Коррекционная работа с подростками, имеющими эпизодический опыт употребления алкоголя

3778

Аннотация

Статья посвящена вопросам вторичной профилактики алкоголизма у подростков, имеющих эпизодический опыт употребления алкоголя. В ней изложены результаты апробации психокоррекционной программы, которая проводилась на базе наркологического отделения Городской больницы № 3 г. Красногорска Московской области. В программе приняли участие подростки в возрасте 14–17 лет, эпизодически употреблявшие алкоголь и попавшие в поле зрения правоохранительных органов по поводу неоднократного пребывания в состоянии алкогольного опьянения. Особое внимание в статье уделяется раскрытию понятий «зона опасности» и «зона безопасности», которые стали ключевыми для создания у подростков позитивной установки на формирование здорового жизненного стиля с отказом от употребления алкоголя.

Общая информация

Ключевые слова: подростковая алкоголизация, первичная профилактика, психокоррекционная программа, зона опасности, зона безопасности

Рубрика издания: Консультирование

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Третяк Э.В. Коррекционная работа с подростками, имеющими эпизодический опыт употребления алкоголя [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n4/57121 (дата обращения: 03.12.2024)

Полный текст

 

В силу непрекращающегося роста алкоголизма в нашей стране профилактика ранней алкоголизации в молодежной среде становится одной из важнейших задач нашего общества, поскольку у многих молодых людей употребление напитков, содержащих алкоголь, ассоциируется с наиболее приемлемой формой проведения досуга. Причин такого положения довольно много. Среди основных факторов, определяющих раннюю алкоголизацию, выделяют социальные и семейные. Говоря о социальных факторах, необходимо отметить, что большое значение в приобщении подростков к алкоголю отводится телевидению, рекламе и другим источникам информации [3].

Этичность и законность рекламирования спорных товаров открыто дискутируются. Реклама табачных изделий, употребление которых наносит вред здоровью, запрещена или минимизирована во многих странах. Что же касается алкогольных напитков, то их реклама в большинстве Западных стран является компромиссной. Одним из основных аргументов в дискуссии об этичности рекламирования алкоголя выступает тот факт, что реклама спиртных напитков имеет причинно-следственное влияние на дальнейшее формирование алкогольного поведения [7].

К сожалению, часто происходит так, что при просмотре очередного боевика подросток видит любимого актера, своего кумира, с рюмкой какого-нибудь алкогольного напитка. Страницы глянцевых журналов, в том числе ориентированных и на подростковую аудиторию, пестрят изображениями публичных личностей с бокалом вина. Спиртные напитки пьют практически во всех развлекательных передачах. Пиво часто фигурирует в рекламных роликах и, особенно, в спортивных передачах. Таким образом, алкоголь в сознании подростка начинает ассоциироваться с такими темами, как достижение богатства и престижа, социальное одобрение, отдых и т. д.

Что же касается семейных факторов, то здесь не последнюю роль играет семейная «питейная» традиция. Процедура «посвящения» подростков в процесс потребления алкоголя часто происходит именно в семье, в праздничной, эмоционально приподнятой обстановке, в присутствии большого количества людей, во время какого-либо семейного торжества. Зачастую именно этот алкогольный дебют лежит в основе формирования стойкой психологической установки на то, что без спиртных напитков не могут осуществляться никакие человеческие взаимодействия.

Наряду с этим следует отметить, что подростковый возраст сам по себе может являться фактором риска ранней алкоголизации [1]. Именно этот возрастной период характеризуется реакциями эмансипации и группирования со сверстниками, поэтому особую значимость в жизни подростка начинают приобретать подростковые сообщества. В таких сообществах подросток получает возможность удовлетворения потребности быть понятым, принятым, утвердиться в группе либо за счет подражания своим сверстникам, либо за счет своей оригинальности и непохожести на них. Едва ли можно встретить подростков, употребляющих алкоголь в одиночку. Они в обязательном порядке нуждаются в зрителях. Существует мнение, что подросток выбирает в качестве предмета новых потребностей собственно алкоголь. Однако гораздо чаще выбор делается не в пользу алкоголя, а в пользу компании, где, в свою очередь, основным элементом общения может выступать алкоголь.

