Субъективное благополучие подростков и психологическая безопасность образовательной среды

4143

Аннотация

В работе рассматривается проблема психологической безопасности образовательной среды как условия, обеспечивающего субъективное благополучие подростков. В основу исследования легло предположение о том, что уровень психологической безопасности образовательной среды может оказывать влияние на субъективное благополучие и его структурные компоненты. В эмпирической части исследования приняли участие 127 педагогов и 192 учащихся подросткового возраста пяти общеобразовательных учреждений. Для изучения уровня психологической безопасности образовательной среды была использована методика «Психологическая безопасность образовательной среды школы» И.А. Баевой, для исследования особенностей субъективного благополучия подростков использовались «Шкала субъективного благополучия» в адаптации М.В. Соколовой и «Опросник структуры субъектности» Е.Н. Волковой и И.А. Серегиной. Выявлено, что образовательная среда с низким уровнем психологической безопасности может отрицательно влиять на некоторые составляющие субъективного благополучия подростков, такие, как активность, эмоциональное равновесие, удовлетворенность различными сферами жизни, принятие себя и других.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая безопасность, подростковый возраст, субъективное благополучие, образовательная среда, активность субъекта

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Елисеева О.А. Субъективное благополучие подростков и психологическая безопасность образовательной среды [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. Том 3. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2011_n3/47424 (дата обращения: 23.09.2023)

Фрагмент статьи

За последнее десятилетие концепция психологического благополучия личности стала довольно популярной среди исследователей. Начиная с середины XX в., вслед за Всемирной организацией здравоохранения, психологическое благополучие использовалось в качестве одной из составляющих при определении здоровья, но именно сейчас становятся актуальными научные направления, рассматривающие личность вне медицинского подхода и в соответствии с подходом, ориентированным на здоровье, а не на болезнь [9].

Стремительное повышение количества и разнообразия рисков в образовательной среде обращает внимание исследователей на проблему субъективного благополучия подростков в современном мегаполисе и, в частности, на проблему субъективного благополучия подростков в образовательной среде школы. Поскольку образовательная среда школы может рассматриваться как «…социальный институт, производящий “сверхсложный продукт” (личность, способную к самоактуализации)» [1, с. 45], сохранение здоровья и благополучия детей и подростков в образовательной среде школы, предоставление учащимся возможностей  для формирования и развития личности является одной из наиболее актуальных задач современного образования. 

Литература

  1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб., 2002.
  2. Капрара Дж. Психология личности. СПб., 2003.
  3. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПБ., 2004.
  4. Рубцов В.В., Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника // Безопасность образовательной среды: Сб. статей / Отв. ред. и сост. Г.М. Коджаспирова.  М., 2008.  
  5. Савельева О.С. Субъективное благополучие как проблема социальной психологии личности // Материалы межрегиональной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии личности». Новосибирск, 2009. 
  6. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: этнопсихологический аспект // Проблемы социальной психологии личности/  Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 2008.  
  7. Bradburn N. The Structure of Psychological Well-Being. Chicago, 1969.
  8. Diener E., Diener M., Diener C. Factors Predicting the Subjective Well-being of Nations // J. of Personality and Social Psychology. 1995. V. 69.
  9. Morrow V, Mayall B. What is Wrong with Children's Well-being in the UK? Questions of Meaning and Measurement// Journal of Social Welfare & Family Law [serial online]. 2009. September. №31(3).
  10. Ryff C, Singer B. Know Thyself and Become What You Are: A Eudaimonic Approach to Psychological Well-Being// Journal of Happiness Studies [serial online]. 2008. March. №9(1).
  11. Shek D. After-school Time and Perceived Parental Control Processes, Parent-adolescent Relational Qualities, and Psychological Well-being in Chinese Adolescents in Hong Kong// Family Therapy [serial online]. 2007. № 34(2).

Информация об авторах

Елисеева Ольга Александровна, аспирант кафедры педагогической педагогической психологии факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: olgaeliseeva3@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3325
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 4143
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 6