Парасоциальные отношения в цифровом обучении: анализ экспериментального случая

36

Аннотация

Социальные сети стали неотъемлемой частью образования и обучения, поскольку они предоставляют платформу для доступа к информации и ресурсам за пределами традиционного обучающего контекста, позволяя обучающимся расширять свои знания и навыки более интерактивным и персонализированным способом. Отношения, которые формируются с персонажами или персонами на экране (парасоциальные отношения), могут улучшить понимание материала и взаимодействие с медийным контентом. Цель текущего исследования заключалась в изучении влияния парасоциальных отношений на усвоение учебного материала. Анализ случая типично развивающегося 10-летнего ребенка включал в себя (1) экспериментальное условие с формированием парасоциальных отношений с помощью предварительного ознакомления с персонализированными видео образовательных Tik-Tok блогеров и (2) контрольное условие, в рамках которого участник не смотрел такие видео. Видео содержали академический контент, связанный с двумя дисциплинами: математикой и естественными науками. Контрольное условие было дополнительно разделено на два типа видео: с ведущим в кадре или только с закадровым голосом. Качество усвоения материала оценивалось с помощью тестов, специализированных по предмету и категории знаний; формирование парасоциальных отношений было проанализировано при помощи интервью. Исследование показало, что результаты тестов коррелировали с парасоциальными рейтингами блогеров, а не с объёмом взаимодействия с личными видео блогеров.

Общая информация

Ключевые слова: социальные отношения, социальное взаимодействие, образование, обучение, TikTok

Рубрика издания: Анализ данных

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/mda.2024140105

Финансирование. Подготовка данной статьи была поддержана Институтом педагогических наук (Institutes of Education Sciences) R305A160402 (ведущий исследователь: Елена Л. Григоренко). Грантополучателям, осуществляющим такие проекты, рекомендуется свободно выражать свое профессиональное мнение. Таким образом, статья не обязательно отражает позицию или политику IES.

Получена: 01.03.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Харитонова К.С., Жукова М.А., Марков И.В., Разо М.Б., Ле К., Аяз С., Огбомо Д., Гарсия Д.Л., Килани Х., Григоренко Е.Л. Парасоциальные отношения в цифровом обучении: анализ экспериментального случая // Моделирование и анализ данных. 2024. Том 14. № 1. С. 67–88. DOI: 10.17759/mda.2024140105