Одновременно с этим необходимо отметить, что значительные изменения претерпевает авторитет взрослых в плане его значимости для подростков. Это связано с еще одной особенностью подросткового возраста - перестройкой эмоциональной сферы и развитием критического мышления. Подросток стремится быть взрослым, обладать всеми правами, характерными для взрослых, обретая, таким образом, долгожданную свободу, поэтому часто игнорирует запреты взрослых, отстаивая свою независимость: « Я сам знаю, что мне нужно делать, и никто не может мне этого запретить!» [5; 6]. В той или иной степени такое поведение свойственно всем подросткам и не зависит от того, насколько благополучна семья или успешен данный подросток в школе. Но особенно остро данное проявление негативизма наблюдается в тех семьях, где между родителями и детьми отсутствуют взаимопонимание и эмоциональная близость [7].

Среди психологических факторов, создающих условия для развития аддиктивного поведения, большое значение придается неблагополучию в семье. Дети из семей наркоманов, правонарушителей, пьющих и характеризующихся конфликтностью, вырастая, испытывают социальную дезадаптацию [3]. В группе детей в возрасте 8-12 лет резко возрастает частота девиантного поведения по сравнению с детьми в возрасте 5-7 лет по показателям успеваемости (33 %), аморальности (20 % по сравнению с 2,9 % в возрасте 5-7 лет), табакокурения (9,6 % по сравнению с 2,9 %), побегов из дома (11,7 % по сравнению с 2,9 %), бродяжничеству (8,5 % по сравнению с 2,9 %). В возрастной группе 13-17 лет резко усиливаются вовлеченность в табакокурение (31 %), токсикоманию, пьянство, эмоциональное насилие над другими.

Ребенок, растущий в дисфункциональной семье, испытывает воздействие всего комплекса негативных факторов, ведущих к развитию аддикций [3]. Исследователи отмечают, что одним из признаков трудной жизненной ситуации, искажающей систему когнитивного оценивания у подростка в семье, является конфликтность. Эмоциональный дистресс, высокая тревожность и низкая самооценка становятся основной причиной употребления наркотиков в подростковой среде [4].

Наличие проблемы подростковой алкоголизации говорит о том, что помимо первичной (универсальной) профилактики, ориентированной на популяцию в целом, остроактуальной на сегодняшний день является задача разработки коррекционных программ, которые отвечают целям вторичной (селективной) профилактики, направленной на подростков, имеющих опыт эпизодического употребления алкоголя. К сожалению, число таких подростков продолжает оставаться довольно большим. Так, 90 % российских учащихся хотя бы раз в жизни пробовали алкоголь, а регулярно его употребляют 23 % школьников в России и 30 % москвичей [3].

В нашем исследовании была предпринята попытка разработать и реализовать коррекционную программу, направленную на профилактику срывов у данного контингента подростков с учетом их возрастных особенностей. Программа апробировалась на базе наркологического отделения Красногорской городской больницы № 3.

К настоящему времени в психокоррекционной работе приняли участие 29 учащихся образовательных учреждений в возрасте 14-17 лет с эпизодическим употреблением алкоголя, попавших в поле зрения правоохранительных органов по поводу неоднократного пребывания в состоянии алкогольного опьянения. Психокоррекционная программа была направлена на создание у подростков позитивной установки на формирование здорового жизненного стиля с отказом от употребления алкоголя.

В настоящей статье мы ограничимся анализом одного из ключевых компонентов коррекционной программы, который направлен на оказание помощи каждому участнику группы в осознании необходимости и возможности создания вокруг себя безопасной среды. С этой целью проводилось совместное с подростками обсуждение всех составляющих таких понятий, как «зона опасности» и «зона безопасности». Необходимость этой работы была вызвана тем, что подростки ярко продемонстрировали привычный для них образ жизни, который можно отнести к «зоне опасности» и который отразил, в частности, сильную зависимость этих подростков от стереотипов собственного поведения и внешнего окружения, провоцирующих их на употребление алкоголя.

Работа с подростками выстраивалась поэтапно. Вначале анализировались ситуации и отношения, которые увеличивают вероятность употребления алкоголя. С ребятами проводилось совместное обсуждение того, что входит в понятие «зона опасности»: наличие в ближайшем окружении людей, употребляющих алкоголь; неумение планировать свой день; отсутствие навыка заботы о себе; узкий круг интересов, скука; наличие соблазнов в виде денежных средств, неограниченных возможностей пользования компьютером и т.д. Таким образом, им необходимо было увидеть и проанализировать свою индивидуальную «зону опасности» для того, чтобы научиться находиться вне ее.

