Взаимопомощь в трудовом коллективе и ее связь с силовыми параметрами организационной культуры

2478

Аннотация

Феномен взаимопомощи освещается с психологических позиций, раскрывается его взаимосвязь с удовлетворенностью трудовой ситуацией, групповой сплоченностью, особенностями культуры коммуникации. Проводятся сравнительные параллели с исследованиями Р.Льюиса и Э.Холла. Отмечается, что, несмотря на латентный характер взаимопомощи, этот конструкт играет важную роль в становлении и последующем функционировании организации, он позволяет проанализировать как поведенческий, так и аффективный компоненты. В ходе проведенного автором исследования удалось выявить вероятность принятия и оказания помощи, а также узнать, какие чувства испытывает сотрудник при ее принятии и оказании. Результаты исследования фиксируют гендерные различия по параметру взаимопомощи, их связь с особенностями русской культуры и менталитета. На основе полученных данных автором делаются качественные выводы и обсуждается проблема взаимопомощи в условиях экономического кризиса.

Общая информация

Ключевые слова: организационная психология, взаимопомощь, взаимообмен, трудовой коллектив

Рубрика издания: Социальная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Баранников К.Ю. Взаимопомощь в трудовом коллективе и ее связь с силовыми параметрами организационной культуры [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 4. С. 1–15. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n4/57031 (дата обращения: 30.11.2023)

Фрагмент статьи

Такие понятие, как «взаимовыручка» и «взаимопомощь», фигурируют во многих уставах больших компаний. Например, во всемирно известной консалтинг-компании McKinsey существует «правило 48 часов», означающее: любой сотрудник компании может обратиться к коллеге по вопросу, вызвавшему у него затруднение, и попросить помощи; коллега должен в течение 48 часов отреагировать на эту просьбу и помочь. Часто исследователи рассматривают понятия «взаимопомощь» и «взаимообмен» в одном ряду, как синонимы, отмечая, что именно система взаимопомощи привела к становлению полноценного иерархически организованного общества, в котором мы существуем и по настоящее время [10]. Например, археолог  Ричард Лики связывает сущность  того,  что  делает  нас  людьми,  с системой  взаимообмена:  «Мы  –  люди,  потому  что  наши  предки  научились  делиться  пищей  и  умениями  посредством  почитаемой  сети  обязательств» [11, с. 112].

Литература

  1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.
  2. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник: 3-е изд. М., 2006.
  3. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. СПб., 2003.
  4. Капитонов Э.А. Корпоративная культура и PR. М., 2005.
  5. Карелин А.А. Психологические тесты. М., 2004.
  6. Карпов А.В. Психология менеджмента. М., 2000.
  7. Косов А. Знакомьтесь, Ричард Льюис //  Спекулянт. 2003. Вып.3. Электронная версия
  8. Кропоткин П.А. Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса. М., 2008.
  9. Лавриненко В.Н. История аксиологии. М., 2001.
  10. Ларичев А.Г. Менеджмент. М., 2004.
  11. Потеряхин А.Л. Психология управления. Киев, 2004.
  12. Рейсшман Р.В. В помощь руководителю. М., 2011.
  13. Сачкова М.Е. Западноевропейский подход к исследованию феноменов власти и статусных отношений в группах разного типа // Психологическая наука и образование. 2010. № 5.
  14. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов  Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002.
  15. Эриксон Э.Г. Детство и общество. СПб., 2000.
  16. Яковлев В.А.  Как строить бизнес, если Вы разные. М., 2012.
  17. Jacobson P.N. Management and Culture. Longman, 2011.

Информация об авторах

Баранников К.Ю., аспирант факультета психологии Национального исследовательского университета Высшей школы экономики, e-mail: kbarannikov@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2575
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 2478
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3