Позитивный личностный ресурс педагога и особенности эмоциональных состояний его учеников

5562

Аннотация

В статье раскрыт психологический механизм влияния уровня сформированности позитивных ценностей педагога на учебную успеваемость учеников, одним из ключевых компонентов которого являются эмоциональные состояния учащихся. Целью представленного исследования является изучение роли «ценностей в действии» педагога в возникновении положительных и отрицательных эмоциональных состояний школьников. Была выдвинута гипотеза о том, что позитивные ценности и стоящие за ними «сильные» черты характера педагога определяют специфику эмоциональных состояний его учеников во время урока. В исследовании приняли участие 241 педагог-предметник и 556 учеников VI, VIII, X, XI классов нескольких общеобразовательных школ г. Кривой Рог. В результате проведенного исследования было доказано, что высокий уровень выраженности позитивных ценностей педагога, отражаясь в его профессионально важных качествах, обеспечивает возникновение позитивно окрашенных эмоциональных состояний учеников. Также были выявлены закономерности влияния позитивного личностного ресурса педагога на интенсивность переживаемых учениками во время уроков эмоциональных состояний.

Общая информация

Ключевые слова: учебная успешность, эмоциональное состояние, субъективное благополучие, позитивные ценности, удовлетворенность профессиональной деятельностью

Рубрика издания: Инновационные события

Тип материала: научная статья

Тематический сетевой сборник: Психологические ресурсы личности и вызовы современности

Для цитаты: Труляев Р.А. Позитивный личностный ресурс педагога и особенности эмоциональных состояний его учеников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n3/62439 (дата обращения: 05.12.2023)

Фрагмент статьи

Перед педагогом во время выполнения профессиональных обязанностей стоит ряд важнейших задач, от решения которых зависит результат всего педагогического процесса. Одним из традиционно приоритетных направлений деятельности учителя является развитие интеллектуальных способностей, которые лежат в основе эффективного овладения знаниями. Однако все чаще видные исследователи обращают внимание на еще один немаловажный аспект педагогической деятельности: учитель выступает активным агентом влияния на эмоциональное самочувствие ребенка [6; 7; 12]. Педагог в процессе взаимодействия с учениками, проявляя собственные личностные особенности, профессиональную осведомленность и опыт, вызывает у них определенное эмоциональное состояние, которое становится доминирующим при работе на уроке и лежит в основе отношения к педагогу и его предмету [7; 14].

Литература

  1. Аргайл М. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990. 336 с.
  2. Бандура А. Теория социального научения. Спб.: Евразия, 2000.  320 с.
  3. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. 685 с.
  4. Личностный потенциал: структура и диагностика/Под ред. Д.А. Леонтьева.  М.: Смысл, 2011. 680 с.
  5. Мерзлякова Д.Р. Пути воздействия синдрома выгорания учителя начальных классов на личностные характеристики и учебную деятельность учеников // Психологическая наука и образование. 2011. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psyedu.ru/journal/2011/2/2111.phtml (дата обращения: 23.08.2012).
  6. Педаяс М.И. Эмоциональность как фактор взаимодействия // Взаимодействие коллектива и личности в коммунистическом воспитании / Редколлегия: Э. Э Антон и др. Таллин: ТПИ, 1979. 278 с.
  7. Прохоров А.О., Васильева Т.Н. Связь черт характера и психических состояний педагогов // Вопросы психологии. 2001. № 3. С. 57–69.
  8. Селигман М.Э.П. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье
    и смысл жизни. М.: София, 2006.
    368 с.
  9. Скворцова Ю.В. Метакогнитивные компоненты педагогического мышления преподавателя высшей школы: Дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2006. 193 с.
  10. Тихомиров О.К., Клочко В.Е. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности // Вопросы психологии. 1980. № 5. С. 23–31.
  11. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности
    и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.
    490 с.
  12. Чебыкин А.Я. Учитель и эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности школьников // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 42–49.
  13. Носенко Е.Л., Грисенко Н.В. Новий підхід до дослідження «цінностей у дії»: переваги, досвід, застосування для вивчення чинників емоційного вигорання педагога // Проблеми сучасної психології: зб. наук. пр.. К-ПНУ ім. І. Огієнка Ін-ту психології ім.
    Г. С. Костюка АПН України.   2010.  Вип. 10. С. 490 – 500.
  14. Росоха В.О. Емоційність у взаємостосунках викладача вищого навчального закладу з курсантами: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Харків, 1997
  15. Fredrickson B.L. Positive emotions broaden the scope of attention and thought-action repertoires // Cognition and Emotion.  2005.  № 19 (3). P. 313–332.

Информация об авторах

Труляев Р.А., аспирант кафедры педагогической и возрастной психологии факультета психологии Днепропетровского национального университета им. О. Гончара, e-mail: Trulyaev_Roman@i.ua

Метрики

Просмотров

Всего: 3657
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 5562
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 2