В продолжение темы «зоны опасности» и «зоны безопасности» мы изобразили на доске футбольное поле и попросили ребят представить себе, что они играют в футбол. Далее ребятам давались комментарии следующего порядка: «Край поля, где играет ваша команда, - это ваша “зона безопасности”, “зона трезвости”. Соответственно, противоположный край вашего воображаемого поля, где играет команда противника, - “зона употребления алкоголя”. Когда вы находитесь на той или иной стороне, вам это хорошо видно, но когда вы оказываетесь где-то посередине, трудно определить, на какой стороне поля вы находитесь, где располагается граница. Поэтому “зоной опасности” будет являться не только та часть поля, где играет команда противника, но и “средняя” зона. Именно “средняя зона опасности” включает в себя тех людей, места и деятельность, которые увеличивают вероятность того, что вы можете употребить алкоголь».

Обсуждая «среднюю зону опасности», подростки переходили к следующему заданию. Каждому надо было подсчитать, какое количество знакомых ребят находится в его ближайшем окружении, а затем рассказать, какие это ребята, чем они занимаются, сколько среди них тех, кто употребляет спиртное, и сколько - ведущих трезвый образ жизни. Кого среди них больше? Что сближает с теми ребятами, которые выпивают, - может быть, это только спиртное? По ходу дальнейшей работы и обсуждения способов, помогающих справиться с «зонами опасности», мы останавливали внимание на том, что «зона опасности» может включать в себя не только людей, но и виды деятельности, которые увеличивают вероятность того, что подросток употребит спиртное.

Переход на трезвый образ жизни предполагает необходимость расширения представлений подростков о возможных видах активности, не связанных с употреблением алкоголя. С этой целью мы предлагали подросткам либо вспомнить о тех видах деятельности, которые когда-то приносили им чувство удовлетворения и приятного волнения, либо подумать над возможностью освоения какого-либо нового вида деятельности, который мог бы представлять для них интерес в настоящее время.

Подростки вспоминали и записывали в своих рабочих тетрадях, чем им нравилось заниматься, от какой деятельности они получали удовольствие до того, как в их жизни появился алкоголь. Кроме того, необходимо было вспомнить, чем они раньше интересовались, но так и не удосужились удовлетворить свой познавательный интерес, чем бы хотелось заняться теперь, о чем узнать. Важно было найти тот позитивный ресурс в каждом из них, который оставался до сих пор невостребованным.

Активно обсуждая альтернативные употреблению алкоголя виды деятельности, некоторые подростки, однако, в реальной жизни не сумели их реализовать и устоять в «зоне безопасности».

Вот, к примеру, признания двух подростков из коррекционной группы о том, как произошел с ними алкогольный срыв в период посещения групповых занятий:

- Я был на массовых гуляниях 9 мая, вокруг все выпивали и веселились. Я честно не пил весь день и вечер, хотя хотелось примкнуть к остальным. Вспоминал альтернативы употребления алкоголя, о которых мы говорили. Получалось. Весь день помнил про «зону опасности» и про альтернативы. Два раза звонил матери, болтали по телефону минут двадцать. К вечеру все альтернативы закончились, а пива было море...

- Я был на шашлыках на даче. Там все ребята деревенские, все выпивают. Я предлагал на великах покататься или в футбол погонять, а ребята отказались, сказали, что лучше за коктейлями в палатку сбегать...

Из приведенных примеров видно, что, несмотря на то, что подростки уже были знакомы с альтернативами употреблению алкоголя и пытались использовать их в жизни, они все же не смогли устоять. Видимо, переход с уровня знания на уровень реального действия - непростая задача, которая требует наработки и ряда других навыков, которые можно отнести к категории здоровых. В частности, это относится к навыку заботы о себе, в основе которого лежит адекватная самооценка, уважение к себе, принятие себя.

Последнее, как нам кажется, является самой главной «мишенью» для коррекционной работы с подростками. Недаром алкоголизм и наркоманию специалисты определяют как аутоагрессию. А значит, развитие позитивного отношения подростков к себе, освоение навыков заботы о себе должны стать предметом совместной с подростками работы. Только в этом контексте становится возможным увидеть во всей полноте проблему, напрямую относящуюся к алкогольным срывам, и адекватно оценить ее опасность для физического, психического и личностного здоровья.

Другим ключевым моментом в процессе взаимодействия с подростками стала разработка плана действий по сохранению трезвости в ситуациях из «зоны опасности». Данный план несет в себе очень важную цель - освоение подростками поведенческих навыков, помогающих справляться с желанием принять алкоголь. Этот план включает в себя обращение к людям, к которым подросток испытывает доверие, и действия, которые можно предпринять, чтобы отвлечься от мыслей об алкоголе.

