Освоение принципа рефлексии в системе развивающего обучения

2190

Аннотация

Предметом статьи является рефлексивный принцип в педагогической практике развивающего обучения. В центре внимания – соотношение мышления и деятельности, прежде всего вопрос о переходе от деятельности к мышлению, осуществляющемся на основе рефлексивных механизмов. Анализируются различные модели рефлексивного процесса и обсуждаются основания для формирования различений, описывающих типы и структуру рефлексивного процесса. Исследуются возможности функционализации рефлексии в учебном процессе. Рефлексивные процессы, осуществляемые в коллективно распределенной работе учителем и учеником, показываются как связанные, но не совпадающие друг с другом. Рассматриваются уровни рефлексивного процесса: простое описание осуществленной деятельности в заданных педагогом различениях; формирование собственных мыслительных средств для описания конкретного действия в целях его преобразования; рассмотрение действия в пространстве социо-культурных образцов деятельности. Анализируется подход к сложным личностным характеристикам рефлексивного процесса в концепциях В.В.Давыдова, Н.Г.Алексеева, Ю.В.Громыко.

Общая информация

Ключевые слова: рефлексия, мышление, деятельность , мыследеятельность, деятельность учения, деятельность обучения, учебная ситуация, метапредметы

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Алексеева Л.Н. Освоение принципа рефлексии в системе развивающего обучения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. Том 2. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2010_n4/Alexeeva (дата обращения: 07.12.2023)

Фрагмент статьи

В образовательном процессе  осознание учащимся своей позиции и своих средств деятельности  –   непременное условие антропологического роста. Традиционно основой образовательного процесса является передача системы предметизованных знаний и навыков работы в  знаковых средах, характерных для той или иной предметной действительности. Рефлексивные механизмы при таком подходе к складыванию образовательной практики не нужны, так как в уже устоявшейся системе правильных концептов и приемов не приветствуется ни  принцип усомнения, ни выдвижение и проверка собственных гипотез, ни другие формы мыслительной деятельности учащихся. Исчезает собственный предмет рефлексии  –  деятельность учащегося. Вопрос о новом содержании образования, включающем  овладение человеком средствами теоретического мышления, заставляет заново отнестись к вопросам деятельностного содержания образовательного процесса и развития рефлексии у учащихся как основного средства осознания и  освоения деятельности.      Данная статья направлена на «пересборку» имеющихся знаний    о рефлексии с целью ответить на следующие вопросы: как возникает рефлексивная способность у ребенка; каковы необходимые требования к ситуациям учения-обучения, в которых должны создаваться условия для овладения учащимся рефлексивными средствами  мышления и деятельности? 

В случае  развивающего обучения мы имеем дело не просто со сменой технологии, когда можно отставить один план проведения урока и взять другой. Это связано прежде всего с требованием к педагогу  – если он претендует на обучение теоретическому мышлению,  то он должен его осуществлять, причем осуществлять здесь и теперь в ситуации урока. Не в меньшей мере это относится и к способности рефлексии. В развивающем обучении способность рефлексии должна быть представлена и в деятельности учения (деятельности ученика), и в деятельности обучения (деятельности педагога). Более того, по воспоминаниям В.А.Гуружапова, В.В.Давыдов обсуждал с ним вопрос о том, что «новая система развивающего обучения маленьких детей нужна для воспитания рефлексирующих граждан, способных осознавать общественные истоки своего взгляда на окружающий мир, основания своих взаимоотношений с окружающими людьми и возможные способы их изменения» [5, с.2]. В   концепции  В.В.Давыдова [6] ставится задача расширить возрастные возможности ребенка, чтобы теоретическое мышление стало содержанием обучения в начальной школе и чтобы овладение исходными формами рефлексии (прежде всего в коллективно распределенной работе), говорить о наличии которой у детей дошкольного и младшего школьного возраста ранее считалось невозможным, сместилось бы к 6-9 годам детского развития.

<...>

Литература

  1. Алексеев Н.Г., Щедровицкий Г.П. О возможных путях исследования мышления как деятельности //Доклады АПН РСФСР. 1957. № 3.
  2. Алексеев Н.Г.  Проектирование условий развития рефлексивного мышления  (Диссертация в виде научного доклада на соискание  ученой степени доктора психологических наук). М., 2002.
  3. Громыко Ю.В. Выготскианство за рамками концепции Л. С. Выготского. М., 1996. 
  4. Громыко Ю.В. Метод В.В.Давыдова. Учебная книга для управленцев и педагогов.  М., 2003.
  5. Гуружапов В.А. О родовом субъекте и рефлексии больших и маленьких людей. К 80-летию В.В.Давыдова // Психологическая газета. 2010. №8 (http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/23582.php).
  6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.  М., 1986.
  7. Зарецкий  В.К. Динамика уровневой организации мышления при решении творческих задач: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1985.
  8. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология.  М.,2007.

Информация об авторах

Алексеева Лада Никитична, кандидат психологических наук, заместитель директора научно-исследовательского института Инновационных стратегий развития общего образования, Москва, Россия, e-mail: alexlada3@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2204
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 2190
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0