Психология социально-педагогической деятельности

1285

Аннотация

В статье рассматривается сущность и содержание социально-педагогического подхода в науке и практике. Излагается современное понимание сущности социально-педагогического компонента в педагогической науке. Значительное место уделяется рассмотрению специфики социально-педагогической деятельности, ее структуры, направлений, подвидов и форм как основных инструментов реализации идей социальной педагогики в сфере науки и реальной практики.

Общая информация

Ключевые слова: cоциально-педагогический подход, потенциал социума, социально-педагогическая деятельность, социально значимая деятельность, социальные институты, социальные отношения, социальные потребности, социальные способности, воспитательный потенциал социума, социальная активность личности

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Торохтий В.С. Психология социально-педагогической деятельности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. Том 2. № 5. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2010_n5/Torohtiy (дата обращения: 04.12.2023)

Фрагмент статьи

1. Социально-педагогический подход в педагогической науке

Подход – это ориентация руководителя, специалиста образовательного учреждения при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, принципов, идей и способов педагогической деятельности. Это также комплексное педагогическое средство, которое включает в себя:

  • основные понятия современной практики;
  • принципы деятельности, приемы;
  • методы построения образовательной деятельности.

В таком контексте социально-педагогический подход предполагает реализацию педагогического процесса (обучения и воспитания) при опоре на социум и его воспитательный потенциал через установление взаимодействия с социальными институтами, включение воспитанников в социально значимую деятельность и в социальные отношения, формирование социальных потребностей и развитие социальных способностей личности. Естественно, что данный подход требует использования возможностей семьи и других социальных институтов (различные образовательно-воспитательные структуры, общественные организации, учреждения социальной защиты населения, благотворительные фонды, церковь и т. д.), микросреды личности и социума в целом. Он обеспечивает заботу о правах человека, развитие его интересов и возможностей, защиту духовности, дает возможность организовывать механизмы педагогически компетентного вмешательства в различные личностно-средовые ситуации с целью их разрешения и защиты ребенка. Такая деятельность – это целенаправленная, научно обоснованная, педагогически организованная система построения отношений человека с окружающей социальной средой, с ее многофакторным воздействием на личность; как следствие, она включает в себя анализ вопросов, характеризующих «личность в среде», «личность в социуме», «личность в системе социальных отношений», «личность в структуре социальной деятельности».

<...>

Литература

  1. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. Курс лекций. М., 2007.
  2. Галагузова М. А. Социальная педагогика. Курс лекций. М., 2001.
  3. Загвязинцев В. И., Зайцев М. П., Кудашов Г. Н. и др. Основы социальной педагогики / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 2002.
  4. Зеленов Л. А. Социология города: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2000.
  5. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. М., 2006.
  6. Нагавкина Л. С., Крокинская O. K., Косабудская О. А. Социальный педагог: введение в должность. СПб., 2002.
  7. Социальная педагогика. Монография / Под ред. В. Г. Бочаровой. М., 2004.
  8. Социально-педагогические технологии в деятельности образовательного учреждения. Учеб. пособие для студ. вузов по специальностям «Социальная педагогика», «Социальная работа» / Под ред. В. С. Торохтия. М., 2007.
  9. Торохтий В. С. Социальная педагогика и социально-педагогическая деятельность: взаимосвязи и взаимозависимости // Материалы Всероссийского конгресса социальных педагогов с международным участием 18‑21 марта 2009 г. / Урал. гос. пед. ун-т; под ред. М. А. Галагузовой: В 4-х ч. Ч. 1. Екатеринбург, 2009.
  10. Торохтий В. С. О сущности социально-педагогического компонента в педагогической науке / Молодые ученые столичному образованию. Материалы 8-й городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования городского подчинения. М., 2009.
  11. Торохтий В. С. Социальная педагогика: социально-педагогическая деятельность и потенциал социума / Молодые ученые – столичному образованию. Материалы 9-й межвузовской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. М., 2010.

Информация об авторах

Торохтий Владимир Свиридович, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики, декан факультета социальной педагогики, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 5381
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1285
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0