Социально-культурное пространство наукограда как ориентационное поле профессионального самоопределения школьника

927

Аннотация

В статье подчеркивается актуальность использования социально-культурного потенциала наукограда как одного из факторов профессионального развития школьников в триединстве важнейших аспектов: социально-культурного пространства, семьи и школы. Рассматриваются особенности наукограда, имеющие существенное значение для формирования социально-культурного пространства как ориентационного поля развития профессионального самоопределения. Описываются проблемы формирования кадров для наукоемких профессий, обобщаются подходы к сущности профессионального самоопределения. Исследуется опыт реализации программы по профессиональному самоопределению школьников «Дороги, которые мы выбираем», которая осуществляется с помощью конкретных психолого-педагогических технологий, предполагающих поэтапное решение задач в зависимости от возраста учащихся и реальных условий. В частности, при ее осуществлении учитываются социально-культурное пространство наукограда, специфика профориентационных проблем наукограда и региона, уровень квалификации педагогов и психологов, выполняющих профориентационную работу, сложность профориентационных задач, решаемых в работе с каждым конкретным школьником, а также процесс интеграции личности в социальную систему.

Общая информация

Ключевые слова: наукоград, социокультурное пространство наукограда, профессиональное самоопределение, ориентационное поле профессионального развития, программа по профессиональному самоопределению школьников

Рубрика издания: Штудии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Петелина В.Н. Социально-культурное пространство наукограда как ориентационное поле профессионального самоопределения школьника [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. Том 2. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2010_n4/Petelina (дата обращения: 06.12.2024)