Литература

  1. Aguiar N. R., Richards M. N., Bond B. J., Putnam M. M., & Calvert S. L. Children’s parasocial breakups with media characters from the perspective of the parent. Imagination, Cognition and Personality, 2019. Vol. 38, no. 3, pp. 193-220. DOI: 10.1177/0276236618809902
  2. Beege M., Nebel S., Schneider S. & Rey G. D. Social entities in educational videos: Combining the effects of addressing and professionalism. Computers in Human Behavior, 2019. Vol. 93, pp. 40-52. DOI: 10.1016/J.CHB.2018.11.051
  3. Beege M., Ninaus M., Schneider S., Nebel S., Schlemmel J., Weidenmüller J., Moeller K., & Rey G. D. Investigating the effects of beat and deictic gestures of a lecturer in educational videos. Computers & Education, 2020. Vol. 156, pp. 1-14. DOI:10.1016/J.COMPEDU.2020.103955
  4. Bond B. J. Following your “friend”: Social media and the strength of adolescents' parasocial relationships with media personae. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking, 2016. Vol. 19, no. 11, pp. 656-660.
  5. Bond B. J., & Calvert S. L. A model and measure of US parents' perceptions of young children's parasocial relationships. Journal of Children and Media, 2014. Vol. 8, no. 3, pp. 286-304. DOI: 10.1080/17482798.2014.890948
  6. Bond B. J., & Calvert S. L. Parasocial breakup among young children in the United States. Journal of Children and Media, 2014. Vol. 8, no. 4, pp. 474-490. DOI: 10.1080/17482798.2014.953559
  7. Brunick K. L., Putnam M. M., McGarry L. E., Richards M. N., & Calvert S. L. Children’s future parasocial relationships with media characters: The age of intelligent characters. Journal of Children and Media, 2014. Vol. 10, no. 2, pp. 181-190. DOI: 10.1080/17482798.2015.1127839
  8. Calvert S. L., Richards M. N., & Kent C. C. Personalized interactive characters for toddlers' learning of seriation from a video presentation. Journal of Applied Developmental Psychology, 2014. Vol 35, no. 3, pp. 148-155. DOI: 10.1016/J.APPDEV.2014.03.004
  9. Centeno D. D. G. Celebrification in Philippine Politics: Exploring the Relationship Between Celebrity Endorser's Parasociability and the Public's Voting Behavior. Social Science Diliman, 2010. Vol. 6, no. 1, pp. 66-85.
  10. Council on Communications and Media. Media use in school-aged children and adolescents. Pediatrics, 2016. Vol. 138, no. 5, pp. 1-6. DOI: 10.1542/PEDS.2016-2592
  11. Derrick J. L., Gabriel S., & Hugenberg K. Social surrogacy: How favored television programs provide the experience of belonging. Journal of Experimental Social Psychology, 2009. Vol. 45, no. 2, pp. 352-362. DOI: 10.1016/J.JESP.2008.12.003
  12. Derrick J. L., Keefer L. A., & Troisi J. D. Who needs friends? Personality as a predictor of social surrogate use. Personality and Individual Differences, 2019. Vol. 138, pp. 349-354. DOI: 10.1016/J.PAID.2018.10.028
  13. Dibble J. L., Hartmann T., & Rosaen S. F. Parasocial interaction and parasocial relationship: Conceptual clarification and a critical assessment of measures. Human Communication Research, 2016. Vol. 42, no. 1, pp. 21-44. DOI: 10.1111/HCRE.12063
  14. Eyal K., & Cohen J. When good friends say goodbye: A parasocial breakup study. Journal of Broadcasting & Electronic Media, 2006. Vol. 50, no. 3, pp. 502-523. DOI: 10.1207/S15506878JOBEM5003_9
  15. Eyal K., & Dailey R. M. Examining relational maintenance in parasocial relationships. Mass Communication and Society, 2012. Vol. 15, no. 5, pp. 758-781. DOI: 10.1080/15205436.2011.616276
  16. Eyal K., & Te’eni-Harari T. Explaining the relationship between media exposure and early adolescents’ body image perceptions. Journal of Media Psychology - Theories, Methods, and Applications, 2013. Vol. 25, pp. 129-141.
  17. Giles D. Parasocial Relationships. In J. Eder, F. Jannidis & R. Schneider (Ed.), Characters in Fictional Worlds: Understanding Imaginary Beings in Literature, Film, and Other Media, 2010. pp. 442-458. Berlin, New York: De Gruyter.
  18. Gleason T., Theran S., & Newberg E. Parasocial Interactions and Relationships in Early Adolescence,​ Frontiers In Psychology, 2017. Vol. 8 DOI: 10.3389/FPSYG.2017.00255
  19. Grant A. E., Guthrie K. K., & Ball-Rokeach S. J. Television shopping: A media system dependency perspective. Communication Research, 1991. Vol. 18, no. 6, pp. 773-798. DOI: 10.1177/009365091018006004
  20. Greenwood D. N., & Long C. R. Psychological predictors of media involvement: Solitude experiences and the need to belong. Communication Research, 2009. Vol. 36, no. 5, pp. 637-654. DOI: 10.1177/0093650209338906
  21. Hartmann, T. Parasocial interaction, parasocial relationships, and well-being. In L. Reinecke & M. B. Oliver (Eds.), The Routledge handbook of media use and well-being: International perspectives on theory and research on positive media effects, 2017. Routledge/Taylor & Francis Group, pp. 131–144.
  22. Horton D., & Richard Wohl R. Mass communication and parasocial interaction: Observations on intimacy at a distance. Psychiatry, 1956. Vol. 19, no. 3, pp. 215-229. DOI:10.1080/00332747.1956.11023049
