное изучению внутреннего диалога как механизма самосознания и затрагивающее один из возможных его аспектов - диалог двух подструктур личности: Я и не-Я. Под внутренним диалогом этот автор понимает развернутую внутреннюю речевую активность субъекта, направленную на значимые для него объекты действительности и собственное Я. Специфика этой активности определяется взаимодействием по крайней мере двух несовпадающих точек зрения, развиваемых одним и тем же субъектом [4].
Следует отметить, что одним из основных тезисов указанного исследования было то, что внутренний диалог является носителем и реализатором смысловых процессов самосознания личности. В ходе данного эмпирического исследования удалось выделить основные группы возможных внутренних диалогов при анализе аутокоммуникации между двумя структурами - Я и не-Я. Но в большей части выделенных групп диалогов отсутствовала характеристика смыслообразования.
Опираясь на данное исследование, мы решили более подробно исследовать именно такой вид внутреннего диалога, в ходе которого происходит образование личностного смысла. На наш взгляд, диалогической аутокоммуникацией самосознания можно называть только ту, в результате которой происходит образование качественно нового, в данном случае - образование нового смысла. Для обозначения данной группы аутокоммуникации самосознания был выбран термин «развивающий внутренний диалог», поскольку категория «развитие» подразумевает качественное изменение содержания. Другие же виды аутокоммуникации, по форме похожие на диалоги, могут на самом деле быть монологами внутри самосознания и не осуществлять основной функции внутреннего диалога - формирования развитого самосознания.
На основе теоретического анализа философских, психологических и филологических источников по данной проблематике были выделены структурные компоненты развивающего внутреннего диалога.
Необходимыми предпосылками диалогического общения являются наличие Другого (появление субъектности) и инаковость (различие между участниками диалога). К характеристикам диалога относятся: «доминанта на Другом» и «вненаходимость».
Следует отметить, что «вненаходимость» не означает ни изолированности, ни изначальной обособленности, но предполагает единство сознания, без которого невозможно было бы понимание «вненаходящихся» собеседников [6]. Если принцип «вненаходимости» не соблюдается, то границы Другого могут нарушаться и не учитываться. Возникновение же «доминанты на Другом», становится возможным в результате преодоления доминанты на себе, т. е. должна возникнуть заинтересованная направленность на Другого как на отдельного субъекта. Понятие «вненаходимость» и понятие «доминанта на Другом» взаимодополнительны, обе эти установки конституируют диалог, предполагают одна другую [10]. «Вненаходимость» без «доминанты на Другом» порождает самоотчужденность, а «доминанта на Другом» без «вненаходимости» - слияние с Другим, обезличивание [6]. В нашей работе категория «доминанта на Другом» будет заменена синонимичным понятием «интерес», а принцип «вненаходимости» может быть определен, применительно к внутреннему диалогу как самодистанцирование (способность отходить на дистанцию по отношению к себе).
В ряде работ выделяютсятакже следующие характеристики внутреннего диалога: открытость, гибкость, уважение, принятие, обмен смыслами, контакт с реальностью, ответственная позиция [3], [4].
Выделенные характеристики развивающего внутреннего диалога самосознания соотносятся с аспектами самосознания и результатами его работы следующим образом. В когнитивном аспекте самосознания содержатся следующие характеристики развивающего внутреннего диалога: самодистанцирование, открытость, гибкость, реалистичность. Их присутствие обеспечивает формирование адекватного образа Я. Эмоционально-оценочный компонент содержит такие характеристики внутреннего диалога, как уважение, принятие. Их наличие обеспечивает формирование таких результатов работы самосознания, как самоуважение и аутосимпатия. Мотивационно-смысловой компонент характеризуется такими структурными компонентами внутреннего диалога, как интерес, ответственность, активность, смысл. Их наличие в свою очередь обеспечивает формирование таких результатов работы самосознания, как самоинтерес, ответственная позиция, самоосмысление.
Выделенное соотношение характеристик развивающего внутреннего диалога с аспектами и результатами работы самосознания (развитого самосознания) представлены в таблице.

Т а б л и ц а. Соотношение характеристик развивающего внутреннего диалога с аспектами и результатами работы самосознания

Компоненты (аспекты) самосознания

Характеристики развивающего внутреннего диалога

Результат работы самосознания

Когнитивный компонент

Самодистанцирование, открытость, гибкость, реалистичность

Адекватность образа Я

Эмоционально-оценочный компонент

Уважение, принятие

Самоуважение, аутосимпатия

Мотивационно-смысловой компонент

Интерес, ответственность, активность, смысл

Самоинтерес, самоосмысление, ответственная позиция

Таким образом, можно предположить, что любая патология процесса самосознания связана с отсутствием структурных компонентов его внутреннего механизма - внутреннего диалога. Существуют характерные особенности клинической патологии самосознания, которые возможно было бы связать с нарушением процессов внутренней диалогичности.