Полный текст

Наукограды как поселения при крупных научно-исследовательских и научнопроизводственных комплексах директивно начали создаваться в нашей стране в 1930-х, 1950-х и 1970-х гг. специальными постановлениями высших органов власти для решения важнейших государственных задач научно-технической и, прежде всего, оборонной направленности. Сам термин «наукоград» был введен в научный оборот С.Никаноровым и Н.Никитиной в 1991 г. в работе по исследованию проблем г. Жуковского [1, c.2.]. Сегодняшние наукограды (Протвино, Пущино, Обнинск и ряд других) - научно-производственно-территориальные образования, различающиеся по масштабу, характеру и видам деятельности, при этом формирующие свое особое социальное пространство.
По своему значению для научно-технического и технологического потенциала страны эти города не имеют себе равных. Например, экономический потенциал Обнинска - первого наукограда, официально получившего этот статус, составляет 1/10 экономического потенциала всей Калужской области; в 28 подмосковных наукоградах проживает 1/5 всего населения Московской области [11, c.9].
По характеру и профилю научных комплексов наукограды подразделяются на монопрофильные, моноориентированные и комплексные. Типичный пример монопрофильного наукограда - Протвино, социально и инфраструктурно обеспечивающий один государственный научный центр - Институт физики высоких энергий. К этому же типу можно отнести Пущино, Кольцово, Снежинок, Реутово.
Моноориентированные наукограды имеют несколько градообразующих предприятий одной сферы научно-технической деятельности. Например, в Жуковском расположены крупнейшие исследовательские и испытательные комплексы авиационного профиля, Черноголовка - научный центр Российской академии наук с исследовательскими институтами и лабораториями в области химической физики; моноориентированными являются также Королев, Юбилейный.
Наиболее характерный пример комплексного наукограда - Дубна. Здесь кроме Объединенного института ядерных исследований работают научные, конструкторские и научно-производственные    центры    авиакосмического,    приборостроительного, судостроительного профиля, международный университет. К этому же типу относятся Климовск, Железнодорожный, Долгопрудный. Крупным комплексным наукоградом, несомненно, является Обнинск.
Культурный феномен наукоградов состоит в том, что условия жизни здесь, как правило, значительно лучше, чем на окружающих территориях. Многие из наукоградов имеют хорошие связи со столицей (это хорошо видно на карте наукоградов России, где Московская область показана отдельно) или ближайшими крупными городами. И, конечно, здесь была интересная и востребованная, имеющая важнейшее государственное значение работа, требующая мощных интеллектуальных усилий, чаще всего в широком спектре и на стыках наук и научных направлений.
Все это создавало условия для «притечки умов» и обеспечивало научным организациям и производственным предприятиям наукоградов постоянное пополнение специалистами. В наукоградах сформировалась своеобразная культурная среда: высокий образовательный уровень живущих и работающих, высококлассные градостроительные решения, непривычный в СССР уровень самоуправления. Кроме того, дискуссии между «физиками» и «лириками» в наукоградах не столько носили конфронтационный характер, сколько способствовали формированию серьезного и неподдельного интереса к литературе, музыке, театру в научной среде.
Следовательно, особенность наукоградов, имевшая, на наш взгляд, существенное значение для формирования социально-культурного пространства, была связана с формированием надлежащих условий жизнедеятельности ученых в научных центрах, ускоренным развитием социальной инфраструктуры, а также с той уникальной атмосферой демократичности, свободомыслия и творческого поиска, которая складывалась в научных центрах в начальный период их истории. Это приносило успехи и самой науке и положительно сказывалось на ее кадровом потенциале.
Так, например, по полученным нами в ходе исследования данным, 85% детей научных работников наукограда Протвино в 1980-х гг. избрали своей профессиональной деятельностью науку, хотя выбранная научная отрасль не всегда совпадала с той, в которой специализировались родители. Мы можем предположить, что именно социально-культурное пространство, со всеми своими особенностями, стало ориентационным полем развития профессионального самоопределения молодежи на тот период времени. На сегодняшний день положение дел значительно изменилось. По прогнозу научно-благотворительного фонда «Экспертный институт», 2/3 российских городов с населением менее 50 тыс. человек в ближайшие 7-8 лет потеряют примерно 1/3 своего населения, а поскольку уезжающие - люди в основном молодые, до 30 лет, и с техническим образованием, то в этих малых городах не останется потенциала для развития [7, с.4].
В последние годы научный фактор в России был фактически исключен из числа стратегических государственных приоритетов. Акценты реформ в основном касались изменения отношений собственности и финансовой сферы. В научно-технической сфере, и в первую очередь в отечественной науке, переход к рынку привел к наиболее деструктивным последствиям.
Очевидны упущения и в работе с научными кадрами. В социальных слоях, привыкших относить себя к общественной элите, но фактически потерявших этот статус, появились негативные тенденции - смена профессиональной направленности, «утечка мозгов» за рубеж. В результате, наши научные кадры развивают западную науку. Так, в январе 2001 г. в одной из физических лабораторий США российскими учеными был остановлен луч света. Это достижение поможет впоследствии совершить глобальный скачок, например, в развитии компьютерных технологий. В целом, упущения в работе с научными кадрами привели к сокращению отечественного научного потенциала, состояние которого не соответствует интересам России и ее месту в мировом сообществе[11, с.2].
Существенную роль сыграли также просчеты в стратегии реформирования науки, организации научно-технической деятельности. В результате наука в значительной степени была исключена из процесса реформирования экономики. Она не обеспечивала создания научного «задела», крайне необходимого для активизации факторов экономического и социального прогресса, для преодоления отставания России от развитых стран.
Эти и многие другие причины привели к тому, что наукоемкие профессии в настоящее время остаются невостребованными старшеклассниками.
В Указе Президента РФ «О статусе наукограда Российской Федерации» обращено внимание на четыре главные задачи, которые должны решать наукограды. Одна из них - подготовка высококвалифицированных специалистов [12,с.2]. В связи с этим на первый план выступает создание ориентационного поля профессионального развития личности в условиях наукограда.
Профессиональное развитие человека охватывает большую часть всей его душевной жизни от появления мысли «Кем я стану, когда буду взрослым?» до момента, когда человек прекращает всякую трудовую деятельность.
П.Г.Щедровицкий рассматривает самоопределение как способность человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, как умение переосмысливать собственную сущность [4,с.9].
С точки зрения Е.А.Климова, профессиональное развитие человека - «важное проявление психического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества “делателей” чего-то полезного, сообщества профессионалов» [6, с.65].
Е.Ю.Пряжникова и Н.С.Пряжников отмечают:    «Сущностью профессионального
самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социальноэкономической) ситуации»[9, с.30].
Опираясь на вышеизложенное, выбор профессии мы рассматриваем как взаимодействие трех сторон:
человека с его индивидуальными особенностями, которые выражены в его физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте;
