Очередной выпуск электронного журнала «Психологическая наука и образование psyedu.ru» (№2-2013) посвящен актуальным вопросам новой, активно развивающейся междисциплинарной области знания – социальной психологии образования. В последнее время существенно увеличился запрос на социально-психологические средства решения задач образования. Наряду с традиционными общепсихологическими, психолого-педагогическими, психолого-возрастными, психофизиологическими подходами к решению проблем образования, социально-психологические средства призваны оптимизировать и повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.
Статьи данного выпуска посвящены как исследованиям социально-психологических объектов в рамках образовательного пространства – семья, ученическая группа, личность учащегося, межличностные отношения школьников и студентов со сверстниками и взрослыми, так и практике социально-психологического сопровождения образовательного процесса.
Статьи можно подразделить на три группы. Первая из них посвящена традиционным аспектам коллективной деятельности в рамках образовательных учреждений: проблемам взаимодействия школьников и студентов между собой и с педагогами, влиянию статусно-ролевых отношений учащихся на эффективность их учебной и учебно-профессиональной деятельности. Вторая – отражает социально-психологические аспекты развития личности в процессе образования, включая особенности социализации детей и взрослых, проблемы личностного и профессионального самоопределения, влияние системы взаимоотношений на развитие творческих способностей обучающихся. Третья группа статей посвящена обсуждению социально-психологических проблем, возникающих в спортивной и профессиональной сферах деятельности.
Особое место занимают материалы, посвященные рискам образовательной системы, например, феномену «стереотипной угрозы» как самосбывающемуся пророчеству или влиянию социально-перцептивных характеристик педагога на эффективность его взаимодействия с учащимися.
Редакционная коллегия журнала и коллектив авторов надеются на то, что опубликованные материалы помогут читателям ответить на вызовы современного образования.