Выявление уровня сформированности коммуникативных умений виртуального общения

2337

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативных умений в условиях виртуального общения. На основе изучения мотивационной направленности личности, стиля виртуального общения описаны три типа виртуальной коммуникации: деловой, социально направленный, зависимый. Применяя методы наблюдения, анализа и обобщения проведен мониторинг стилевого общения в Интернете и выявлены его некоторые особенности. Вводится новое понимание коммуникативных умений и стиля виртуального общения. С целью определения уровня сформированности умений виртуального общения представлена анкета, апробированная на 384 испытуемых.

Общая информация

Ключевые слова: виртуальное общение, коммуникативные умения виртуального общения, типы виртуальной коммуникации, стиль виртуального общения

Рубрика издания: Социальная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Игнатьева Э.А. Выявление уровня сформированности коммуникативных умений виртуального общения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. Том 3. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2011_n4/49222 (дата обращения: 15.12.2024)

Полный текст

 

В современных условиях значительно уменьшается время для непосредственного межличностного общения людей друг с другом, что напрямую связано с внедрением информационно-коммуникационных технологий и развитием телекоммуникационных систем во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Поэтому актуальными становятся специальные психологические исследования, направленные на формирование и развитие коммуникативных умений виртуального общения. Для полноценного выполнения своих социальных и профессиональных функций современному человеку необходимо владеть расширенным набором коммуникативных умений, включающим не только традиционные, базисные умения, но и умения, связанные с применением информационно-коммуникационных технологий в учебной, профессиональной и повседневной деятельности. Для приверженцев культурно-исторической школы Л.С. Выгот­ского как одной из ведущих в отечественной психологической науке изучение деятельности человека в сети Интернет представляется более чем естественным, поскольку это связано с универсальным положением о значении опосредствования и переопосредст- вования осуществляемой человеком деятельности [1].

Применяя методы наблюдения, анализа и обобщения, мы провели мониторинг стилевого общения в Интернете и выявили его некоторые особенности. Как известно, каждому человеку свойственен свой индивидуальный стиль общения, который накладывает характерный отпечаток на его поведение и общение в любых ситуациях. Под стилем виртуального общения мы будем понимать особенности виртуального общения человека, характеризующие его общий подход к построению взаимодействия с собеседником. При этом стиль отражает специфику взаимоотношений между виртуальными собеседниками, которые, в свою очередь, выражают многообразную и в то же время неповторимую сущность разнообразных личностей, включенных в общение (рис. 1). Вместе с тем стиль общения, на наш взгляд, определяет и то, как человек строит общение в Интернете и понимает различные выражения, как формируется его отношение к людям, к способам решения проблем.

Стили виртуального общения


Рис. 1. Схема стилей виртуального общения

На основе изучения мотивационной направленности личности в условиях виртуального пространства, стиля виртуального общения нами были выделены три типа виртуальной коммуникации: деловой, социально направленный, зависимый. Под типом виртуальной коммуникации будем понимать набор психологических качеств, черт характера, жизненных приоритетов, которые являются определяющими в целях виртуального общения.

Деловой тип. Основным мотивом виртуального общения является деловая переписка, связанная, в основном, с профессиональной деятельностью человека. Основным стилем виртуального общения является грамматически правильный. Человек не склонен к виртуальным знакомствам, проявляет равнодушие к разнообразным сетевым сообществам. Его отличают наибольшая критичность, глубокое осознание себя и открытое самоотношение. Такой человек испытывает трудности на контактоустанавливаю­щей фазе общения и самым оптимальным способом виртуального общения считает форумы или электронную почту.

Социально направленный тип. Основным мотивом виртуального общения является коммуникативный, используются разнообразные формы виртуального общения, что вызывает положительные эмоции и стремление к установлению виртуальных контактов. Это позволяет реализовывать свой внутренний потенциал и в некоторой степени компенсировать недостатки непосредственного общения. Человек принимает себя таким, какой есть, но не исключает и ложной самопрезентации. Он легко входит в разговор, переходит с темы на тему. Таким людям легко общаться в чатах, когда даже несколько людей ведут беседу. Основным стилем виртуального общения является разговорный.

Зависимый тип. Виртуальное общение является неотъемлемой частью жизни, в котором такие люди полностью реализуются и приоритетно заменяют им непосредственное общение, поскольку не удовлетворены своими возможностями в непосредственном общении. Человек может демонстрировать защитное поведение на высказывание о необходимости прекратить проводить время в Интернете. Основным стилем виртуального общения для него является стиль с грамматическими и этическими нарушениями. Человек демонстрирует безразличие к себе, отстраненность от внешнего мира, основная стратегия ухода от проблем действительности - совершенствование в виртуальном мире.

Специфика социальной ситуации развития молодежной среды в условиях компьютеризации учебного процесса связана с выработкой новых стратегий организации учения на основе концепций личности и ее развития. Анализ учебно-воспитательного процесса в учреждениях высшего и среднего профессионального образования показывает, что в образовательном процессе не уделяется достаточного внимания целенаправленному формированию коммуникативных умений в условиях сетевого взаимодействия.