Каждому подростку было предложено составить в своей рабочей тетради список тех людей, которым подросток полностью доверяет, а также перечислить действия, которые помогают уйти от мысли об алкоголе. На следующем этапе проводилось совместное обсуждение шагов, которые можно предпринять в ситуациях риска алкогольного срыва. Например, связаться с кем-либо из доверенных людей, перечисленных в списке, для того чтобы поделиться своими трудностями и переживаниями и получить эмоциональную поддержку. Если это недоступно, прибегнуть к выполнению одного из возможных действий, направленных на отвлечение мыслей об алкоголе. Для закрепления результата подростки моделировали ситуации риска и отрабатывали поведенческие модели их преодоления.

На заключительном занятии, посвященном проблеме обеспечения безопасности, с подростками обсуждалась тема, позволяющая еще более погрузиться в «зону безопасности», а именно: «Причины, чтобы вести трезвый образ жизни». Подросткам предлагалось проанализировать, а затем записать в своих тетрадях причины, по которым стоит выбрать трезвый образ жизни. Другими словами, подросткам предлагалось проанализировать и найти подлинные причины, которые могут лечь в основу их сознательного отказа от алкоголя.

Следует отметить, что в полученных ответах прослеживались некоторые гендерные различия. Распространенный ответ девочек звучал следующим образом: «Я хочу продлить здоровье»; «Хочу родить здоровых детей». Среди ответов ребят наиболее часто встречалось: «Я хочу поступить в вуз»; «Хочу высоко оплачиваемую работу»; «Не хочу стать алкоголиком, как другие». Подобные формулировки становились прологом к тому, чтобы продолжать самоанализ, задавая себе вопрос: «А для чего мне это надо?». Таким образом, каждый последующий ответ наполнял «зону безопасности» подростка позитивным содержанием, в результате чего каждый мог составить представление о своем позитивном личностном ресурсе, помогающем противостоять сиюминутному соблазну.

Выводы.

Работа над темой «Зона опасности и зона безопасности» позволила выявить целый ряд личностных дефицитов в развитии подростков с эпизодическим употреблением алкоголя и наметить дальнейшие шаги коррекционной работы с ними. Перспектива такой работы видится в проработке целого блока тем, связанных с формированием позитивного отношения подростков к самим себе. Например, одна из таких тем может быть связана с преодолением ситуаций, когда подростки употребляют алкоголь для подавления своих болезненных чувств (скука, разочарования, неуверенность, стыд, одиночество). Поэтому навыки осознания и управления своими чувствами также призваны укрепить «зону безопасности» подростков.

Таким образом, нам представляется целесообразным в построении коррекционной работы с подростками, имеющими эпизодический опыт употребления алкоголя, концентрировать внимание не только на «зоне опасности», к которой подростки привыкли, научились в ней жить и считать «нормальной», но, что является крайне важным для них, и на «зоне безопасности», открывающей новые жизненные перспективы. Главное - психологически подготовить подростков к тому, чтобы сделать сознательный выбор в пользу трезвости и уметь этот выбор реализовать.

Литература

  1. Барцалкина В.В., Гречаная Т.Б., Дмитриева Н.Г. Последствия употребления психоактивных веществ подростками: факторы риска и защиты // Профилактика безнадзорности, правонарушений и наркомании среди обучающихся образовательных учреждений города Москвы / Сер. Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве. Вып. 3/ Отв. редактор В.П. Моисеенко. М., 2007.
  2. Бахадова Е.В. Неблагополучная семья как фактор формирования девиантного поведения детей //Вопросы психологии. 2009. № 1.
  3. Березин С.В., Лисецкий К.С. Наркомания глазами семейного психолога. СПб., 2005.
  4. Битюцкая Е.В. Трудная жизненная ситуация: критерии когнитивного оценивания // Психологическая наука и образование. 2007. № 4.
  5. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы.  М., 1998.
  6. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Хажилина И.И., Видерман Н.С. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике/ Под. ред.  Л.И. Шипициной и Е.И. Казаковой.  СПб., 2001.
  7. Bradshaw J. Homecoming: Reclaiming and Championing  Your Inner Child.  N. Y., 1993.

Информация об авторах

Третяк Элина Валериевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8496-2578, e-mail: tretyakev@fdomgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3535
В прошлом месяце: 40
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 3778
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 4