Клиническая патология процессов самосознания

Для пограничных личностных расстройств характерно нарушение границ «Я - Другой» (нарушение принципа «вненаходимости»). Также для них характерна первичная эмоциональная дефицитарность (отсутствие самосимпатии и близости к себе). При диссоциативных расстройствах (множественная личность) личности свойственна крайняя степень отчужденности (самоотчужденности), т.е. наличие характеристики «вненаходимость» («самодистанцирование») без доминанты на Другом (самоинтереса). Дж.Беарсом были выделены следующие причины конфликтных внутренних диалогов:    внутренняя
коммуникация как внутренняя война; неполное осознание диалога; идентификация субъекта с неистинными представлениями о себе [4].
К расстройствам самосознания личности относится феномен деперсонализации- дереализации. Деперсонализация понимается как отчужденность от себя, дереализация - как отчужденность от мира. Феномен деперсонализации характеризуется самоотчужденностью (самодистанцирование без самоинтереса); отсутствием эмоций; утратой эмоциональной вовлеченности; утратой осмысленности восприятия окружения и самого себя. В.В.Столин пишет о процессе деиндивидуации, который характеризуется утратой чувства свободы выбора, моральной ответственности [5]. Также в литературе выделяются следующие характеристики процесса деперсонализации: неспособность сформировать чувства, направленные на самого себя, потеря интереса; субъект-объектные отношения; отсутствие ответственности [4].
Таким образом, обращая внимание на особенности патологических расстройств, можно отметить, что причины некоторых из них указывают на нарушение процесса внутренней диалогичности самосознания, отсутствие каких-либо значимых характеристик внутреннего диалога. В связи с этим можно говорить об актуальности исследования внутреннего диалога самосознания.

Проективная методика актуализации внутреннего диалога

В силу труднодоступности для изучения этого психологического феномена на данный момент создано лишь небольшое количество диагностических методик (Н.И.Сарджвеладзе, Е.Н.Галуновой, Н.С.Бурлаковой, А.В.Визгиной, В.В.Столина). При этом в качестве диалогической могла анализироваться аутокоммуникация, не приводящая к самоосмыслению и самопониманию. В нашей работе мы фокусируемся на изучении такого типа внутреннего диалога, который ведет к развитию самосознания личности. Поэтому одной из целей нашей работы была разработка дополнительного диагностического аппарата, позволяющего эмпирически измеренить компоненты развивающего внутреннего диалога. В основе разработанной нами проективной методики - «Методики актуализации внутреннего диалога» - лежит модифицированный вариант экспериментально-психологической методики изучения фрустрационных реакций С.Розенцвейга. В ходе контент-аналитической обработки данная проективная методика дает возможность определить наличие или отсутствие в аутокоммуникации самосознания структурных характеристик развивающего внутреннего диалога.
В бланке для заполнения испытуемому предлагается следующая инструкция: «Представьте, что вы попали в описанную ниже ситуацию (№1) и вам необходимо ее с кем-то обсудить. Но на данный момент вы являетесь единственным собеседником, с которым вы могли бы обсудить произошедшее. Прочитайте, пожалуйста, описание ситуации №1 и запишите как свои реплики (обозначение «Я»), так и реплики себя как собеседника (обозначение «С») в процессе разговора, который у вас состоялся бы».
Далее приводится описание ситуации №1: «Представьте, что ваш начальник говорит вам следующее: “Ваша работа ужасна, вы некомпетентны. Мы будем вынуждены объявить об этом на общем собрании”».
Инструкция к ситуации №2 аналогична первой и находится на втором диагностическом бланке. Описание ситуации №2: «Представьте, что ваш партнер (партнерша) говорит вам следующее: “Я больше тебя не люблю, и не вижу смысла в том, чтобы продолжать наши отношения”».
Время заполнения методики и количество реплик не ограничиваются. Обработка результатов проводится путем контент-аналитической процедуры.
«Методика актуализации внутреннего диалога» прошла апробацию в рамках пилотного исследования, это позволяет утверждать, что она соответствует заявленным целям диагностики.
Итак, социально-психологические характеристики личности, особенности ее адаптации в обществе во многом детерминированы особенностями самосознания результатами его работы. Процессуальной составляющей самосознания, обеспечивающей реализацию его функций, является внутренний диалог. А процессуальной составляющей развитого самосознания, характеризующегося наличием процессов самопонимания, самоосмысления и ценностной саморегуляции, является развивающий внутренний диалог. Через анализ развивающего внутреннего диалога мы получаем доступ к более детализированному анализу малоизученных на данный момент механизмов работы самосознания. Данные, полученные в ходе исследования развивающего внутреннего диалога, могут стать необходимым ключом к интерпретации особенностей социальной адаптации личности.

Литература

  1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание /Под ред. В.Я.Пилиповского. М., 1986.
  2. Библер В.С. Диалог. Сознание. Культура //Одиссей. Человек в истории. М., 1989.
  3. Бурлакова Н.С. Внутренний диалог в структуре самосознания и его динамика в процессе психотерапии: Дисс. … канд. психол. наук. М., 1996.
  4. Визгина А.В. Роль внутреннего диалога в самосознании личности: Дисс. … канд. психол. наук. М., 1987.
  5. Визгина А.В., Столин В.В. Внутренний диалог и самоотношение // Психологический журнал. 1989. №6.
  6. Колпакова М.Ю. Диалог как основание психотерапевтической интеграции // Гуманитарные исследования в психотерапии. 2007. №1.
  7. Кудасов В.И. Роль диалогичности сознания в самодетерминации личности: Дисс. … канд. филол. наук. Красноярск, 1995.
  8. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б. Г.Мещерякова. М., 2001.
  9. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  10. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М., 1991.

Информация об авторах

Солдатова Ксения Игоревна, аспирант кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, e-mail: toberkana@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1874
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1856
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0