Под виртуальным общением мы будем понимать коммуникативное взаимодействие субъектов, осуществляемое посредством компьютера, при котором создается особая модель реальности, характеризующаяся эффектом присутствия в ней человека и позволяющая действовать с воображаемыми и реальными объектами. Под коммуникативными умениями мы понимаем комплекс коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности к межличностному общению, который позволяет творчески использовать коммуникативные знания. В основе коммуникативных умений виртуального общения лежат как традиционные коммуникативные умения непосредственного общения [3], так и специфические умения, связанные с виртуальным пространством (рис. 2).

 

Однако, как показывает практика, возможности коммуникативных умений виртуального общения не всегда используются в достаточно полном объеме. Все еще актуальным остается решение вопросов методического, организационного обеспечения процессов эффективного внедрения и использования новых приемов в процессе обучения.

С целью определения уровня сформированности умений виртуального общения была разработана анкета (см. ниже), апробированная на 384 испытуемых (рис. 3). Им предлагалось ответить на 15 вопросов; все положительные ответы оценивались в 1 балл, кроме ответов на вопросы №№ 2, 6, 9, 11, 12, 14, - для перечисленных вопросов в 1 балл оценивались ответы «нет».

Результаты анкетирования интерпретировались следующим образом:

8-9 баллов - высокий показатель сформированности виртуального общения; человек любит принимать участие в дискуссиях на разнообразные темы в различных формах виртуального общения, с удовольствием и легкостью вступает в новые виртуальные контакты, уважительно относится к партнерам по общению;

6-7 баллов — средний показатель сформированности виртуального общения. Человек в известной степени общителен только с хорошо знакомыми людьми, с опасением устанавливает новые контакты, в дискуссии вступает неохотно, предпочитает пассивное участие в совместных обсуждениях (например, чаты, форумы), имеет недостаточное представление о способах самопрезентации, но эти недостатки исправимы;

ниже 6 баллов - низкий уровень сформированности виртуального общения. Человек имеет очень мало друзей в сети, не проявляет инициативы к установлению новых контактов, в общении не многословен, имеет поверхностное представление о возможностях виртуального общения.

Анкета определения уровня сформированности умений
виртуального общения

 

 

№ п/п

Вопрос

Да

Нет

1.

Есть ли у вас стремление к знакомству с людьми и установлению с ними контактов посредством Интернета?

 

 

2.

Долго ли вас беспокоит чувство неприязни к глобальным сетям, когда вы не можете найти нужную информацию?

 

 

3.

Много ли у вас друзей в сети, с которыми вы постоянно общаетесь?

 

 

4.

Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время за поиском информации или общением в сети, чем общаться с людьми?

 

 

5.

Легко ли вы устанавливаете виртуальные контакты с людьми?

 

 

6.

Трудно ли вам включаться в новые для вас сетевые сообщества?

 

 

7.

Легко ли вам удается устанавливать контакты и общаться посредством сетевых технологий (чаты, форумы, e-mail и пр.) с незнакомыми людьми?

 

 

8.

Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться с новым человеком в сети?

 

 

9.

Раздражает ли вас спам?

 

 

10.

Нравится ли вам общаться в сети (на сайтах «Одноклассники» и др.)?

 

 

11.

Испытываете ли вы затруднение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомится с новым человеком в сети?

 

 

12.

Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно в виртуальном общении с незнакомыми людьми?

 

 

13.

Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в on-line общение (чат)?

 

 

14.

Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых в сети?

 

 

15.

Легко ли вам подобрать информацию, когда создаете собственные странички для размещения в Интернете?

 

 

С целью доказать валидность разработанной анкеты мы сравнили результаты анкетирования с результатами, полученными по методике «Коммуникативные организаторские способности (КОС)» у 172 студентов специальности «информатика». Эти студенты были отобраны для того, чтобы технические сложности общения в Интернете не влияли на достоверность результатов, т. е. на уровень сформированности виртуального общения. По полученным результатам был вычислен коэффициент корреляции, равный 0,82 (рис. 4), что свидетельствует о достаточно хорошей валидности разработанной анкеты.


Рис. 4. Уровень сформированности умения виртуального общения

 Точность метода обеспечивается применением порядковой шкалы измерения. Надежность метода была доказана повторным проведением анкетирования. При сравнении результатов была рассчитана корреляция, равная 0,75.

Таким образом, предложенная нами анкета определения уровня сформированно- сти умений виртуального общения по критерию современных информационно­коммуникативных процессов удовлетворяет требованиям и дает возможность целенаправленно формировать данные умения в процессе учебной и внеучебной коммуникативной деятельности молодежи [2].

Литература

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология  /Под ред. В.В. Давыдова.  М., 1991.
  2. Игнатьева Э. А. Психологический тренинг «Формирование коммуникативных умений виртуального общения» // VIII городская научно-практическая конференция молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. Москва, 23 апреля 2009. М.,2009.
  3. Михайлов В. А. Актуальные проблемы теории коммуникации: Сб. науч. трудов. СПб., 2004.

Информация об авторах

Игнатьева Эмилия Анатольевна, преподаватель психологии, Чебоксарский педагогический колледж им. Н. В. Никольского, Чебоксары, Россия, e-mail: iehmiliya@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2270
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 2337
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1