специальности с теми требованиями, которые она предъявляет к человеку;
социально-культурной среды.
Л.Ф.Обухова, констатируя, что социальная среда, в которой рождается ребенок, оказывает влияние на его развитие, уточняет: «...в понятие "социальная среда" входит: пол ребенка, его положение в семье, счастье его матери, социальная позиция семьи, уровень образования и др. .»[8,с.92]. Уход от трактовки развития профессионального самоопределения только как воздействия на личность с целью формирования определенных социально значимых качеств позволил более полно и глубоко охарактеризовать феномен взаимоотношений человека и среды с учетом активности человека в ее освоении, а также на основе понимания среды как источника развития и самоопределения человека, в том числе и профессионального.
Как отмечают    С.И.Вершинин    и М.С.Савина, «процесс профессионального самоопределения обусловлен характером деятельности субъекта, реализующей его отношения к конкретным факторам окружающего мира» [2, с.56]. Существует и обратная зависимость: процесс самоопределения включен в данную деятельность субъекта как ее компонент, функционально определяющий характер ее протекания. Более того, в связи с тем, что одной из важнейших характеристик человека является социальность, с социально-психологической точки зрения актуальным представляется изучение социального пространства и заключенных в нем возможностей для личностного и социального развития ребенка.
Таким образом, мы предполагаем, что в современных условиях актуально использовать социально-культурный потенциал наукограда как один из факторов, влияющих на развитие профессионального самоопределения у школьников, как ориентационного поля для предпочтения выбора учащимися наукоемких профессий.
Одним из этапов последовательного создания научного «задела» мы видим реализацию на территории наукограда программы по профессиональному самоопределению школьников «Дороги, которые мы выбираем», осуществляемой с помощью конкретных психологопедагогических технологий, при реализации которых учитываются следующие моменты: специфика профориентационных проблем наукограда и региона; реальные условия их проведения; уровень квалификации педагогов и психологов, выполняющих профориентационную работу; сложность профориентационных задач, решаемых в работе с каждым конкретным школьником.
Сами технологии предполагают решение разных задач в зависимости от возрастных групп учащихся.
В работе с младшими школьниками главный акцент делается на воспитании уважительного отношения к труду и увлекательное общее знакомство с миром профессионального труда.
Учащихся V-VI классов продолжают в увлекательной форме знакомить с миром труда, постепенно воспитывают в них уважительное отношение к общественно полезному труду вообще и конкретным видам трудовой деятельности. Во время классных часов проводится цикл занятий «В мире профессий». В качестве итога работы с учащимися V классов организуются конкурс рисунков «Профессии моих родителей», выпуски стенгазеты «Слава Труду!», коллективного альбома «Азбука профессий», куда входят поговорки и пословицы о труде, рисунки, загадки, ребусы, кроссворды, фотографии и отзывы учащихся об экскурсиях на предприятия наукограда и региона. Для учащихся VI классов налаживается выпуск стенгазеты «Человек-Человек», проводятся экскурсии на предприятия города и региона, а также конкурс сочинений «Моя будущая профессия» в рамках городского Дня Труда. Осуществляется тестирование учащихся этого возраста - не диагностирующее, а информационное, вызывающее и поддерживающее интерес к миру профессий.
В VII-VIII классах происходит дифференциация учащихся в соответствии с их намерениями продолжить обучение в предпрофильной школе. Учащихся знакомят с учреждениями муниципальной образовательной сети, на базе которых осуществляется предпрофильная подготовка. Предварительная диагностика образовательного запроса учащихся на данном этапе проводится с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, а также интересов и склонностей подростков. Широко применяются активизирующие методики, просмотр видео- и фотоматериалов, например видеофильма Г.В.Резапкиной «Дороги, которые мы выбираем» [10].
В работе со старшеклассниками, исходя из главной особенности данного возраста (социально-профессионального самоопределения подростка), основной акцент переносится на ценностно-смысловой поиск ими себя в будущей трудовой деятельности (через специально организованные элективные курсы, дискуссии, деловые игры, групповые и индивидуальные консультации, встречи с профессионалами). В выпускных классах в центре внимания - конкретные выборы, когда после рассмотрения возможных вариантов выбирается окончательный (через специально организованные индивидуальные и групповые профконсультации).
В рамках программы развития профессионального самоопределения школьников «Дороги, которые мы выбираем» для каждой возрастной параллели разработан цикл занятий, который может быть использован как психологом, так и классным руководителем: V класс - «Азбука профессий»; VI класс - «Я в мире профессий»; VII класс - «Дороги, которые мы выбираем»; VIII класс - «Я и моя профессия»; IX класс - «Я выбираю профессию»; X класс - «Я и мой выбор».
Однако, по нашему мнению, только информационная часть сопровождения сама по себе не позволит сформировать ключевые компетентности в профессиональном самоопределении, как и только проведение экскурсий на предприятия, тренингов и диагностики. Такое сопровождение будет ущербным, однобоким. Поэтому в качестве следующего этапа создания ориентационного поля развития профессионального самоопределения мы предусматриваем интеграцию науки и образования в условиях наукограда.
Социокультурное пространство наукограда, по нашему мнению, - это именно тот мощный потенциал, использование которого способно сформировать у современных школьников активную позицию в отношении выбора наукоемких профессий. Он позволяет формировать представления как о возможностях современной научной сферы ( исходя из не только абстрактного теоретического материала, но и из реальности), так и о наличии возможностей для самореализации человека в этой сфере, что обеспечивает возможность выбора. При организации работы со школьниками должны учитываться потребности в кадровом обеспечении не только научной сферы города, но и других его сфер, прогнозироваться возможности для трудоустройства специалистов в области экономики, управления, гуманитарных наук. В рамках вводимой системы создаются такие условия, чтобы юные дарования, выросшие в наукограде, не растворялись бесследно в столице и за рубежом, а оставались в наукограде или возвращались в него и обеспечивали его экономическое развитие.
Изучив и оценив важность роли родителей в развитии профессионального самоопределения, мы выделили следующий этап - повышение психолого-педагогической компетентности родителей в профессиональном самоопределении школьников посредством привлечения родителей к профориентационной работе. Известно, что процесс профессионального самоопределения ребенка начинается в раннем детстве. Отношение между родителями и детьми приводит к формированию у детей установок, потребностей, интересов, одним из проявлений которых становится выбор профессии. Отсюда следует и насущная необходимость вовлечения родителей в профориентационную работу.
В ходе работы с семьей мы определили роль родителей в развитии профессионального самоопределения ребенка: родитель - это главный помощник психолога и педагога в этом вопросе, поскольку он смотрит на проблему выбора профессии глазами собственного ребенка через призму своего социального и профессионального опыта.
Все описанные выше составляющие ориентационного поля для профессионального самоопределения школьника и основные направления их взаимодействия представлены на рисунке.