  23. Howard Gola A. A., Richards M. N., Lauricella A. R., & Calvert S. L. Building meaningful parasocial relationships between toddlers and media characters to teach early mathematical skills. Media Psychology, 2013. Vol. 16, no. 4, pp. 390-411. DOI: 10.1080/15213269.2013.783774
  24. Kaufman A. S., & Kaufman N. L. Kaufman Test of Educational Achievement, Third Edition, 2014. Bloomington, MN: NCS Pearson
  25. Khalaf S., Kilani H., Razo M. B., & Grigorenko E. L. Bored, Distracted, and Confused: Emotions That Promote Creativity and Learning in a 28-Month-Old Child Using an iPad. Journal of Intelligence, 2022. Vol. 10, no. 4, pp. 118. DOI: 10.3390/JINTELLIGENCE10040118
  26. Klimmt C., Hartmann T., & Schramm H. Parasocial interactions and relationships. In J. Bryant & P. Vorderer (Eds.), Psychology of entertainment, 2006. Lawrence Erlbaum Associates Publishers, pp. 291-313.
  27. Lauricella A. R., Gola A. A. H., & Calvert S. L. Toddlers' learning from socially meaningful video characters. Media Psychology, 2011. Vol. 14, no. 2, pp. 216-232. DOI: 10.1080/15213269.2011.573465
  28. Lee B. K., Park H. S., Choi M.-I., & Kim C. S. Promoting Organ Donation Through an Entertainment—Education TV Program in Korea: Open Your Eyes. Asia Pacific Journal of Public Health, 2010. Vol. 22, no. 1, pp. 89-97.
  29. Levy M. R. Watching TV news as para‐social interaction. Journal of Broadcasting & Electronic Media, 1979. Vol. 23, no. 1, pp. 69-80. DOI: 10.1080/08838157909363919
  30. Liebers N., & Schramm H. Parasocial interactions and relationships with media characters–An inventory of 60 years of research. Communication Research Trends, 2019. Vol. 38, no. 2, pp. 4-31.
  31. Math Teacher [@mathologist]. (n.d.). [TikTok profile]. TikTok. Retrieved November 7, 2022, from https://www.tiktok.com/@mathologist
  32. McCutcheon L. E., Ashe D. D., Houran J., & Maltby J. A cognitive profile of individuals who tend to worship celebrities. The Journal of Psychology, 2003. Vol. 137, no. 4, pp. 309-322. DOI: 10.1080/00223980309600616
  33. Kelly [@the_mrskelly]. (n.d.). [TikTok profile]. TikTok. Retrieved November 7, 2022, from https://www.tiktok.com/@the_mrskelly
  34. Tab Wesley [@tabwesley]. (n.d.). [TikTok profile]. TikTok. Retrieved November 7, 2022, from https://www.tiktok.com/@tabwesley
  35. Omar B., & Dequan W. Watch, share or create: The influence of personality traits and user motivation on TikTok mobile video usage. International Journal of Interactive Mobile Technologies (iJIM), 2020. Vol. 14, no. 4, pp. 121-137. DOI: 10.3991/IJIM.V14I04.12429
  36. Pi Z., Zhang Y., Zhu F., Chen L., Guo X., & Yang J. The mutual influence of an instructor’s eye gaze and facial expression in video lectures. Interactive Learning Environments, 2021. Vol. 31, no. 6, pp. 3664–3681. DOI: 10.1080/10494820.2021.1940213
  37. Richards M. N., & Calvert S. L. Parent versus child report of young children’s parasocial relationships in the United States. Journal of Children and Media, 2016. Vol. 10, no. 4, pp. 462-480. DOI: 10.1080/17482798.2016.1157502
  38. Rideout V., Peebles A., Mann S., & Robb M. B. Common Sense census: Media use by tweens and teens, 2022. San Francisco, CA: Common Sense.
  39. Rubin A. M., Perse E. M., & Powell R. A. Loneliness, parasocial interaction, and local television news viewing. Human communication research, 1985. Vol. 12, no. 2, pp. 155-180. DOI: 10.1111/J.1468-2958.1985.TB00071.X
  40. Schrank F. A., McGrew K. S., & Mather N. Woodcock-Johnson Tests of Cognitive Abilities, Fourth Edition. 2014 Rolling Meadows, IL: Riverside Publishing.
  41. SciShow [@scishow]. (n.d.). [TikTok profile]. TikTok. Retrieved November 7, 2022, from https://www.tiktok.com/@scishow
  42. Sherman-Morris K. Tornadoes, television and trust—A closer look at the influence of the local weathercaster during severe weather. Global Environmental Change Part B: Environmental Hazards, 2005. Vol. 6, no. 4, pp. 201-210. DOI: 10.1016/J.HAZARDS.2006.10.002
  43. Tolbert A. N., & Drogos K. L. Tweens’ wishful identification and parasocial relationships with YouTubers. Frontiers in Psychology, 2019. Vol. 10, 2781. DOI: 10.3389/FPSYG.2019.02781
  44. Tukachinsky R. H. Para-romantic love and para-friendships: Development and assessment of a multiple-parasocial relationships scale. American Journal of Media Psychology, 2010. Vol. 3, no. 1/2, pp. 73-94.
  45. Vonderohe B. M. Twitter’s role in the disclosure of parasocial relationships. UW-L Journal of Undergraduate Research, 2016. Vol. 19, pp. 1-15.
  46. Wen N., & Cui D. Effects of celebrity involvement on young people's political and civic engagement. Chinese Journal of Communication, 2014. Vol. 7, no. 4, pp. 409-428. DOI: 10.1080/17544750.2014.953964
  47. Xu L., Yan X., & Zhang Z. Research on the causes of the “Tik Tok” app becoming popular and the existing problems. Journal of advanced management science, 2019. Vol. 7, no. 2. DOI: 10.18178/JOAMS.7.2.59-63
  48. Zhukova M., Kilani H., Garcia J. L., Tan M., Parell P. D., Hein S., & Grigorenko E. L. How Do Toddlers Experience Digital Media? A Case Study of a 28-Month Old Child Learning to Use iPad. Modelling and Data Analysis, 2020. Vol. 10, no. 3 pp. 5–23. https://doi.org/10.17759/MDA.2020100301