Рис. Ориентационное поле развития профессионального самоопределения школьника в условиях наукограда

Итак, ключевым моментом, с точки зрения обозначенной выше потребности в профессиональном самоопределении, является рассмотрение развития личности и социума в неразрывной взаимосвязи. Цель совместной работы - создать ребенку «социальную ситуацию развития» [3, с.8], среду общения, поле деятельности. Это сотрудничество направлено на социальную защиту и реализацию прав ребенка на успешное разностороннее развитие и самореализацию.
Результатом описанной выше совместной помощи ребенку в условиях наукограда становится формирование у школьников профессиональной Я-концепции, нахождение в профессиональном труде личностного смысла, развитие профессионального сознания и самосознания, обретение профессиональной идентичности, готовности к самостоятельному решению своих проблем, т.е. готовности к самоопределению. Важным воспитательным следствием реальной интеграции личности и социума является профилактика таких девиаций, как утрата смысла жизни, переживание социального одиночества, различные формы асоциального поведения.

Литература

  1. Агирречу А.А. Наукограды России // География. 2002. № 2.
  2. Вершинин С.И., Савина М.С. Основы профориентологии. М.,2009.
  3. Выготский Л.С. Психология. М.,2000. 
  4. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М., 1999.
  5. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М., 2006.
  6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.,2004.
  7. Кузнецов М.И. Станут ли наукограды локомотивами роста?//Трибуна. 2009. № 22.
  8. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М., 1996.
  9. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориетанция. М., 2007.
  10. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. М., 2007.
  11. Савельев В.Н. Российская наука: тенденции и перспективы // Аналитический вестник. 2007. №21(177).
  12. Указ Президента РФ от 6 мая 2000 г. № 821 «О статусе наукограда Российской     Федерации» //  Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. Вып. 17.

Информация об авторах

Петелина Виктория Николаевна, преподаватель кафедры социальной работы, Соискатель кафедры социальной психологии развития факультета социальной психологии, Российский государственный социальный университет, Москва, Россия, e-mail: Rapevik@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1910
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 927
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3