Информация об авторах

Харитонова Ксения Сергеевна, Ассистент-исследователь Лаборатории междисциплинарных исследований генетики и нейроповеденческих систем, Хьюстонский университет, Хьюстон, США, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3579-9815, e-mail: kskharit@cougarnet.uh.edu

Жукова Марина Андреевна, кандидат психологических наук, постдокторант, Бостонская детская больница, Гарвардская медицинская школа, Бостон, США, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3069-570X, e-mail: zhukova.ma@talantiuspeh.ru

Марков Илья Васильевич, Ассистент-исследователь Лаборатории междисциплинарных исследований генетики и нейроповеденческих систем, Хьюстонский университет, Хьюстон, США, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1639-7968, e-mail: imarkov@cougarnet.uh.edu

Разо Мелисса Бет, Хьюстонский университет, Хьюстон, США, e-mail: melissabethrazo@gmail.com

Ле Кейтлинн, студент магистратуры, Техасский университет в Сан-Антонио, США, ORCID: https://orcid.org/0009-0002-0537-5699, e-mail: Katelynntle00@gmail.com

Аяз Саид, Хьюстонский университет, Хьюстон, США, e-mail: shahzeb98@gmail.com

Огбомо Джошуа, Хьюстонский университет, Хьюстон, США, e-mail: joshuaogbomo@gmail.com

Гарсия Джессика Л., Ассистент-исследователь Лаборатории междисциплинарных исследований генетики и нейроповеденческих систем, Хьюстонский университет, Хьюстон, США, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1905-3658, e-mail: jessica.garcia@times.uh.edu

Килани Хешми, ассистент-исследователь Лаборатории междисциплинарных исследований генетики и нейроповеденческих систем, Хьюстонский университет, Хьюстон, США, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2424-2165, e-mail: hechmi.kilani@times.uh.edu

Григоренко Елена Леонидовна, PhD, профессор, заслуженный профессор психологии Хью Рой и Лилли Кранц Каллен, Хьюстонский университет, Хьюстон, Техас, США; ведущий научный сотрудник, Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ), Москва, Россия; профессор и и.о. директора Научного центра когнитивных исследований, Научно-технологический университет «Сириус», ФТ «Сириус», Россия; адъюнкт-профессор, Центр исследований детства и Лаборатории Хаскинса, Йельский университет, Нью-Хейвен, Коннектикут, США; профессор, Медицинский колледж Бейлора, Член редакционных советов журналов «Клиническая и специальная психология», «Экспериментальная психология» и «Психологическая наука и образование», Хьюстон, США, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9646-4181, e-mail: elena.grigorenko@times.uh.edu

Метрики

Просмотров

Всего: 44
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 36
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 16